Автор: Смурага Любовь Михайловна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ Школа №124 Населённый пункт: город Самара Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Тема: "Моя экологическая грамотность" Раздел: полное образование
«Моя экологическая грамотность»
Автор-составитель: учитель биологии
Смурага Л.М.
2016г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по экологическому образованию
для
5
класса
составлена
в
соответствии
с
требованиями
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования,
на
основе
программы
внеурочной
деятельности
Е.Н
Дзятковской,
А.Н.
Захлебного,
А.Ю.
Либерова
«Моя
экологическая
грамотность»
5
-
6
классы,
Москва
«Просвещение»,
2012.
Примерная
программа
опирается
на
программу
развития
универсальных
учебных
действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов,
программу воспитания и социализации обучающихся.
Отличительными особенностями курса
Программа
построена
на
основе
общенациональных
ценностей
российского
общества,
таких,
как
природа,
здоровье,
гражданственность,
экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к
повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать
экологиче ские
проблемы
в
повседневной
жизни;
д е й с т в о ват ь
предусмотрительно;
осознанно
придерживаться
ресурсосберегающего
поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу
по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного
развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Программа определяет минимальный объём содержания внеурочной
деятельности в 5 классе, оставляя возможность дополнения её вариативной
составляющей
педагогическим
коллективом
образовательного
учреждения
при участии обучающихся и их родителей (законных представителей). К
доработке
и
реализации
программы
по
решению
педагогического
совета
образовательного
учреждения
могут
привлекаться
специалисты
государственных
учреждений,
представители
общественных
институтов.
Авторы
рабочих
программ
и
учебно-методических
материалов
могут
предложить собственный подход в части расширения содержания примерной
программы,
определения
приоритетных
видов
внеурочной
деятельности
(игра,
познавательная
деятельность,
проблемно-ценностное
и
досуговое
общение,
творчество,
общественно
полезная
практика,
спортивно-
оздоровительная,
туристско-краеведческая,
начальная
т рудовая
деятельность), форм организации (тренинги, экскурсии, фестивали, ярмарки,
студии и т. д.); форм подведения итогов индивидуальной и коллективной
работы (выставка, концерт, презентация и др.) в соответствии с местными ус-
ловиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога
и др.
Цели
и
результаты
внеурочной
деятельности
в
5
–
6
классе
формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в
соответствии со стратегическими целями школьного образования в области
экологии и здоровья.
Стратегические цели школьного экологического здоровьесберегающего
образования
определяются
приоритетными
общенациональными
задачами
обеспечения
экологического
качества
окружающей
среды;
здоровья
и
экологической
безопасности
граждан
страны;
международными
рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития
как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание
человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.
Цель курса «Моя экологическая грамотность» — формирование основ
экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных,
коммуникативных,
регулятивных
и
личностных
умений
находить
информацию об экологических опасностях, проверять её, преобразовывать,
определять её личный смысл, публично представлять в просветительских
целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа
жизни.
Программа
по
внеурочной
деятельности
построена
с
учётом
следующих содержательных линий:
•
учусь экологическому мышлению;
•
учусь управлять собой;
•
учусь действовать, мои экологические проекты.
Примерная
программа
внеурочной
деятельно сти
«Школа
экологической грамотности» является неотъемлемым звеном в достижении
целей основного общего экологического образования.
Особенности организации учебного процесса
Содержание
экологиче ского
образования
п р е д усматривает
формирование
научного
знания
об
экологических
связях
в
окружающем
мире,
их
противоречиях;
экологических
рисках
и
способах
их
контроля;
этических и правовых нормах экологической безопасности; историческом
опыте
экологической
культуры
разных
народов;
правилах
экологически
сообразного здорового образа жизни; экологической составляющей разных
фрагментов культуры человечества.
Деятельностным
средством
формирования
у
обучающихся
экологической
грамотности
и
основ
экологической
культуры
выступает
развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий
по
определению
личностного
смысла
ценностей
природы,
здоровья,
экологической
безопасности;
способов
экологически
ориентированной
проектной
деятельности;
готовности
к
общественной
деятельности
экологической направленности.
Основное
общее
экологическое
образование
реализуется
через
тематическую
составляющую
базовых
учебных
предметов,
вариативный
урочный
компонент,
в
том
числе
элективные
учебные
курсы,
а
также
внеурочную деятельность. Каждая из этих форм решает свои специфические
задачи.
Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет
собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-
деятельностный
подход
совместно
с
учебными
задачами
урочного
компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных
личностно
и
социально
значимых
учебно-проектных
и
социально-
практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой.
В
примерной
программе
предусмотрено
развитие
представленных
в
программах основного общего образования видов деятельности обучаемых и
соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начального
образования.
На
этапе
начальной
школы
на
первое
место
во
внеурочной
деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех
учебных
предметов
универсальных
учебных
действий,
ценностных
ориентации
и
оценочных
умений,
социальных
норм
поведения,
направленных
на
сохранение
здоровья
и
обеспечение
экологической
безопасности
человека
и
природы.
Формируется
личный
опыт
самоограничения
при
решении
ключевого
противоречия
экологического
сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционально-ценностного
переживания.
Основными
источниками
содержания
выступают
экологические
образы
в
традициях
и
творчестве
разных
народов,
художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.
Основные виды внеурочной деятельности:
эмоционально-эстетическая,
образно-познавательная,
игровая,
рефлексивно-оценочная,
регулятивная,
креативная,
общественно
значимые
полезные
дела
и
начала
научно-
познавательной деятельности. Формируемые ценности: природа, здоровье,
экологическая
культура,
экологически
безопасное
поведение.
Основное
педагогическое
средство
организации
внеурочной
деятельно сти:
развивающие ситуации игрового и учебного типов.
В
основной
школе
на
базе
сформированных
универсальных
учебных
действий осваивается экосистемная познавательная модель и экологически
направленные рефлексивно-оценочные действия. Накапливается опыт проек-
тирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального
позиционирования
в
жизненных
экологических
ситуациях
в
качестве
гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи.
Формируется
опыт
решения
противоречий
экологического
сознания
подросткового возраста (индивидуальное — коллективное, мораль — право,
наука
—
традиции
бытового
поведения).
Ведущие
источники
отбора
содержания — наука, технология, экологическое право, экологическая этика,
экологическая
культура
разных
социальных
групп,
отдельных
личностей.
Основные
виды
внеурочной
деятельности:
и с с л ед о ват е л ь с ка я ,
организационно-коммуникативная,
рефлексивно-оценочная,
креативная,
проектная,
а
также
трудовая
и
профильная
ориентация.
Формируемые
ценности:
гражданское
общество,
этнокультурная
и
общероссийская
идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье
как личная и общественная категория; социальное партнёрство по вопросам
улучшения
экологического
качества
окружающей
среды
и
здоровья
населения;
экологически
целесообразный
здоровый
и
безопасный
образ
жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и
будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального
народа России. Основное педагогическое средство организации внеурочной
деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.
В
5
-
6
классе
внеурочная
деятельность
имеет
свою
специфику,
обусловленную
возрастными
психологиче скими
о с обенностями
обучающихся
в
связи
с
их
переходом
к
новой
ведущей
деятельности.
Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных
действий младших подростков: расширение видов источников информации, в
которых
обучающийся
может
самостоятельно
найти
необходимую
информацию,
обработать
её,
преобразовать
и
публично
представить;
освоение
экосистемной
познавательной
модели
и
её
применение
для
выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях;
формирование
коммуникативных
умений
работы
в
малых
группах
со-
трудничества;
чувственно-эмоционального
опыта
общения
с
природными
объектами;
регулятивных
умений
осознанного
самоограничения
в
целях
ресурсосбережения;
ведения
эколого-просветительской
деятельности;
субъект-субъектного
непрагматического
отношения
к
природе;
ценности
принципа предосторожности.
Виды учебной деятельности:
научно-исследовательская
проектная, ролевая игра
проблемно-ценностное и досуговое общение
социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности :
исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете;
деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-
конференция «Наши полезные советы»;
оформление
информационного
уголка
класса,
проекты-
исследования по экономному использованию энергии, предметов,
материалов;
дискуссионный клуб «Стыдно жить расточительно»;
психологический практикум-тренинг;
ролевые ситуационные игры;
просветительские проекты;
заседания киноклуба.
В
рамках
программы
реализуется
с о ц и а л ь н о - п р о бл е м н а я
естественнонаучная
гуманитарная
модель
содержания
эколо гического
образования.
Отбор
содержания
проведён
с
учётом
системно-
деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают
предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений
повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной
здоровьесберегающей практической деятельности.
Содержание курса
Раздел
1.
Как
обнаружить
экологическую
опасность:
учусь
экологическому мышлению. Развиваем экологическую зоркость. Экология
как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного
познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый
каждому
человеку.
Потребность
человека
в
благоприятной
среде
жизни.
Экологические
опасности
в
окружающем
мире.
Природные
источники
экологической
опасности,
их
неустранимый
характер.
Источники
экологической
опасности,
связанные
с
деятельностью
человека.
Экологическое
мышление
—
условие
развития
экологической
зоркости,
умения
обнаруживать
экологическую
опасность.
Экологический
риск
как
вероятность
опасности.
«Экологический
след».
Выявление
экологических
рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска
от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа
жизни
(характера
питания,
наличия
вредных
привычек
и
др.).
Модели
поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её
устранение.
Способы
предупреждения
населения
об
экологической
опасности.
Роль
средств
массовой
информации,
телевидения,
Интернета,
радио,
рекламы,
средств
оповещения
гражданской
обороны.
Трудности
нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания
информации,
её
правильного
использования
в
целях
экологической
безопасности.
Кружок
«Экологический
следопыт»
и
редакция
классной
газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки,
обработки
и
публичного
представления
достоверной
экологической
информации. Правила работы в малых группах сотрудничества.
Формы организации внеурочной деятельности .
Киноклуб:
документальные
фильмы
об
экологических
опасностях
и
экологически безопасном образе жизни в своём регионе.
Ролевая игра «Экологический след нашего класса».
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО».
Раздел
2.
Экологическая
грамотность:
уроки
прошлого.
Полезная
информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре
разных
народов:
музеи,
библиотеки,
Интернет,
кинофильмы,
диалог
поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ
своими
словами.
Народная
мудрость
об
экологической
грамотности.
Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах
быта,
произведениях
народных
промыслов,
фольклоре.
Экологическая
культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища,
хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам,
браконьерству,
расточительному
природопользованию.
Возможность
использования традиций прошлого в современном мире.
Формы организации внеурочной деятельности :
Исследовательская работа в библиотеке, Интернете.
Киноклуб:
этнографические
документальные
фильмы
об
экологической
культуре народов России, региона.
Практикум.
Демонстрация опытов.
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО», выпуск газеты.
Уроки для младших школьников, сверстников.
Раздел
3.
Экологическая
безопасность
в
школе
и
дома:
учусь
предосторожности.
Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности
информации
(«предупреждён
—
значит
вооружён»).
Причины
недостоверности
или
заведомой
ложности
экологической
информации.
Признаки
ложной
информации.
Информация
о
качестве
потребляемой
питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели,
стройматериалов
и
др.,
способы
её
проверки
на
достоверность,
представление проверенной информации в кратком виде без искажения её
смысла
для
использования
при
оповещении
населения
об
экологических
рисках.
Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип
предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или
ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»).
Надёжные
и
проверенные
способы
снижения
экологического
риска
при
экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых
приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации
с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных
мнений о них.
Формы организации внеурочной деятельности:
Исследовательская
работа
в
библиотеке,
Интернете,
со
справочной
литературой, официальными документами, консультация у специалистов.
Встречи со специалистами.
Киноклуб:
документальные
фильмы
об
экологических
опасностях
и
экологически безопасном образе жизни в своём регионе.
Заседание
редколлегии
классной
газеты
«ЭКООКО»
(корреспонденты,
фоторепортёры, художники, редакторы), выпуск газеты.
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым. Чувство меры
как
признак
взрослости.
Ценность
экономности,
не
расточительности,
рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в
фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в
международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у
разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное
потребление как проявление экологической ответственности, экологической
грамотно сти
человека,
условие
его
здоровья
и
д о л г о л е т и я .
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование
изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к
самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей
среды, здоровья человека и безопасности жизни.
Формы организации внеурочной деятельности:
Исследовательская
работа
в
библиотеке,
Интернете,
со
справочной
литературой.
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность
человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников
питьевой воды и др.).
Природа
в
жизни
человека.
Роль
природы
в
сохранении
и
укреплении
здоровья
человека.
Природные
ресурсы
как
источник
удовлетворения
материальных
запросов
человека;
его
духовных
потребностей
в
красоте,
чувственно-эмоциональном
общении
с
живым,
его
познании.
Духовное
общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство
единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной
среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его
экологической культуры.
Формы организации внеурочной деятельности:
Психологический практикум-тренинг.
Ролевая ситуационная игра.
Практикум, демонстрационные опыты.
Раздел 6.Мой вклад в экологическое просвещение
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека.
Формы
просвещения
(личный
пример,
плакат,
буклет,
листовка,
театр,
выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе,
дома, в городской, сельской, природной среде.
Формы организации внеурочной деятельности:
Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для
школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов,
буклетов).
Тематический план
68 часов в 5-6 классах
№
заняти
я
Раздел. Содержание занятия (Тема)
Количество
часов в
занятии
1 год обучения (34 часа)
1
Раздел 1. Как обнаружить экологическую
опасность: учусь экологическому мышлению.
Экология как область научного знания.
11
1
2
Потребность человека в благоприятной среде жизни.
1
3
Экологические опасности в окружающем мире.
1
4
Источники экологической опасности связанные с
деятельность человека.
1
5
Источники экологической опасности природные и
антропогенные нашего края.
6
Экологическое мышление – условие развития
экологической зоркости, умения обнаружить
экологическую опасность.
1
7
Экологический риск – как вероятность опасности.
«Экологический след».
1
8
Зависимость величины экологического риска от
экологической грамотности человека, его
жизненных ценностей, образа жизни (характера
питания, наличия вредных привычек и др.).
1
9
Модели поведения: избегание экологической
опасности, приспособление к ней или её устранение.
1
10
Способы предупреждения населения об
экологической опасности.
1
11
Трудности нахождения необходимой экологической
информации, проблемы понимания информации, её
правильного использования в целях экологической
безопасности.
1
12
13
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки
прошлого.
Полезная информация из прошлого.
10
2
14
15
Народная мудрость об экологической грамотности.
2
16
17
Экологическая культура коренных народов своего
региона.
2
18
19
Отношение к вредным привычкам,
браконьерству, расточительному
природопользованию.
2
20
21
Возможность использования традиций прошлого в
современном мире.
2
22
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и
дома.
Достоверная и ложная экологическая информация.
13
1
23
24
Важность достоверности информации
(«предупреждён — значит вооружён»).
2
25
Признаки ложной информации.
1
26
27
28
Информация о качестве потребляемой питьевой воды,
воздуха, питания, используемых бытовых приборов,
мебели, стройматериалов и др.
3
29
30
Публичное представление информации с
разделением достоверных объективных сведений
(фактов) и субъективных
мнений о них.
1
31
Экологическая безопасность в школе
1
32
Экологическая безопасность дома.
1
33
34
Способы снижения экологических рисков.
2
2 год обучения (34 часа)
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть
взрослым
Чувство меры как признак взрослости
14
8
1
2
Ценность экономности, не расточительности,
рачительности, скромности, бережного отношения к
природным ресурсам в фольклоре, художественных
произведениях, верованиях разных народов, в
международной Хартии Земли.
2
3
4
Причины формирования сходных ценностей у
разных народов.
2
5
6
Ограниченность природных ресурсов на планете.
2
7
8
Экономное потребление как проявление
экологической ответственности, экологической
грамотности человека, условие его здоровья и
долголетия
2
9
10
11
Ресурсосбережение, его виды.
Энергосбережение, экономное использование
изделий из дерева, бережное расходование пресной
воды и др.
6
3
12
13
Готовность к самоограничению в целях сохранения
качества окружающей среды, здоровья человека и
безопасности жизни.
2
14
Хартия Земли.
1
15
16
Раздел5. Экологическая безопасность в
природной среде
Безопасность общения с природой для человека.
Экологическая безопасность человека в условиях
местной природы (кровососущие насекомые,
ядовитые змеи, состояние питьевых источников и
др.)
11
2
2
17
18
Природа в жизни человека.
Роль природы в сохранении и укреплении здоровья
человека.
11
2
19
20
Природные ресурсы как источник удовлетворения
материальных запросов человека; его духовных
потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном
общении с живым, познании.
2
21
22
Духовное общение с природой, его культурные
традиции у разных народов.
2
23
Чувство единения с природой.
1
24
25
Ценность эстетической привлекательности
природной среды.
2
26
27
Отсутствие следов пребывания человека в природе
как показатель его экологической культуры
2
28
29
30
Раздел 6. Мой вклад в экологическое
просвещение
Просвещение как средство повышения
экологической грамотности человека
Просвещение и его формы (личный пример, плакат,
буклет, листовка, театр, выступления и др.).
7
3
31
32
33
34
Правила экологически грамотного поведения в
школе, дома, в городской, сельской местности,
природной среде
4
Планируемые результаты
Результатом курса «Моя экологическая грамотность» является
формирование
основ
экосистемой
познавательной
модели
как
средства
развития
познавательных,
коммуникативных,
регулятивных
и
личностных
умений находить информацию об экологических опасностях, проверять ее,
преобразовывать, определять ее личный смысл. Публично представлять в
просветительских
целях, использовать для проектирования экологически
безопасного образа жизни.
Личностные результаты предусматривают умения:
оценивать
значимость
для
личности
эколого-культурного
опыта
коренных
народов
своего
региона
для
осознанного
выбора
экологически безопасного образа жизни;
позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически
безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
выражать
отношение
к
случаям
экологического
ванда лизма,
расточительному
потребительскому
ресурсопользованию,
вредным
привычкам;
демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к
природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях
сохранения
экологического
качества
окружающей
среды,
здоровья
человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода
изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
представлять
экосистемную
познавательную
модель
в
виде
последовательности аналитических действий;
рефлексировать
личные
затруднения
при
работе
с
информацией;
формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих
затруднений;
находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у
представителей старшего поколения, специалистов;
представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
пересказывать
полученную
информацию
своими
словами,
публично
представлять её;
различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о
них;
называть признаки ложной информации, способы проверки информации
на достоверность;
выполнять проект;
называть
правила
работы
в
группе
сотрудничества,
участвовать
в
планировании её действий;
позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатами являются представления:
о научной области экологии, предмете её изучения;
о принципе предосторожности;
о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных
народов своей местности;
о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание
опасности, приспособление к ней, устранение её;
о
способах
ресурсосбережения
(энергосбережения,
бережного
расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
о
роли
природы
в
сохранении
и
укреплении
здоровья
человека,
удовлетворении
материальных
запросов
и
духовных
потребностей
человека;
а также умения:
давать
определение
понятиям
«экологический
риск»,
«экологическая
безопасность»;
применять
экосистемную
познавательную
модель
для
обнаружения
экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью
природных
ресурсов
на
планете
и
потребностями
расточительного
потребительства;
называть
источники
информации,
из
которых
можно
узнать
об
экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о
ней;
приводить
примеры
экологически
сообразного
образа
жизни
и
нерасточительного природопользования в местных условиях.
Учебно-методические средства обучения
1.Денискина А.А.,. Козлова Л.Н, Костина Е.К. Экология 5 класс. Охрана
и
преобразование
окружающей
среды.
Учебное
пособие
для
учащихся.
Астраханский областной институт усовершенствования учителей, Астрахань,
1999.
2. Гоглова М.Н, Денискина А.А.,. Козлова Л.Н, Костина Е.К. Экология
6класс. Охрана и преобразование окружающей среды. Учебное пособие для
учащихся. Астраханский областной институт усовершенствования учителей,
Астрахань, 1999.
3.
Атлас
Астраханской
области.
Федеральная
служба
геодезии
и
картографии России.
4. Кирокосьян М. А., Топонимический словарь Астраханской области.
ОГОУ ДПО АИПКП, 2007.
5.
Шурхал Л.И., Самкова В.А., Козленко С.И. Экология . Живая планета:
Учебное
пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. Москва, Академкнига/
Учебник, 2010.
6.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Природа. Человек, культура
Учебное пособие
для 6 кл. общеобразовательных учреждений- М.:Академкнига/Учебник,
2010.
7.
Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Экология/ Авт. сост. А.Е. Чижевский, Под
общ. ред. О.Г.
Хинн.- М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД». Олимп, 1998.
8.
Детская энциклопедия. Природа и мы. Экология от А до Я. «Аргументы
и факты
детям» Познавательный журнал для мальчиков и девочек №5, 2004.
Литература, используемая педагогом
1.
Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт»,
2001.
2.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль:
Академия
развития, 1997.
3.
Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического
разнообразия.
Метод. пособие. - Нижний Новгород, 2001
4.
Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
5.
Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Педметные недели в школе:
биология, экология,
здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2003.
6.
Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
7.
Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
8.
Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
9.
Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение,
1976
10.Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
11.Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
12.Смирнов А.В. Мир растений. – М.: Дрофа, 2003.
13.Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил",
1994.
14.Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль:
Академия развития,
1997.
15.Ушакова М.М. По страницам экологического календаря.- Н.Новгород,
Экоцентр
«Дронт», 2005.
16.Экология России. Хрестоматия - М., 1995.