Напоминание

Исследование проблемы развития слуховой памяти в зарубежной и отечественной психологии.


Автор: Никитина Надежда Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 " Колосок"
Населённый пункт: Чувашия, Урмарский район, п. Урмары
Наименование материала: Статья
Тема: Исследование проблемы развития слуховой памяти в зарубежной и отечественной психологии.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Исследование проблемы развития слуховой памяти в зарубежной и отечественной психологии. Проблема развития памяти является одной из центральных в психологии. Ее значение определяется тем, что учение о развитии памяти составляет теоретическую основу решения не только важнейших вопросов психологии, но и педагогики. С.Л. Рубинштейн писал, что «…без памяти мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлое. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы в психической жизни, смыкающихся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть». Л.В. Руднева, М.В. Куликова обращают внимание, что слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Когда ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а затем и запоминать. Многие родители сталкиваются с тем, что малыш не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребенка. Однако это не так. Это обусловлено тем, что у малыша плохо развита слуховая память, в результате чего он не воспринимает то, что ему говорят, и не запоминает. В результате этого у таких детей и появляются проблемы с обучением. Развивать слуховую память, отмечает Н.Ю. Скурихина, необходимо с раннего детства, не дожидаясь, когда проявятся проблемы. Для этого как можно чаще необходимо читать ребенку сказки и стихи. Делать это необходимо четко, с интонацией и медленно, чтобы малыш успевал расслышать каждый звук в отдельности, а затем и обработать все. Отечественный педагог Р. И. Жуковская для совершенствования слуховой памяти у ребенка, рекомендуют выполнять специальные упражнения, например:
 попробовать прочитать несколько слов на одну букву и воспроизвести их в точной последовательности, а затем добавить к ним еще несколько слов на эту же букву;  разучивать небольшие стишки, скороговорки и песенки;  прочитать несколько слов на одну букву и одно на другую и попросить указать лишнее слово [34]. Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, и других. Проблему памяти освещали в своих работах отечественные ученые (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Я. Ляудис, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Ф. Бартлетт, К. Бюлер, П. Жане, Э. Торндайк, З. Фрейд, и др.) исследователи. На современном этапе развития педагогической и психологической науки исследователями разработаны разнообразные методы развития слуховой памяти, так, например, предлагают использовать специальные упражнения, игровые методы обучения, методы, направленные на оптимизацию параметров слухоречевой памяти. На основе проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы. Анализ проблемы показывает, что современная психология располагает определенными сведениями касательно сущности и характеристик памяти и слуховой памяти в целом; отмечается ее тесная взаимосвязь памяти со всеми психическими процессами. Существенное место в исследованиях уделено определению понятия памяти, сформулированы теории памяти, определены процессы памяти, ее виды. В современной детской психологии имеются сведения о специфике детского памяти, его генезисе на протяжении дошкольного детства, о различных подходах к параметрам оценки у детей слуховой памяти. Однако в отношении детей старшего дошкольного возраста,
особенно в предшкольный период, исследуемую нами проблему сложно признать достаточно разработанной. В связи с этим остроактуальными являются следующие вопросы: определение особенностей развития слуховой памяти; разработка систем работы, направленных на развитие слуховой памяти у детей 6-7 лет.


В раздел образования