Автор: Трубачева Лилия Федоровна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МАДОУ "Волшебница" Населённый пункт: г. Лабытнанги тюменской обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: работа с семьями в условиях реализации ФГОС Раздел: дошкольное образование
Изменения во взаимодействии с семьями воспитанников с введением
образовательного стандарта
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание
уделяется работе с родителями.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в
ДОУ решается в трех направлениях:
1.
Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2.
Повышение педагогической культуры родителей.
3.
Вовлечение
родителей
в
деятельность
ДОУ,
совместная
работа
по
обмену опытом.
Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный
настрой
на
общение
является
тем
самым
прочным
фундаментом,
на
котором
строится
вся
работа
педагогов
группы
с
родителями.
В
общении
воспитателя
с
родителями
неуме стны
категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная
администрацией
детского
сада
модель
взаимодействия
с
семьей
останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для
себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог
общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет
отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное
взаимодействие
педагогов
с
родителями
значит
гораздо
больше,
чем
отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2.Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Воспитатель,
общаясь
с
родителями,
должен
чувствовать
ситуацию,
настроение
мамы
или
папы.
Здесь
и
пригодится
человеческое
и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и
вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3.Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные,
осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих
собственных
детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды
педагогических
знаний
сегодня
вряд
ли
принесет
положительные
результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи
и
поддержки
семьи
в
сложных
педагогических
ситуациях,
демонстрация
заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи
и искреннее желание помочь.
4.Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями
необходимо
тщательно
и
серьезно
готовить.
Главное
в
этой
работе
—
качество,
а
не
количество
отдельно
взятых,
не
связанных
между
собой
мероприятий.
Слабое,
плохо
подготовленное
родительское
собрание
или
семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в
целом.
5.Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования, быстро реагировать на изменения социального состава
родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, и от
этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать
родителей
своих
воспитанников. Особенно
важны
первые
встречи
воспитателей и родителей, при поступлении ребенка в сад. Поэтому начинать
необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий
от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных
бесед
на
эту
тему
поможет
правильно
выстроить
работу
с
родителями,
сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с
семьей.
Назовите традиционные формы работы детского сада с семьей
Глава 1.Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы.
Традиционные формы работы ДОУ с семьей:
достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в
дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1.
Педагогическое
просвещение
родителей: беседы, консультации.
-
беседы,
консультации
в
основном
исходят от воспитателей и ведутся в
том направлении, которое им кажется
необходимым, редко запрос идет от
родителей.
2. Общие и групповые собрания.
- общие или групповые собрания
также оставляют родителей в роли
пассивных слушателей и
исполнителей. Воспитатели проводят
эти формы работы в соответствии с
интересующей их темы
3 .
Н а г л я д н а я
п р о п а г а н д а :
родительские уголки, стенды.
- наглядная пропаганда оформляется
педагогами в виде стендов,
тематических выставок. Родители
знакомятся с ней чисто механически,
когда забирают детей домой из
группы.
Больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена
на взаимодействие с широким кругом родителей.
В
этих
условиях
невозможно
разглядеть
проблемы
каждой
семьи
индивидуально.
Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в
организации работы с семьей отводится педагогам:
- целью многих форм является:
помощь родителям,
- рекомендации и советы
Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете
новой философии взаимодействия.
Очень
многое
для
ребенка
зависит
от
складывающихся
в
ДОУ
профессиональных
и
человеческих
отношений
взрослых:
воспитателей,
специалистов,
родителей
—
их
отношения
самим
к
себе,
друг
к
другу,
ребенку.
Все
эти
взрослые
непосредственно
причастны
к
созданию
благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать,
если отношения между работниками сада и родителями не сложились.
К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны
«разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают
назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а
наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один — детский сад и
родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с
другом.и сами формы работы с семьей не дают должных результатов.
Глава 2. Рассмотрим новую систему взаимодействия ДОУ с семьей ,и ее
преимущества ( такая ли она новая??).
- Это положительный эмоциональный
настрой педагогов и родителей на
совместную работу по воспитанию
детей.
Родители уверены в том, что детский
сад
всегда
поможет
им
в
решении
педагогических
проблем
и
в
то
же
время
никак
не
повредит,
так
как
будут
учитываться
мнения
семьи
и
предложения
по
взаимодействию
с
ребенком. Педагоги, в свою очередь,
заручаются пониманием со стороны
родителей в решении педагогических
проблем.
А
в
самом
большом
выигрыше
находятся
дети,
ради
ко т о р ы х и
осуществляется
это
взаимодействие.
-
Э т о учет индивидуальности
ребенка.
Педагог,
постоянно
поддерживая
контакт с семьей, знает особенности
и
привычки
своего
воспитанника
и
учитывает их при работе, что, в свою
оч ередь,
ведет
к
п о в ы ш е н и ю
эффективности педпроцесса.
- Родители
самостоятельно
могут
выбирать
и
формировать
уже
в
дошкольном возрасте то направление
в
р а з в и т и и
и воспитании
ребенка, ко т о р о е
о н и
с ч и т а ю т
нужным.(Это
д о п . о б р а зо ва н и е ,
кружки,секции)
Таким
образом,
родители
берут
на
себя ответственность за воспитание
ребенка.
- Это возможность учета типа семьи
и стиля семейных отношений
- Это
укрепление
внутрисемейных
связей
Педагог,
определив
тип
с емьи
в о с п и т а н н и ка ,
с м оже т
н а й т и
п р а в и л ь н ы й
п о д х о д
д л я
в з а и м о д е й с т в и я
и
у с п е ш н о
осуществлять работу с родителями
Эмоционального семейного общения,
нахождение
общих
интересов
и
занятий
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с
семьей.:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается
возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
например дни открытых дверей и не только…
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;Мы пытаемся!
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и
взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в
ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции работы ДОУ с семьей.
-
Ознакомление
родителей
с
содержанием
и
методикой
учебно
—
воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
- Психолого — педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
Эта работа традиционна!!! Она ведется в нашем детском саду
Новые формы взаимодействия с семьей.
В
процессе
работы
с
семьей
в
ДОУ
решаются
задачи,
связанные
с
возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей
и
педагогов
в
объединения
по
интересам
и
увлечениям,
организации
семейного досуга.
Помимо традиционных форм работы с семьями в ДОУ начали активно
использовать инновационные формы и методы работы с семьей: (я их
перечислю и мы вместе отметим что проводится в нашем ДОУ)
- «Круглый стол» по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- семейные проекты «Наша родословная»;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- контрольные для родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- аукцион секретов воспитания и др.
По каким же критериям ведется оценка
эффективности работы ДОУ с
семьей, в соответствии с ФГОС:
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям,
- руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний
о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
-
рост
посещаемости
родителями
мероприятий
по
педагогическому
просвещению
-
изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную
сторону
-
проявление
у
родителей
осознанного
отношения
к
воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка,
анализу своих достижений и ошибок,
использование родителями педагогической литературы,
участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках,
субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не
только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в
педагогической деятельности.
-
Положительное
общественное
мнение
родителей
о
воспитании
дошкольников в ДОУ.
Много различных форм работы с родителями опробировано.
Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии
педагогов с семьей явно происходят. Теперь все меняется.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что
родителям интересно, чем живет детский сад, что в нем происходит.
-
Изменилось
общение
педагогов
и
родителей:
взаимоотношения
стали
партнерскими.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм
общения семей группы
-
Совместная
деятельность
родителей,
педагогов
и
детей
положительно
влияет
на
воспитанников.
Ребенок
чувствует
себя
ближе,
роднее
по
отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его
родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр
и занятий.
-
И
как
результат,
новое
положительное
отношение
родителей
к
ДОУ,
положительная оценка его деятельности.
Некоторые важные моменты:
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть
эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес
к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст
на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
-
содержание
предлагаемого
материала
должно
быть
действительно
интересно большинству родителей.
Итак, работа с родителями — это процесс общения разных людей, который
не
всегда
проходит
гладко.
Естественно,
в
любом
детском
саду
могут
возникнуть
проблемные
ситуации
во
взаимоотношениях
педагогов
и
родителей:
конфликты между родителями из-за детей;
родительские
претензии
к
воспитателям
по
тем
или
иным
вопросам
воспитания;
жалобы воспитателей на пассивность родителей;
невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком
авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста:
психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из
них
считают
себя
грамотными
в
этих
вопросах,
имеют
свое
видение
проблемы
и
способы
ее
разрешения,
не
принимая
во
внимание
опыт
и
образование
воспитателя. Для
предупреждения
таких
ситуаций
администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка
в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать,
что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций
являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное
информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился,
каких успехов достиг.
Отсутствие
информации
порождает
у
родителя
желание
получить
ее
из
других источников, например от других родителей, детей группы. Такая
информация может носить искаженный характер и привести к развитию
конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному.
Важно только избегать формализма.
Таким
образом,
использование
разнообразных
форм
работы
с
семьями
воспитанников
детского
сада
даёт
положительные
результаты:
меняется
характер
взаимодействия
педагогов
с
родителями,
многие
из
них
стали
активными
участниками
всех
дел
детского
сада
и
незаменимыми
помощниками
воспитателей.
Всей
своей
работой
сотрудники
ДОУ
доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность,
заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно
не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для
развития их собственного ребенка.