Урок доброты по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.
Автор: Нестерова Оксана Викторовна Должность: учитель математики и информатики Учебное заведение: МКОУ СОШ 10 х.Октябрь Населённый пункт: х.Октябрь Ставропольского края Наименование материала: Конспект Тема: Урок доброты по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам. Раздел: среднее образование
Урок доброты по формированию толерантного отношения к детям с
ограниченными возможностями здоровья
и детям – инвалидам.
Урок в 5 классе
МКОУ СОШ 10 х.Октябрь
Тема: «Урок добра»
Цель:
сформировать в сознании ребят социально-психологическую готовность
к принятию учащихся с ОВЗ в детский коллектив
Задачи:
Познакомить с понятием - "особый ребенок".
Познакомить с некоторыми проблемами детей с ограниченными
возможностями, через создание проблемных ситуаций.
Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ).
Оборудование: компьютер,
мультимедийное
оборудование,
презентация,
вырезанные сердечки (по количеству детей)
Учитель: Здравствуйте! Я рада вас видеть на «Уроке Добра!». Ваши уроки
обычно
называются
литература,
математика,
окружающий
мир
и
т.д.,
а
сегодня у вас пройдет совсем необычный урок , с необычным названием. С
таким названием еще урока не было.
Любую встречу, мы начинаем именно этими словами: "Здравствуйте!" И все
вы
помните,
что
означают
они
не
только
приветствие,
но
и
пожелание
здоровья тому, к кому обращены.
Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы.
Необходимо научиться
беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с
раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им
здоровья. Желая другим - желаем и себе.
Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье
окружающих? (Нет, не всегда. Мы можем простудиться, и т.д.)
-
К
сожалению,
на
нашей
планете
есть
немало
людей
обделенных
физическим
здоровьем,
т.е.
это
люди,
возможности
здоровья
которых
настолько
ограничены
заболеванием
или
увечьем,
что
они
не
могут
обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
Таких людей много. Это и взрослые и дети.
В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок
и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям с
ограниченными возможностями здоровья.
Мы тоже называем таких ребят
"особые дети".
Особые дети - кто они? (Инвалиды, гении, и т.д.)
Это
мальчишки
и
девчонки
-
обычные
ребята,
которые
любят
читать,
рисовать, играть. Им хочется бегать и шалить... Но с раннего детства из-за
болезни они вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий
их
мир
ограничивается
инвалидной
коляской. Особенно
тяжело
ребятам,
которые
лишились
подвижности
из-за
травм.
Не
имея
возможности
передвигаться
самостоятельно
и
общаться
со
сверстниками,
эти
ребята
замыкаются в себе, рано узнают, что такое одиночество. Здоровые сверстники
не всегда охотно принимают особых детей
в свой коллектив. Человек не
должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других.
В Декларации прав ребенка записано – ребенок имеет право:
на семью;
на заботу и защиту со стороны государств
посещать школу и учиться;
на равенство в правах;
свободно выражать свои мысли;
на собственное мнение;
на имя и гражданство;
на получение информации;
на защиту от насилия и жестокого обращения;
на медицинское обслуживание;
на отдых и досуг
Такие ребята имеют право учиться вместе с вами.
Мы
должны
уметь
сосуществовать
друг
с
другом
и
быть
терпимы
и
уважительны к другому, иному, не такому, как ты сам. Толерантность может
помочь каждому, и всем вместе чувствовать себя уверенно в этом мире. При
этом лучше понимая другого, мы лучше понимаем себя.
Практические упражнения
Чтобы понять, легко ли детям с ограниченными возможностями жить в
этом мире, попробуем выполнить несколько упражнений.
1. Сейчас я попрошу вас встать, выйти из-за парт, свободно разойтись по
классу. Закройте глаза и представьте себя в темной незнакомой комнате. А
теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.
Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад,
присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг
вправо и вперед, повернуться вокруг себя.
Откройте глаза. Вы должны были прийти туда, откуда начали движение.
Получилось ли прийти в нужную точку? (Да, нет )
Что
вы
чувствовали,
двигаясь
с
закрытыми
глазами?
Хотелось
ли
вам
открыть глаза? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до
интереса). Спасибо, пройдите на свои места.
2. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске
дом.
Рефлексия:
- Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
Довольны ли вы своим рисунком?
Хотелось ли вам открыть глаза?
Учитель:
- Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.
- Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного
комфортнее, надежнее? (ответы детей).
Учитель:
- А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков
автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В
лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они?
А
они
общаются
жестами,
это
-
жестовая
речь.
Поэтому
таким
людям
необходимо видеть руки и лицо собеседника. Некоторые могут считывать
слова с губ говорящего собеседника и даже говорить.
- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда
необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут
слово из букв в ладошке "слушателя". Сложно? А ведь нужно жить, учиться,
работать.
Практические упражнения
- Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики
и жестов. И чтобы почувствовать,
как они общаются, предлагаю: Встать,
найти себе пару и передать партнеру доброе отношение к нему. Попробуйте
сказать мимикой и жестами: Ты хороший человек. Ты мне нравишься.
Рефлексия
Спасибо! Пройдите на свои места.
- Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы
сумели передать свои чувства другому.
Учитель :
- Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и
ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще
всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно
пользоваться посторонней помощью.
Учитель:
-А знаете
ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют,
рисуют?
Просмотр презентации «Паралимпийцы».
Итог урока.
-
Ребята
сегодня
мы
с
вами
говорили
о
людях
с
ограниченными
возможностями, многие из вас
ощутили
на себе, выполняя различные
задания, как трудно порой жить этим людям. А особенно трудно в нашем
мире жить «особым детям». Я, хотела бы попросить вас относиться к таким
людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую
дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда
от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями
будет легче переносить тяготы и лишения.
- Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. В течение
занятия,
по
вашим
глазам,
мне
стало
понятно,
что
всё
услышанное,
увиденное тронуло ваши сердца.
Рефлексия занятия.
А сейчас, возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на
них, то, что ближе вашей душе, те добрые слова, пожелания, которые
вы
хотите
сказать
людям
с
ограниченными
возможностями.
Сердечки
с
пожеланиями прикрепите на доску .
(Звучит песня «Дорога добра») Может быть кто-то из вас хочет прочитать
свое пожелание?
Как я вижу, вы все написали добрые, хорошие слова поддержки (ЧИТАЮ
НАДПИСИ НА СЕРДЕЧКАХ) и это может означать, что время, проведенное
на занятие, не прошло для вас даром. Вы очень хорошо работали на занятии ,
поддержали меня. И в память о нашей встрече я тоже дарю вам частичку
своего сердца. Спасибо за внимание.