Автор: Смахтина Виктория Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №37 Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край Наименование материала: Конспект Тема: Архитектура Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению детей с архитектурой (для
детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
- Познакомить детей с понятиями «архитектор», «архитектура».
-Закрепить знания о материалах, из которых строят дома (кирпич, бетонные панели).
- Учить устанавливать последовательность событий.
-Закрепить представления об истории развития жилища.
- Учить выкладывать из панелей жилой дом, опираясь на образец. Упражнять в сравнении
предметов, в умении рассуждать и делать простые выводы.
-Продолжать
формировать навыки коллективной работы ( распределять между собой
работу, принимать участие в совместном обсуждении).
-Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе.
Предварительная работа:
-рассматривание картин, с изображением жилищ в их историческом развитии;
-рассматривание фотографий произведений архитектурного искусства;
-экскурсии по городу;
-дидактические игры.
Материал:
Фотографии
различных
архитектурных
произведений,
в
том
числе
и
произведений
родного
города;
картинки
с
изображением
пещеры,
бревенчатого
дома,
кирпичного
одноэтажного
и
многоэтажного
домов,
готовые
образцы
панельных
домов;
табличка
«Архитектурная мастерская»; красная ленточка; ватманы, цветная бумага, клей, салфетки.
Ход занятия:
-Ребята, а где мы с вами находимся? (В детском саду.)
-А где находится наш детский сад (В городе Ачинске.)
-Из чего следует, что Ачинск - это город? А может быть это деревня? ( В деревне дома
низкие, одноэтажные деревянные, а в городе дома из кирпича, из бетонных панелей,
многоэтажные).
- Вы знаете, почему в деревнях дома низкие, одно - двух этажные, а в городах высокие,
многоэтажные? (В деревне меньше людей.)
- Правильно. В деревне людей живет меньше, дома строят низкие, маленькие на одну
семью. А в городе населения значительно больше, жилья нужно много, поэтому и дома
здесь отличаются. Они многоэтажные, многоквартирные. В Ачинске населения немало.
Домов построено много.
-Скольки этажные дома в нашем городе? (Пяти- девяти и т.д этажные.)
-Из какого материала построены все здания? (Кирпич, бетон.)
-Все здания разные. У каждого свое назначение. Как вы думаете, какие здания для чего
нужны? (В больнице лечат, в магазине торгуют и т.п.)
-Вот, и вы, когда станете совсем взрослыми, то освоите разные профессии. Кто-то из вас
станет врачом, кто-то космонавтом, строителем, а кто-то из вас станет архитектором.
-А вы знаете кто такой архитектор? ( Нет.)
-Наука и искусство проектировать, составлять план здания, называется архитектурой, а
человек, который занимается архитектурой – архитектор. То есть архитектор – это тот
человек, который придумывает, каким должно быть здание. Составляет проект, чертит
план здания на бумаге, а потом уже строители по этому плану строят здание.
-А теперь давайте немного разомнемся.
Физкульт минутка «Дом»
(дети выполняют движения по тексту)
Посмотри на дом с трубой.
В нем мы будем жить с тобой.
Вот стоит огромный дом.
Дом ужасно важный.
Сто окошек в доме том!
Он многоэтажный.
Воспитатель
обращает
внимание
на
табличку,
которая
висит
на
дверях
группы:
«Архитектурная мастерская».
-Ребята, сегодня вы все попробуете освоить профессию архитектора. Кем вы сегодня
будите работать?(Архитекторами)
-Сегодня вы все – архитекторы.
Открытие архитектурной мастерской: воспитатель перерезает красную ленточку, дети
занимают
места
за
рабочими
столами
там,
где
обозначена
их
картинка
(деление
на
подгруппы).
-Обратите
внимание
на
фотографии,
которые
украшают
вашу
мастерскую.
Это
архитектурные произведения, которые были созданы в разные времена, в разных странах,
городах, разными архитекторами. Посмотрите, какие они все необычные, отличающиеся
друг от друга. Архитектор, он как художник, всегда стремится создать что-то красивое, что
останется потом на века.
- Вы узнаёте эти здания? (Церковь и Дом культуры)
- Чем они необычны? (У церкви на крыше купола, а у здания дома культуры есть
колонны. )
-Вот, и в нашем городе, помимо обычных построек, есть настоящие архитектурные
произведения.
-А сейчас, давайте поиграем в игру настоящих архитекторов.( Работа подгруппами)
Игра «Расставь жилища»
Описание игры:
детям
предлагаются
картинки
с
изображением
различных
жилищ:
пещера,
шалаш,
бревенчатый
дом,
кирпичный
одноэтажный
дом,
многоэтажный
дом.
Необходимо
расставить их в таком порядке, в котором они постепенно совершенствовались. Дети
рассматривают каждое жилище, обсуждают из чего оно сделано, удобно ли было в нем
жить.
-Теперь, архитекторы, нам нужно потрудиться. Вам поступил заказ на три новых дома.
Ваша задача спроектировать панельные
дома. На рабочем месте у каждой группы
архитекторов есть все необходимые материалы. Я предлагаю вам спроектировать дома по
моим образцам.
Воспитатель с детьми рассматривает дома, отмечая их сходство и различия. Один дом
высокий и узкий. У него посередине вход, слева и справа узкие окна. Над дверью
небольшие окна. Внутри здания в этом месте лестница, по которой жильцы поднимаются
на свой этаж. При рассматривании второго дома в беседе с детьми уточняется, что это дом
трёхэтажный, длинный, с двумя входами. Над дверьми небольшие окна, такие же, как и у
первого дома.
Воспитатель каждой подгруппе индивидуально даёт задание. Например: «Задача вашей
подгруппы создать пятиэтажный панельный дом с одним входом, как показано на первом
образце»и т.п.
Дети
приступают
к
работе.
Сначала
подгруппы
выкладывают
здание
из
заранее
заготовленных деталей на лист ватмана, потом все детали приклеиваются. Во время
работы, воспитатель побуждает детей чаще сравнивать свой дом с образцом, чтобы не
перепутать расположение окон на панелях.
-Я предлагаю вам прикрепить готовые проекты зданий на стенд, чтобы мы все могли
рассмотреть и оценить ваши старания.
Все работы выставляются на стенд.
-Какое здание понравилось вам больше?
-Почему?
-Посмотрите, какой из домов больше соответствует образцу. Обратите внимание, все ли
архитектурные детали находятся посередине панелей?
-На мой взгляд, сегодня из вас получились отличные архитекторы. А когда вы вырастите,
кто-то из вас станет архитектором – профессионалом. Будет проектировать красивые,
уютные, современные здания для людей нашего города.