Напоминание

работа с семьями в условиях реализации ФГОС


Автор: Трубачева Лилия Федоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАДОУ "Волшебница"
Населённый пункт: г. Лабытнанги тюменской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: работа с семьями в условиях реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад





Изменения во взаимодействии с семьями воспитанников с введением

образовательного стандарта
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: 1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями. 2. Повышение педагогической культуры родителей. 3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом. Основные задачи работы: - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; - объединить усилия для развития и воспитания детей; -создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуме стны категоричность, требовательный тон.
Ведь любая прекрасно выстроенная

администрацией

детского

сада

модель

взаимодействия

с

семьей

останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для

себя конкретных форм корректного обращения с родителями.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 2.Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 3.Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды
педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 4.Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом. 5.Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, и от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать

родителей

своих

воспитанников.
Особенно важны первые встречи воспитателей и родителей, при поступлении ребенка в сад. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Назовите традиционные формы работы детского сада с семьей
Глава 1.Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы.

Традиционные формы работы ДОУ с семьей:
достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными: 1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации. - беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым, редко запрос идет от родителей. 2. Общие и групповые собрания. - общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы
3 . Н а г л я д н а я п р о п а г а н д а : родительские уголки, стенды. - наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей. В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: - целью многих форм является: помощь родителям, - рекомендации и советы Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете новой философии взаимодействия. Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей — их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились. К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны «разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один — детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.и сами формы работы с семьей не дают должных результатов.
Глава 2. Рассмотрим новую систему взаимодействия ДОУ с семьей
,и ее преимущества
(
такая ли она новая??). - Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради ко т о р ы х и осуществляется это
взаимодействие. - Э т о учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою оч ередь, ведет к п о в ы ш е н и ю эффективности педпроцесса. - Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в р а з в и т и и и воспитании ребенка, ко т о р о е о н и с ч и т а ю т нужным.(Это д о п . о б р а зо ва н и е , кружки,секции) Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка. - Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений - Это укрепление внутрисемейных связей Педагог, определив тип с емьи в о с п и т а н н и ка , с м оже т н а й т и п р а в и л ь н ы й п о д х о д д л я в з а и м о д е й с т в и я и у с п е ш н о осуществлять работу с родителями Эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей.: - открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); например дни открытых дверей и не только… - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;Мы пытаемся! - создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ; - диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. Функции работы ДОУ с семьей. - Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно — воспитательного процесса, организуемого в ДОУ. - Психолого — педагогическое просвещение родителей. - Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. - Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

Эта работа традиционна!!! Она ведется в нашем детском саду
Новые формы взаимодействия с семьей. В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Помимо традиционных форм работы с семьями в ДОУ начали активно

использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
(я их перечислю и мы вместе отметим что проводится в нашем ДОУ) - «Круглый стол» по любой теме; - тематические выставки; - соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; - консультации специалистов; - устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице; - семейные спортивные встречи; - почта доверия, телефон доверия; - семейные проекты «Наша родословная»; - открытые занятия для просмотра родителей; - интеллектуальные ринги детей и родителей; - контрольные для родителей; - интервью с родителями и детьми на определенные темы; - родительская гостиная; - конкурс семейных талантов; - портфолио семейного успеха; - аукцион секретов воспитания и др. По каким же критериям ведется оценка эффективности работы ДОУ с семьей, в соответствии с ФГОС: - Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, - руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. - рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению - изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону - проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. - Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Много различных форм работы с родителями опробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Теперь все меняется. - Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно, чем живет детский сад, что в нем происходит. - Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. - Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы - Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. - И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Некоторые важные моменты:
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены; - содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; - оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы); - содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Итак, работа с родителями
— это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей; родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания; жалобы воспитателей на пассивность родителей; невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации. Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.


В раздел образования