Технология "Портфолио воспитанника ДОУ" в практике дошкольного образования
Автор: Лукьянова Евгения Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 128 Населённый пункт: г. Кемерово Наименование материала: консультация Тема: Технология "Портфолио воспитанника ДОУ" в практике дошкольного образования Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 128
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
направленности по познавательно-речевому развитию воспитанников»
Консультация
«
Технология «Портфолио воспитанника ДОУ» в
практике дошкольного образования»
Технология – это совокупность методов и инструментов для достижения
желаемого результата; в широком смысле – применение научного знания для
решения практических задач.
В
настоящее
время
технология
портфолио
широко
применяется
в
сфере
образования,
в
том
числе
в
практике
дошкольного
образования,
т.
к.
предъявлены
предельно
высокие
требования
к
темпу
жизни
и
уровню
развития
молодого
поколения.
Но
какие
именно
качества
потребуются
ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной
программы или возможность самореализации в каком-либо творчестве?
Значимость данной технологии состоит в следующем.
Во
-
первых,
она
направлена
на
взаимодействие
всех
участников
образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют
в создании единого творческого продукта.
Во-вторых,
это
один
из
способов
повышения
качества
образовательного
процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению
положительных результатов деятельности ребенка.
Благодаря технологии портфолио сегодня, возможно, продемонстрировать
успехи воспитанников детского сада. Создание портфолио - представления
позволит раскрыть индивидуальные достижения, а главное - объединить в
творческом процессе усилия родителей, воспитанников и педагогов детского
сада.
Таким
образом, портфолио
дошкольника
-
это,
прежде
всего
копилка
личных
достижений
ребенка
в
разнообразных
видах
деятельности,
его
успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные
моменты
своей
жизни.
Это
так
называемое
«досье
успеха»,
в
котором
отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни
ребенка.
Виды портфолио:
Портфолио можно разделить на несколько видов.
Электронный портфолио - это ещё новый вид систематизации информации.
Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в
электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством
интересных эффектов.
Портфолио – раскраска - ребенок может сам раскрашивать странички. Так
же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить,
что содержание рубрик необходимо заполнять еще и информацией.
Портфолио традиционное, в виде папки - печатное портфолио одно из
самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё
не
умеет
читать,
смог
понять,
о
чём
идёт
речь.
Этому
способствуют
фотографии, рисунки, иллюстрации.
Цель портфолио : Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты
развития
дошкольника,
его
усилия,
прогресс
и
достижения
в
различных
областях,
демонстрировать
весь
спектр
его
способностей,
интересов,
склонностей.
Этапы работы по внедрению портфолио дошкольника в образовательный
процесс:
Постановочный:
определить
цель
(портфолио
будет
–
накопительный,
информация за определенный срок); (портфолио - для сбора достижений,
которые
отражают
результаты
работы
по
какому-то
направлению).
Разработать
“Положение
о
портфолио
дошкольника”,
определить
функциональные обязанности участников образовательного процесса.
Практический: рассматривание образца портфолио, объяснить, родителям,
что мы вместе начинаем собирать папку и для чего. Заинтересовать ребенка в
создании портфолио, чтоб он творчески подошел к оформлению.
Консультации
с
педагогами:
музыкальный
руководитель,
инструктор
по
физической культуре (помогают в создании условий для развития детского
творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности).
Заключительный: оформление
образца
портфолио
ребенка
в
совместной
деятельности педагога с детьми.
Портфолио имеет свою структуру, каждый раздел имеет название:
Титульный лист
Фото ребенка
Фамилия Имя Отчество ребенка, дата рождения, дата начала, дата
окончания
Раздел1. «Мой мир».
Антропометрические
данные.
Вот
какой
я
большой:
вес,
рост,
можно
прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах.
В
этом
разделе
содержится
информация
о
времени
и
месте
рождения
ребенка,
о
значении
имени
ребенка,
о
дате
празднования
его
именин,
небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла
фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах,
персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и
др.).
Подраздел «Мои друзья»
В этом разделе ребенок может нарисовать своих друзей, краткий рассказ
написанный родителями или воспитателем о его друзьях.
Подраздел «Мои любимые книги»
В этом разделе указываются любимые произведения ребенка.
Раздел 2. «Мои увлечения».
Многие
дети
достигают
значительных
успехов,
занимаясь
в
спортивных
секциях,
музыкальных
и
танцевальных
школах,
различных
студиях
и
в
кружках.
Раздел3. «Мои достижения».
В этот раздел входит диагностика ребенка, различные работы по выполнению
задания, например по математике.
Раздел 4 . «Мое творчество».
Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или
фотографии,
если
они
объёмные.
Обязательно
прописывается
дата,
тема
работы.
Раздел5 . «Мои награды».
В
разделе
фиксируются
грамоты,
дипломы
(от
различных
организаций:
детского
сада,
СМИ,
проводящих
конкурсы). Данный
раздел
-
копилка
всевозможных наград, полученных ребенком.
Раздел 6. «Мои впечатления».
В
данный
раздел
вносятся
небольшие
творческие
работы
ребенка
по
экскурсиям, познавательным прогулкам, рассказы написанные родителями
или воспитателями о впечатлении ребенка о посещении театра, экскурсии,
прогулки.
Раздел 7. «Отзывы
и пожелания»
В
разделе
даются
рекомендации
родителям,
воспитателем
и
всеми
специалистами, работающими с ребенком.
Так
же
открытки
и
поздравления
с
Днем
рождения,
письма
и
др.
Раздел8. «Скоро в школу»
Сюда можно вложить
- диплом об окончании детского сада, выпускное фото,
медаль выпускника и т.д.
Приложение
Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и
достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у
всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их
жизни в детском учреждении. Работа над созданием портфолио позволяет
сблизить
всех
его
участников:
родителей,
педагога,
ребёнка.
Это
своеобразный отчёт определённого жизненного пути ребенка.