Автор: Пыгина Эльмира Равильевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад№105" Населённый пункт: г.Казань Наименование материала: конспект подгруппового занятия в старшей группе Тема: "В гостях у лесовичка" Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад № 105» Московского района г.Казани
Конспект подгруппового логопедического занятия
в старшей группе на тему:
«В гостях у лесовичка»
Учитель-логопед
Пыгина .Э.Р.
2016
г.
Цель : Закрепить и расширить представления о теме
Задачи :
Коррекционные : активизировать в речи детей названия деревьев, обогатить
глагольный словарь, закреплять навык образования и
познакомить
с
новыми
относительными
прилагательными,
закрепить
изученные предлоги, упражнять в образовании предложно-
падежных
конструкций , закреплять ориентировку на листе бумаги
Развивающие :развивать связное речевое высказывание, развивать мелкую
моторику, внимание, память ,мышление.
Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, к деревьям, к
лесу; уметь работать в команде;
Предварительная
работа :
беседа
о
деревьях,
названия
листьев,
плодов,
рассматривание
картинок
с
изображением
деревьев,
рассказ
логопеда
о
происхождении бумаги.
Оборудование : картинки деревьев, их плодов и листьев, магнитная доска
зеленого цвета «Лес», плоскостные изображения деревьев , кустов, цветов,
грибов, насекомых на магнитах, образцы бумаги, картинка домик Лесовичка,
серия пиктограмм «Берегите лес».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед : Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие-экскурсию в
лес.
(Дети
идут
змейкой,
перепрыгивают
«ямку»,
перешагивают
через
«бревно», прыгают через «лужи»)
По тропинке мы идем
Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!
Птицы громко здесь поют
Звери дикие живут…
Лес осенний не молчит
Он сегодня зазвучит!
(Аудиозапись «Звуки леса»)
2. Логопед : посмотрите, ребята, как красиво в лесу. А вот под деревом,
посмотрите бочонок лежит, давайте его откроем. Но в бочонке совсем не мед,
а какие-то предметы.
Логопед вытаскивает из бочонка деревянные предметы.
Л . Предметы сделаны из дерева, значит они какие?
Д . Деревянные.
Л . Ребята все предметы сделаны из дерева , но чего-то здесь не хватает, как
вы думаете чего? Что еще делают из дерева?
Дети должны назвать бумагу.
Л . Здесь недалеко есть домик старичка-Лесовичка,а в нем что-то интересное,
пойдемте посмотрим, но в него не так просто попасть, Лесовичек оставил
нам задание, как выполним , так и зайдем внутрь. Вот вам «билетики» вы
должны ответить на вопрос
«Что за дерево и его листья или плоды?».
Л огопед раздает «билетики»- картинки с изображением деревьев их плодов и
листьев.
Д ети отвечают на вопросы: «Это береза. У березы-сережки. Листья и
сережки- березовые»
Физкультминутка .пальчиковая игра «Дождик»
Л . Ой, ребята, пошел дождик.
Стало солнышко скучать (ребенок поднимает ладошки)
Стали капельки стучать (ударяет указательным пальцем правой руки об
левую ладошку)
Капля-раз, капля –два, капля медленно сперва.
Поскорее, поскорее (хлопает правой ладонью об левую)
Все быстрее и быстрее,
А потом, потом, потом (бегут на месте)
Все бегом, бегом, бегом,
Побежали ручейки, их попробуй, догони (побежали пальчики)
4. Л . Здесь живет Лесовичек. Он хозяин леса. Он знает все про деревья, для
чего их используют. Посмотрите здесь даже есть картинка –пиктограмма
«Как делают бумагу». Давайте мы тоже с вами вспомним.
Дети должны вспомнить и составить короткий рассказ о том, как делают
бумагу.
На столе разложены различные виды бумаги. Логопед знакомит детей с
новыми для них видами бумаги и образует новые для детей относительные
прилагательные. Дети повторяют старые уже знакомые и закрепляют новые
прилагательные-
бумага
бывает
альбомная,
газетная,
пергаментная,
картонная, бархатная, гофрированная, промокательная, глянцевая, туалетная.
Л . А теперь, ребята, давайте проведем опыты с бумагой, определим свойства
бумаги.
Дети
комментируют
свои
действия
вместе
с
логопедом,
обогащают
глагольный словарь.
Л .
Бумага
складывается,
мнется,
промокает,
шуршит,
режется,
горит,
скручивается, склеивается, красится, гладится утюгом.
Л. Видите, ребята, как долго и сложно делать бумагу, как легко ее можно
испортить и она приходит в негодность.
Нужно
бережно относиться к
бумаге, а почему?
Д. Потому, что ее делают из дерева, а деревья растут очень долго.
Л . Поэтому и лес тоже нужно беречь. Как мы можем его сберечь? Чего не
должны делать люди в лесу? Чтобы хорошо запомнить чего нельзя делать в
лесу, даю вам задание на листочках .
Вы должны: зачеркнуть одной линией елку; двумя линиями костер; грибок
обвести в кружок; а цветок обвести в квадратик (по образцу).
Дети повторяют, что в лесу нельзя разжигать костер, вырубать деревья, рвать
много цветов и грибов.
Физкультминутка «Деревце»
Л. Ребята, давайте представим себя деревом. Вот деревце совсем маленькое
(дети сидят на корточках). Светит солнце, деревце тянется к нему, растет
(дети встают, руки тянут вверх). Дерево стало большим, могучим ( дети
ставят ноги на ширине плеч, руки в стороны). Когда на него дул ветерок, оно
качалось( наклоняются в разные стороны). Но вот пришел человек с топором
и стал рубить дерево (делают руками рубящие движения).
Дереву
больно
оно
плачет
(показывают
мимикой
соответствующие
движения).
Пришел
другой
человек
и
развел
костер.
Дереву
плохо,
жарко(показывают мимикой). Каковы его чувства? Давайте покажем, как оно
выздоровело, стало быстрее расти (дети показывают мимикой и жестами).
5. Л. Ребята, давайте посмотрим, что стало с лесом после пожара и вырубки.
какой он черный, страшный. Я вам предлагаю посадить новый лес, в котором
будет много деревьев, кустов, растений. Но сначала посадим те, в названии
которых один слог, потом два слога, потом три и т.д.
Д ети берут раздаточный материал и помещают на магнитное поле «лес»,
комментируя свои действия.
Д. Посадим сначала дуб, гриб, куст так как в этих словах один слог. Потом
посадим елку, липу, сосну и т.д. в них два слога, а затем ромашку, ягодку,
березу, рябину и т.д. так как в этих словах по три слога.
Л .
Кого-
то
в
нашем
чудесном
лесу
на
хватает,
давайте
пустим
туда
насекомых, спрячьте их в разные места в лесу и расскажите куда спрятали.
Д . Моя бабочка на цветке, мой жук под деревом, мой кузнечик на елке и т.д.
6. Итог занятия .
Л.
Какие
вы
ребята
молодцы!
Где
мы
побывали?
Какие
добрые
дела
совершили?
Как
нужно
вести
себя
в
лесу,
обращаться
с
деревьями?
Не
забывайте об этом!