Напоминание

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.


Автор: Ноговицына Саргылана Андреевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с№70 "Кэрэчээнэ"
Населённый пункт: г. Якутск с. Хатассы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ. Ноговицына Саргылана Андреевна Старший воспитатель МБДОУ Д/с№70 «Кэрэчээнэ» Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях. Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности. Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов. Методическая деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей ро сту профе ссионализма специалистов системы о б р а з о ва н и я . Взаимодействие педагога с методической службой - важное звено непрерывного образования педагогических кадров. Наш коллектив имеет 15молодых специалистов (63 %) от педагогического коллектива. Дошкольном учреждении работает несколько методических объединений, которые воспитатель может выбрать по желанию:  «Школа молодого педагога», где педагог может получить необходимые ему знания и умения для успешного прохождения адаптации в ДОУ, организации своей деятельности;  «Творческая группа» для улучшения образовательной работы в рамках программы развития учреждения; Такая дифференцированность вызвана разноуровневым составом педагогического коллектива, учитывая их стаж работы, образование, интере сы, трудно сти, ведь формирование позиции п е д а го г а , соответствующей новым требованиям к его компетентности, одна из основных потребностей на современном этапе.
Основной

направленностью

ШМВ

стало
: методиче ско е сопровождение адапт ации педагога, содействие по в ы ше нию профессионального мастерства начинающих педагогов. Поэтому в положении о школе молодого воспитателя мы закрепили данный тезис. Чтобы определить содержание встреч были проведены ряд анкет для начинающих педагогов, которые позволили сформировать круг проблем, с 1
которыми столкнулись молодые воспитатели, выявили педагогический статус начинающего специалиста для дальнейшего развития профессиональной перспективы, что составила основу плана работы на год.
Объединения МБДОУ Д/с№70 на 2015-2016 у.г.
№ п/п Объединения Ф.И.О. Должность Срок Отв. 1 Школа молодого педагога Никифорова А.С. Яковлева О.А. Николаева Г.И. Степанова С.А. Воспитатель Воспитатель Воспитатель Ст. воспитатель В течение года Педагоги – наставник и Ст. воспитател ь 2 Г р у п п а п о работе с сайтом Степанова С.А. Олесова Е.В. Ст. воспитатель Воспитатель В течение года Заведующа я 3 ПМПК Николаева Г.С. Никифорова Н.И. Павлова М.М. Степанова С.А. Заведующая п е д а г о г – психолог фельдшер ст. воспитатель В течение учебног о года Председат ель ПМПк 4 Аттестационна я комиссия Николаева Г.С. Степанова С.А. Николаева Г.И. Яковлева О.А. Заведующая Ст. воспитатель Воспитатель Воспитатель Председат ель аттестацио нной комиссии
«Школа молодого педагога»

на 2015-2016 учебный год

Месяцы

Тема заседания

Форма

проведения

Ответственные

Сентябрь
 Разработка памяток для вновь поступающих педагогов  О самообразовании. Консультация Ст. воспитатель 2

Окябрь
 Планирование. Трудности.  Методика проведения НОД Консультация Ст. воспитатель
Ноябрь
 «Методические рекомендации по преодолению трудностей (по запросу) Беседы Ст. воспитатель
февраль
 Учимся взаимодействовать с родителями Разнообразные формы работы с родителями.  Решение педагогических ситуаций. Консультация Заведующий Ст. воспитател
апрель
 Процедура прохождения аттестации. Обсуждение Заведующий Ст. воспитатель
В

течение

года
 В течение учебного года посещение открытых занятий, участие в работе семинаров, консультаций и т.д. Участие Заведующий Ст. воспитатель
В

течение

года
 Анализ документации Проверка документации Заведующий Ст. воспитатель
Май
 Анализ рабоы молодых специалистов в течение года Беседа Заведующий Ст. воспитатель Каждый год содержание плана изменяется в соответствии с потребностями педагогов. В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:
1.

традиционные:
 работа в едином образовательном пространстве  проблемные семинары  семинары-практикумы  дни открытых дверей  творческие микрогруппы  наставничество  педагогические советы  повышение квалификации 3

2.

инновационные:
 «копилка» педагогического мастерства  мастер-классы  проектная деятельность  творческие конкурсы  творческая лаборатория молодых специалистов
Передовой опыт
– самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу. Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.
Мастер-классы
проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества. Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с тем, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С э то й ц е л ь ю н а ми и с п ол ь зу ют с я
педагогические

мастерские

и

наставничество
. Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Все стороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
Тематические

семинары
Тематические семинары организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков. В нашей практикуем выезд молодых специалистов в разных 4

Зона анализа и результатов
: Учебный год Кол-во молодых педагогов У ч а с т и е в конкурсах Повышение квалификаци и Печатные материалы в краевых сборниках Аттестация 2013-2014 16 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1 Участие в НПК с докладом- 4 7 - С з д - 6 педагога 2014-2015 15 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1 Участие в НПК с докладом- 8 8 4 С З Д - 2 педагога 2015-2016 15 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1 Участие в НПК с докладом- 12 9 6 СЗД-2 педагога 1 к в а л и в . Кат-5 педагога
Заключение.
Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы воспитатели не только повышают профессиональный уровень, их потребностью становится узнать что – то новое, научиться сделать то, что они еще не умеют. Методическая работа – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогики, основанных на достижении науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной образовательной работы в ДОУ. Молодой специалист постепенно в процессе работы приобщается к традициям учреждения, к корпоративному взаимодействию. Процесс повышения профессионализма молодого педагога предполагается строить с учетом следующих факторов: - уровень базового образования; 5
- индивидуальных потребностей: креативный потенциал, стиль предпочитаемого способа усвоения информации, - уровень профессиональных потребностей педагога. Только в этом случае возможно определение индивидуальной траектории профессионального роста. Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, отдаем этому методу значительное предпочтение. Если в управляющей деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это позволит недавнему выпускнику быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формировать собственный профессиональный проект. Важным в профессиональном становлении молодого педагога ДОУ является информация, обеспечивающая его деятельность и психолого – педагогическая поддержка, в том числе материальное поощрение. Совместно с творческой группой наставников молодой педагог вырабатывает и старается поддерживать ориентировку в руководстве профессиональным становлением. В их основы положены высказывания выдающихся педагогов. Первые годы работы молодого специалиста определяют многое в его профессиональной и человеческой судьбе. В работе с начинающим важно выявить и поддержать его сильные стороны. Похвала должна соответствовать достижению, быть основой для расширения круга обязанностей. Не случайно удачи определяют успех, а кропотливый поиск, анализ того , что делаешь. Путь к самовоспитанию и самоопределению каждый должен найти в самом себе. Работа с детьми и взаимоотношения в коллективе – это среда, в которой формируется педагог. Поэтому важно, чтобы жизнь ДОУ строилась по законам педагогической этики. Содержание деятельности ДОУ – это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, постоянный интеллектуальный рост каждого. Через три, пять лет после окончания учебного заведения педагог должен знать в три, пять, десять раз больше, чем он знал в первый год работы.
Список литературы:
6
1. Книга под редакцией: Управление персоналом. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина, М.ЮНИТИ, 2002. 2. Статья из журнала: Беляева И.В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2008. - № 12.- С. 6 - 15 3. Книга авторов: Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.,2008 4. Книга одного автора: Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.- М СФЕРА, 2006. 5.Книга одного автора: Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М: ТЦ Сфера, 2003. 7


В раздел образования