Основные этапы и направления деятельности классного руководителя по организации профессионального самоопределения воспитанниц.
Автор: Фатькина Зульфия Радифовна Должность: старший воспитатель (начальник курса) Учебное заведение: ФГКОУ МКК "Пансион воспитанниц МО РФ" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Статья Тема: Основные этапы и направления деятельности классного руководителя по организации профессионального самоопределения воспитанниц. Раздел: полное образование
воспитанниц.
«Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии».
Н.Г.Чернышевский
Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых решений ни одно не может
сравниться по своему значению, по влиянию на судьбу с решением о выборе
профессии. Кем стать, по какой дороге пойти?
Выбор профессии определяет
положение
в
обществе,
доход,
образ
жизни,
круг
общения
и
т.
п.
От
этого
во
многом
зависят
успех
в
жизни
и
признание,
психическое
и
физиче-
ское здоровье.
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен
рядом
причин,
одной
из
которых
является
необходимость
формирования
у
старшеклассников
готовности к осознанному выбору будущей профессиональной
деятельности.
Решение задач профориентации в Пансионе осуществляется в различных видах
деятельности
воспитанниц.
Подготовка
учениц
к
профильному
и
профессиональному самоопределению ведется последовательно при постоянной
поддержке
классного
руководителя,
и
в
этом
непрерывном
процессе
задействованы практически все службы Пансиона. Так, например,
учителя-предметники:
создают условия для
развития у воспитанниц познавательного интереса,
раскрытия
творческих
способностей,
используя
разнообразные
методы
и
средства:
проектная
деятельность,
конкурсы
стенных
газет,
олимпиады,
проведение совместно с классными руководителями игр, викторин, КВН и
т.д.;
адаптируют
учебные
программы
в
зависимости
от
профиля
класса
и
особенностей воспитанниц;
налаживают тесные контакты профильных классов с высшими учебными
заведениями.
Например,
сотрудничество
11Д
класса
с
Российским
государственным университетом нефти и газа им. Губкина, на базе которого
проходит
подготовка
к
научно-практической
конференции
и
1-й
Медицинский
университет
им.
И.М.
Сеченова,
куда
воспитанницы
выезжают для тестирования и принятия участия в олимпиадах.
Библиотекарь:
помогает
подбирать
специальную
литературу
для
воспитателей
и
воспитанниц;
проводит мероприятия профориентационной направленности. Так недавно
для
нашего
класса
химико-биологического
профиля,
где
большинство
девочек выбрали для себя профессию врача, прошел библиотечный час,
посвященный
зарождению
микробиологии, с
показом
замечательного
исторического
фильма
«Маленькие
зверюшки
Антони
ван
Левенгука».
Воспитанницы познакомились с профессией микробиолога, которая сегодня,
в
век
нанотехнологий,
становится
еще
более
привлекательной,
так
как
современное
оборудование
позволяет
проводить
интереснейшие
исследования микробиологических процессов.
Психолог:
способствует формированию у воспитанниц адекватной самооценки, что очень
важно в дальнейшем для реализации профессиональных планов;
проводит профессиональную диагностику;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и
склонностей воспитанниц, что позволит нам классным руководтелям (с учетом
личных наблюдений) помочь советом с правильным выбором профильного
направления.
Медицинский работник:
информирует заблаговременно классного руководителя и воспитанницу о
соответствии состояния здоровья требованиям выбираемой профессии.
Как же осуществляется профильное и профессиональное самоопределение
воспитанницами?
самостоятельно, исходя из личных склонностей, способностей;
самостоятельно, ориентируясь на идеал (кумира);
под
влиянием
родителей,
родственников
(традиции,
материальные
возможности семьи);
по
совету
педагогов
(воспитателей,
преподавателей-предметников,
преподавателей
дополнительного
образования,
руководителей
кружков,
секций);
за компанию с подругами;
под влиянием средств массовой информации.
С целью выявления факторов, повлиявших на выбор профильного класса и
профессии, я провела анкетирование. Результаты анкет показали, что подавляющее
большинство
воспитанниц
самостоятельно
выбирали
профильное
направление,
исходя из личных склонностей. И лишь 4 воспитанницы попали в этот класс под
влиянием родителей.
Профессиональное самоопределение формируется на разных этапах развития
личности, включающих в себя: дошкольное детство, младший школьный возраст,
подростковый возраст, юношеский возраст. Но мы рассмотрим наиболее значимые
этапы профессионального становления личности.
Если знать особенности этих
этапов, то можно более эффективно организовать работу с воспитанниками.
1) 5-7 классы - познавательно-поисковый этап , в процессе которого происходит
осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии. И
здесь ведущая роль отводится классному руководителю. Какие же задачи стоят
перед классным руководителем на данном этапе?
а
) Изучение
личности
воспитанниц,
выявление
первоначальных
профессиональных намерений, склонностей и интересов.
В решении данной задачи классный руководитель опирается на образовательную
программу и план воспитательной работы Пансиона.
Классный руководитель составляет
план педагогической поддержки
самоопределения воспитанниц, и план мероприятий, помогающих активизировать
и раскрыть познавательные и творческие способности воспитанниц.
С момента поступления девочек в Пансион, классный руководитель
внимательно изучает их личные дела и портфолио. А в период обучения ведет
психолого-педагогические
наблюдения
за
воспитанницами
на
уроках,
во
внеурочное время, оценивает умение воспитанниц вести себя с одноклассниками
и педагогами, фиксирует участие в предметных олимпиадах, конкурсах, посещение
занятий дополнительного образования (секции и кружки по интересам). Все это
помогает классному руководителю проанализировать характер воспитанниц, его
волевые
качества,
стремления
и
идеалы,
интересы
и
склонности.
Данные
наблюдений,
результаты
анкет,
тестов
фиксируются
в
индивидуальной
карте
воспитанницы.
В этот период у воспитанниц проявляется первичный интерес к труду и
трудовой
деятельности,
развиваются
способности
самоконтроля,
самооценки,
самоанализа, формируются профессионально важные предпочтения. В 5-7 классах
воспитанницам
дается
возможность
попробовать
свои
силы
в
разных
видах
деятельности.
Ведь
не
исключено,
что
увлечение
каким-то
определенным
занятием, может оказаться решающим в его профессиональном выборе. Многие
люди
делают
свой
первоначальный
выбор
именно
в
этом
возрасте.
На
формирование интересов и профессиональной направленности и предварительного
выбора профессии оказывают влияние организованные выезды на тематические
экскурсии, спектакли, концерты, а также участие в творческих встречах с людьми
самых разных профессий.
В определении профессиональных интересов и склонностей воспитанниц мы
опираемся не только на собственные наблюдения, много полезного получаем из
бесед с учителями, родителями, воспитанницами.
б) Другим не менее важным компонентом профориентационной работы в 5 – 7
классах
является
воспитание
основ
нравственности.
Любая
профессия
предъявляет
определенные требования
к
личности
человека,
его
морально
этическим (честность, порядочность), и волевым качествам (целеустремленность,
инициативность, самостоятельность, выдержка, решительность), в формировании
которых
немалая
роль
отводится
классным
часам
и
беседам,
обсуждению
прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. А воспитанницы, мечтающие о
профессии,
связанной
с
общением,
должны
знать,
что
конфликты
являются
неизбежным явлением общественной жизни, поэтому полезно знать о причинах и
способах их разрешения. В связи с этим большое внимание уделялось работе по
формированию личности, способной осуществлять самовоспитание, саморазвитие
и самообразование. Подготовленные классные часы по самовоспитанию «Сделай
себя сам», «Железный характер – железная воля», «Конфликты в нашей жизни»,
«Радость человеческого общения» учат
воспитанниц преодолевать
недостатки,
мешающие в дальнейшем достигать значимые для человека цели.
2. 8- 9 классы – этап формирования профессионального самосознания.
В 8-9 классах появляются представления о профессиональных требованиях и о
содержании
профессионального
образования,
о
профессиональном
идеале,
появляется правильная самооценка.
Постепенно, к окончанию 9 класса у воспитанниц должно произойти
формирование
общей готовности к
профессиональному
самоопределению
и
подготовка к будущей трудовой деятельности, видение образа «Я» (себя) в мире
профессий.
С целью определения у воспитанниц профессиональных предпочтений и
выявления типа будущей профессии
в классе прошла игра «Аукцион», которая
познакомила воспитанниц с делением профессий на несколько типов: «человек-
человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек – знаковая система»,
«человек – художественный образ». Игроки двух команд должны были назвать как
можно больше профессий того или иного типа.
Игра позволила
определить
степень общей информированности воспитанниц о профессиях, и задуматься над
тем, хочет ли он иметь дело с людьми или техникой, сидячей или подвижной
должна быть работа и таким образом
выявить предпочитаемый тип
будущей
профессии.
Во
время
игры
обсудили
с
воспитанницами,
какие
требования
профессия может предъявлять к здоровью, к психическим качествам человека, к
знаниям и умениям.
Подготовить воспитанниц к осознанному выбору профиля обучения в
старших классах и в перспективе – будущей профессии поможет более глубокое
знакомство с ними .
Мир профессий сложен и многообразен, он постоянно
изменяется: уходят в прошлое старые профессии, появляются новые. Чтобы не
потеряться в этом сложном и многообразном мире, необходимо иметь знания о нем.
На этапе выбора профильного направления прошли
классные часы «Дороги,
которые мы выбираем», «Профессия и современность», «Радуга профессий», где
воспитанницы узнали о многообразии профессий, о специфике рынка труда, а
также, какие профессии востребованы в современном мире.
А подготовленный
воспитанницами устный журнал «Новое время – новые профессии» познакомил с
новыми и редкими профессиями 21 века.
Беседы с воспитанницами по вопросам профессионального самоопределения,
профориентационные и ролевые игры помогают определить степень готовности
учащихся
к
обоснованному
выбору
профессии,
назвать
основные
проблемы,
возникающие
при их выборе.
Проведенная в классе
игра «Оптимисты и
скептики» позволила воспитанницам проанализировать
«плюсы» и «минусы»
предложенных
для
обсуждения
профессий.
Одна
группа
ищет
положительные
стороны профессии, т.е. становится оптимистами, другая – все отрицательные
стороны и должна отнестись к данной профессии достаточно скептически. Игра
учит воспитанниц грамотно подходить к выбору будущей профессии, соизмерять
свои силы, знания и возможности.
3. 10-11 классы – это этап профессионального самоопределения.
И здесь решаются следующие задачи: проверка склонностей и способностей и
развитие
профессионально
важных
качеств;
формирование
устойчивого
профессионального
интереса;
активные
попытки
самосовершенствования,
самовоспитания, самообразования, самоорганизации; формирование личностных
профессиональных
ценностей.
На
этом
этапе
работы
по
профессиональному
самоопределению воспитанницам оказывается помощь в поиске своего призвания,
в
расширении знаний учащихся о мире профессий уже с учетом выбранного
профиля, знакомство с классификацией, типами и подтипами профессий, дается
представление о профпригодности.
Так в 10 классе прошел классный час «Врач – профессия гуманная».
Воспитанницы получили возможность
на примере
понятий «врач, хирург,
пластический хирург» увидеть различия
между определениями «профессия»,
«специальность» и «специализация». (Врач – профессия, хирург – специальность,
пластический
хирург
–
специализация),
а
также
познакомились
с
редкими
малоизвестными специальностями врачей. (Флеболог, фтизиатр, сурдолог и др.)
Весь класс участвует в проектной работе по теме профильной направленности
«Светя
другим,
сгораю
сам».
Проект
позволит
воспитанницам
ближе
познакомиться с биографиями великих врачей и узнать, какой вклад они сделали в
медицину.
Для воспитанниц, испытывающих трудности в изучении химии, и
сомневающихся
в
правильности
выбора
профессии,
подготовлен
классный
час
«Парад биологических профессий».
Для решения поставленных задач классный руководитель использует разные
формы и методы: индивидуальные беседы; профконсультации с акцентированием
внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях.
Очень важно, чтобы к 16-18 годам воспитанницы могли ответить на
вопросы «Кто я? Чего я хочу? Что я уже умею? Чего я уже достиг?» Подобная
определенность поможет им не метаться в мире профессий, а идти в выбранном
направлении, проходя определенные этапы профессионального самоопределения.
Педагогическая поддержка со стороны классного руководителя, направлена на
уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости
склонностей и способностей воспитанниц в самоопределении.