ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.
Автор: Ноговицына Саргылана Андреевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Д/с№70 "Кэрэчээнэ" Населённый пункт: г. Якутск с. Хатассы Наименование материала: методическая разработка Тема: ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ. Раздел: дошкольное образование
ШКОЛА
МОЛОДОГО
ПЕДАГОГА,
КАК
ОДНА
ИЗ
ФОРМ
РАБОТЫ
С
МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.
Ноговицына Саргылана Андреевна
Старший воспитатель МБДОУ Д/с№70 «Кэрэчээнэ»
Модернизация
системы
образования
влечет
за
собой
существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И,
наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того,
не
каждое
образовательное
учреждение
имеет
такой
арсенал
связей
и
возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в
новых условиях.
Важным
фактором
улучшения
качества
их
деятельности
является
работа,
организованная
старшим
воспитателем,
курирующим
работу
педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.
Методическая
помощь
-
это
оперативное
и
перспективное
реагирование
старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов. Методическая
деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей
ро сту
профе ссионализма
специалистов
системы
о б р а з о ва н и я .
Взаимодействие
педагога
с
методической
службой
-
важное
звено
непрерывного
образования
педагогических
кадров.
Наш
коллектив
имеет
15молодых специалистов (63 %) от педагогического коллектива.
Дошкольном учреждении работает
несколько методических объединений,
которые воспитатель может выбрать по желанию:
«Школа молодого педагога», где педагог может получить необходимые
ему знания и умения для успешного прохождения адаптации в ДОУ,
организации своей деятельности;
«Творческая группа» для улучшения образовательной
работы
в
рамках программы развития учреждения;
Такая
дифференцированность
вызвана
разноуровневым
составом
педагогического
коллектива,
учитывая
их
стаж
работы,
образование,
интере сы,
трудно сти,
ведь
формирование
позиции
п е д а го г а ,
соответствующей
новым
требованиям
к
его
компетентности,
одна
из
основных потребностей на современном этапе.
Основной
направленностью
ШМВ
стало :
методиче ско е
сопровождение
адапт ации
педагога,
содействие
по в ы ше нию
профессионального
мастерства
начинающих
педагогов.
Поэтому
в
положении
о
школе
молодого
воспитателя
мы
закрепили
данный
тезис.
Чтобы
определить
содержание
встреч
были
проведены
ряд
анкет
для
начинающих педагогов, которые позволили сформировать круг проблем, с
1
которыми столкнулись молодые воспитатели, выявили педагогический статус
начинающего
специалиста
для
дальнейшего
развития
профессиональной
перспективы, что составила основу плана работы на год.
Объединения МБДОУ Д/с№70 на 2015-2016 у.г.
№
п/п
Объединения
Ф.И.О.
Должность
Срок
Отв.
1
Школа
молодого
педагога
Никифорова
А.С.
Яковлева О.А.
Николаева Г.И.
Степанова С.А.
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Ст.
воспитатель
В
течение
года
Педагоги –
наставник
и
Ст.
воспитател
ь
2
Г р у п п а
п о
работе с сайтом
Степанова С.А.
Олесова Е.В.
Ст.
воспитатель
Воспитатель
В
течение
года
Заведующа
я
3
ПМПК
Николаева Г.С.
Никифорова
Н.И.
Павлова М.М.
Степанова С.А.
Заведующая
п е д а г о г
–
психолог
фельдшер
ст.
воспитатель
В
течение
учебног
о года
Председат
ель ПМПк
4
Аттестационна
я комиссия
Николаева Г.С.
Степанова С.А.
Николаева Г.И.
Яковлева О.А.
Заведующая
Ст.
воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Председат
ель
аттестацио
нной
комиссии
«Школа молодого педагога»
на 2015-2016 учебный год
Месяцы
Тема заседания
Форма
проведения
Ответственные
Сентябрь
Разработка
памяток
для
вновь поступающих педагогов
О самообразовании.
Консультация
Ст. воспитатель
2
Окябрь
Планирование. Трудности.
Методика проведения НОД
Консультация
Ст. воспитатель
Ноябрь
«Методические
рекомендации по преодолению
трудностей (по запросу)
Беседы
Ст. воспитатель
февраль
Учимся
взаимодействовать
с
родителями
Разнообразные
формы работы с родителями.
Решение
педагогических
ситуаций.
Консультация
Заведующий
Ст. воспитател
апрель
Процедура
прохождения
аттестации.
Обсуждение
Заведующий
Ст. воспитатель
В
течение
года
В
течение
учебного
года
посещение открытых занятий,
участие
в
работе
семинаров,
консультаций и т.д.
Участие
Заведующий
Ст. воспитатель
В
течение
года
Анализ документации
Проверка
документации
Заведующий
Ст. воспитатель
Май
Анализ
рабоы
молодых
специалистов в течение года
Беседа
Заведующий
Ст. воспитатель
Каждый
год
содержание
плана
изменяется
в
соответствии
с
потребностями педагогов.
В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с
педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В
нашем
учреждении
используются
следующие
формы
для
повышения
профессиональной компетентности педагогов:
1.
традиционные:
работа в едином образовательном пространстве
проблемные семинары
семинары-практикумы
дни открытых дверей
творческие микрогруппы
наставничество
педагогические советы
повышение квалификации
3
2.
инновационные:
«копилка» педагогического мастерства
мастер-классы
проектная деятельность
творческие конкурсы
творческая лаборатория молодых специалистов
Передовой опыт
–
самая
быстрая,
оперативная
форма
разрешения
назревших
в
практике
противоречий,
быстрого
реагирования
на
общественные
запросы,
изменяющуюся
ситуацию.
С
целью
пропаганды
опыта
лучших
педагогов
в
ДОУ
организуются
недели
педагогического
мастерства. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не
только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут.
Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении
успешного опыта в свою работу.
Педагог
может
посетить
занятия
своего
опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные
образовательные ресурсы в работе с детьми.
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый
показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом
во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает
проникнуть
в
своего
рода
творческую
лабораторию
воспитателя,
стать
свидетелем педагогического творчества.
Преодоление
трудностей
и
выход
на
качественно
новый
уровень
профессионализма
малопродуктивны
в
«автономном
режиме».
Поэтому
нужно
постоянное
взаимодействие
«обучающихся»
педагогов
с
тем,
кто
может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С
э то й
ц е л ь ю
н а ми
и с п ол ь зу ют с я педагогические
мастерские
и
наставничество .
Наставничество
должно
стимулировать
потребности
молодого
педагога
в
самосовершенствовании,
способствовать
его
профессиональной
и
личностной
самореализации.
Все стороннее
рассмотрение
эффективности
системы
наставничества
позволит
руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро
и
качественно
решать
задачи
профессионального
становления
молодых
учителей,
включать
их
в
проектирование
своего
развития,
оказывать
им
помощь
в
самоорганизации,
самоанализе
своего
развития,
повышать
их
профессиональную компетентность.
Тематические
семинары
Тематические
семинары
организуются
с
целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и
навыков. В нашей практикуем выезд молодых специалистов в разных
4
Зона анализа и результатов :
Учебный
год
Кол-во
молодых
педагогов
У ч а с т и е
в
конкурсах
Повышение
квалификаци
и
Печатные
материалы
в
краевых
сборниках
Аттестация
2013-2014
16
педагогов
Конкурс
«Воспитатель
года» – 1
Участие в НПК с
докладом- 4
7
-
С з д -
6
педагога
2014-2015
15
педагогов
Конкурс
«Воспитатель
года» – 1
Участие в НПК с
докладом- 8
8
4
С З Д -
2
педагога
2015-2016
15
педагогов
Конкурс
«Воспитатель
года» – 1
Участие в НПК с
докладом- 12
9
6
СЗД-2
педагога
1
к в а л и в .
Кат-5
педагога
Заключение.
Для
эффективной
организации
образовательного
процесса в ДОУ
необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные
формы
методической
работы
воспитатели
не
только
повышают
профессиональный уровень, их потребностью становится узнать что – то
новое, научиться сделать то, что они еще не умеют. Методическая работа –
часть целостной
системы непрерывного
образования, направленная на
углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогики, основанных
на достижении науки и передового педагогического опыта, способствующих
повышению профессионального
мастерства, на формирование коллектива
единомышленников,
развитие
творческого
потенциала,
необходимого
для
качественной
образовательной
работы
в
ДОУ.
Молодой
специалист
постепенно в процессе работы
приобщается к традициям учреждения, к
корпоративному
взаимодействию.
Процесс
повышения
профессионализма
молодого
педагога
предполагается
строить
с
учетом
следующих
факторов:
- уровень базового образования;
5
-
индивидуальных
потребностей:
креативный
потенциал,
стиль
предпочитаемого способа усвоения информации,
- уровень профессиональных потребностей педагога.
Только в этом случае
возможно определение
индивидуальной
траектории
профессионального
роста.
Учитывая
возможности
педагогического коллектива ДОУ
и
преимущества
наставничества как
формы профессиональной адаптации
и повышения квалификации, отдаем
этому методу значительное предпочтение.
Если в управляющей деятельности использовать системный подход по
повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это
позволит недавнему выпускнику быстро адаптироваться к работе в детском
саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить
успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса
формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и
педагогике, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть
свою
индивидуальность
и
начать
формировать
собственный
профессиональный проект.
Важным в профессиональном становлении молодого педагога ДОУ
является
информация, обеспечивающая его деятельность и психолого –
педагогическая
поддержка,
в
том
числе
материальное
поощрение.
Совместно
с
творческой
группой
наставников
молодой
педагог
вырабатывает
и
старается
поддерживать
ориентировку
в
руководстве
профессиональным
становлением.
В
их
основы
положены
высказывания
выдающихся
педагогов.
Первые
годы
работы
молодого
специалиста
определяют
многое в его профессиональной и человеческой
судьбе.
В
работе с начинающим важно выявить и поддержать его сильные стороны.
Похвала
должна
соответствовать
достижению, быть основой
для
расширения круга обязанностей. Не случайно удачи определяют успех, а
кропотливый поиск, анализ того , что делаешь. Путь к самовоспитанию и
самоопределению каждый должен найти в самом себе. Работа с детьми и
взаимоотношения в коллективе – это среда, в которой формируется педагог.
Поэтому важно, чтобы жизнь ДОУ строилась по законам педагогической
этики.
Содержание
деятельности
ДОУ
–
это
разносторонние
знания,
богатая
умственная
жизнь,
широта
кругозора,
постоянный
интеллектуальный рост каждого. Через
три, пять лет
после
окончания
учебного заведения педагог должен знать в три, пять, десять раз больше,
чем он знал в первый год работы.
Список литературы:
6
1. Книга под редакцией: Управление персоналом. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина,
М.ЮНИТИ, 2002.
2. Статья из журнала: Беляева И.В. Система работы старшего воспитателя с
молодыми специалистами //Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения - 2008. - № 12.- С. 6 - 15
3. Книга авторов:
Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и
методы. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.,2008
4. Книга одного автора: Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ,
планирование, формы и методы.- М СФЕРА, 2006.
5.Книга одного автора: Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с
педагогами.- М: ТЦ Сфера, 2003.
7