Напоминание

Урок доброты по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.


Автор: Нестерова Оксана Викторовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МКОУ СОШ 10 х.Октябрь
Населённый пункт: х.Октябрь Ставропольского края
Наименование материала: Конспект
Тема: Урок доброты по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.
Раздел: среднее образование





Назад





Урок доброты по формированию толерантного отношения к детям с

ограниченными возможностями здоровья

и детям – инвалидам.

Урок в 5 классе

МКОУ СОШ 10 х.Октябрь

Тема: «Урок добра»

Цель:

сформировать в сознании ребят социально-психологическую готовность

к принятию учащихся с ОВЗ в детский коллектив

Задачи:
 Познакомить с понятием - "особый ребенок".  Познакомить с некоторыми проблемами детей с ограниченными возможностями, через создание проблемных ситуаций.  Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Оборудование:
компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанные сердечки (по количеству детей)
Учитель:
Здравствуйте! Я рада вас видеть на «Уроке Добра!». Ваши уроки обычно называются литература, математика, окружающий мир и т.д., а сегодня у вас пройдет совсем необычный урок , с необычным названием. С таким названием еще урока не было. Любую встречу, мы начинаем именно этими словами: "Здравствуйте!" И все вы помните, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих? (Нет, не всегда. Мы можем простудиться, и т.д.) - К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. Таких людей много. Это и взрослые и дети. В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы тоже называем таких ребят "особые дети". Особые дети - кто они? (Инвалиды, гении, и т.д.) Это мальчишки и девчонки - обычные ребята, которые любят читать, рисовать, играть. Им хочется бегать и шалить... Но с раннего детства из-за болезни они вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий
их мир ограничивается инвалидной коляской. Особенно тяжело ребятам, которые лишились подвижности из-за травм. Не имея возможности передвигаться самостоятельно и общаться со сверстниками, эти ребята замыкаются в себе, рано узнают, что такое одиночество. Здоровые сверстники не всегда охотно принимают особых детей в свой коллектив. Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других.
В Декларации прав ребенка записано –
ребенок имеет право:  на семью;  на заботу и защиту со стороны государств  посещать школу и учиться;  на равенство в правах;  свободно выражать свои мысли;  на собственное мнение;  на имя и гражданство;  на получение информации;  на защиту от насилия и жестокого обращения;  на медицинское обслуживание;  на отдых и досуг Такие ребята имеют право учиться вместе с вами. Мы должны уметь сосуществовать друг с другом и быть терпимы и уважительны к другому, иному, не такому, как ты сам. Толерантность может помочь каждому, и всем вместе чувствовать себя уверенно в этом мире. При этом лучше понимая другого, мы лучше понимаем себя.
Практические упражнения
Чтобы понять, легко ли детям с ограниченными возможностями жить в этом мире, попробуем выполнить несколько упражнений.
1.
Сейчас я попрошу вас встать, выйти из-за парт, свободно разойтись по классу. Закройте глаза и представьте себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.
Команды:
сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя. Откройте глаза. Вы должны были прийти туда, откуда начали движение. Получилось ли прийти в нужную точку? (Да, нет ) Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? Хотелось ли вам открыть глаза? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса). Спасибо, пройдите на свои места.
2.
Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом. Рефлексия: - Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Довольны ли вы своим рисунком?
Хотелось ли вам открыть глаза?
Учитель:
- Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. - Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).
Учитель:
- А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Некоторые могут считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. - А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.
Практические упражнения
- Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать, как они общаются, предлагаю: Встать, найти себе пару и передать партнеру доброе отношение к нему. Попробуйте сказать мимикой и жестами: Ты хороший человек. Ты мне нравишься. Рефлексия Спасибо! Пройдите на свои места. - Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.
Учитель
: - Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью.
Учитель:
-А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? Просмотр презентации «Паралимпийцы».
Итог урока.

-
Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить этим людям. А особенно трудно в нашем
мире жить «особым детям». Я, хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения. - Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца.
Рефлексия занятия.
А сейчас, возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, те добрые слова, пожелания, которые вы хотите сказать людям с ограниченными возможностями. Сердечки с пожеланиями прикрепите на доску . (Звучит песня «Дорога добра») Может быть кто-то из вас хочет прочитать свое пожелание? Как я вижу, вы все написали добрые, хорошие слова поддержки (ЧИТАЮ НАДПИСИ НА СЕРДЕЧКАХ) и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром. Вы очень хорошо работали на занятии , поддержали меня. И в память о нашей встрече я тоже дарю вам частичку своего сердца. Спасибо за внимание.


В раздел образования