Напоминание

"Звуки М, Мь.Буква М."


Автор: Лепёхина Елена Ивановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ № 35
Населённый пункт: город Кызыл, Республика Тыва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Звуки М, Мь.Буква М."
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тема: Звуки М и Мь. Буква М.

Цели:
Коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звуков М, Мь, умение их выделять из слов; познакомить с термином «согласный звук»; учить обозначать согласные звуки фишками синего и зеленого цвета; познакомить с буквой М. Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики рук, зрительного и фонематического восприятия. Коррекционно-воспитательные: умение слушать речь взрослого,
Оборудование
: кукла Маша и Мила; картинки с изображением машины, матрёшки, мышки, медвежонка, мяча; фишки синего и зеленого цвета; колокольчик, карточка с буквой М; картинки «спрятанная буква», «качели», «друзья».
Ход занятия:

1.

Приветствие.
Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки: Доброе утро, и всем улыбнулись, Друзьям своим и гостям поклонились.
2
.
Орг. Момент
- Сегодня нам предстоит узнать много интересного и нового, а для этого нужно хорошее настроение Ну-ка дружок, вставай в кружок Будем лицо разминать, Хорошее настроение получать! Самомассаж лица (действия выполняются по тексту) Ручки растираем и разогреваем И лицо теплом своим мы умываем Грабельки сгребают все плохие мысли Ушки растираем вверх и вниз мы быстро Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки, А потом уходим пальцами на щёчки. Щёчки разминаем, чтобы надувались. Губки разминаем, чтобы надувались. Мы теперь утята, клювики потянем Разомнем их мягко, не задев ногтями.

3. Повторение пройденного материала.

Игра «Отгадай звук».
Дети отгадывают по беззвучной артикуляции дефектолога гласные звуки. ( А, У, И, О, У,И, А, У, О, И, А).
-
Сейчас мы поиграем в игру «отгадай звук», и повторим, какие звуки мы знаем. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы будете отгадывать и называть, какой звук я произнесла.
-
Как одним словом назвать все звуки, которые вы отгадали? (гласные звуки)
-
Как выходит воздух при произнесении гласных звуков? ( свободно, не встречая преграды)
4.

Основная часть.

Введение в тему. Игра «Отгадай загадку».
Голодная пасется, сытая жует Всем ребятам молоко дает (корова) От неё бегут мышата, Шерстка мягкая, как вата. Громко песенку поёт, Молочко из блюдца пьёт (кошка) На магнитную доску выставляются картинки – отгадки.
Беседа. Характеристика звука М.
- Ребята как назовём одним словом корову и кошку? (домашние животные) - Каких домашних животных вы еще знаете? - Каждое животное по-своему подает голос. Как подает голос корова? - Какой гласный звук вы слышите в конце? (гласный звук У) - Какой звук слышим перед звуком У? (М-м-м) - Давайте правильно произнесём звук М, для этого нужно сомкнуть губы и помычать. Язык лежит свободно, спокойно. Воздух выходит через нос. Потом воздух прорывает сжатые губы. При произнесении звука М воздух встречает преграду - губы. - Если при произнесении звука, воздух встречает преграду, то звук называется согласным. Согласные звуки мы будем обозначать фишкой синего цвета (под картинкой коровы выставить синюю фишку) - А теперь давайте ещё раз произнесем звук М и проверим работу голосового моторчика. Положите руку на горлышко и произнесите звук М.
- Голосовой моторчик работает или спит? (моторчик работает) - Правильно. Если голосовой моторчик работает, то это звук звонкий. Он зенит как колокольчик (выставляется картинка колокольчика) - Ребята кто из вас хочет рассказать про звук М? Дефектолог предлагает детям самостоятельно дать характеристику звука М.
Физминутка.

-
Ребята, а теперь давайте отдохнем и поиграем в игру
«Котик»
Вот какой котик, круглая мордашка Крадутся по кругу друг за другом И на каждой лапке коготки- царапки Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку Все ему игрушки- кубик и катушки Прыгают на носочках. Держат руки на поясе. Котик, точно мячик, по квартире скачет. Выполняют подскоки.
-
В какую игру мы с вами играли? (выставляется картинка котика) - А как подаёт голос котик? - Какой слышите первый звук в слове «мяу»? - При произнесении звука Мь губы напрягаются больше, чем при произнесении звука М. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. - При произнесении звука Мь воздух проходит свободно или встречает преграду? (воздух встречает преграду) - Какую преграду встречает воздух? (мешают губы) - Значит звук Мь согласный. (выставляется символ согласного звука) - Положите руку на горлышко и произнесите звук Мь, горлышко «дрожит» или нет. (горлышко дрожит) - Молодцы, если горлышко дрожит значит звук Мь звонкий (выставляется картинка колокольчика) - Давайте произнесём звук Мь и послушаем как он звучит твердо или мягко? Звук Мь мягкий, мы его будем обозначать фишкой зеленого цвета (выставляется фишка зеленого цвета под картинкой). Дефектолог подводит итог. Звук Мь – согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. Звонкий – потому что горлышко «дрожит». Звук Мь мягкий. - Ребята, а кто из вас сможет рассказать про звук Мь.

5. Закрепление пройденного материала.

Игра «Определи звук»
- Мы сегодня узнали два новых звука. А теперь научимся их различать. (детям раздаются кружки синего и зеленого цвета) Я буду произносить звуки, а вы когда услышите твердый звук М поднимите сигнальную карточку синего цвета, на мягкий звук – зеленого цвета. Дефектолог произносит звуки, слоги, и слова со звуками М, Мь.
Игра «Подари картинку»
У нас сегодня в гостях две куклы. Их зовут Маша и Мила. Как вы думаете в имени Маша, какой первый звук слышится твердый или мягкий? А в имени Мила? Сейчас мы будем дарить картинки Маше и Миле. Если в названии картинки твердый звук М, то картинку подарим Маше. А если мягкий звук, то Миле (картинки на звук М, Мь лежат перевернутые на столе). Дети берут картинки, называют и дарят Маше или Миле.
6. Работа с буквой.

Игра «На что похожа буква?»
- Ребята как вы думаете, на что похожа буква М? (ответы детей) Дефектолог показывает картинку и произносит: А вот это – буква М! Здесь качаться можно всем! Взявшись за руки, мы встали, И на М похожи стали.
Показ буквы М детьми.
- Давайте и мы подружимся и покажем букву М гостям. - Взялись за руки друзья И сказали: «Ты и я – это мы!» А между тем, получилась буква М.
Выкладывание буквы М на столе из счетных палочек.
- Давайте посчитаем из скольких элементов состоит буква М (их четырех)
- А теперь я предлагаю вам сесть за столы и выложить из палочек букву М. - Молодцы! Представляете, а еще эту букву можно показать пальцами рук. Сжимаем пальцы в кулачок. Повернем его к себе Выпрямляем указательные пальцы И подружим большие пальцы.
Игра «Найди букву».
- Ребята наша буква озорница. Она решила поиграть с нами в прятки и спряталась вот в этой сказочной картинке. Ваша задача найти на этой картинке букву М (дети подходят к доске и обводят найденную букву маркером) - Молодцы и с этим заданием справились на отлично. А в группе вместе с воспитателями вы в тетрадях букву М
7. Подведение итогов.
- Встанем в круг, все потянулись, Плечи расправили, всем улыбнулись. - Ребята, какие новые звуки мы сегодня узнали? - Какой фишкой мы обозначаем звуки М и Мь? - А помогли нам звуки М и Мь узнать про домашних животных? - Назовите этих животных? - Что нового вы узнали на занятии? - Что вам больше всего понравилось? - А теперь давайте попрощаемся с гостями нашего сада, заразим их хорошим настроением и подарим частичку тепла от нас (детки прикладывают ладони к сердцу, а затем посылают гостям)


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники