Контрольно - измерительные материалы по изо 5 класс 2 четверть
Автор: Боровик Алиса Александровна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19 им. Л.А.Попугаеой" Населённый пункт: г.Удачный Наименование материала: кимы Тема: Контрольно - измерительные материалы по изо 5 класс 2 четверть Раздел: среднее образование
Контрольно-измерительные материалы для выявления уровня усвоения знаний,
умений и способов деятельности учащихся
Комплексная работа
(базовый и повышенный уровни)
по изобразительному искусству
по теме: «Связь времён в народном искусстве» в 5 классе (по программе Б.М. Неменского)
Цель работы: выявить качество усвоения знаний о роли народных художественных промыслов в современной жизни; оценка художественно-
эстетического развития учащихся, их эмоционально-ценностного отношения к миру и способности к художественно-творческой деятельности в ходе
выполнения индивидуального комплексного задания.
Описание комплексной работы
Для оценки достижения планируемых результатов по изобразительному искусству используются задания базового и повышенного и высокого
уровней
сложности.
Способность
успешно
справляться
с
предложенными
заданиями
базового
уровня
целенаправленно
формируется
и
обрабатывается в ходе учебного процесса со всеми учащимися. Успешность выполнения задания повышенного уровня во многом опирается не
только на формируемые на уроках умения, но и на имеющийся эстетический жизненный опыт и художественный кругозор, включая знания из других
предметов (русский язык, литература, окружающий мир, музыка, технология, физическая культура, иностранный язык).
Дополнительные вопросы и задания повышенного уровня дают возможность учащимся проявить творчество, позволяют импровизировать,
нестандартно подойти к решению творческой задачи.
Комплексное
задание,
выполнение
которого
демонстрирует
обобщённое
освоение
учащимся
знаний,
умений,
представлений,
навыков
художественной деятельности в ходе прохождения тем по изобразительному искусству. Оно призвано также продемонстрировать различия в
требованиях к результатам его выполнения на базовом и повышенном уровнях и особенности оценки результатов его выполнения.
Описанные варианты выполнения заданий составлены с учётом требований Федерального государственного стандарта основного общего
образования; на основе планируемых результатов.
В ходе выполнения комплексной работы оценка художественной деятельности за тему может складываться по результатам совместной
деятельности в процессе выполнения коллективных заданий или по результатам индивидуально-творческой деятельности при выполнении как
отдельных заданий, так и комплексного задания.
Осуществляя контроль и оценку достигнутых результатов, необходимо учитывать специфику предмета и в качестве главного критерия
успешности учащихся по изобразительному искусству рассматривать уровень развития школьников, включающий в себя индивидуальные качества и
личностный рост.
Инструкция по выполнению работы
С учётом разницы художественных техник и объёма работы, а также индивидуальных качеств учащихся (одни работают медленно, другие –
быстро; одни ставят перед собой сложные задачи, другие предпочитают простые решения) на выполнение работы даётся от 45 до 90 минут.
Работа состоит из двух частей, проверяются теоретический материал и практическая творческая деятельность.
Часть 1 включает 16 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, только один из них правильный. За каждый
правильный ответ даётся 1 балл.
Часть 2 состоит из 1 практического задания.
Форма теоретической части: тестирование.
Форма практической части: творческая (индивидуальная или коллективная) работа.
Планируемые результаты:
Задание
Планируемые результаты
Проверяемые умения
1
О с у щ е с т в л я т ь
п о и с к
н е о б х о д и м о й
информации из различных источников.
Знать несколько народных художественных
промыслов России.
Развивать
способности
эмоционально
воспринимать,
выражать
своё
отношение,
эстетически
оценивать
изделия
мастеров
народных промыслов.
Осуществлять
контроль
и
корректировку
выполнения задания.
Выявлять
общее
и
особенное
в
произведениях
традиционных художественных промыслов.
Осуществлять
запись
ответов
на
вопро сы,
основываясь на информацию в тексте теста.
Проверять свою запись.
2
Пользоваться
приёмами
традиционного
письма
при
выполнении
практического
задания (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-
Майдан,
Жостово,
а
также
ме стные
промыслы).
Вырабатывать
совместные
решения
при
работе
в
паре,
коллективе;
участвовать
в
отчёте поисковых групп.
Пользоваться приёмами традиционного письма при
выполнении
практического
задания
(Гжель,
Хохлома,
Городец,
Полхов-Майдан,
Жостово,
а
т акже
ме стные
промыслы);
и с п о л ь з о в а т ь
декоративные
элементы,
г е о м е т р и ч е с к и е ,
растительные узоры для украшения своих изделий и
предметов быта; использовать ритм и стилизацию
форм
для
создания
орнамента;
передавать
в
с о б с т в е н н о й
х уд о ж е с т в е н н о - т в о р ч е с к о й
деятельности специфику стилистики произведений
народных художественных промыслов в России (с
учётом местных условий).
Вырабатывать
совместные
решения
при
работе
в
паре, коллективе; участвовать в отчёте поисковых
групп.
Анализировать
свои
творческие
работы
и
работы
своих товарищей, созданные по теме «Связь времён
в народном искусстве».
Инструкция. Контрольная работа состоит из 16 заданий и 2х частей. В части А (с 1 по 15 задание) необходимо выбрать только 1 правильный вариант ответа из
предложенных. В части В 16 задании необходимо изобразить на плоскости свой образ одного из предметов (посуду, игрушку), по мотивам какого-либо промысла
России и украсить его геометрическим или растительным орнаментом, свойственным данному промыслу.
В части В необходимо выполнить творческое задание. Задание части В оценивается:
Критерии правильного ответа базового уровня (3 балла): правильно передана стилистика формы, пропорций, орнамента.
Критерии правильного ответа повышенного уровня (5 баллов): предмет грамотно размещён на плоскости листа (выполнен в объёме). Правильно передана
стилистика формы, пропорций, орнамента. Орнамент располагается по форме предмета. Умело передано единство формы и декора. Умело используются
художественные материалы, выразительные художественные средства в выполнении задания. Общее впечатление от работы: оригинальность, яркость и
эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы, аккуратность всей работы.
Часть А оценивается 1 правильный ответ – 1 балл.
От 20-19 балла - 5
18-16 баллов - 4
15-10 баллов - 3
Менее 9 баллов - 2
Перед выполнением задания необходимо выполнить самооценку своих знаний и умений.
«+» - я знаю, я умею
«+/-» - сомневаюсь, верны ли мои знания
«-» - не знаю Желаем удачи!
№
Знаешь ли ты/ умеешь ли
ты
самоо
ценка
задание
ответ
Оценка
учителя
1
Часть 1
Умеешь ли ты отличать
виды изобразительного
искусства?
К какому виду искусства относится глиняная игрушка?
а) скульптура б) графика
в) декоративно-прикладное искусство г) архитектура
2
Знаешь ли ты любимых
персонажей народных
игрушек?
Как называется любимый персонаж каргопольской игрушки с головой и
туловищем человека и телом коня?
а) конь-Полкан б) барыня
в) всадник г) индюк
3
Знаешь ли ты цветовое
решение народных
игрушек?
Какие, по вашему мнению, игрушки расписывают тремя
цветами (красный, жёлтый, зелёный) полосками?
а) филимоновская б) каргопольская
в) дымковская г) абашевская
4
Знаешь ли ты виды
керамики?
Вид керамики из белой обожжённой глины?
а) фарфор б) фаянс
в) майолика г) терракота
5
Знаешь ли ты особенности
народных игрушек?
Какая игрушка весело свистит?
а) филимоновская б) дымковская
в) тверская г) абашевская
6
Знаешь ли ты название
узоров в народных
промыслах?
Название хохломского узора?
а) купавки б) букеты
в) Кудрина г) мальва
7
Ориентируешься ли ты в
приемах росписи?
Самый первый приём жостовской росписи?
а) Замалёвок б) зарисовка
в) набросок г) рисунок
8
Знаешь ли ты названия
изделий в народных
промыслах?
Гжельское изделие с округлым туловом и узкой шейкой?
а) кувшин б) скопкарь
в) кумган г) братина
9
Известны ли тебе приемы
росписи?
Завершающий приём в городецкой росписи, который выполняется белой и
13
Известны ли тебе
особенности?
Закончи предложение:
Узор, построенный на ритмичном чередовании объектов изображения,
называется…
14
Известна ли тебе история
промысла?
Закончи предложение.
Создание произведений народного искусства в определённых традициях на
продажу называется…
15
Знаешь ли ты значение
народных игрушек?
Какую роль играла в жизни людей народная игрушка?
а) для забавы б) для оберега
в) для красоты г) для удовольствия
16
Часть 2
Изобрази на плоскости свой образ одного из предметов (посуду, игрушку), по
мотивам промысла России -Городец. Укрась его геометрическим или
растительным орнаментом, свойственным данному промыслу.
Инструкция. Контрольная работа состоит из 16 заданий и 2х частей. В части А (с 1 по 15 задание) необходимо выбрать только 1 правильный вариант ответа из
предложенных. В части В 16 задании необходимо изобразить на плоскости свой образ одного из предметов (посуду, игрушку), по мотивам какого-либо промысла
России и украсить его геометрическим или растительным орнаментом, свойственным данному промыслу.
В части В необходимо выполнить творческое задание. Задание части В оценивается:
Критерии правильного ответа базового уровня (3 балла): правильно передана стилистика формы, пропорций, орнамента.
Критерии правильного ответа повышенного уровня (5 баллов): предмет грамотно размещён на плоскости листа (выполнен в объёме). Правильно передана
стилистика формы, пропорций, орнамента. Орнамент располагается по форме предмета. Умело передано единство формы и декора. Умело используются
художественные материалы, выразительные художественные средства в выполнении задания. Общее впечатление от работы: оригинальность, яркость и
эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы, аккуратность всей работы.
Часть А оценивается 1 правильный ответ – 1 балл.
От 20-19 балла - 5
18-16 баллов - 4
15-10 баллов - 3
Менее 9 баллов - 2
Перед выполнением задания необходимо выполнить самооценку своих знаний и умений.
«+» - я знаю, я умею
«+/-» - сомневаюсь, верны ли мои знания
«-» - не знаю Желаем удачи!
№
Знаешь ли ты/ умеешь ли
ты
самоо
ценка
задание
ответ
Оценка
учителя
1
Часть 1
Умеешь ли ты отличать
виды изобразительного
искусства?
К какому виду искусства относится городецкая роспись?
а) скульптура б) графика
в) декоративно-прикладное искусство г) архитектура
2
Знаешь ли ты формы
народных игрушек?
У какой игрушки вытянутые, мягкие по очертаниям формы?
а) дымковской б) гжельской
в) филимоновской г) кагропольской
3
Знаешь ли ты цветовое
решение народных
игрушек?
Какие, по вашему мнению, игрушки расписывают в ярких или
приглушенных тонах?
а) филимоновская б) каргопольская
в) дымковская г) абашевская
4
Знаешь ли ты виды
керамики?
Вид керамики из белой обожжённой глины с крупнопористой
поверхностью?
а) фарфор б) фаянс
в) майолика г) терракота
5
Знаешь ли ты
выполняемые узоры на
поверхностях игрушек?
На какой из игрушек в качестве узоров используются древние солярные
знаки?
а) Филимоновская б) дымковская
в) тверская г) кагропольская
6
Знаешь ли ты название
узоров в народных
промыслах?
Какой узор используется в городецкой росписи?
а) Купавки б) букеты
в) Кудрина г) мальва
7
Ориентируешься ли ты в
приемах росписи?
Завершающий приём городецкой росписи?
а) Замалёвок б) оживка
в) набросок г) рисунок
8
Знаешь ли ты названия
изделий в народных
промыслах?
Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием
9
Известны ли тебе приемы
росписи?
Завершающий приём в жостовской росписи, в котором выполняется
затемнение с одной стороны?
а) Оживка б) замалёвок
в) букет г) бликовка
10
Знаешь ли ты приемы
росписей в хохломе?
Как называется прием в хохломской росписи, когда рисунок выполняется
по золотистому фону?
а) под листок б) верховое письмо
в) фоновое письмо г) травка
11
Знаешь ли ты какие?
Как называлась сказочная птица с человеческим лицом, изображаемая на
12
Знаешь ли ты историю
развития народного
промысла?
В какой росписи мастер не повторял рисунок, где была свободная манера
письма?
а) Хохлома б) Гжель
в) Жостово г) Городец
13
Известны ли тебе
особенности построения
узоров?
Закончи предложение:
Узор, построенный на ритмичном чередовании объектов изображения,
называется…
14
Известно ли тебе история
промысла?
Закончи предложение.
Создание произведений народного искусства в определённых традициях на
продажу называется…
15
Знаешь ли ты образы,
используемые в народных
игрушках?
Какие образы жили в народных и живут в современных игрушках?
а) корова, индюк, женская фигура б) конь, всадник
в) конь, птица, женская фигура г) всадник, индюк, конь
16
Часть 2
Изобрази на плоскости свой образ одного из предметов (посуду, игрушку), по
мотивам промысла России - Дымково. Укрась его геометрическим или
растительным орнаментом, свойственным данному промыслу.