Напоминание

Основные этапы и направления деятельности классного руководителя по организации профессионального самоопределения воспитанниц.


Автор: Фатькина Зульфия Радифовна
Должность: старший воспитатель (начальник курса)
Учебное заведение: ФГКОУ МКК "Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Основные этапы и направления деятельности классного руководителя по организации профессионального самоопределения воспитанниц.
Раздел: полное образование





Назад







Основные

этапы

и направления деятельности

классного

руководителя

по

организации

профессионального

самоопределения

воспитанниц.
«Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии». Н.Г.Чернышевский Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых решений ни одно не может сравниться по своему значению, по влиянию на судьбу с решением о выборе профессии. Кем стать, по какой дороге пойти? Выбор профессии определяет положение в обществе, доход, образ жизни, круг общения и т. п. От этого во многом зависят успех в жизни и признание, психическое и физиче- ское здоровье. Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Решение задач профориентации в Пансионе осуществляется в различных видах деятельности воспитанниц. Подготовка учениц к профильному и профессиональному самоопределению ведется последовательно при постоянной поддержке классного руководителя, и в этом непрерывном процессе задействованы практически все службы Пансиона. Так, например,
учителя-предметники:
 создают условия для развития у воспитанниц познавательного интереса, раскрытия творческих способностей, используя разнообразные методы и средства: проектная деятельность, конкурсы стенных газет, олимпиады, проведение совместно с классными руководителями игр, викторин, КВН и т.д.;  адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса и особенностей воспитанниц;  налаживают тесные контакты профильных классов с высшими учебными заведениями. Например, сотрудничество 11Д класса с Российским государственным университетом нефти и газа им. Губкина, на базе которого проходит подготовка к научно-практической конференции и 1-й Медицинский университет им. И.М. Сеченова, куда воспитанницы выезжают для тестирования и принятия участия в олимпиадах.
Библиотекарь:
 помогает подбирать специальную литературу для воспитателей и воспитанниц;  проводит мероприятия профориентационной направленности. Так недавно для нашего класса химико-биологического профиля, где большинство девочек выбрали для себя профессию врача, прошел библиотечный час, посвященный зарождению микробиологии, с показом замечательного
исторического фильма «Маленькие зверюшки Антони ван Левенгука». Воспитанницы познакомились с профессией микробиолога, которая сегодня, в век нанотехнологий, становится еще более привлекательной, так как современное оборудование позволяет проводить интереснейшие исследования микробиологических процессов.
Психолог:
 способствует формированию у воспитанниц адекватной самооценки, что очень важно в дальнейшем для реализации профессиональных планов;  проводит профессиональную диагностику;  оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей воспитанниц, что позволит нам классным руководтелям (с учетом личных наблюдений) помочь советом с правильным выбором профильного направления.
Медицинский работник:
 информирует заблаговременно классного руководителя и воспитанницу о соответствии состояния здоровья требованиям выбираемой профессии. Как же осуществляется профильное и профессиональное самоопределение воспитанницами?  самостоятельно, исходя из личных склонностей, способностей;  самостоятельно, ориентируясь на идеал (кумира);  под влиянием родителей, родственников (традиции, материальные возможности семьи);  по совету педагогов (воспитателей, преподавателей-предметников, преподавателей дополнительного образования, руководителей кружков, секций);  за компанию с подругами;  под влиянием средств массовой информации. С целью выявления факторов, повлиявших на выбор профильного класса и профессии, я провела анкетирование. Результаты анкет показали, что подавляющее большинство воспитанниц самостоятельно выбирали профильное направление, исходя из личных склонностей. И лишь 4 воспитанницы попали в этот класс под влиянием родителей. Профессиональное самоопределение формируется на разных этапах развития личности, включающих в себя: дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст. Но мы рассмотрим наиболее значимые этапы профессионального становления личности. Если знать особенности этих этапов, то можно более эффективно организовать работу с воспитанниками.
1) 5-7 классы - познавательно-поисковый этап
, в процессе которого происходит осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии. И
здесь ведущая роль отводится классному руководителю. Какие же задачи стоят перед классным руководителем на данном этапе?
а

) Изучение

личности

воспитанниц,

выявление

первоначальных

профессиональных намерений, склонностей и интересов.
В решении данной задачи классный руководитель опирается на образовательную программу и план воспитательной работы Пансиона. Классный руководитель составляет план педагогической поддержки самоопределения воспитанниц, и план мероприятий, помогающих активизировать и раскрыть познавательные и творческие способности воспитанниц. С момента поступления девочек в Пансион, классный руководитель внимательно изучает их личные дела и портфолио. А в период обучения ведет психолого-педагогические наблюдения за воспитанницами на уроках, во внеурочное время, оценивает умение воспитанниц вести себя с одноклассниками и педагогами, фиксирует участие в предметных олимпиадах, конкурсах, посещение занятий дополнительного образования (секции и кружки по интересам). Все это помогает классному руководителю проанализировать характер воспитанниц, его волевые качества, стремления и идеалы, интересы и склонности. Данные наблюдений, результаты анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте воспитанницы. В этот период у воспитанниц проявляется первичный интерес к труду и трудовой деятельности, развиваются способности самоконтроля, самооценки, самоанализа, формируются профессионально важные предпочтения. В 5-7 классах воспитанницам дается возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности. Ведь не исключено, что увлечение каким-то определенным занятием, может оказаться решающим в его профессиональном выборе. Многие люди делают свой первоначальный выбор именно в этом возрасте. На формирование интересов и профессиональной направленности и предварительного выбора профессии оказывают влияние организованные выезды на тематические экскурсии, спектакли, концерты, а также участие в творческих встречах с людьми самых разных профессий. В определении профессиональных интересов и склонностей воспитанниц мы опираемся не только на собственные наблюдения, много полезного получаем из бесед с учителями, родителями, воспитанницами.
б) Другим не менее важным компонентом профориентационной работы в 5 – 7

классах

является

воспитание

основ

нравственности.
Любая профессия предъявляет определенные требования к личности человека, его морально этическим (честность, порядочность), и волевым качествам (целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, решительность), в формировании которых немалая роль отводится классным часам и беседам, обсуждению прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. А воспитанницы, мечтающие о профессии, связанной с общением, должны знать, что конфликты являются неизбежным явлением общественной жизни, поэтому полезно знать о причинах и способах их разрешения. В связи с этим большое внимание уделялось работе по
формированию личности, способной осуществлять самовоспитание, саморазвитие и самообразование. Подготовленные классные часы по самовоспитанию «Сделай себя сам», «Железный характер – железная воля», «Конфликты в нашей жизни», «Радость человеческого общения» учат воспитанниц преодолевать недостатки, мешающие в дальнейшем достигать значимые для человека цели.


2. 8- 9 классы – этап формирования профессионального самосознания.
В 8-9 классах появляются представления о профессиональных требованиях и о содержании профессионального образования, о профессиональном идеале, появляется правильная самооценка. Постепенно, к окончанию 9 класса у воспитанниц должно произойти формирование общей готовности к профессиональному самоопределению и подготовка к будущей трудовой деятельности, видение образа «Я» (себя) в мире профессий. С целью определения у воспитанниц профессиональных предпочтений и выявления типа будущей профессии в классе прошла игра «Аукцион», которая познакомила воспитанниц с делением профессий на несколько типов: «человек- человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Игроки двух команд должны были назвать как можно больше профессий того или иного типа. Игра позволила определить степень общей информированности воспитанниц о профессиях, и задуматься над тем, хочет ли он иметь дело с людьми или техникой, сидячей или подвижной должна быть работа и таким образом выявить предпочитаемый тип будущей профессии. Во время игры обсудили с воспитанницами, какие требования профессия может предъявлять к здоровью, к психическим качествам человека, к знаниям и умениям. Подготовить воспитанниц к осознанному выбору профиля обучения в старших классах и в перспективе – будущей профессии поможет более глубокое знакомство с ними
.
Мир профессий сложен и многообразен, он постоянно изменяется: уходят в прошлое старые профессии, появляются новые. Чтобы не потеряться в этом сложном и многообразном мире, необходимо иметь знания о нем. На этапе выбора профильного направления прошли классные часы «Дороги, которые мы выбираем», «Профессия и современность», «Радуга профессий», где воспитанницы узнали о многообразии профессий, о специфике рынка труда, а также, какие профессии востребованы в современном мире. А подготовленный воспитанницами устный журнал «Новое время – новые профессии» познакомил с новыми и редкими профессиями 21 века. Беседы с воспитанницами по вопросам профессионального самоопределения, профориентационные и ролевые игры помогают определить степень готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, назвать основные проблемы, возникающие при их выборе. Проведенная в классе игра «Оптимисты и скептики» позволила воспитанницам проанализировать «плюсы» и «минусы» предложенных для обсуждения профессий. Одна группа ищет положительные
стороны профессии, т.е. становится оптимистами, другая – все отрицательные стороны и должна отнестись к данной профессии достаточно скептически. Игра учит воспитанниц грамотно подходить к выбору будущей профессии, соизмерять свои силы, знания и возможности.
3. 10-11 классы – это этап профессионального самоопределения.
И здесь решаются следующие задачи: проверка склонностей и способностей и развитие профессионально важных качеств; формирование устойчивого профессионального интереса; активные попытки самосовершенствования, самовоспитания, самообразования, самоорганизации; формирование личностных профессиональных ценностей. На этом этапе работы по профессиональному самоопределению воспитанницам оказывается помощь в поиске своего призвания, в расширении знаний учащихся о мире профессий уже с учетом выбранного профиля, знакомство с классификацией, типами и подтипами профессий, дается представление о профпригодности. Так в 10 классе прошел классный час «Врач – профессия гуманная». Воспитанницы получили возможность на примере понятий «врач, хирург, пластический хирург» увидеть различия между определениями «профессия», «специальность» и «специализация». (Врач – профессия, хирург – специальность, пластический хирург – специализация), а также познакомились с редкими малоизвестными специальностями врачей. (Флеболог, фтизиатр, сурдолог и др.) Весь класс участвует в проектной работе по теме профильной направленности «Светя другим, сгораю сам». Проект позволит воспитанницам ближе познакомиться с биографиями великих врачей и узнать, какой вклад они сделали в медицину. Для воспитанниц, испытывающих трудности в изучении химии, и сомневающихся в правильности выбора профессии, подготовлен классный час «Парад биологических профессий». Для решения поставленных задач классный руководитель использует разные формы и методы: индивидуальные беседы; профконсультации с акцентированием внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях. Очень важно, чтобы к 16-18 годам воспитанницы могли ответить на вопросы «Кто я? Чего я хочу? Что я уже умею? Чего я уже достиг?» Подобная определенность поможет им не метаться в мире профессий, а идти в выбранном направлении, проходя определенные этапы профессионального самоопределения. Педагогическая поддержка со стороны классного руководителя, направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей воспитанниц в самоопределении.


В раздел образования