Формирование интереса к занятиям физической культуры
Автор: Телкова Оксана Владимировна Должность: учитель физкультуры Учебное заведение: МКОУ "Школа №37" Населённый пункт: Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ Наименование материала: Статья Тема: Формирование интереса к занятиям физической культуры Раздел: полное образование
по теме: Формирование интереса к занятиям физической
культуры.
Дата:31.10.2016г.
Учитель: Телкова О.В.
Умны ли дети, не умны
Спокойны ли, капризны,
Мы с каждым жизнь
Прожить должны,
Урок кусочек жизни!
Перед учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий
уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы
школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями,
стремились развивать необходимые для этого физические и психические
качества и получали удовольствие от этих уроков.
Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть
представлена в двух видах: познавательная и двигательная.
Познавательная активность учащихся заключается во внимательном
восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что
вызывает прочное его освоение.
Двигательная активность учащихся связана с непосредственным,
мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.
Другими словами, и познавательная и двигательная активность, прежде
всего, характеризуется психической активностью школьника. Исходя из
двойного определения психической активности человека (биологическая и
социальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность
школьников на уроках физической культуры. К ним относятся:
1) биологические факторы: потребность в движении, потребность в
сохранении жизни и здоровья;
2) социальные факторы: особенности организации деятельности на
уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем,
интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели
занятия физическими упражнениями.
Интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо,
побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего
объекта.
В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств:
широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к
какому-либо объекту),
устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-
либо объекту), мотивированность (степень сознательности или
случайности,
преднамеренность интереса),
действенность (проявление активности для удовлетворения
интереса).
Интересы учащихся к урокам физической культуры отличаются
достаточным разнообразием: стремление укрепить здоровье, сформировать
тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Важно
отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются. Девочки
чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость,
совершенствовать изящество движений, походку и т.п. Мальчики, как
правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.
Привлекательность физической культуры имеет и характерные
возрастные особенности.
Младшими школьниками, прежде всего, управляет интерес к
двигательной активности вообще (на основе первичных мотивов).
Они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и
играть.
Подростки занимаются физическими упражнениями, используя
мотивы, связанные с развитием личности (вторичные мотивы).
Например , ими движет желание быть похожими на какого-либо «героя»,
который является их кумиром, эталоном для подражания, или развивать
объем мышечной массы для того, чтобы иметь авторитет среди
определенного круга людей.
Старшеклассники на первое место ставят мотивы, связанные с их
жизненными планами. Их занятие физическими упражнениями в
первую очередь вызвано целью подготовить себя к конкретной
будущей профессиональной деятельности.
Для большинства учащихся самым интересным является урок физкультуры:
и не потому, что на этом уроке вроде бы не надо думать – играй себе в мяч, а
потому, что только здесь, в спортзале, честном соперничестве можно
победить одноклассников в одном из видов физических упражнений или, что
ещё почётнее, преодолеть свою физическую и моральную слабость. И это -
на виду всего класса! Такие, казалось бы, незначительные победы зачастую
останутся яркими воспоминаниями ребёнка надолго, а то и на всю жизнь.
Я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся проявляли высокую степень
активности на моих уроках, учитываю возрастные особенности и
мотивацию учащихся.
Педагогическое
кредо : «Пусть дети будут здоровы, так как здоровые люди
думают обо всем, а больные – только о своем здоровье».