Автор: Губкина Наталья Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: БОУ "Орловская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Омская область, Тарский район, с. Орлово Наименование материала: статья Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Раздел: дошкольное образование
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является
состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что
необходимо
сделать
нам,
педагогам
дошкольных
учреждений.
Полноценное
физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,
эмоциональным благополучием. Поэтому в настоящее время в качестве одного из
приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение
в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
двигательно-оздоровительные физкультминутки
физические упражнения после дневного сна
физкультурные досуги
спортивные праздники
Существующие
здоровьесберегающие
образовательные
технологии
можно
выделить в три подгруппы:
Организационно-педагогические
технологии,
определяющие
структуру
во спит ательно-образовательного
проце сс а,
с п о с о б с т ву ю щ и е
предотвращению
состояния
переутомления,
гиподинамии
и
других
дезадаптационных состояний;
Психолого-педагогические
технологии,
связанные
с
непосредственной
работой педагога с детьми;
Учебно-воспитательные
технологии,
которые
включают
программы
по
обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические
паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости
детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут
включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других
в зависимости от вида занятия.
Подвижные
и
спортивные
игры – как часть физкультурного занятия, на
прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности
Ежедневно
для
всех
возрастных
групп.
Игры
подбираются
в
соответствии
с
возрастом
ребенка,
местом
и
временем
ее
проведения.
В
детском
саду
мы
используем лишь элементы спортивных игр.
Гимнастика
пальчиковая –
с младшего
возраста
индивидуально
либо
с
подгруппой
ежедневно.
Рекомендуется
всем
детям,
особенно
с
речевыми
проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное
время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в
зависимости
от
интенсивности
зрительной
нагрузки
с
младшего
возраста.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика
дыхательная –
в различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать
детям
инструкции
об
обязательной
гигиене
полости
носа
перед
проведением
процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика
корригирующая –
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и
контингента детей.
Гимнастика
ортопедическая –
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной
работы.
Рекомендуется
детям
с
плоскостопием
и
в
качестве
профилактики болезней опорного свода стопы
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в музыкальном зале. Младший
возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.
Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время,
можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от
задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для
ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные
игры – 1-2
раза
в
неделю
по
30
мин.
со
старшего
возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей.
В
них
входят
беседы,
этюды
и
игры
разной
степени
подвижности,
занятия
рисованием, лепкой и др.
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – вразличных формах физкультурно-
оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости
от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как
часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального
настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста.
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы.
Сказку
может
рассказывать
взрослый,
либо
это
может
быть
групповое
рассказывание,
где
рассказчиком
является
не
один
человек,
группа
детей,
а
остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц
в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в
нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые
в
комплексе
здоровьесберегающие
технологии
в
итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно
обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к
воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает
оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и
обязательного соблюдения следующих принципов:
закаливающие
мероприятия
гармонично
вписываются
во
все
режимные
моменты;
проводятся
с
учетом
индивидуальных,
возрастных
особенностей
детей,
состояния здоровья, уровня закаленности;
сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается
постепенно.
Любая
закаливающая
процедура
дает
положительный
результат
только
в
комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ.
Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить
наиболее доступные:
нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение
дня;
проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;
прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка
является
одним
из
важных
моментов
закаливания.
Летом,
когда
температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей
переносится
на
участок.
В
холодное
время
года
длительность
пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не
стесняющей активную деятельность ребенка;
Использование
специальных
форм
здоровьесберегающих
технологий
с
применением
развивающей
программы
оздоровления,
приводит
не
только
к
сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Только
здоровый
ребенок
с
удовольствием
включается
во
все
виды
деятельности,
он
жизнерадостен,
оптимистичен,
открыт
в
общении
со
сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности,
всех ее свойств и качеств.