"И. Гончаров "Обломов". "Почему я такой?Истоки обломовщины".
Автор: Печенежская Валентина Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: Православная Гимназия Населённый пункт: ЯНАО, Тюменская область, г. Ноябрьск Наименование материала: методическая разработка урока литературы Тема: "И. Гончаров "Обломов". "Почему я такой?Истоки обломовщины". Раздел: среднее образование
И. Гончаров «Обломов». «Почему я такой?». Истоки «обломовщины».
Аннотация. Данный материал представляет собой нетрадиционный вид урока – урок-
размышление, в котором рассматривается тренинг креативного мышления в обучении
литературе
в
старших
классах.
Автором
описываются
методы
развития
творческих
способностей учащихся, рассматриваются пути решения изобретательских задач.
ТИП УРОКА
: урок постижения новых знаний
ВИД УРОКА:
урок - размышление
ЦЕЛЬ
УРОКА
:
учить
видеть
конечную
цель
поставленной
задачи,
самостоятельно
устранять трудности на пути её решения, используя все известные приёмы в обучении;
развивать
творческие
способности,
творческое
мышление;
во спитывать
целеустремлённость, мобильность.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.РАЗВИВАЮЩАЯ:
развивать
логическое
и
аналитическое
мышление,
монологическую речь, творческие способности.
2.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
воспитывать коммуникативные умения, целеустремлённость,
желание
преодолевать
трудности
в
решении
поставленных
задач
в
теме
урока
и
в
достижении конечной цели.
ОБОРУДОВАНИЕ
:
роман И. А. Гончарова «Обломов», критические статьи Н. А.
Добролюбова,
А.
В.
Дружинина,
фрагмент
фильма
«Сон
Обломова»,
карточка
с
исследовательскими задачами.
№
п/
п
Этапы урока
Дидактические
цели
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Врем
я
1.
Организационны
й момент.
Настрой на урок.
Предварительно
е
включение
учащихся в
работу.
Зачитывает
фрагмент
критической статьи
Н. Добролюбова:
«…Обломов не
тупая, апатическая
натура, без
стремлений и
чувств, а человек
тоже чего-то
ищущий…, о чём-то
думающий…»
Можете доказать
эту точку зрения
критика примерами
из текста?
Слушают,
зачитывают
отрывки из
текста романа,
доказывающие
мнение
Добролюбова.
1,5
мин.
2.
Актуализация
знаний учащихся .
Синквейн.
Активизация
мыслительной
деятельности.
Проверка
уровня владения
монологической
речью.
Дома вы
перечитывали
роман Гончарова
«Обломов», и,
думаю, сегодня у
нас состоится
конструктивный
разговор. Итак, вы
нашли
подтверждение
мысли
Добролюбова, а
каким вы увидели
героя И. А.
Гончарова?
Составьте синквейн
«Обломов»
Делятся
мнениями о том,
каким
представили
Обломова и
почему ( 2-3
ученика).
Составляют
синквейн
3
мин.
3.
Тема урока
(формулируют
учащиеся,
корректирует
учитель)
И. Гончаров
«Обломов».
«Почему я
такой?». Истоки
«обломовщины».
Подготовка к
восприятию
материала
урока.
Постановка
целей урока.
Подумайте и
определите, о чём
пойдёт разговор на
уроке, какова его
тема? Какова цель?
К чему должны
прийти?
Ответы
учащихся
0,5
мин.
4.
Погружение в
тему урока.
Работа с
карточкой (по
вариантам)
Обсуждает ответы.
Зачитывают
варианты
ответов по
карточке
3
мин.
5.
Работа над
содержанием
произведения.
Осмысление
содержания
произведения.
С какой целью
автор вводит «Сон
Обломова?»
Прежде, чем
ответить, давайте
посмотрим
фрагмент фильма
«Сон Обломова»
Смотрят
фрагмент
фильма
«Обломов» -
«Сон
Обломова».
Отвечают на
вопросы
(Важный приём,
помогающий
представить
среду, в которой
вырос герой,
понять, как
воспитывался,
что
способствовало
формированию
его характера).
5
мин.
6.
Выводы.
Анализ эпизода.
Вы на верном пути.
Рассуждают,
2
Подумайте, какие
детали помогают
нам представить
среду, воспитавшую
Илью Ильича.
делают выводы (
чудесные
картины
природы,
размеренная
жизнь, покой,
любовь
родителей – это
рай для
Обломова).
мин.
7.
Анализ текста.
Работа в
группах.
Выводы по
таблице.
Составьте таблицу
«Положительные и
отрицательные
черты жизни в
Обломовке»
Делятся на
группы,
составляют
таблицу.
3
мин.
8.
Привлечение
критического
материала.
Анализ
фрагментов
статей Н.
Добролюбова и
А. Дружинина
(какие черты
присущи Илье
Обломову)
Кто из этих
критиков прав?
Учащиеся
делают вывод,
что оба критика
отмечают как
отрицательное,
так и
положительное в
Обломове и ту
философию
жизни, которая
родилась в
Обломовке -
«обломовщину».
3
мин.
9.
Проблемный
диалог.
Проблемные
вопросы.
Что, по-вашему,
означает слово
«обломовщина»?
Как трактуется это
понятие в романе?
Чем актуальна и
страшна
обломовщина?
Докажите
типичность
Обломова.
Ответы. (Это
пороки
крепостничества
, помещичьей
жизни; это уход
от реальной
жизни; это
жизнь в мечтах).
В романе это
страх жить,
желание
спрятаться от
проблем,
неумение брать
на себя
ответственность.
Ответы:
бесцельность
существования,
жизнь одним
днём, неумение
делать выбор –
черты,
присущие
10
мин.
многим и во все
времена.
10
Выводы.
Умение
размышлять.
Статья фрагмент)
Н. Добролюбова
«Что такое
обломовщина»?
Оформляют
тезисы.
3
мин.
11
Творческая
работа.
Формирование
навыка логично,
грамотно
излагать свои
мысли.
Напишите
небольшую работу
«Обломовщина –
главная причина
«несостоятельности
» Обломова в
жизни».
Решают
поставленную
перед ними
задачу.
7
мин.
12
Итог урока.
Рефлексия.
Умение
оценивать свою
работу и работу
одноклассников
Наш урок подошёл
к концу. О чём шёл
разговор на уроке?
Как вы считаете, мы
добились
поставленных
целей? Что
получилось, а над
чем ещё надо
работать?
Подводят итог
вышесказанному
, отмечают, что
удалось, что
надо
дорабатывать.
Предлагают
отметки тем, кто
хорошо отвечал
на уроке.
3мин.
13
Домашнее
задание.
Разноуровневые
задания: «5» -
составить
сравнительную
характеристику
Обломов-
Штольц (в
форме таблицы);
«4» - образ
Штольца по
плану.
Инд. – Можно
ли назвать
дружбой
отношения
Обломова и
Штольца?
Докажите.
Предлагает
выбрать задание по
возможностям и
интересу.
Записывают
задания.
1
мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка.
1 вариант.
С какой целью Гончаров вводит образы гостей Обломова? Что каждый из них
олицетворяет? Что думает о каждом Обломов?
2 вариант.
Осознаёт ли Обломов реальное положение своих дел? Что он думает о себе? «Мечта»