Автор: Шириева Венера Мухаметовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 с.Верхнеяркеево Населённый пункт: Илишевский район Республики Башкортостан Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: Решение задач на проценты Раздел: полное образование
Тема урока: Решение задач на проценты
Класс: 11
Тип урока: Урок обобщения решения задач на проценты с целью подготовки
учащихся 11-х классов к ЕГЭ
Цели урока: 1) обобщить способы решения задач на проценты;
2) развивать память, внимание, познавательные способности,
логическое мышление учащихся;
3)
воспитывать
у
учащихся
ответственное
отношение
к
учению, культуру математического мышления
Оборудование:
компьютер,
проектор,
презентация,
диски
с
лекциями
«Текстовые задачи в школьном курсе математики»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
III. Устный счет
1.
Найдите:
а) 50% числа 102;
б) 25% числа 160;
в) 75% числа 24;
г) 11% числа 32.
2. Вычислите:
а) флакон шампуня стоит 100 руб. Какова цена шампуня после повышения
цены на 25%?
б) найдите цену цветочного горшка после снижения цены на 30%, если
первоначальная цена 80 руб.;
в) шариковая ручка стоит 40 руб. Какое наибольшее число таких ручек можно
купить на 400 руб. после повышения цены на 20%?
г) тетрадь стоит 30 руб. Какое наибольшее число тетрадей можно купить на
700 руб. после снижения цены на 10%?
IV. Решение задач
1.
Слайд 1
a
+
a ∙ p
100
=
a
(
1
+
p
100
)
- увеличение числа а на р %
b
=
a
(
1
+
p
100
)
b
+
b ∙ p
100
=
b
(
1
+
p
100
)
=
a
(
1
+
p
100
)
∙
(
1
+
p
100
)
=
a
(
1
+
p
100
)
2
- результат
двукратного увеличения числа а на р %.
По условию задачи: а=10 000
10 000
(
1
+
p
100
)
2
=
14 400
(
1
+
p
100
)
2
=
1,44
(
1
+
p
100
)
=
1,2
p
100
=
2
10
, р=20
Ответ: На 20 %.
2.
Слайд 2
3.
Просмотр фрагмента лекции 4.
4.
Анализ решения данной задачи. Оформление задачи на доске и
в тетрадях.
a
−
a ∙ p
100
=
a
(
1
−
p
100
)
- уменьшение числа а на р %
b
=
a
(
1
−
p
100
)
b
−
b ∙ p
100
=
b
(
1
−
p
100
)
=
a
(
1
−
p
100
)
∙
(
1
−
p
100
)
=
a
(
1
−
p
100
)
2
- результат
двукратного
уменьшения цены на р %.
8 000
(
1
−
p
100
)
2
=
6 480
(
1
−
p
100
)
2
=
0,81
(
1
−
p
100
)
=
0,9
p
100
=
1
10
, р=10
Ответ: На 10 %.
5.
Слайд 3
6.
Самостоятельное решение задачи на местах.
7.
Самопроверка. Проецируется решение задачи. Слайд 4
7 000
(
1
+
p
100
)
∗
(
1
+
2 p
100
)
❑
=
9 240
(
1
+
p
100
)
∗
(
1
+
2 p
100
)
❑
=
1,32
х =
p
100
,
(1 + х) * (1 + 2х) = 1,32,
2
х
2
+3х – 0,32 = 0
х
1
= -1,6 – не удовлетворяет условию задачи,
х
2
= 0,1
p
100
=
1
10
,
р = 10.
Ответ: на 10 процентов.
8.
При решении отдельных задач на проценты используется введение
Слайд 5
Решение задачи:
Пусть за Климова было отдано m голосов, тогда
за Мишина – 4 m,
за Лебедева – 1,5*( m + 4 m) = 7,5 m
Всего голосов – 12,5 m.
7,5m
12,5 m
* 100 =
3
5
* 100 = 60 (%).
Ответ: 60 %.
10. Слайд 6
11. Просмотр фрагмента из лекции 4
12. Анализ и оформление решения задачи
Рынок
Магазин
Пиджак
p
1,15p
Брюки
b
1,3 b
По условию задачи имеем:
1,15p + 1,3 b = 1,2(b+p)
0,1b = 0,05p
p
b
=
0,1
0,05
=
2
Ответ: пиджак дороже брюк в 2 раза, а значит, брюки дешевле пиджака
в 2 раза.
13.
Задача. Брюки дороже рубашки на 20%, но дешевле пиджака на 46%.
На сколько процентов рубашка дешевле пиджака?
Решение:
Брюки
1,2а руб.
0,54b руб.
Рубашка
а руб.
Пиджак
b руб.
1,2а = 0,54b
а = 0,45b
b – 100%
0,45b – x%
x
=
100 ∙ 0,45b
b
=
45
( )
- рубашка
100-45=55 (%)
Ответ: На 55% рубашка дешевле пиджака.
V. Подведение итогов.