Методическая разработка урока по истории (5 класс)
Автор: Майорова Татьяна Михайловна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "Эльдиканская Средняя Общеобразовательная Школа имени А. А. Константиновой" Населённый пункт: п. Эльдикан Наименование материала: Одиссей – собирательный образ греческого народа (по поэме Гомера "Одиссея") Тема: Методическая разработка урока по истории (5 класс) Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока по истории в 5 классе
Выполнила: Майорова Татьяна Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учреждение: МБОУ «Эльдиканская СОШ им. А. А. Константиновой», Усть - Майский район,
п. Эльдикан
1.Тема урока
Одиссей – собирательный образ греческого народа
(по поэме Гомера «Одиссея»)
2.Цели
Цели:
1)
Прийти к выводу о том, что Одиссей является собирательным
образом греческого народа
2)
формирование
умения
работы
с
текстом,
делать
выводы,
использовать исторические документы как источник знаний.
3)
Воспитание интереса к истории мировой культуры
3.Организационный
момент
Учитель и дети приветствуют друг друга
Учитель ставит перед учащимися цели урока.
Ребята, у нас на экране записана тема урока (читаем)
Обратите внимание, что здесь пропущено одно слово.
В ходе сегодняшнего урока мы с вами должны выяснить, какое слово
необходимо поставить на месте пропуска. А для этого необходимо
обратиться к содержанию поэмы «Одиссея», с которой вы должны
были ознакомиться дома в ходе выполнения опережающего задания,
которое вам задали.
Беседа
Послушайте отрывок из поэмы французского поэта, критика Никола
Буало:
«Что пояс красоты ему дала Венера.
В его творениях сокрыт бесценный клад:
Они для всех веков как бы родник услад.
Он, словно чародей, все в перлы обращает,
И вечно радует, и вечно восхищает.
Все поражает в нем - и слово, и строка,
Любите искренне Гомера труд высокий,
И он вам преподаст бесценные уроки».
1
-Какое имя вы услышали в стихах?
-Как вы поняли, чем занимался Гомер?
Вы совершенно верно ответили на поставленные вопросы.
Изучение новой темы
Греки считали, что эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" были
сложены слепым поэтом Гомером, который жил в 8 в. до. н. э. Семь
греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной
поэта. В то же время не существует никаких достоверных
1
свидетельств о Гомере. Произведения Гомера, поэмы "Илиада" и
"Одиссея",
являются
первыми
по
времени
известными
нам
памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще
первыми памятниками литературы в Европе. Поэмы Гомера
считаются
вымыслом,
красивыми
легендами,
облеченными
в
прекрасные
стихи,
но
герои
этих
произведений
наделены
человеческими характерами, эмоциями, переживаниями.
Одним из таких героев является Одиссей – главный образ поэмы
Гомера «Одиссея».
Дома вы читали материал о поэме, поэтому я попрошу вас ответить
на следующие вопросы, которые я раздам вам по группам. Отвечая на
вопросы, можно пользоваться учебником § 27
-Кем являлся Одиссей?
Как связан Одиссей с Троянской войной?
Куда направлялся Одиссей из Трои?
Какие истории, связанные с Одиссеем вы помните?
(работа с картой)
-
Скажите
ребята,
а
Одиссей
один
принимал
участие
в
этих
путешествиях?
А согласитесь со мной, если я скажу, что остальные греки были столь
же
отважны,
сильны,
были
отличными
мореплавателями
как
Одиссей?
Р а б о т а
с
т е к с т о м
произведения
Сейчас я раздам вам отрывки из поэмы «Одиссея»
В одном отрывке говорится об Одиссее, а во втором о его товарищах
воинах. Прочитайте внимательно эти отрывки и ответьте на вопрос.
Какие качества, описанные в этих строчках, свойственны людям?
1 . Там
же
Патрокл,
как
советчик
бессмертному
богу
подобный,
Там
же
мой
сын
дорогой
Антилох,
безупречный
и
сильный,
Больше
блиставший
всего,
как
боец
и
бегун
быстроногий.
Кроме
того,
мы
немало
и
бедствий
других
претерпели,
—
Кто из людей земнородных про все рассказать тебе смог бы?
2. Богорожденный герой Лаэртид, Одиссей многохитрый!
Значит, теперь же, сейчас, ты желаешь домой воротиться
В землю родную... Ну, что ж! Пусть боги пошлют тебе радость!
Рвешься ты духом в родимую землю,
Чтобы супругу увидеть, по ней ты все время тоскуешь.»
А
есть
ли
поступки,
за
которые
Одиссея
можно
осудить?
Такие
поступки свойственны человеку?
Значит,
наш
герой
обладает
как
положительными,
так
и
отрицательными чертами, которые свойственны людям?
Составление
Синквейна
Ребята, в ходе изучения тем по Древней Греции вы узнали достаточно
много и о самих греках и о древнегреческих героях. Вы согласны?
Сейчас мы составим с вами Синквейн - пятистрочную стихотворную
форму, которая поможет нам обобщить знания, которые мы получили
сегодня на уроке.
Тема синквейна у вас будет разная 1. Греческий народ 2) Одиссей
П и ш е м
с и н к в е й н :
1
. т е м а :
Г р е ч е с к и й
н а р о д
2. опишите тему
двумя прилагательными Сильный, благородный
3 .
д е й с т в и я
( т р и
г л а г о л а )
В о ю е т … .
4. Фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме (чувство) Очень
л ю б я т
с в о ю
Р о д и н у
5. Синоним предыдущей фразы: Герои
Подведение итогов
Рефлексия
- Есть ли общие черты у греков и их героев? Какие?
_ можем ли мы сказать, что Одиссей объединяет, собирает в себе те
качества, которые присущи грекам?
А теперь вновь обратитесь к теме нашего урока.
Если
Одиссей
собирает,
воплощает
в
себе
те
или
иные
черты
характера людей, то каким образом он является? Собирательным.
Вы назвали много черт, которые характеризуют греков и греческих
героев: отвага, сила, ум, любовь к Родине, благородство.
А обладают ли современные люди этими чертами характера?
Нужно ли их в себе развивать?
Можем ли мы говорить о том, что поэмы Гомера не только погружают
нас
в
древнегреческую
эпоху,
но
и
демонстрируют
различные
характеры, воплощенные в героях произведения? И заметьте, что
благородные
поступки
героев
приводят
к
достижению
целей
и
победе, а плохие усугубляют положение героев.
Вы хорошо поработали, молодцы
Домашняя работа