"Развитие образной речи детей средствами произведений художественной литературы"
Автор: Газизова Юлия Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад №221 Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: статья Тема: "Развитие образной речи детей средствами произведений художественной литературы" Раздел: дошкольное образование
»
Общеизвестно
воздействие
художественной
литературы
на
умственное
и
эстетическое
развитие
ребёнка
.
Велика
её
роль
и
в
развитии
речи
дошкольника
.
Художественная
литература
открывает
и
объясняет
ребёнку
жизнь
общества
и
природы
,
мир
человеческих
чувств
и
взаимоотношений
.
Она
развивает
мышление
и
воображение
ребёнка
,
обогащает
его
эмоции
,
дает
прекрасные
образцы
русского
литературного
языка
.
Огромно
её
воспитательное
,
познавательное
и
эстетическое
значение
,
так
как
,
расширяя
знания
ребёнка
об
окружающем
мире
,
она
воздействует
на
личность
малыша
,
развивает
умение
тонко
чувствовать
форму
и
ритм
родного
языка
.
Художественная
литература
сопровождает
человека
с
первых
лет
его
жизни
.
Литературное
произведение
выступает
перед
ребёнком
в
единстве
содержания
и
художественной
формы
.
Восприятие
литературного
произведения
будет
полноценным
только
при
условии
,
если
ребёнок
к
нему
подготовлен
.
А
для
этого
необходимо
обратить
внимание
детей
не
только
на
содержание
,
но
и
на
выразительные
средства
языка
сказки
,
рассказа
,
стихотворения
и
других
произведений
художественной
литературы
.
Постепенно
у
детей
вырабатывается
избирательное
отношение
к
литературным
произведениям
,
формируется
художественный
вкус
.
В
старшем
дошкольном
возрасте
дошкольники
способны
понимать
идею
,
содержание
и
выразительные
средства
языка
,
осознавать
переносное
значение
слов
и
словосочетаний
.
Все
последующее
знакомство
с
огромным
литературным
наследием
будет
опираться
на
фундамент
,
который
мы
закладываем
в
дошкольном
детстве
.
Основная
задача
воспитателя
–
привить
детям
любовь
к
художественному
слову
,
уважение
к
книге
.
При
анализе
любого
литературного
текста
педагог
должен
соблюдать
чувство
меры
и
правильно
сочетать
вопросы
по
содержанию
с
вопросами
по
художественной
форме
.
Проблема
восприятия
литературных
произведений
разных
жанров
детьми
дошкольного
возраста
сложна
многоаспектна
.
Ребёнок
проходит
длительный
путь
от
наивного
участия
в
изображаемых
событиях
до
более
сложных
форм
эстетического
восприятия
.
Исследователи
обратили
внимание
на
характерные
особенности
понимания
дошкольниками
содержания
и
художественной
формы
литературных
произведений
.
Это
прежде
всего
конкретность
мышления
,
небольшой
жизненный
опыт
,
непосредственное
отношение
к
действительности
.
Поэтому
и
подчёркивается
,
что
только
на
определённой
ступени
развития
и
лишь
в
результате
целенаправленного
воспитания
возможно
формирование
эстетического
восприятия
,
и
на
этой
основе
–
развитие
детского
художественного
творчества
.
На
основе
анализа
литературного
произведения
в
единстве
его
содержания
и
художественной
формы
,
а
также
в
активном
освоении
средств
художественной
выразительности
дети
овладевают
способностью
передавать
в
образном
слове
определённое
содержание
.
Под
словесным
творчеством
подразумевается
деятельность
детей
,
возникшая
под
влиянием
произведений
искусства
и
впечатлений
от
окружающей
жизни
и
выражающаяся
в
создании
устных
сочинений
–
рассказов
,
сказок
,
стихов
и
т
.
п
.
Взаимосвязь
между
восприятием
художественной
литературы
и
словесным
творчеством
существует
на
основе
развития
поэтического
слуха
.
В
это
понятие
включается
способность
чувствовать
выразительные
средства
художественной
речи
и
в
какой
-
то
мере
осознавать
их
.
Сюда
же
относится
и
способность
к
различению
жанров
,
понимание
их
особенностей
,
умение
осознавать
связь
компонентов
художественной
формы
с
содержанием
литературного
произведения
.
Развитие
поэтического
слуха
является
важным
фактором
формирования
словестного
творчества
.
Однако
само
по
себе
развитие
поэтического
слуха
не
приводит
к
творчеству
,
которое
может
быть
развито
только
на
основе
специальной
работы
,
направленной
на
создание
условий
для
творческих
проявлений
детей
.
Культуры
речи
–
явление
многоаспектное
,
главным
её
результатом
считается
умение
говорить
в
соответствии
с
нормами
литературного
языка
;
это
понятие
включает
в
себя
все
элементы
,
способствующие
точной
,
ясной
и
эмоциональной
передачи
мыслей
и
чувств
в
процессе
общения
.
Правильность
и
коммуникативное
целесообразность
речи
считаются
основными
ступенями
овладения
русским
языком
.
В
педагогической
практике
высокий
уровень
речевой
культуры
обозначается
с
помощью
термина
«
хорошая
речь
».
В
это
понятие
включается
как
минимально
достаточные
три
признака
богатство
,
точность
и
выразительность
.
Богатство речи
предполагает
большой
объём
словаря
,
понимания
и
уместное
употребление
в
речи
слов
и
словосочетаний
,
разнообразие
используемых
в
речи
языковых
средств
.
Т о ч н о с т ь речи
можно
рассматривать
как
оптимальное
словоупотребление
:
это
выбор
таких
слов
,
которые
наилучшим
образом
передают
содержание
высказывания
,
раскрывают
его
тему
и
главную
мысль
в
логической
последовательности
.
Выразительность
речи
предполагает
отпор
языковых
средств
,
соответствующих
условиям
и
задачам
общения
.
Это
качество
должно
соотноситься
с
функциональным
стилем
,
пониманием
ситуации
,
чтобы
при
выборе
слов
и
выражений
учитывать
специфику
условий
речи
.
Развитие
образной
речи
необходимо
рассматривать
в
нескольких
направлениях
:
как
работу
над
овладением
детьми
всеми
сторонами
речи
(
фонетической
,
лексической
и
грамматической
),
восприятием
разнообразных
жанров
литературных
и
фольклорных
произведений
и
как
формирование
языкового
оформления
самостоятельного
связного
высказывания
.
Произведения
художественной
литературы
и
устного
народного
творчества
,
в
том
числе
и
малые
литературные
формы
(
пословицы
,
поговорки
,
фразеологизмы
,
загадки
,
скороговорки
) ,
являются
важнейшими
источниками
развития
выразительности
детской
речи
.
Дошкольник
первоначально
понимает
слово
только
в
его
основном
,
прямом
значении
.
С
возрастом
ребёнок
начинает
понимать
смысловые
оттенки
слова
,
знакомиться
с
его
многозначностью
,
учиться
понимать
образную
сущность
художественной
речи
,
переносное
значение
фразеологизмов
,
загадок
,
пословиц
.
Показателем
богатства
речи
является
не
только
достаточный
объём
активного
словаря
,
но
и
разнообразие
используемых
словосочетаний
,
синтаксических
конструкций
,
а
также
звуковое
(
выразительное
)
оформление
связанного
высказывания
.
В
связи
с
этим
и
прослеживается
связь
каждой
речевой
задачи
с
развитием
образности
речи
.
Так
,
лексическая
работа
,
направленная
на
понимание
смыслового
богатства
слова
,
помогает
ребёнку
находить
точное
слово
в
построение
и
высказывание
,
а
уместность
употребления
слова
может
подчеркнуть
его
образность
.
Специально
организованная
лексическая
работа
направленная
на
формирование
у
дошкольников
умений
отбирать
лексические
средства
,
наиболее
точно
соответствующие
раскрываемому
замыслу
,
рассматривается
в
контексте
произвольности
выстраивания
связного
высказывания
.
Итак
,
работа
над
смысловой
стороной
слова
выдвигается
на
первое
место
,
так
как
именно
семантический
отбор
слов
в
соответствии
с
контекстом
и
речевой
ситуацией
(
раскрытие
значений
многозначного
слова
,
использование
синонимов
и
антонимов
)
оказывает
самое
существенное
влияние
на
формирование
осознания
явлений
языка
и
речи
.
В
формировании грамматического
стоя
речи в
плане
образности
особые
значение
приобретают
владения
с
запасом
грамматических
средств
,
способность
чувствовать
структурное
и
семантическое
место
формы
слова
предложении
и
в
целом
высказывании
.
Именно
здесь
выступает
развитое
«
чувство
стиля
»,
умение
использовать
разнообразные
грамматические
средства
(
инверсия
,
соотнесённость
синтаксиса
с
темой
высказывания
,
уместное
употребление
предлогов
и
др
. ) .
Подчеркнём
роль
синонимии
грамматических
форм
и
конструкции
в
зависимости
от
их
смысловых
оттенков
,
и
роль
построении
связного
высказывания
.
Синтаксический
строй
считается
основной
тканью
речевого
высказывания
.
В
этом
смысле
разнообразия
синтаксических
конструкций
делает
речь
ребёнка
выразительной
.
Если
же
рассматривать фонетическую
сторону
речи
,
то
от
неё
во
многом
зависит
и
интонационное
оформление
высказывания
,
а
отсюда
–
и
эмоциональное
воздействие
на
слушателя
.
На
связность
(
плавность
)
изложения
текста
влияют
и
такие
характеристики
звуковой
культуры
речи
,
как
сила
голоса
(
громкость
и
правильность
произношения
),
чёткая
дикция
,
темп
речи
.
В
формировании
связной
речи
важную
роль
играет
взаимосвязь
речевого
и
эстетического
аспектов
.
Связное
высказывание
показывает
,
насколько
ребёнок
владеет
богатством
родного
языка
,
грамматическим
строем
и
одновременно
отражает
уровень
его
умственного
,
эстетического
и
эмоционального
развития
.
Развитие
речи
дошкольников
тесно
связанно
с
решением
задач
формирования
художественно
-
речевой
деятельности
как
одной
из
неотъемлемых
частей
эстетического
воспитания
детей
.
Так
,
обучение
пересказу
фольклорных
и
литературных
произведений
в
целях
формирования
у
дошкольников
умений
строить
связное
монологическое
высказывание
обязательно
включает
ознакомление
детей
с
изобразительно
выразительными
средствами
художественного
текста
(
сравнениями
,
эпитетами
,
метафорами
,
синонимами
и
др
.).
Вместе
с
тем
владение
этими
средствами
углубляет
,
утончает
художественное
восприятие
литературных
произведений
,
которые
,
включая
элементы
сознательного
отношения
к
художественному
тексту
,
сохраняет
свой
эмоционально
–
непосредственный
характер
т
.
е
.
остаётся
подлинно
эстетическим
восприятием
.
В
формировании
творческого
рассказывания
очень
важно
осознанное
отношение
ребёнка
к
языку
в
его
эстетической
функции
,
которая
проявляется
в
выборе
языковых
изобразительно
выразительных
средств
для
воплощения
художественного
образа
.
Развитие
образной
речи
является
важной
составной
частью
воспитания
культуры
речи
в
широком
смысле
этого
слова
,
которая
понимается
как
соблюдение
норм
литературного
языка
,
умение
передавать
свои
мысли
,
чувства
,
представления
в
соответствии
с
назначением
и
целью
высказывания
содержательно
,
грамматически
правильно
,
точно
и
выразительно
.