непосредственно образовательной деятельности в
подготовительной группе комбинированной направленности для
детей с ТНР по «познавательному» и «речевому развитию»
ТЕМА:
« Цветик – семицветик »
Подготовили: Петрова М.В.
Воспитатель: Петрова М.В.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной
группе комбинированной направленности для детей с ТНР по «познавательному» и «речевому
развитию»
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной и речевой активности.
Образовательные задачи:
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах десяти, умения
составлять математические выражения со знаками < и >, соотносить число и количество
предметов.
- совершенствовать навыки счёта на слух, навыки распознания геометрических фигур, закреплять
в речи их названия.
-формировать умение соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором
знака действия.
- побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
- закреплять знания детей о звуках русского языка.
Развивающие задачи:
- развивать мысленную и речевую деятельность, речевой слух, тонкую моторику кистей рук ,
творческое воображение, координацию речи с движением.
- совершенствовать умения и навыки конструктивной деятельности.
- совершенствовать навыки фонематического анализа, анализа предложений
Воспитательные задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
- воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, навыков сотрудничества,
активности, самостоятельности.
Приоритетные образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Оборудование:
Коврограф, магнитная доска, презентация к сказке «Цветик-семицветик», мешок с предметами из
сказок (яблоко, золотой ключик, флешка, коробка для фокуса) , плоскостные вазы разрезные и на
магнитной основе, плоскостные изображения геометрических фигур крупного размера
,геометрические фигуры и цифры на липучках, цветик –семицветик в вазе, связка баранок
Раздаточные материалы:
Математические веера по количеству детей, заготовки для творческих работ- цветные лепестки и
стебельки, клей, разноцветные ремешки с цифрами, фотографии детей.
Методы и приемы:
моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации,
упражнение на логическое мышление, игра «Льдинка», вопросы к детям, использование
дидактических пособий, наглядного материала.
I Организационный момент
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся и одарим их своими
улыбками, а теперь возьмемся за руки и сделаем теплое лучистое солнышко,
которое радует и согревает всех и все вокруг. А теперь подарим улыбку друг другу,
ведь улыбка символ добра и удачи.
-А удача нам необходима всегда!
II Мотивация образовательной деятельности
-Ребята, вы ничего нового не заметили
( у нас в группе появился вот такой красивый мешок! (мешок со сказками).
-Что же мне с ним делать? –открыть посмотреть..
-Ребята, да это же сказочный мешок, в нем находятся предметы из сказок.(достаю
несколько предметов)
Игра «Из какой сказки предмет» .
-Из какой сказки золотой ключ?
-Из какой сказки яблоко?
-Из какой сказки … ой, а что это?(флешка).
- Как вы думаете, почему она оказалась в сказочном мешке?
- Посмотрим, что там?
III Основная часть НОД
Эпизод 1: Девочка плачет.
-Ребята, в какую сказку мы попали? Как зовут главную героиню? И почему она
плачет?
-Как вы считаете поч. цветок назван семицветиком ?
-Кто согласится помочь Жене? (Старушка)
Эпизод 2-3 :
Старушка успокаивает девочку. Стоят возле грядки. «Ничего, не плачь Женечка. Я
тебе помогу»- сказала старушка. С этими словами они подошли к грядке - но вот
беда!!! Цветик-семицветик ….. пропал!!!
-Ребята, мы что-то встречали похожее на цветок в нашем сказочном мешке.
Посмотрим!
- Посмотрите цветик-семицветик оказался в сказочном мешке, но он весь
развалился.
-Что же делать? В таком состоянии он не сможет вернуться в сказку и помочь Жене.
нам пришло послание.
Эпизод 4: Послание-текст.
-Пройдя все испытания с Женей самостоятельно, вы сможете собрать и вернуть
цветик-семицветик в сказку.
-Ребята, но испытания тяжелые, вы не испугались? Вы сможете помочь Жене
справиться с ними?(да) Тогда отправляемся в сказку!!!
Эпизод 5 : Женя со связкой баранок.
Взяла Женя связку баранок и отправилась домой.
Задание №1.
Перед вами на экране несколько числовых выражений. Как вы думаете какое из них
будет решением следующей задачи?
«Женя купила 2 баранка с тмином для папы, 2 баранки с маком для мамы, 2
баранки с сахаром для себя и 1 баранку для братика. Сколько всего баранок
купила Женя?»
7-2-2-1=
2+4+1+1=
2+2+2+1=
10-5-3-2=
Вот эта связка с баранками.
« Баранки » Игра с математическими знаками + и -
-Я показываю ситуацию- вы мне знак с помощью которого можно записать то что я
сделала.
Эпизод 6:
Идет Женя, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает.
-Собака съела сначала 3 баранки, а потом съела 2 баранки.
-Ребята, вы замечательно справились с этим испытанием и получили лепесток,
прикрепите его к цветку.
Эпизод 7:
Захотела Женя вазу достать. В это время за окном пролетала стая ворон. Жене
захотелось узнать совершенно точно, сколько там ворон, семь или восемь? Она
открыла рот, стала считать, а ваза-…?
-Почему Женя разбила вазу?
Задание №2.
А Собрать вазу из осколков.
-Ребята, перед вами конверты с осколками разбитых ваз, нам надо очень быстро их
собрать.
-Как вы думаете, что для этого надо сделать? (разделиться на 3 команды).
-Покажите, на сколько осколков была разбита жёлтая (красная,синяя, зелёная) ваза?
Рабочее место приведите в порядок.
-Ребята, перед вами вазы, которые вы собрали…(магнитная доска)
Б. Количественный счёт
Сколько их? Давайте посчитаем вслух.(1 ваза, 2 вазы…)-5 ваз).
-Но только 1 из них любимая ваза Жениной мамы, и я вам открою секрет, что под
ней находится 2-ой лепесток.
В. Логическая задача .
-Эта ваза не между большой и желтой.
-Она не самая низкая.
-У нее не широкое горлышко.
-Она не синяя.
-Молодцы! Мамина красная вазочка найдена!
Прикрепите лепесток к цветку.
Эпизод 8:
Пришла Женя во двор, а там мальчишки играют: сидят на досках, а в песок
воткнута палка. «Мы на северном полюсе, это не доски, а льдины!»
И Жене тот час захотелось попасть на северный полюс. И она громко стала
произносить волшебные слова.(Ты лети мой лепесток через запад на восток
Эпизод 9:
Там где находилась Женя, повсюду были разбросаны льдины. Как вы думаете, на
что они похожи? Чтобы спастись Женя начала перепрыгивать с одной на другую
льдину
Игра: «Займи льдинку» ( круг,овал,квадрат,прямоугольник,треугольник )
-Эта льдина совершенно без углов.
-Эта льдина с 3-мя углами и 3-мя сторонами.
-Эта льдина с четырьмя углами и разными сторонами.(многоугольник)
-У этой льдины 4 стороны, они равны между собой.
Физкультминутка
Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке..
А теперь подскок на левой-
И присел согнув колени.
Встал-присел и 5 прыжков
Очень климат уж суров.
Работа с геометрическими фигурами
-Ребята посмотрите сколько льдинок у нас на доске? Как вы считаете- они
одинаковые? Чем отличаются?(по размеру - цвету -форме)
Задание №3:
На 1-ю строчку дети с желтыми браслетами ; соберите геометрические фигуры не
красные и не маленькие.
На 2-ю строчку дети с бежевыми браслетами соберите геометрические фигуры
среднего размера.(какая фигура лишняя?(почему?)нет углов),
(подставляю знаки > <)
-Ребята, если подставить знаки, то получаются математические выражения.
-Поставьте цифру, чтобы закончить математическое выражение, и оно должно быть
верным!
Прочитайте! Какую цифру можно подставить ещё
За это задание каждая команда получает по лепесточку! Вы молодцы!
Эпизод 10:
Женя по лестнице - за ней игрушки. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на
чердак – игрушки за ней
Л: Как вы думаете, интересно и возможно ли играть во столько игрушек?
Почему?
У нас тоже много игрушек в картинках. Куда бы их разложить?
(показывает много картинок с изображением игрушек)
Д: В домик
Л: А почему в нашем домике разноцветные окна?
Д: ответы
Л: На какие 2 группы можно разделить речевые звуки?
Д: гласные и согласные
Л: гласные мы будем обозначать красным цветом. А для согласных остались синие
и зелёные окна. Почему?
Д: согласные могут быть твёрдые и мягкие
Л: на какие группы мы можем разделить согласные звуки еще
Д: Звонкие и глухие
Л: наведите порядок, расставьте игрушки в свои окошки, ориентируясь на
последний звук.
Дети расставляют картинки.
Л: Вот теперь у нас порядок. За такую помощь, появился ещё лепесток.
Дети прикрепляют лепесток к цветку.
Осталось и нам занять свои места.
Дети рассаживаются за столы
Л: мы навели порядок, но одна из картинок была слишком большой и не
поместилась в окошко. Вот она. Она ещё и подписана.
Логопед показывает картинку, где нарисован кубик, а внизу неправильная звуковая
схема.
Д: картинка подписана неверно.
Л: А как нужно? Прикрепляет картинку к доске и готовит магниты.
Д: выполняют звуковой анализ и составляют звуковую схему слова.
Логопед вызывает желающих для обозначения звуков.
Л: сколько звуков? Сколько гласных? Сколько слогов?
Начертите слоговую схему слова. Сколько согласных звуков? Сколько согласных
мягких? Твёрдых?
Л: У вас на столах есть свои картинки. Составьте звуковую схему названия
картинки.
С середины стола берут зашумленную картинку. Составляют схему.
Л: поменяйтесь и проверьте у друг друга.
Л: Мы сейчас говорили о словах. Но можно ли общаться просто словами?
Д: Нет, нужны предложения.
Л: А что такое предложения?
Д: Это несколько слов , связанных между собой.
Л: Придумайте предложение с вашим словом.
Д придумывают предложения, считают слова.
Логопед выбирает одно и предлагает составить схему предложения. Один ребёнок у
доски.
Навели порядок в домике, навели порядок в звуках, в предложении. Но игрушки
имеют свойство ломаться. И одна из них сломалась вот так.
Показывает слово с переставленными буквами. Как её починить? И узнать что же
это за игрушка?
Поставить буквы на свои места. Мы всё говорили о звуках. А чем же буква от звука
отличается?
Д: букву мы видим и пишем. Звук мы слышим и произносим.
Если мы сможем записать это слово, мы вернём и еще один лепесток.
-Ребята, а какое желание Женя загадала последним?
-Какое желание девочки вам показалось самым правильным?
-Почему?
-Какие добрые поступки совершили вы?
-Что бы вы пожелали, если бы у вас оказался цветик-семицветик?
-Ребята, я хочу что бы вы все росли добрыми, внимательными и честными, чтобы
цветику-семицветику не пришлось исправлять ваши ошибки.
Рефлексия
Наше путешествие с Женей завершается.
- Ребята какие задания вам понравились больше всего?
- А какие задания для вас оказались трудными. Если вы путешествовали с
интересом и вам было легко выполнять задания- поместите свою фотографию на
солнышко, а если вам было скучно и тяжело то на тучку.
-Ребята вы постарались и собрали цветок. Что же нам теперь с ним делать?
(отправить в сказку).
- Молодцы! Ведь волшебством он обладает только там! Несите цветик-семицветик
в волшебную коробочку и произнесите заклинание «Лети-лети лепесток, через
запад на восток… Вели, чтобы цветок оказался в сказке!» (открываю коробку-
цветок улетел).
Эпизод: Бабушка дает цветик -семицветик Жене.
-Посмотрите, ребята, вы сделали доброе дело- вы спасли сказку.
-И за это сказочная фея вам прислала всё необходимое для изготовления цветика-
семицветика ,он не будет волшебным ,но зато принесёт много радости вам, вашим
родителям или друзьям.
(Звучит песня о волшебном цветке М. Пляцковского. )
(Дети изготавливают цветок)