"Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Автор: Захарова Татьяна Юрьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБОУ школа лицей № 1420 10 корпус Населённый пункт: Москва Наименование материала: Статья Тема: "Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
«Использование мнемотехники для связанного речевого развития
детей дошкольного возраста»
Данная тема очень актуальна, так как связная речь по всюду сопровождает
нас и нет такой деятельности, где бы мы ни воспользовались связной речью.
Особенно важна речь в процессе обучения и от качества речи зависит
качество обучения ребёнка. Ребёнок с помощью речи познаёт мир, узнаёт
что-то новое, он хочет выразить свои мысли и желания. Надо отметить, что
связная речь-это очень сложная мыслительная деятельность, это отмечали
А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский и т.д.
В настоящее время у детей все более выражены речевые трудности, которые
препятствуют общению с окружающими. Давайте отметим, наиболее
распространённые трудности:
- скудный словарный запас, не способность составить сложное
распространённое предложение.
- бедная диалогическая речь, ребёнку трудно поддерживать диалог.
- бедная монологическая речь, трудности в составлении сюжетного и
описательного рассказа, затруднения в пересказе текста.
Всем известно, что овладение связной устной речью - очень важное условие,
для обучения в школе. В законе РФ «Об образовании» говорится, что
общеобразовательные программы, направлены на формирование культурной
личности и её адаптация в социуме, и именно этому способствует связная
речь. В ФГОС есть область «Речевое развитие» , где сказано, что речь
необходимо развивать как средство общения; необходимо обогащать
словарный запас; работать над диалогической и монологической речью;
развивать звуковую и интонационную сторону; развитие речевого
творчества; развитие фонематического слуха; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как начало обучения грамотею.
Дошкольное детство особенно сензитивно для усвоения речи. Процесс
развития речи в дошкольном образовании – это основа воспитания и
обучения. С каждым годом увеличивается количество детей с нарушением
речи. Так как неполноценное речевое развитие влечёт за собой недоразвитие
психических процессов, то дети не могут сосредоточиться на каком-то
событии или художественном произведении, они не могут заметить связи
между явлениями или предметами. Сегодня много методик,
способствующих развитию речи и психических функций, важно найти ту,
которая подойдёт вашему ребёнку и процесс обучения будет интересным и
увлекательным.
Давайте подумаем, какие факторы облегчат процесс развития речи:
-наглядность, рассматривание картин, предметов , называние их признаков
(С.Л. Рубинштейн)
-создание плана высказывания, где указана последовательность элементов
высказывания (Л.С. Выготский).
Итак, учитывая мнения великих учёных, в работе по обучению связной речи
можно использовать приёмы мнемотехники.
Мнемотехника ( с греческого «искусство запоминания»), это система
методов и приёмов, которые способствуют успешному запоминанию,
сохранению и воспроизведению информации, запоминанию структуры
высказывания и развитию речи в целом. Ребёнок будет общителен,
расширится словарь, он будет грамотно и чётко излагать вои чувства и
мысли.
На практике можно использовать разнообразные виды и приёмы развития
речи (художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, составление плана,
дидактические игры и т.д.), но наряду с этим очень хорошие результаты
показывает мнемотехника.
Основной секрет мнемотехники - человек в своём воображении соединяет
несколько зрительных образов, а мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при
воспроизведении одного из образов мозг воспроизводит все связанные с ним
образы. Мнемотехнику в дошкольном образовании называют по разному:
Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. –
блоками-квадратами. Мнемотехника – это система методов и приёмов,
которая обеспечит успешное запоминание, сохранение и воспроизведение
информации. В процессе работы с данной методикой развивается память
(разные ёё виды, мышление, воображение.
Для дошкольников наиболее подходящими являются, такие приёмы
мнемотехники, как классификация, поиск опорного пункта, схематизация,
структурирование материала.
Классификация - материал делится на части (можно выделить животные и
растения, живые объекты и неживые и т.д.). С помощью этого приёма можно
уменьшить нагрузку на память и ребёнок запоминает необходимый материал
тот, который мы классифицировали.
Любая информация всегда содержит что-то, что может стать опорой для
запоминания. Для запоминания текста надо взять какую-либо опору, это и
будет называться поиском опорного пункта. Это как бы план для
воспроизведения чего-либо (пересказ сказки). Бывает, дети лучше
пересказывают, если материал представлен в виде схем. Это приём –
схематизация. Информацию легче запомнить, если придумать связки, какие
– то дополнения, это приём достраивания материала. Нельзя не отметить
структурирование материал, когда устанавливаются связи внутри материала и
он воспринимается как целое. Этот приём позволяет запомнить, сохранить и
воспроизвести информацию.
Я уверена, что овладение родным языком – это условие успешного
социального и интеллектуального развития, кроме этого усвоение
творчества и детских видов деятельности.
Итак, мнемотехника - система методов и приёмов, для успешного усвоения
детьми знаний об окружающей действительности, запоминание структуры
рассказа, сохранение и воспроизведение информации и развития речи в
целом. Мнемотехника представляет собой таблицу, которая содержит
определённую информацию.
Данная работа строится от простого к сложному. Начинать следует с
простых мнемоквадратов, затем перехожу к простым мнемодорожкам. И
только потом мнемотаблицы.
Возникает вопрос, что же изобразить? Мнемотаблица – это графическое
изображение явлений или персонажей произведения, т.е. вообще то можно
нарисовать все что посчитаете нужным. Важно отметить, что бы рисунок
был простой и понятный детям. Для
Детей младшего возраста рекомендуется давать цветные таблицы, так как
детям запоминаются цветные образы, а для старших можно чёрно-белые.
Необходимо выделить этапы работы:
1.
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.
2.
Перекодировка абстрактных символов в образы.
3.
Пересказ или рассказ с опорой на образы (символы).
4.
Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5.
Таблица воспроизводится ребёнком. Если мы кодируем рассказ или
сказку, то основное внимание нужно уделить героям.
Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение предметов,
героев произведений, явлений природы благодаря выделению главных
смысловых линий сюжета, еще раз повторюсь, что рисовать можно всё что
считаете нужным. Любой педагог сможет нарисовать символичные
изображения предметов.
Используя данную технику в работе, пришла к выводу, что:
-расширяется кругозор ребёнка.
-появляется желание пересказывать и придумывать истории, заучивать стихи
и загадки.
-словарный запас заметно возрастает.
-дети просто свободно себя чувствуют перед аудиторией.