Ученическое самоуправление как средство социализации личности
Автор: Фатькина Зульфия Радифовна Должность: старший воспитатель (начальник курса) Учебное заведение: ФГКОУ МКК "Пансион воспитанниц МО Рф" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: статья Тема: Ученическое самоуправление как средство социализации личности Раздел: полное образование
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1
2. Сущность, цели и задачи самоуправляемой деятельности
3
3.Ориентация на творческое саморазвитие - одна из задач
ученического самоуправления
22
4. Ученическое самоуправление как условие развития лидерских
качеств
24
5. Организация внутриклассного самоуправления
29
6. Приложения:
Приложение №1 «о выборах старосты класса и совета класса»
33
Приложение №2 «структура самоуправления класса»
35
Приложение № 3. «методика для изучения социализированности
личности воспитанницы»
36
7. Литература
38
Ученическое самоуправление как средство
социализации личности воспитанницы.
I.Введение.
1
Отдельный человек слаб,
Отдельный человек слаб,
Как покинутый Робинзон,
Как покинутый Робинзон,
Лишь в сообществе с другими
Лишь в сообществе с другими
Он сможет сделать многое.
Он сможет сделать многое.
А.Шопенгауэр
А.Шопенгауэр
Перемены в нашем обществе протекают болезненно и противоречиво.
Меняются взгляды, образ жизни, понимание привычных вещей. Социально-
экономические
изменения
затронули
и
сферу
воспитания.
Современную
систему воспитания можно рассматривать теперь как систему социального
становления
личности.
Поэтому
сейчас
все
больше
отводится
место
активным приемам и средствам воспитания. Ученическое самоуправление -
проверенное практикой средство воспитания.
Когда
начинаешь
размышлять
о
самоуправлении
в
коллективе
Пансиона
или
класса,
то
сразу
почему-то
вспоминаются
слова
А.С.
Макаренко:
«Я
все
свои
16
лет
советской
педагогической
работы
потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе
полномочий и о системе ответственности». Наверное, это происходит потому,
что предпринимаешь попытку думать о чем-то сложном и важном. Если А.С.
Макаренко, такой выдающийся знаток и умелец построения воспитательных
отношений в детском коллективе, относил организацию самоуправления к
разряду трудно разрешимых проблем в своей педагогической практике, то
становятся
более
понятными
и
очевидными
затруднения
педагогов
-
современников,
направляющих
свои
усилия
на
обеспечение
развития
самодеятельных и самоуправленческих начал в ученических коллективах.
По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе
идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и
«само».
Под
«со»
мы
понимаем
деятельность,
которая
совершается
совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в
общем
деле,
содействие.
Такое
педагогическое
сотрудничество
является
2
условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под
«само»
понимается
самовыражение,
самодеятельность,
самоопределение,
наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.
В
отечественной
педагогике
известен
опыт
учениче ского
самоуправления. Это школа «развития идей коллектива» Ф.Ф. Брюховецкого.
Основным
органом,
координирующим
все
органы
учениче ского
самоуправления,
был
совет
коллектива.
Органами
самоуправления
в
ученическом
коллективе
являлись
общее
собрание
ее
членов
и
совет
коллектива класса. За последние годы произошли существенные изменения в
процессе
воспитания
учащихся.
Заметные
коррекции
внесены
в
систему
управления
и
самоуправления
жизнедеятельностью
учениче ских
коллективов. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек,
пионерских отрядов и комсомольских групп обусловил возникновение новой
ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.
Как
педагогу
-
воспитателю
действовать
в
этой
ситуации?
Что
из
прошлого опыта самоуправленческой деятельности можно использовать в
настоящее время? От чего следует решительно отказаться? Какие новшества
смогут
повысить
эффективность
самоуправления?
На
эти
вопросы
надо
обязательно найти ответы каждому педагогу, работающему с ученическим
коллективом. Для того чтобы более обоснованно и убедительно ответить на
эти
вопросы,
необходимо
иметь
отчетливые
представления
о
сущности
самоуправления
в
ученическом
коллективе,
его
целях,
принципах,
содержании и способах организации.
II.Сущность, цели и задачи самоуправляемой деятельности
Составители
«Педагогического
энциклопедического
словаря»
определяют
самоуправление
как
форму
организации
жизнедеятельности
коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в
принятии и реализации решений для достижения общественно значимых
целей.
Под
самоуправлением
следует
понимать
целенаправленную,
конкретную,
систематическую,
организованную
и
прогнозируемую
по
3
результатам
деятельность
учащихся,
в
процессе
которой
реализуются
функции
управления,
направленные
на
решение
задач,
стоящих
перед
школой.
Самоуправление
воспитанниц
—
это
самостоятельность
в
проявлении
инициативы,
принятии
решения
и
его
самореализации
в
интересах своего коллектива. Самоуправление в своем классе я понимаю как:
управление жизнью класса;
организацию дел для своего класса, а значит и для себя;
решение
задач,
самостоятельно
поставленных
перед
классным
коллективом;
школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и
взросления.
Таким
образом,
самоуправление
в
классном
коллективе
можно
определить как действия воспитанниц, осуществляемые самостоятельно ими
совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию,
организации
и
анализу
жизнедеятельности
в
классе,
направленной
на
создание благоприятных условий для общения и развития воспитанниц и
решение других социально ценных задач.
Самоуправление
развивается
успешно,
если
воспитанницы
оказываются
в
ситуации
выбора
и
сами
определяют
пути
решения
поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для
формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление
развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся
жизни
и
деятельности
воспитанниц.
Основная
цель
классного
самоуправления
-
формирование
саморазвивающейся,
активной,
самостоятельной личности.
Самоуправление
в
классном
коллективе
направлено
на
решение
следующих задач:
создание
условий
для
самовыражения,
самоутверждения
каждой
личности через участие в различных видах деятельности;
4
стимуляция
социального
творчества,
инициативы,
формирования
активной гражданской позиции воспитанниц;
воспитание
демократической
культуры,
формирование
умения
действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и
общества (класса, Пансиона);
воспитание достойных творческих лидеров.
Структура самоуправления в классе:
высший орган - классное собрание;
между собраниями работу организует и контролирует совет класса,
который собирается один раз в неделю;
распределение общественных поручений между всеми учащимися
.
Главной идеей модели ученического самоуправления является:
формирование потребности созидания на общую пользу;
социализация личности;
приобретение навыков лидерского поведения, столь необходимого для
жизни в цивилизованном мире;
содействие сплочению ученического коллектива;
познавательное значение, активизирующее общественную деятельность
воспитанниц;
обеспечение мыслительной активности;
создание условий для творчества.
Основные принципы:
1. Педагогическое руководство, т.е. обязательное наличие кураторов у
каждой ветви власти ученического самоуправления.
2.
Предметная
деятельность,
т.е.
все
органы
ученического
самоуправления, формируются для организации деятельности.
3. Демократизм, т.е. участие всех учащихся в системе самоуправления.
5
4.
Согласованность,
т.е.
основное
правило
для
всех
-
выполнение
решения после его принятия - всеми участниками общества.
5. Включение ученического самоуправления в систему соревнования с
единой системой подведения итогов и стимулирования воспитанниц.
Система выстраивается на 3-х уровнях:
1.
ученическое самоуправление класса
2.
общешкольное самоуправление
3.
совет школы.
Ученическое самоуправление класса
6
Классное собрание
В работе классного собрания участвуют все воспитанницы класса и
классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов - и
педагогический коллектив Пансиона.
Цель : помочь в решении проблем, развить у воспитанниц способность
решать любые вопросы самостоятельно.
Задачи : вызывать воспитанниц на откровенный разговор друг с другом,
формировать дружный, сплоченный коллектив с крепкой дисциплиной.
На классном собрании:
не позволяется воспитанницам осуждать или обвинять других;
не
привлекаются
воспитанницы
к
выслеживанию
и
выявлению
правонарушителей;
не наказываются весь класс за поведение отдельных воспитанниц;
Классный
руководитель
Класс
Совет
класса
староста
комитет
по организации
досуга
зам. старосты
Комитет по информации
и печати
Комитет по патриотическому
воспитанию
Комитет по шефской
помощи
комитет по физкультуре
и туризму
Комитет по науке
Классный
руководитель
Классное
собрание
Совет
класса
староста
комитет
по организации
досуга
зам. старосты
Комитет по информации
и печати
Комитет по патриотическому
воспитанию
Комитет по шефской
помощи
комитет по физкультуре
и туризму
Комитет по науке
Комитет по труду
7
создается атмосфера сотрудничества.
Правила организации и проведения классного собрания:
попытаться самим решить проблему;
не оказывать друг на друга никакого давления – ни юридического, ни
словесного;
слушать друг друга и не перебивать.
Структура классного собрания:
представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или
воспитанницами);
изложение информации по проблеме;
начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы...»,
«Результат получился таким, потому что...»;
предложение решения проблемы;
выбор решения;
обсуждение предполагаемого результата решения;
закрытие собрания.
Процедура классного собрания:
воспитанницы сидят по кругу;
продолжительность собрания 40 мин.
Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.
Исключительной компетенцией собрания является:
определение
программы
деятельности
своего
коллектива
и
его
морально-этической основы (заповеди, законы, правила и др.);
установление
и
избрание
органов
самоуправления,
определение
их
структуры и функциональных обязанностей;
определение
микроколлективов
класса,
заключение
договоров
и
соглашений о сотрудничестве с другими коллективами воспитанниц,
избрание
исполнительных
органов
самоуправления
(совета
воспитанниц, ученического комитета;
8
определение
структуры
исполнительного
органа,
его
временных
и
постоянных подразделений и вспомогательных органов самоуправления;
установление конкретных задач деятельности ученического коллектива
на определенный срок и принятие конкретных программ работы;
делегирование
своих
представителей
в
органы
самоуправления
Пансиона, отзыв их при необходимости;
формирование временных органов самоуправления и их структурных
подразделений (комитетов);
координация
работы
исполнительных
органов
самоуправления,
заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;
установление деловых связей с государственными, производственными
органами
самоуправления,
учреждениями
науки,
культуры,
спорта,
заключение с ними соглашений о совместной деятельности;
определение
меры
участия
воспитанниц
в
общественной
жизни
и
трудовой деятельности Пансиона;
установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;
внесение предложений в администрацию и органы о самоуправления
Пансиона об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.
Виды собраний : установочное, выборное, отчетное, итоговое, экстренное,
торжественное, тематическое. Ведет классное собрание его председатель. Им
может
быть
классный
руководитель
(обычно),
староста
класса.
Он
подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.
Функциональные обязанности участников классного собрания
Староста,
заместитель
старосты,
классный
руководитель
входят
в
Президиум
классного
собрания.
Решения
классное
собрание
принимает
голосованием (открытым или тайным). Решение считается принятым, если за
него проголосовало более половины участников.
Староста класса:
совместно
с
классным
руководителем
составляет
план
работы
на
четверть (на основе предложений воспитанниц);
9
отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе;
формирует
комитеты
(советы
дела)
для
подготовки
и
проведения
классных мероприятий;
объявляет благодарность и налагает взыскания;
контролирует выполнение поручений.
Заместитель старосты класса:
контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
осуществляет
контроль
за
ведением
дневников,
ведет
тетрадь
успеваемости;
совместно со старостой класса руководит группой консультантов;
ведет работу с отстающими по предметам;
организует проведение политинформации в классе;
замещает старосту класса в его отсутствие.
Органы ученического самоуправления .
Совет класса
1.
Совет
класса
создается
из
числа
учащихся
класса
на
основе
альтернативных
демократических
выборов
сроком
на
один
год.
Порядок
выбора Совета класса описан в приложении №1.
2. Высшим органом классного коллектива является общее собрание. В
период между общими собраниями действует совет класса.
3.
Совет
класса
создает
временные
творческие
коллективы
для
организации и проведения классных мероприятий, праздников, игр.
4. В состав совета входят отдельные выборные представители класса, а
также руководители центров и клубов класса.
5. Совет класса разрабатывает правила и законы классной жизни.
6.
Совет
класса
организует
предвыборную
кампанию
и
выборы
старосты класса.
7.
Совет
класса
планирует,
организует
и
анализирует
деятельность
класса в течение учебного года.
10
8.
Совет
класса
контролирует
и
координирует
деятельность
воспитанниц и взятые ими обязательства.
9. Совет класса отчитывается о своей работе на собрании воспитанниц.
10.
Орган
самоуправления
обязан
доводить
до
сведения
класса
постановления совета Пансиона, следить за их выполнением.
11. Совет класса обязан следить за дежурством по Пансиону.
12. В состав совета входят следующие комитеты:
По
науке
-
осуществляет
работу
по
оказанию
помощи
малоуспешным, организует познавательные игры (КВН, викторины, ученые
советы и т.д.), проводит учебные рейды по проверке домашних заданий,
помощь
учителям
на
уроках,
участвует
в
организации
научно-
исследовательской
и
проектной
работы,
предметных
недель
и
т.д.
Руководитель учебного центра контролирует посещаемость воспитанниц на
уроках, ведет листок успеваемости класса, помогает классному руководителю
в
проверке
дневников,
организации
самообслуживания
в
классе,
информирует на совете о состоянии учебного процесса в классе, участвует в
организации всех мероприятий учебного центра.
Шефской помощи - осуществляет работу по оказанию помощи
малоуспешным воспитанницам, учителям школы на уроке.
Досуговый
-
организует
коллективные
творческие
дела,
«огоньки»
(вечера
отдыха),
выставки
работ,
праздники
и
встречи
с
интересными людьми, помогает одноклассницам в выборе кружков, помогает
воспитанницам увидеть мир прекрасного, разбираться в моде, музыке, учит
одеваться со вкусом.
По информации и печати - организует выпуск газеты класса,
привлекает
в
Центр
журналистов
и
корреспондентов,
проводит
социологические
опросы,
опросы
общественного
мнения
по
различным
вопросам
жизни
класса,
сотрудничает
с
Изостудией
школы,
борется
с
недостатками, поощряет все положительное, информирует о положении дел в
классе и школе.
11
Спортивный - организует спортивные соревнования, праздники,
походы, игры в классе совместно с классным руководителем и родителями,
способствует
приобщению
школьников
к
здоровому
образу
жизни,
организует борьбу с вредными привычками, создает спортивные клубы.
Трудовой - организует работу и осуществляет контроль по уборке
классного помещения, участка пришкольной территории, его благоустройству
и
озеленению,
по
охране
зеленых
насаждений,
участвует
в
работе
по
выявлению лучших кабинетов школы и их поощрении, участвует в работе
трудовых лагерей.
13.
Совет
класса
обращается
к
классному
руководителю,
администрации, учителям по вопросам организации новых Центров, клубов.
14.
Осуществляет
связь
с
классным
руководителем,
который
контролирует и координирует деятельность Совета.
15. Председателем Совета является координатор класса, избранный на
основе
демократических
выборов
собранием
класса,
задачами
которого
являются
организация
и
контроль
за
выполнением
принятых
советом
обязательств.
16. Совет класса имеет право обращаться за помощью и выходить с
предложениями
к
классному
руководителю,·
администрации
школы,
педагогам, родительскому комитету, оспаривать решения и .мнения педагогов
перед .общим собранием; ошибаться, но и стараться исправлять свои ошибки.
Староста класса.
1. Староста класса является главой всех учащихся класса
12
2. Староста учащихся класса является гарантом. Законов класса, прав и
свобод учащихся.
3. Староста класса избирается на ученическом собрании на основе
альтернативных
демократических
выборах
(всеобщее,
равное,
прямое
избирательное право учащихся) при тайном голосовании сроком на один год.
4. Староста класса может быть ученик класса, не запятнавший себя
поступками и учебой, которые несовместимы с этой должностью, а именно:
второгодничество, надругательство над слабыми, действия, предусмотренные
Уголовным кодексом РФ.
5. Одно и то же лицо не. Может занимать должность Старосты класса
более двух сроков подряд.
6.·Порядок выборов Старосты класса определяется законом о выборах.
7. Староста класса прекращает исполнение, полномочий досрочно в
случае
отставки,
стойкой
неспособности
по
состоянию
здоровья
или
отрешения от должности.
8. Староста класса может быть отрешен от должности советом класса
на основании выдвинутого обвинения в бездеятельности законов и правил
Пансиона, а также законов РФ.
9. Решение об отрешении Староста класса от должности должно быть
принято
не
позднее
двух
недель
после
выдвижения
обвинения
Советом
класса.
Порядок выбора Старосты класса описан в приложении №1.
Права Старосты класса
Староста класса имеет право:
1. Обращаться к классному руководителю по вопросам, связанным с
защитой прав воспитанниц.
2.
Апеллировать
перед
классным
руководителем,
педагогическим
советом
в
случаях
несогласия
с
решением
педагога
в
отношении
воспитанницы или группы воспитанниц.
3. Создавать Советы дел с целью подготовки классных мероприятий.
13
4. Вносить законопроекты в Совет класса.
Обязанности Старосты класса
Староста класса обязан:
1.
Защищать
и
отстаивать
перед
ученическим
и
педагогическим
коллективами
право
на
уважение
к
личности
воспитанницы,
ее
чести
и
достоинства.
2.
Стимулировать
развитие
инициативы
воспитанниц,
ученического
самоуправления как в классе, так и в Пансионе.
3.
Назначать
выборы
в
Совет
класса
в
соответствии
с
законом
о
выборах.
4. Контролировать выполнение принятых решений и обязательств как
членами Совета, так и всеми воспитанницами класса.
Внедрение
ученического
самоуправления
позволяет
решать
проблемы
личностного
и
профессионального
самоопределения,
формирования
навыков
здорового образа жизни, социальной адаптации.
ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ КЛАССА
Совет класса -
это орган ученического самоуправления в классе,
обеспечивающий связь с другими органами ученического самоуправления
Пансиона путём объединения усилий классного коллектива.
14
В состав Совета класса входят :
староста класса;
заместитель старосты класса
руководители комитетов;
Совет класса (СК):
организует выполнение решений Совета самоуправления Пансиона;
участвует
в
обсуждении
вопросов
жизнедеятельности
класса,
принимает по ним необходимые решения;
составляет план работы класса;
организует подготовку и проведение классных дел, и участие класса
в мероприятиях Пансиона;
обсуждает и решает вопросы о поощрениях учащихся за активное
участие в делах класса и школы.
Совет класса
выполняет решения ученического собрания;
участвует
в
планировании
и
организации
внеклассной
и
внепансионовской работы воспитанниц;
утверждает план проведения классных мероприятий;
устанавливает
шефство
успешных воспитанниц над малоуспешными
воспитанницами;
корректирует
самообслуживание воспитанниц,
их
д е ж у р с т в о ,
поддержание дисциплины и порядка в классе и пансионе;
участвует
в
рассмотрении
вопросов
поощрения
и
наказания
воспитанниц класса.
Обязанности членов Совета класса:
Председатель Совета:
отвечает
за
подготовку
и
проведение
заседаний
С К ,
встреч
с
активами других классов;
15
организует распределение обязанностей для участия в мероприятиях
Пансиона.
Руководители комитетов:
проводят совещания комитетов;
отвечают за общую организацию деятельности комитета.
Основные направления деятельности комитетов:
Комитет по науке:
организует консультативные группы для помощи малоуспевающим;
проверяет дневники и учебники;
проверяет посещаемость и успеваемость;
участвует в подготовке предметных олимпиад, предметных недель;
участвует
в
проведении
тематических
вечеров,
конкурсов
по
предметам;
участвует в организации встреч с интересными людьми;
участвует в еженедельных заседаниях президентского совета;
распределяет занятость класса по интересам;
осуществляет планирование и координацию работы комитета;
участвует
в
организации
всех
интеллектуально-познавательных
мероприятий в классе;
организует активное участие класса в предметных неделях;
периодически организует рейды по проверке состояния учебников,
дневников, тетрадей;
отвечает за выпуски информационных листков по итогам рейдов;
определяет и поощряет лучших воспитанниц класса;
представляет
отчёт
о
работе
комитета
на
заседании
СК
(раз
в
четверть).
Комитет по организации досуга:
16
осуществляет планирование и координацию работы комитета;
организует участие классов в КТД и мероприятиях Пансиона;
организует
и
контролирует
проведение
экскурсий,
посещение
выставок, театров;
подбирает
видео-,
аудиоматериалы
для
тематических
классных
часов, дискотек, мероприятий Пансиона;
музыкально оформляют и озвучивают праздники;
участвует в еженедельных заседаниях Совета класса;
представляет
отчёт
о
работе
комитета
на
заседании
СК
(раз
в
четверть).
Комитет по спорту и туризму:
осуществляет планирование и координацию работы комитета;
организует
соревнования
по
различным
видам
спорта
между
классами пансиона;
участвует в организации и проведении спартакиад, дней здоровья;
определяет лучших спортсменов и награждает их;
участвует в еженедельных заседаниях совета класса;
участвует в организации спортивно-оздоровительных мероприятий в
классе;
организует проведение товарищеских встреч с другими классами по
различным видам спорта;
определяет и поощряет лучших спортсменов класса;
представляет
отчёт
о
работе
комитета
на
заседании
СК
(раз
в
четверть).
Комитет по информации и печати:
осуществляет планирование и координацию работы комитета;
подбирает материалы для газет пансиона;
выпускает классную газету;
17
организует
художественное
оформление
пансионовских
мероприятий;
работает с корреспондентами классов;
участвует в еженедельных заседаниях президентского совета;
отвечает за освещение в газете мероприятий, проводимых в классе;
отвечает за информационное обеспечение работы СК;
отвечает
за
своевременное
изготовление
рекламных
материалов,
поздравлений;
организует
участие
класса
в
тематических
конкурсах
газет
и
газетных статей;
осуществляет подбор и оформление материалов (фото-, видеосъемка
праздников, «огоньков», поездок) для книги-летописи класса;
представляет
отчёт
о
работе
комитета
на
заседании
СК
(раз
в
четверть).
Комитет труда:
осуществляет планирование и координацию работы комитета;
организует
участие
класса
в
общественно
полезных
трудовых
акциях;
организует
дежурство
воспитанниц
класса
в
учебном,
жилом
корпусе, уборки кабинета ·и осуществляет контроль;
определяет и поощряет самых активных участников трудовых дел;
представляет
отчет
о
работе
комитета
на
заседании
СК
(раз
в
четверть);
контролирует
поведение
воспитанниц
класса
в
столовой;
в
раздевалке и во время проведения мероприятии Пансиона.
Комитет по патриотическому воспитанию:
осуществляет планирование и координацию работы комитета;
проводит мероприятия патриотического характера
18
готовит, организует сбор информации “Дети о дедах”, операцию
“Открытка”;
взаимодействует с Советом ветеранов;
анализирует и планирует работу по гражданско-патриотическому
направлению;
контролирует соблюдение Правил поведения воспитанниц;
организует участие класса в мероприятиях Пансиона с правовой тематикой;
Целью
ученического
самоуправления
является
создание
личностно-
утверждающей
ситуации
для
каждой
воспитанницы,
для
раскрытия
и
реализации ее индивидуальных духовно-творческих возможностей, развития
нравственного опыта и самооценки.
Задачи:
-социализация личности и инициирование ее активного взаимодействия с
объектами жизни;
-развитие творческих способностей воспитанниц;
-воспитание
чувства
долга,
ответственности
перед
своим
классным
и
ученическим микрообществом, государством;
-развитие собственной позиции каждой воспитанницы;
-развитие интересов и духовно-творческих возможностей воспитанницы на
основе организации активной внеурочной деятельности
-дать
почувствовать
воспитаннице
ее
индивидуальную
значимость
в
коллективе;
-обеспечение успеха творческой деятельности через представление свободы
выбора, инициативы самих воспитанниц;
-обогащение нравственного опыта воспитанницы при помощи педагогически
организованных ситуаций, воспитывающих игр, индивидуальных занятий,
КТД и т.д.
Основные принципы успешного действия модели:
-демократичность
-индивидуальный подход к каждой воспитаннице.
19
Общие основные задачи:
-содействовие раскрытию потенциала ученического самоуправления;
-
поиск
наиболее
эффективных
путей
совершенствования
содержания
деятельности
ученического
коллектива,
способствующего
социально-
творческому развитию личности воспитанницы;
-оказание практической помощи в проведении внеучебной работы в школе;
-формирование у воспитанниц потребности в созидательной деятельности на
общую пользу.
Показатель
воспитательной
эффективности
модели
ученического
самоуправления
-
самоорганизация
и
саморазвитие,
как
отдельной
личности, так и ученического коллектива в целом.
В этих целях нам предстояло:
-изучение тенденций в развитии внеклассной, вненансионовской работы;
-проведение
работы
по
разработке
эффективных
форм
и
методов,
способствующих
социально
-
творческому
развитию
лично сти
воспитанницы;
-организация деятельности инициативных и творческих групп по разработке
инновационных моделей досуговой деятельности;
-взаимодействие
с
педагогами
Пансиона,
классным
руководителем
и
воспитателями;
-поддержка и развитие инициативы и начинаний учащихся, направленных на
интересное, содержательное проведение общепансионовских дел.
Основные направления:
-учить воспитанниц жить полной ярких красок жизнью;
-учить
воспитанниц
основам
социально-экономической
жизни,
применяя
механизм
микрообщества,
где
общественные
и
экономические
законы
соответствуют законам общества взрослых людей.
Основными
требованиями,
предъявляемыми
к
содержанию,
формам
и
методам
работы
данного
направления
являются
гармонизация
общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности
20
воспитанниц,
самореализация,
включенность
воспитанниц
в
реальные
социально-значимые отношения, взаимосвязь педагогического управления и
детского самоуправления.
Содержание работы:
Это
социально-творческая
деятельность,
которая
предполагает
для
реализации
своих
целей
и
задач:
проведение
выборов
в
органы
самоуправления, наличие строгой структуры управления жизнью Пансиона и
класса,
периодическое
подведение
итогов,
совместную
заинтересованную
творческую
работу
классных
органов
власти
с
государственными
(администрацией школы) и проведение общешкольных дел, праздников, как
составной части жизни микрообщества.
Особенностью этого направления является то, что для воспитанниц
создан
широкий
социальный
характер
среды,
в
которой
протекает
деятельность, добровольность участия, многоуровневая система контактов,
отсутствие прямого педагогического воздействия и т.д. Центральное место в
организации ученического самоуправления занимает детское объединение
Пансиона, которое работает под девизом: «Для себя, для других, для радости
жизни».
21
III. Ориентация на творческое саморазвитие - одна из задач
ученического самоуправления
Американский психиатр и психолог Я. Морено считает потребность в
уважении
(иногда
о
ней
говорят
как
о
потребности
в
признании
или
в
повышении
социального
статуса)
центральным
источником
активности,
первейшим
условием
психического
и
социального
здоровья
личности.
Объективное основание этому – уникальность, неповторимость человека.
Подсознательно это чувствует каждый.
Нравиться себе, принимать себя, выражать свое собственное «Я» –
совершенно
необходимое
для
саморазвития
условие
с
самого
раннего
детства. Потребность ребенка в познании самого себя, возможностей среды, в
признании коллективом – движущая сила социализации личности.
Самоуправление воспитанниц выражается в самостоятельности проявлять
инициативу (в том числе и творческую), принимать решения, реализовывать
их
в
интересах
своего
коллектива
и
нести
личную
ответственность
за
принятые решения.
Самоуправление
осуществляется
в
интересах
своего
коллектива
благодаря
самоанализу,
самооценке
и
самокритике.
Как
правило,
в
повседневной жизни Пансиона самоуправление проявляется в планировании
деятельности коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей
работы; подведении итогов сделанного и работе на перспективы творческого
развития и саморазвития.
Осуществлять
функцию
самоуправления
–
значит
строить
жизнедеятельность коллектива, идя от воспитанницы, ее интересов, запросов,
22
идеалов, способностей. Это позволяет формировать в коллективе творческую
атмосферу, атмосферу защищенности каждого его члена.
Функция
самоуправления
заключается
в
реализации
одного
из
основных
принципов
воспитания
–
принципа
гуманизации.
Гуманные
отношения друг к другу помогают воспринимать каждого как уникальную
личность и способствуют развитию творческих способностей.
Вместе
с
тем
самоуправление
мы
рассматриваем
как
фактор
социализации
личности
воспитанницы,
поскольку
оно
способствует
реализации в коллективе социальных функций: информационной, ценностно-
ориентационной,
нормативной.
Благодаря
им,
в
коллективе
формируются
специфические способы регуляции внутригрупповых отношений.
Самоуправление
способствует
социальному,
индивидуальному,
нравственному
творчеству.
Деятельность
органов
учениче ского
самоуправления материализуется не столько в отдельных мероприятиях и
делах,
сколько
в
работе
по
формированию
в
ученическом
коллективе
специфической
творческой
атмосферы,
то
есть
духа
коллектива,
пронизанного креативностью, толерантностью по отношению к проявлению
инициативы каждым членом коллектива.
Инициативное
самоуправление
–
од но
из
у с ло в ий
п р о я в л е н и я
воспитанницами
творческой
энергии.
Более
того,
оно
дает
возможность
действовать
всем
не
только
в
соответствии
с
возложенными
на
них
обязанностями, но и согласно голосу собственной совести, в соответствии с
требованиями подлинной нравственности.
Ит ак, самоуправление
–
важная
и
необходимая
часть
воспитательного
процесса
в
Пансионе,
построенная
на
творческом
педагогическом
управлении
и
инициативной
самодеятельно сти
в о с п и т а н н и ц .
Самоуправление
неминуемо
возникает
в
воспитательной
системе,
если
обеспечивается
единство
соответствующих
целей,
задач,
принципов,
содержания,
форм
и
методов,
находящихся
во
взаимосвязи
и
развитии.
23
Однако
оно
может
возникнуть
стихийно
и
исчезнуть,
если
участники
самоуправления не чувствуют поддержки и не видят перспектив развития.
Проанализировав эффективность воспитательного процесса, можно сделать
вывод, что наступил определенный момент, когда пора попробовать дать
воспитанницам возможность возложить на себя некоторые полномочия.
Однако, чтобы самоуправление состоялось в уникальном и совершенно не
похожем
на
другие
виды
управленческой
деятельности,
в
коллективе
необходимо
обеспечить
самостоятельность
суждений
и
поступков
воспитанниц,
пробуждение
в
них
желания
самим
взяться
за
дело,
за
преобразование своей жизни. В таком случае администрации и педагогам
останется лишь создать условия для творческого саморазвития воспитанниц в
рамках самостоятельной деятельности.
24
IV.
Ученическое самоуправление
как условие развития лидерских качеств
В
современной
методической
литературе
под
ученическим
самоуправлением
понимают
–
форму
организации
жизнедеятельности
коллектива
учащихся,
обеспечивающей
развитие
их
самостоятельности
в
принятии и реализации решений для достижения общественно значимых
целей.
Ученическое самоуправление - это возможность самим воспитанницам
планировать,
организовывать
свою
деятельность
и
подводить
итоги,
участвовать в решении вопросов жизни Пансиона, проводить мероприятия,
которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность
своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать
ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Этот опыт
будет
особенно
значим
для
общества,
если
он
соответствует
принципу
«Декларации
о
правах
ребенка»:
«Растить
будущих
граждан
в
полном
сознании, чтобы их энергия и способности посвящались служению на пользу
другим людям».
Я работаю над темой ученического самоуправления в течение года. Эта
тема ориентирована на обучение и воспитание в условиях формирования
конкурентоспособной
личности воспитанницы. Тема самоуправления очень
актуальна для нас, так как Пансион должен обучать не только наукам, но и
научить
девушку
быть
самостоятельной,
ориентировать
на
совершение
добрых дел, учить отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать
свои
права.
Пансион
сможет
подготовить
их
к
жизни
в
изменяющихся
условиях. И если у воспитанниц не интегрированы в повседневной жизни
принципы самоуправления, то вряд
ли можно идти в ногу со временем
.
В Пансионе есть несколько форм включения педагогов и учащихся в
организацию
обучения,
воспитания
и
формирования
приоритетных
ценностей ученического коллектива, в совместное осмысление перспектив
25
развития.
Это
проведение
различных
учебных,
воспитательных
и
организационных дел, конференций, творческих встреч.
Существуют следующие уровни ученического самоуправления:
Индивидуальный
– воспитанница.
Деятельность
личности
по
добросове стному
выполнению
поручений,
которая
формирует
добросовестность
к
порученному
делу.
Выполнение
общественных
поручений, при которых воспитанница сама находит и использует некоторые
способы
его
осуществления,
формирует
навыки
самоконтроля
и
требовательности к себе. Воспитанница может сама выбрать себе дело и
определить
пути
его
выполнения.
Этим
характеризуется
творческое
отношение личности к конкретному делу.
Самоуправление,
цель
которого
адаптация воспитанницы к жизни в
изменяющихся условиях, дает каждой девушке возможность проявить себя,
раскрыть
свои
способности
и
познать
новое,
научиться
общению
со
сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.
В
процессе
развития
ученического
самоуправления
проявились
тенденции: чем более активно воспитанница участвует в самоуправлении,
тем
более
высоким
оказывается
уровень
ее
самостоятельности
и
ответственности как высших показателей ее личностного роста.
Уровень первичного коллектива – класс. Органы самоуправления в
классе
избираются
под
каждый
вид
деятельности
так,
чтобы
все
воспитанницы входили в тот или иной орган. Каждый сектор выбирает из
своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса.
Все члены совета по очереди исполняют роль старосты. У каждого члена
классных
органов
самоуправления
есть
свои
обязанности.
Совет
класса
готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления
– Совет самоуправления Пансиона и ученическое собрание.
Классное
самоуправление
помогает
найти
сферы
личностно
-
и
общественно-полезной
деятельности
воспитанниц,
определить
круг
их
обязанностей,
укрепляет
сферу
дружеских
отношений,
передает
опыт
26
демократических
отношений:
личной
ответственности,
стремление
к
согласию,
свободы
мнения,
сменяемости
позиций
(руководитель-
исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает
воспитанницам вырабатывать навыки самостоятельной работы.
Уровень
коллектива
образовательного
учреждения
–
президентский
совет. В президентский совет избираются наиболее активные воспитанницы
9-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих подруг, способные повести
за
собой.
Каждая
воспитанница
старших
классов
имеет
возможность
предложить
свою
кандидатуру
в
Совет
самоуправления.
Ученическое
собрание рассматривает кандидатуры и избирает.
Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть
системы гражданского воспитания, которое стало очень актуальным. Задачи
гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому
общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности.
Мы
хотим,
чтобы
наши
воспитанницы
понимали
запросы
и
требования
общества
и
через
ученическое
самоуправление
могли
реализовать
и
сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.
В концепции и программе развития нашего Пансиона говорится о том,
что
Пансион
ориентирован
на
обучение,
воспитание
и
развитие
каждой
воспитанницы с учетом ее индивидуальных особенностей. В годовом плане
одним из главных является раздел воспитательной работы.
Воспитательные
задачи
ученического
самоуправления:
обеспечить
условия
для
самореализации
творческих
возможностей
и
потребностей
воспитанницы;
создать
развивающую
среду,
спо собствующую
самоутверждению личности в различных видах деятельности; формирование
коммуникативных навыков, умения понимать себя и других. Основное его
содержание:
раскрытие
и
реализация
организаторских
и
творческих
способностей;
формирование
ощущения
значимости
и
причастности
к
решению проблем Пансиона; формирование опыта ведения предвыборной и
выборной компаний. Все это осуществляется через президентский совет,
27
организацию
КТД,
проведение
праздничных
мероприятий,
деловых
и
ролевых игр.
Мы ставим перед собой задачу научить воспитанницу социальным
навыкам:
уметь осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть
успешным в выбранной деятельности;
развивать свои силы и способности;
понимать и принимать других;
адекватно оценивать свои силы и способности;
контролировать себя;
уметь адаптироваться к социальным условиям.
Органы ученического самоуправления в классе представляют собой
одну
из
форм
детского
саморазвития.
Как
любое
развитие
это
требует
определенных условий. Условия известны:
Наличие личностной и социально значимой деятельности. Ведь
еще А.С. Макаренко говорил, что деятельность рождает самоуправление, а не
наоборот.
Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят
детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность
угаснет. Детская независимость есть одна из форм зависимости младшего
поколения от старшего.
Социально ценные чувства и переживания, которые для детей
бесконечно значимы и которые, в сущности, и воспитывают.
Какими
же
путями
мы
шли
к
созданию
жизнеспособных
органов
самоуправления:
Нашли сферы полезной и значимой для воспитанниц учебной
деятельности;
Сделали эти сферы эмоционально насыщенными и интересными;
Предоставили педагогическую поддержку и помощь;
28
Организовали
досуг,
школьные
вечера,
дискотеки,
праздники,
КТД;
Организовали деятельность классной прессы;
Спорт и спортивные мероприятия сделали неотъемлемой частью
жизни воспитанниц;
Подготовили мероприятия по тимуровской работе;
Постоянно
проводим
уборку
территории,
используем
самообслуживание в столовой;
Воспитанницы реально участвуют в педсоветах, конференциях,
(необходимо,
чтобы
они
верили,
что
их
мнение
может
повлиять
на
управленческие решения администрации, педагогов).
При таком подходе самоуправление в Пансионе возможно, более того
оно необходимо. Мы сможем воспитать субъекты своей собственной жизни
только в том случае, если в самом начале жизни воспитанницы почувствуют,
поймут и уверуют, что они что-то могут, что они на что-то способны. Только
в сообществе себе подобных ребенок лучше познает правила общежития,
самого
себя,
учится
строить
взаимоотношения,
вооружается
более
разнообразными способами самопроявления.
Эффективность
воспитательной
работы
достигается
благодаря
сочетанию
традиционных
и
инновационных
методов.
Одним
из
инновационных
методов
включения
учащихся
в
общественную
жизнь
является
социальное
проектирование,
которое
ориентировано
на
формирование
таких
качеств,
как
чувство
социальной
ответственности,
неравнодушное
отношение
к
судьбе
Отечества,
умение
адаптироваться
к
современным
экономическим
условиям.
В
этом
учебном
году
группа
старшеклассников приступила к работе над социально – значимым проектом
«Я – гражданин России». Сейчас мы находимся на стадии сбора информации
и разработки собственного решения проблемы.
Еще один проект, над которым мы работаем – это классная газета. Цель
проекта: реализация интеллектуально – творческого потенциала воспитанниц
29
в
создании
газеты.
Задачи:
развитие
навыков
самостоятельной,
исследовательской и творческой деятельности, помощь в профориентации,
саморазвития и самореализации школьников.
Реализация данных проектов способствует социализации учащихся, так
как создаются условия для применения ими «гражданских знаний и умений»
в
повседневной
жизни.
Воспитанницы
учатся
соизмерять
эти
знания
и
умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с
окружающими,
давать
оценку
всех
сторон
жизни,
общества,
истории,
политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями,
использовать различные способы участия в управлении государством.
30
V
.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИКЛАССНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Уже в первые дни нашей с воспитанницами работы я предложила
провести выборы Старосты класса. Был объявлен конкурс на лучший герб
класса и его девиз. Конкурс на лучший герб продолжается, а девиз класса
«Один за всех и все за одного!» образовался сам собой, т.к. класс очень
дружный, воспитанницы друг за друга стоят горой.
В конце сентября мы провели выборы Старосты. Ребята голосовали за
кандидатов (их было 3): Шереметова Е., Лаптева С., Синякина А.. Лаптева С.
взяла отвод, т. к. была старостой в 2008 – 2009 году. Счётная комиссия
подсчитала голоса. Старостой класса стала Синякина А., а Шереметова Е.
стала заместителем старосты. Затем
мы решили выбрать руководителей
комитетов, которые составляют Совет класса. В нашем классе сформированы
7
комитетов,
которые
могли
бы
и
организовать,
и
проконтролировать
отдельные виды работ:
- науки;
- здравоохранения, спорта и туризма;
- труда;
- информации и печати, обязанностью которого является
оформление классного уголка и выпуск классной газеты;
- организации досуга:
- шефской помощи;
- патриотического воспитания;
Схематично
система
самоуправления,
созданная
в
нашем
классе
показана в приложении № 2.
Каждый
комитет
приступил
к
работе:
наметили
план
работы
на
учебный год, подготовили свою эмблему, определили сферу деятельности
каждого комитета.
Комитет по науке должен:
- оказывать помощь учителям в организации предметных недель;
- помогать одноклассникам в учебе (консультанты);
31
- вести дневник посещаемости, рапортичек;
- готовить классные часы « Великие люди России», «Национальные символы
России» (совместно с классным руководителем),
Комитет здравоохранения, спорта и туризма должен :
- вести пропаганду здорового образа жизни;
- вести разъяснительную работу «Здоровому - все здорово!»;
-
провести
мероприятия
«Быстрые,
ловкие,
меткие»
(совместно
с
классным руководителем и учителем физической культуры), классный час
«Витамины и здоровье», « Ты то, что ты ешь», систематические утренние
зарядки.
Комитет труда должен :
- вести график дежурства в классе;
- отвечать за ежедневную акцию «Чистый класс»;
-
подготовить
классные
часы,
мероприятия
(Народные
промыслы,
«Всяк человек в деле познаётся»).
Комитет информации и печати должен :
-
проводить
опросы
в
классе
(например,
«Какое
мероприятие,
проведённое в классе в сентябре - ноябре, понравилось»);
- участвовать в подготовке очерков о посещенных мероприятиях,
- готовить информационные и поздравительные газеты к различным
мероприятиям и праздникам
- Комитет организации досуга должен :
- поздравлять одноклассников с днем рождения;
-
оказывать
помощь
классному
руководителю
при
проведении
мероприятий;
- вести в классном уголке рубрику «Это интересно»;
Староста контролирует деятельность комитетов.
После
того
как
мы
наметили
план
работы,
воспитанницы
с
удовольствием
принялись
за
работу.
Ближайшей
перспективой
было
совместное мероприятие «Татьянин день», «День защитников Отечества»
32
которое
намечалось
провести
совместно
с
гостями,
приглашенными
в
Пансион. Среди комитетов было распределено, кто и чем будет заниматься,
кто
будет
готовить
номер
художественной
самодеятельности,
кто
будет
помогать
в
сборе
информации.
К
мероприятию
помогали
готовиться
родители, несмотря на то, что они могут помочь только дистанционно. Они
по электронной почте присылали воспитанницам фотографии, исторические
справки.
К
каждому
классному
часу
воспитанницы
готовились
увлеченно,
проявляя инициативу. Часто воспитанницы сами предлагают темы классных
часов,
которые
были
бы
им
интересны,
или
которые
они
хотели
бы
подготовить.
Мне хотелось, чтобы каждое мероприятие было незабываемым. Как это
сделать? Ответ на вопрос я нашла: предлагаю воспитанницам подготовить к
каждому
мероприятию
электронную
презентацию,
устную
информацию,
номер художественной самодеятельности, привлекаю к подготовке и участию
в мероприятии отдельный комитет. Так учащиеся чувствуют ответственность,
сопричастность
к
общему
делу:
нельзя
плохо
подготовиться,
ведь
тогда
подведёшь всю команду.
Интересно
и
увлекательно
проходят
выездные
экскурсии.
На
мой
взгляд,
такие
мероприятия
позволяют
учащимся
ещё
более
сплотиться,
почувствовать себя одним целым.
Методика для изучения социализированности личности воспитанницы
описана в приложении № 3.
Литература
33
1.
Булгакова
О.М.Самоуправление
в
классном
коллективе.
//
Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
2.
Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. –
С. 10-12
3.
Коновалова
О.Б.,
Культяпова
Ж.В.
Основы
ученического
самоуправления
//
Научно-методический
журнал
заместителя
директора
школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
4.
Сергеева
В.П.
Классный
руководитель
в
современной
школе.
Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45
5.
Степанов
Е.Н.
8-я
Лекция.
Самоуправление
в
классном
коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
6.
Черноусова
Ф.П.
Направления,
содержание,
формы
и
методы
воспитательной
работы
классного
руководителя
(Методиче ские
рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65
34
Приложение №1
О выборах старосты класса и Совета класса
1.
Выборы Староста и Совета проводятся одновременно в сентябре
нового учебного года на основе прямого, равного, всеобщего избирательного
права при тайном голосовании на альтернативной основе.
2. Дата проведения выборов назначается Староста, сами же выборы
проводятся под его непосредственным контролем.
3. Предвыборная кампания проводится в течение двух недель до начала
выборов.
4. Подготовку и проведение выборов осуществляет Совет класса.
5.
Кандидаты
на
пост Старосты
или
члена
Совета
могут
быть
выдвинуты как группой лиц из класса, так и самовыдвижением при условии
их
поддержки
не
менее
1/4
воспитанниц,
что
подтверждается
соответствующими списками с подписями.
6. Кандидаты имеют право обращаться к воспитанницам за поддержкой
своей
кандидатуры
путем
прямой
агитации,
с
участием
в
дебатах,
использованием агитационных материалов.
7.
На
выборах
в
Совет
класса
одновременно
проводятся
выборы
Старосты класса,
8.
Победившими
на
выборах
в
Советы
считаются
те
кандидаты,
которые набрали по своему направлению наибольшее количество голосов.
9. Победившим на выборах Старосты считается тот кандидат, который
набрал, наибольшее количество голосов.
Порядок изменения законов
1.
Вопрос
о
необходимости
изменения
законов
рассматривается
Советом не чаще одного раза в год.
2. При необходимости Совет формирует комиссию, которая вносит
проект изменений в Совет.
З. По решению Совета проект выносится на собрание класса.
35
Приложение №2
СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ 8 – В КЛАССА
Староста класса – Лаптева София
Заместитель старосты – Назаренко Виктория
ОТДЕЛ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
1. Винникова Екатерина
2.Щапова Кристина
ОТДЕЛ ТРУДА И
ПОРЯДКА
Лаптева София
Строганова Дарья
ОТДЕЛ ИМУЩЕСТВА
Вейзер Валентина
Толстенок Дарья
ОТДЕЛ КОНТРОЛЯ
1. Аксенова Елизавета
2. Круцкевич Ксения
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
Шереметова Е.
Власенко А.
Анастасия
36
Староста класса – Лаптева София
Заместитель старосты – Назаренко Виктория
ОТДЕЛ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
1. Винникова Екатерина
2.Щапова Кристина
ОТДЕЛ ТРУДА И
ПОРЯДКА
Лаптева София
Строганова Дарья
ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
Гарипова Наталья
Синякина Анастасия
Давыдова Дарья
ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИИ И
ПЕЧАТИ
Петрова Анастасия
Казакова Лада
Шалаева Анастасия
Назаренко Виктория
ОТДЕЛ ИМУЩЕСТВА
Вейзер Валентина
Толстенок Дарья
ОТДЕЛ КОНТРОЛЯ
1. Аксенова Елизавета
2. Круцкевич Ксения
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
Шереметова Е.
Власенко А.
Анастасия
37
СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ 9 – В КЛАССА
38
Староста класса –
Синякина Анастасия
Заместитель старосты – Лаптева София
ОТДЕЛ СПОРТА И
ЗДОРОВЬЯ
1. Винникова
Екатерина
2 Толстенок Дарья
ОТДЕЛ ТРУДА И ПОРЯДКА
1.Лаптева София
2.Давыдова Дарья
3.Вейзер Валентина
ОТДЕЛ ПАТРИОТ
1.Круцкевич Ксения
2.Вейзер Валентина
ОТДЕЛ ШЕФСКОЙ
ПОМОЩИ
1. Казакова Лада
2. Волощук Светлана
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
1.Власенко
Александра
2.Синякина
Анастасия
3. Хван Алина.
Анастасия
ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ И
ДОСУГА
1.Гарипова Наталья
2.Щапова Кристина
3.Аксенова Елизавета
ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИИ И
ПЕЧАТИ
Петрова Анастасия
2.Казакова Лада
3.Шалаева Анастасия
4.Назаренко Виктория
Приложение 3.
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ
ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИЦЫ
Цель : выявить уровень социальной адаптированности, автономности и
нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения . Воспитанницам предлагается прочитать (прослушать)
двадцать суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по
следующей шкале:
4-всегда; 3 - почти всегда.. 2-иногда; 1 - очень редко; 0-никогда.
1. Стараюсь слушаться во всём своих преподавателей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей,
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие:
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, тоя не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не
согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
39
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
1
5
9
13
17
2
6
10
14
18
3
7
11
15
19
4
8
12
16
20
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо
изготовить
для
каждой
воспитанности
бланк,
в
котором
против
номера
суждения ставится оценка:
Обработка
полученных
данных. Среднюю
оценку
социальной
адаптированности воспитанниц получают при сложении всех оценок первой
строчки и деления этой суммы на пять.
Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций
со второй строчкой.
Оценка социальной активности - с третьей строчкой.
Оценка
приверженности
воспитанниц
гуманистическим
нормам
жизнедеятельности (нравственности) - с четвёртой строчкой.
Если получаемый коэффициент больше трёх, то можно констатировать
высокую степень социализированности воспитанницы; если же он больше
двух, но меньше трёх, то это свидетельствует о средней степени развития
социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то
можно предположить, что отдельная воспитанница (или группа воспитанниц)
имеет низкий уровень социальной адаптированности.
40