Комплекс гимнастики для детей первого года жизни с использованием потешек
Автор: Дубчак Ирина Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ОГКУЗ Черемховский областной дом ребенка Населённый пункт: Черемхово Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Комплекс гимнастики для детей первого года жизни с использованием потешек Раздел: дошкольное образование
Комплекс гимнастики и массажа №1 для детей 1-3 месяца:
1.
Упражнение «Потягушечки»
Воспитатель помогает ребенку потянуться, поднимая его ручки к верху. При этом ласково разговаривает с ребенком,
тормоша за грудку, потирая ручки, ножки, животик ребенка:
«Вот проснулись, потянулись!
С боку на бок повернулись,
Потягушечки, потягушечки!
Где игрушки? Погремушки?
Ты игрушка, погреми,
Нашу детку подними!»
-«Потягушечки! От носочков до макушечки!
В ручки хватунок! В ножки ходунок!
А в роток говорунок! А в головушку разумок!»
2.
Массаж рук – поглаживание. Вложить в большой палец своей разноименной руки в руку ладонью, одноименной руки
производить поглаживающий массаж руки ребенка в направлении от кисти к плечу, заканчивая каждое движение
поглаживанием наружной поверхности плеча.
Поглаживание по наружной стороне голени и бедра, внутреннюю область бедра массировать не рекомендуется.
При выполнении массажа приговаривайте ласково:
«Как у нашей крошки темные реснички,
Как у нашей крошки тепленькие ножки,
Как у нашей лапки ноготки царапки!»
3.
Укладывание ребенка на живот – Воспитатель ласково обращается к малышу, призывая его выше поднимать голову,
приговаривает:
«На перинку, на простынку,
Не на край, на серединку,
Положили малыша, положили крепыша»
4.
Массаж спины – поглаживание (ребенок лежит на животе)
Воспитатель при этом приговаривает:
«Для чего ……. Ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего же …….ручки?
Чтоб хватали погремушки!
Для чего же …… спинка?
Чтоб валяться на простынке!»
5.
Лежа
на
боку
–
рефлекторное
разгибание
позвоночника.
При
поведении
большим
и
указательными
пальцами
позвоночника снизу вверх ребенок рефлекторно разгибает позвоночник и тазобедренные суставы.
Воспитатель ласково приговаривает:
«Ой люли – люли, люли!
Прилетели журавли!
Как они летели, все на них глядели,
Журавли курлыкали,
Киски все мурлыкали!
Мурлык! »
6.
Массаж живота – круговое поглаживание, поглаживание косых и прямых мышц живота одновременно двумя ладонями.
«Ах ты, ………..,
В ручках балалаечка!
Рубашка пестрая,
Лошадка безхвостая,
Купил за пятак,
Отдает за так!»
7.
Укладывание ребенка на живот.
8.
Массаж стоп – поглаживание. Производить большими пальцами по тыльной стороне стопы в направлении , от пальцев
ног к голеностопным суставам и вокруг этих суставов.
Воспитатель:
«Раным рано поутру,
Пастушок – ту-ру-ру-ру!
А коровка в лад ему – зарядила – му-му-му!
Ты, Буренка, ступай!
В чисто поле погуляй!
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком!»
9.
Сгибание и разгибание пальцев ног. Ребенок лежит на спине. При легком нажиме на кожу подошвы вблизи пальцев
ребенок рефлекторно сгибает пальцы ног. Если провести по наружной стороне подошвы по направлению от пальцев к
пятке, то возникает рефлекторное разгибание пальцев стопы. (Потормошите ребенка за грудку, поулыбайтесь, похвалите.)
Комплекс гимнастики и массажа №2 для детей 3-6 месяцев:
1.
Упражнение «Потянемся к солнышку»
Воспитатель берет ребенка за ручки, помогает ему их поднять вверх, приговаривая:
«Мы потянемся, потянемся, прямо к солнышку,
Маленькими не останемся,
Вот уже растем, растем,
Выросли! Выросли!»
2.
Повторить упражнения как для малышей 1-3 мес – массаж рук, ног
Воспитатель ласково приговаривает:
«Как у нашей крошки темные реснички,
Как у нашей крошки тепленькие ножки,
Как у нашей лапки ноготки царапки!»
3.
Скрещивание рук на груди и разведение их в стороны, ребенок лежит на спине.
Воспитатель приговаривает:
«ручки, спляшите разок!
Будет завтра вам пирог!
Ах, вы мои мастерички,
Быстрые ручки – сестрички,
Яблочный пирог,
Только спляшите разок,
Семечке – Сенечке,
Прянички – Танечке,
Орешки – мякешке,
Жамульки – Окульке,
Оладушки – бабушке,
Старичку – табачку,
А Ванюшке дружку –
В рученьки по пирожку!»
4.
Ребенок лежит на спине. Массаж живота – круговое поглаживание, растирание прямых живота, поглаживание косых
мышц живота.
«На перинку, на простынку,
Не на край, на серединку,
Положили малыша, положили крепыша»
5.
Сгибание головы, туловища, ног. В этом положении ребенка удерживают 10-15 секунд.
6.
Ребенок лежит на спине. «Топание».
«Маленькие ножки гуляют по дорожке
Топ, топ, топ!
Гуляют по дорожке!
Большие ножки ходят по дорожке!
Топ, топ, топ! (меняйте интонацию в голосе- ласково, строго)»
7.
Повороты со спины на живот и наоборот.
«Поворотики, поворотики, со спинок, на животики,!»
8.
Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание. Ребенок лежит на животе.
«Для чего ……. Ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего же …….ручки?
Чтоб хватали погремушки!
Для чего же …… спинка?
Чтоб валяться на простынке!»
9.
Разгибание позвоночника, ног, отклонение головы – «Парение». В этом положении ребенка удерживать 15-20 секунд.
10.Присаживание за отведенные в стороны руки.
(Хвалите ребенка, подбадривайте его)
11.Отдых в положении на животе.
12.Ребенок лежит на спине. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах попеременно, а затем одновременно
«Я притопну каблучком,
Полечу я с ветерком,
Я махну платочком,
Закружусь листочком!»
13.«Потанцовывание» - ребенок, придерживаемый под мышки, отталкивается от стола,
«Топ, топ, топ! Топ, топ, топ!
Еду, еду, путь далек!
Не пешком, не бегом,
А на палочке верхом!»
14.Ребенок лежит на спине. Массаж стоп – поглаживание, растирание, поколачивание.
Производить большими пальцами по тыльной стороне стопы в направлении , от пальцев ног к голеностопным суставам и
вокруг этих суставов.
Воспитатель:
«Раным рано поутру,
Пастушок – ту-ру-ру-ру!
А коровка в лад ему – зарядила – му-му-му!
Ты, Буренка, ступай!
В чисто поле погуляй!
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком!»
15.Ребенок лежит на спине. Поднимание туловища и головы.
(Подбадривайте малыша, хвалите его)
Комплекс гимнастики и массажа №3 для детей от 6 до 9 месяцев:
(Массаж применять в меньшем объеме. Рекомендуется применять активные упражнения).
Посмотрите, какой зайка к нам пришел.
«Я веселый зайка, ты со мной сыграй – ка!
Что –то зайка хочет спать! Нет, нет, Хватит спать!
Пора вставать!»
И деткам не нужно спать! Сейчас будем ручки, ножки разминать!»
Приглашаем по порядку, на веселую зарядку!
1.
Скрещивание рук на груди и разведение их в стороны, ребенок лежит на спине.
Воспитатель приговаривает:
«ручки, спляшите разок!
Будет завтра вам пирог!
Ах, вы мои мастерички,
Быстрые ручки – сестрички,
Яблочный пирог,
Только спляшите разок,
Семечке – Сенечке,
Прянички – Танечке,
Орешки – мякешке,
Жамульки – Окульке,
Оладушки – бабушке,
Старичку – табачку,
А Ванюшке дружку –
В рученьки по пирожку!»
1.
Массаж живота – круговое поглаживание, растирание прямых и косых мышц.
«На перинку, на простынку,
Не на край, на серединку,
Положили малыша, положили крепыша»
2.
Ребенок лежит на спине. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах попеременно, а затем одновременно.
«Я притопну каблучком,
Полечу я с ветерком,
Я махну платочком,
Закружусь листочком!»
3.
Ребенок лежит на спине. Массаж стоп – поглаживание, растирание, легкое поколачивание.
Производить большими пальцами по тыльной стороне стопы в направлении , от пальцев ног к голеностопным суставам и
вокруг этих суставов.
Воспитатель:
«Раным рано поутру,
Пастушок – ту-ру-ру-ру!
А коровка в лад ему – зарядила – му-му-му!
Ты, Буренка, ступай!
В чисто поле погуляй!
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком!»
4.
Повороты со спины на живот и наоборот, придерживая ребенка только за ноги.
«Маленькие ножки гуляют по дорожке
Топ, топ, топ!
Гуляют по дорожке!
Большие ножки ходят по дорожке!
Топ, топ, топ! (меняйте интонацию в голосе- ласково, строго)»
5.
Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание. Ребенок лежит на животе.
«Для чего ……. Ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего же …….ручки?
Чтоб хватали погремушки!
Для чего же …… спинка?
Чтоб валяться на простынке!»
6.
Ребенок лежит на животе. Отведение плеч назад и сведение лопаток. Руки ребенка осторожно разводят в стороны, затем
сгибают в локтевых суставах, плечи ребенка отводят назад, лопатки сближают.
(подбадривайте ребенка, похвалите)
7.
Отдых в положении лежа на животе.
8.
Приподнимание ребенка при поддержке за одну руку, ноги фиксируются. Попеременно поддерживая за правую и левую
руку.
9.
Ребенок лежит на спине. Массаж грудной клетки – поглаживание.
«Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
………..хороший! ……………пригожий!»
10.Попеременное разгибание и сгибание рук ребенка.
11.Поднимание ребенка на ноги при поддержке за локти.
«Растем, растем, выросли!
Вот такие мы большие! Вот такие! Вот такие!»
12.Ребенок лежит на спине. Круговые движения руками.
13.Ползание с помощью. Если ребенок самостоятельно ползает – создать ему возможность активно ползать за предметом.
Привлеките внимание к зайчику.
«Зайка к …… прискакал,
Возле …… парыгать стал,
Прыг – скок, прыг – скок,
Догони меня дружок!»
Двигайте зайчика, побуждая ребенка ползти за зайчиком.
14.Переступание с ноги на ногу при поддержке за кисти рук
«Встань малыш, еще разок!
Сделай маленький шажок!
Топ-топ! Ходит мальчик наш с трудом!
Первый раз обходит дом!»
Сетка занятий
День недели
Первая половина дня
Вторая половина дня
Понедельник
Развитие речи и ориентировка
в окружающем
Развитие движений
Вторник
Музыкальное развитие
Развитие действий с
предметами
Среда
Социально – эмоциональное
развитие
Развитие движений
Четверг
Развитие восприятия
Развитие речи и
ориентировка в
окружающем
Пятница
Развитие действий с
предметами
Музыкальное развитие
Суббота
Обогащение сенсорного опыта
Развитие движений
воскресенье
развлечение
Развитие восприятия
1.
Трубин Илья
2.
Прокопьев Максим
3.
Тихонова Соня
4.
Зимарин Ваня
5.
Дорошенко Олег
6.
Портненко Артем
1. Трубин Илья
5. Дорошенко Олег
6.Портненко Артем
Игры с водой
Выносной
материал
Список детей 1 группы «Карапузы»
Месяц: Июнь
Ф.И. ребенка
Д.Р.
Д.П.
НПР
Подгруппа
Мед.
заключение
Отв. педагог
1. Трубов Илья
20.02.16
20.05.16
1
Гр. Зд.1
Гордиенко
О.М.
2.Прокопьев Максим
03.08.15
23.11.15
3
Гр. Зд.1
Дубчак И.Е.
3.Тихонова Соня
12.04.15
7.10.15
3
Гр.зд.2
Гордиенко
О.М.
4.Зимарин Иван
28.12.15
08.02.16
2
Гр. Зд.1
Гордиенко
О.М
5. Дорошенко Олег
22.03.16
29.04.16
1
Гр. Зд.1
Дубчак И.Е.
6.Захарова Анжела
20.11.15
30.12.15
3
Гр. Зд.1
Дубчак И.Е.
7. Портненко Артем
24.02.16
12.05.16
1
Гр. Зд.1
Дубчак И.Е.
8.Михайлова Валя
15.09.15
10.03.16
3
Гр. Зд.1
Дубчак И.Е.
9. Иванов Андрей
26.12.15
17.03.15
2
Гр. Зд.1
Гордиенко
О.М.