Автор: Губкина Елена Григорьевна Должность: заместитель директора по воспитательной работе Учебное заведение: Бюджетное общеобразовательное учреждение "Орловская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Омская область, Тарский район, с. Орлово Наименование материала: Статья Тема: Школьный музей- центр краеведческой деятельности Раздел: среднее образование
1
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ – ЦЕНТР КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Школьный музей — это прежде всего результат поисковой, исследовательской и
краеведческой работы, которая учит «смотреть» вокруг себя и «видеть», получать
знания из самой жизни, это большие возможности для организации самостоятельной
исследовательской и, что особенно важно, творческой работы учащихся.
Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ,
музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны, где учащиеся
занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников
истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов.
Большая загадка и противоречивое явление человеческой цивилизации — музей.
Он может быть огромным окном в мир прошлого и настоящего. Сам человек —
огромный
музей,
иногда
плохо
организованный,
захламленный,
иногда
прекрасно
структурированный и притягательный.
Мы гонимся за временем, а оно все равно неизменно убегает вперед. И только в
музейных залах его частицы застывают в больших и малых экспонатах, являя тем
самым уроки истории, на которых человечество учится с таким трудом.
Музеи — словно кладовые нашей общей памяти о прошлом, которое вроде бы
уже ушло, но ведь оно было! Героическое и смешное, горькое и кровавое, наполненное
именами и судьбами предков. Они, как и мы, бежали вдогонку за временем, думали о
будущем,
мечтали
и
надеялись.
А
теперь
наш
черед.
Вглядываясь
в
музейные
экспонаты,
вслушиваясь
в
рассказы
экскурсоводов,
мы
по-новому
знакомимся
со
временем, пытаемся его понять, чтобы вновь продолжить свой бег через годы…
Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края
играет
школьный
краеведческий
музей.
Это–
центр
воспитательной
работы,
эффективная форма организации и подачи краеведческого материала, база углубленного
изучения
истории,
жизни
школы,
села,
массового
вовлечения
учащихся
в
краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать
прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в
историко-краеведческой работе.
С целью приобщения учащихся
к исследовательской деятельности, создания
условий для их самообразования и профессиональной ориентации в школе создано
объединение «Земляки».
Кружок
объединяет
группу
самых
заинтересованных
краеведческой
деятельностью ребят школы. Главное внимание в работе кружка отводится научно-
исследовательской деятельности учащихся. Они изучают наиболее важные моменты
истории, культуры.
Добытая
информация
путем
поиска
легла
в
основу
исследовательских
работ
школьников по разным темам. Активом школьного музея собран и систематизирован
материал о ветеранах Великой Отечественной войны, проживающих в нашем селе.
Двое наших земляков в годы Великой Отечественной войны были удостоены высоких
званий: Зубов И.И. - Кавалер орденов Славы, Косенков П.Г. - Герой Советского Союза.
Много внимания в работе музея уделяется судьбам простых людей, жителей
нашего села, выпускникам школы, которые прославили себя ратными и трудовыми
подвигами. Наш музей увековечил память об учителях-ветеранах школы, об истории
школы, об истории исчезнувших деревень, тружениках тыла и др.
Мы гордимся тем, что в нашем фонде есть фотографий, переданные бывшим
директором
школы,
ветераном
ВОВ
Гербинским
И.Г.,
Кокориным
М.Г.,
2
красноармейская
книжка
ветерана
Устюгова
В.М.
и
др.
Есть
в
нашей
коллекции
пластинки, школьные принадлежности прошлого века, предметы крестьянского быта.
И, конечно, особое место занимают экспонаты, посвященные истории пионерской,
комсомольской организации школы, материалы из личного архива, подаренные нашими
учителями. В настоящее время группа учащихся записывает воспоминания тружеников
тыла.
Ведется
сбор
не
только
исторических
материалов,
постоянно
пополняют
музейную
коллекцию
документы,
фото,
газеты
современного
периода.
Музейными
экспонатами
стали
книги,
подаренные
нашим
земляком
Носковым
Я.И.,
фото
и
видеоматериалы
45-летнего
юбилея
школы,
грамоты
и
дипломы,
творческие
и
исследовательские работы.
Сегодня
в
школьном
музее
проводятся
разнообразные
экскурсии.
Обзорная
экскурсия «Знакомство с музеем» для тех, кто в первый раз посетил наш музей.
Экскурсии
ведут
сами
дети-,
в
основном
это
активисты
музея.
Двери
школьного
краеведческого музея открыты для всех. Экскурсии проводятся по заявкам учащихся, в
дни открытых дверей,
к памятным историческим датам. Для того, чтобы вести
экскурсии
юные
экскурсоводы
изучают
экспонированные
материалы,
читают
дополнительную литературу.
В
результате
совместной
творческой
научно-исследовательской
деятельности
разработаны
следующие
тематические
экскурсии.
Для
младших
школьников:
«Любимый край родной», Для учащихся 5 – 11 классов: «Основные этапы развития
школы», «История монет», «Им суждена была война» и др.
Внутренний
мир
человека
сам
по
себе
не
формирует
осознание
чувства
патриотизма
–
он
лишь
основа.
Формирование
происходит
тогда,
когда
он
соприкасается
с
общественными
ценностями,
идеалами
и
традициями.
И
поэтому
совершенно органично в работу музея вплелось празднование народных праздников:
«Рождество», «Масленица», «Пасха».
Ещё одно направление, в котором мы активно работаем это создание электронного
банка музейных документов. Многие экспонаты (документы, газеты, фотографии и т.д.)
находятся в очень ветхом состоянии. И чтобы,
сохранить их, сделать достоянием
многих, сделать зрелищными (что совсем немаловажно для современных детей), в
нашей
школе
используются
информационно-коммуникационные
технологии,
возможности которых значительно повышают эффективность работы.
Оцифровка
имеющихся
фотографий,
документов,
создание
фотографических
образов
экспонатов
музея
является
важной
задачей,
которая
успешно
решается.
Наличие
сканера
и
цифрового
фотоаппарата
позволяет
создать
электронный
банк
данных, для того чтобы систематизировать и сохранить всю имеющуюся в музее
информацию.
Уверены,
что
школьный
музей,
являясь
открытой
системой,
—
отличная
возможность
для
оптимизации
военно-патриотического
воспитания
учащихся,
организации их активной поисково-исследовательской деятельности.
Школьный музей — кладовая памяти, центр поиска и творчества, любви и
уважения к прошлому и настоящему во имя будущего.
3