Современные проблемы в системе образования и пути их решения
Автор: Сергеева Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Пушновская СОШ" Населённый пункт: Ленинградская область, Выборгский район, п. Пушное Наименование материала: статья Тема: Современные проблемы в системе образования и пути их решения Раздел: дошкольное образование
Современные проблемы в системе образования и пути их решения.
В последние годы в системе дошкольного образования происходят
кардинальные изменения, она совершенствуется и развивается. Главным
показателем инновации является прогрессивное начало в
развитии образования, по сравнению со сложившимися традициями и
массовой практикой. Становится понятно, что изменяются и требования к
педагогу. Возникает новая задача пересмотра характера взаимодействия
педагога с детьми в педагогическом процессе ДОУ и начальной школы. В
связи с этим обозначился ряд проблем. Так, как преподаватели излагали
ребенку и наглядно демонстрировали определенные знания. Налицо
преувеличение роли интеллектуальной доминанты, нарушались права
ребенка на всестороннее гармоничное развитие. Это приводит к тому, что в
школу приходит ребенок, как правило, имеющий низкий порог «школьной
зрелости», и в целом не готовый к учению. Сегодня, в XXI веке, общество
предъявляет новые требования к образованию. На первый план выдвигается
идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.
Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор
интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического
действия.
Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены. Всякий,
кто желает к ним приобщиться, должен
достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными усилиями, собственным напряжением.
А. Дистервег
Именно поэтому центральной идеей является: Формирование учебных
действий – умение учиться. Новая парадигма образования требует субъект –
субъектных отношений. Формирование интеллектуальной активности
личности, развитие её творческого потенциала. Развитие обучения носит
компетентностный подход. Компетентность понимается, как готовность
применять, использовать знания, умения и общие способы действий,
усвоенные в процессе обучения. Компетентность – это знание в действии.
Выделяются: - личностная компетенция
- коммуникативная
- интеллектуальная
- общекультурная
- социальная
Основы этих компетенций у детей формируются на разных
ступенях образования и закладываются в дошкольном возрасте, начальной
школе, что формирует у детей познавательную активность и творчество. А от
педагога требует умение создавать проблемные
ситуации, пробуждать активную позицию ребенка в образовательном
процессе.
Педагог должен учить детей добывать знания. Овладеть универсальными,
учебными действиями должен каждый ребенок.
Пересмотр характера взаимодействия с детьми, это неоднозначная,
многоплановая задача связана с установками педагога и необходимостью
смены их, что предполагает осознание современных целей образования.
Дошкольное образование в этих условиях призвано обеспечить создание
основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему
возможность успешно овладевать разными видами деятельности и
основными способами «добывания» знаний. Средствами развития ребенка,
для реализации этой важной цели, являются педагогические технологии,
которые в обязательном порядке должны включать в себя такие
показатели как: развитие любознательности – основы познавательной
активности дошкольника; развитие способности самостоятельно решать
творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие
быть успешным в разных видах деятельности; развитие
творческого воображения как направления интеллектуального и личностного
развития ребенка; развитие коммуникативности – способности общаться со
взрослыми и сверстниками.
Если в дошкольном возрасте эти базовые основания не реализуются и
подменяются принудительным обучением, ребенок становится пассивным и
неспособным к саморазвитию. Чтобы этого не случилось, воспитателю в
детском саду необходимо хорошо знать особенности детей дошкольного
возраста и осуществлять их обучение на специфических видах деятельности,
таких близких к их природным особенностям, как игра, изобразительная
деятельность, конструирование, музыка, театр и пр., в рамках которых, при
соблюдении интегрированного подхода, происходит наиболее эффективное
развитие всех сторон личности дошкольника.
17 октября 2013 года вышел приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации 1155 «Об утверждении
федерального образовательного стандарта дошкольного». Где прописаны
новые требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
Программа определяет содержание и
организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и
направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Программа должна:
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание программы должно соответствовать основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь
возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному
"минимуму");
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые
имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе
построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного
возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Провозглашенный сегодня принцип вариативности в образовании
представляет нам, воспитателям возможность выбирать любые программы и
технологии, включая авторские. Для организации педагогического процесса,
что повышает его ответственность за результативность своего
педагогического воздействия на ребенка. На сегодня в этом очень поможет
программа «Гармония развития», автором которой является заведующая
кафедрой педагогики детства и современных образовательных технологий
Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина Диана
Ивановна Воробьева. Эта программа уникальна, ее отличает концепция
интеллектуально – художественного развития личности, прежде всего
средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Диане Ивановне удалось разработать программу действительно
гармоничного развития личности дошкольника, избежав при этом типичной
для программ развития личности опасности фрагментарности, поверхности
излишней дидактичности. Глубина и целостность программы в значительной
мере обеспечивается тем, что опираясь на теорию Л. С. Выготского о
культурно – историческом развитии психики, автор выделяет
изодеятельность как центральное звено и ведущее средство освоения
культуры человека. При этом развитие
навыков изобразительной деятельности отнюдь не является самоцелью и
критерием развития. Занятия изодеятельностью используется, в первую
очередь, для развития системы отношений к окружающему ребенка миру
природы, людей, предметов и явлений, т. е. именно для развития личности
(которую отечественная психология и определяет как систему отношений
человека к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей
деятельности).
Особо хочется подчеркнуть: в программе четко прослеживается, что ребенок
– это не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а
активный субъект деятельности. Образ ребенка, которого предполагается
развивать, используя рассматриваемую программу, определяет и основной
принцип, реализуемый в программе: меньше показывать и объяснять, больше
побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному
общению со взрослыми и сверстниками. Идеология, методология и
содержание программы направлены на развитие у детей радостного
ощущения своих растущих возможностей активного познания, создания
и преобразования действительности (включая самого себя – ребенка).
Литература
1. Программа «Гармония развития» Д. И. Воробьева.
2. Педагогика П. И. Пидкасистый, В. И. Загвязинский, Л. И. Маленкова, А. Ф.
Меняев, В. М. Полонский.
3. Педагогика Бордовская, А. Реан.