Напоминание

"Развитие образной речи детей средствами произведений художественной литературы"


Автор: Газизова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад №221
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие образной речи детей средствами произведений художественной литературы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«

Развитие

образной

речи

детей

средствами

произведений

художественной

литературы

»
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка . Велика её роль и в развитии речи дошкольника . Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений . Она развивает мышление и воображение ребёнка , обогащает его эмоции , дает прекрасные образцы русского литературного языка . Огромно её воспитательное , познавательное и эстетическое значение , так как , расширяя знания ребёнка об окружающем мире , она воздействует на личность малыша , развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка . Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни . Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы . Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии , если ребёнок к нему подготовлен . А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание , но и на выразительные средства языка сказки , рассказа , стихотворения и других произведений художественной литературы . Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям , формируется художественный вкус . В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею , содержание и выразительные средства языка , осознавать переносное значение слов и словосочетаний . Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент , который мы закладываем в дошкольном детстве .
Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову , уважение к книге . При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме . Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна многоаспектна . Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия . Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений . Это прежде всего конкретность мышления , небольшой жизненный опыт , непосредственное отношение к действительности . Поэтому и подчёркивается , что только на определённой ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия , и на этой основе – развитие детского художественного творчества . На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы , а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определённое содержание . Под словесным творчеством подразумевается деятельность детей , возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений – рассказов , сказок , стихов и т . п . Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха . В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой - то мере осознавать их . Сюда же относится и способность к различению жанров , понимание их особенностей , умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения .
Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словестного творчества . Однако само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству , которое может быть развито только на основе специальной работы , направленной на создание условий для творческих проявлений детей . Культуры речи – явление многоаспектное , главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка ; это понятие включает в себя все элементы , способствующие точной , ясной и эмоциональной передачи мыслей и чувств в процессе общения . Правильность и коммуникативное целесообразность речи считаются основными ступенями овладения русским языком . В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина « хорошая речь ». В это понятие включается как минимально достаточные три признака богатство , точность и выразительность . Богатство речи предполагает большой объём словаря , понимания и уместное употребление в речи слов и словосочетаний , разнообразие используемых в речи языковых средств . Т о ч н о с т ь речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление : это выбор таких слов , которые наилучшим образом передают содержание высказывания , раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности . Выразительность речи предполагает отпор языковых средств , соответствующих условиям и задачам общения . Это качество должно соотноситься с функциональным стилем , пониманием ситуации , чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи . Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях : как работу над овладением детьми всеми сторонами речи ( фонетической , лексической и грамматической ), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания .
Произведения художественной литературы и устного народного творчества , в том числе и малые литературные формы ( пословицы , поговорки , фразеологизмы , загадки , скороговорки ) , являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи . Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном , прямом значении . С возрастом ребёнок начинает понимать смысловые оттенки слова , знакомиться с его многозначностью , учиться понимать образную сущность художественной речи , переносное значение фразеологизмов , загадок , пословиц . Показателем богатства речи является не только достаточный объём активного словаря , но и разнообразие используемых словосочетаний , синтаксических конструкций , а также звуковое ( выразительное ) оформление связанного высказывания . В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи . Так ,
лексическая

работа
, направленная на понимание смыслового богатства слова , помогает ребёнку находить точное слово в построение и высказывание , а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность . Специально организованная лексическая работа направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства , наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу , рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного высказывания . Итак , работа над смысловой стороной слова выдвигается на первое место , так как именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией ( раскрытие значений многозначного слова , использование синонимов и антонимов ) оказывает самое существенное влияние на формирование осознания явлений языка и речи . В формировании
грамматического

стоя

речи
в плане образности особые значение приобретают владения с запасом грамматических средств , способность чувствовать структурное и
семантическое место формы слова предложении и в целом высказывании . Именно здесь выступает развитое « чувство стиля », умение использовать разнообразные грамматические средства ( инверсия , соотнесённость синтаксиса с темой высказывания , уместное употребление предлогов и др . ) . Подчеркнём роль синонимии грамматических форм и конструкции в зависимости от их смысловых оттенков , и роль построении связного высказывания . Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания . В этом смысле разнообразия синтаксических конструкций делает речь ребёнка выразительной . Если же рассматривать
фонетическую

сторону

речи
, то от неё во многом зависит и интонационное оформление высказывания , а отсюда – и эмоциональное воздействие на слушателя . На связность ( плавность ) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи , как сила голоса ( громкость и правильность произношения ), чёткая дикция , темп речи . В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов . Связное высказывание показывает , насколько ребёнок владеет богатством родного языка , грамматическим строем и одновременно отражает уровень его умственного , эстетического и эмоционального развития . Развитие речи дошкольников тесно связанно с решением задач формирования художественно - речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей . Так , обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание обязательно включает ознакомление детей с изобразительно выразительными средствами художественного текста ( сравнениями , эпитетами , метафорами , синонимами и др .). Вместе с тем владение этими средствами углубляет , утончает художественное восприятие литературных произведений , которые , включая элементы сознательного отношения к художественному тексту , сохраняет свой эмоционально – непосредственный характер т . е . остаётся подлинно эстетическим восприятием .
В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребёнка к языку в его эстетической функции , которая проявляется в выборе языковых изобразительно выразительных средств для воплощения художественного образа . Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова , которая понимается как соблюдение норм литературного языка , умение передавать свои мысли , чувства , представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно , грамматически правильно , точно и выразительно .


В раздел образования