Автор: Фатькина Зульфия Радифовна Должность: старший воспитатель (начальник курса) Учебное заведение: ФГКОУ МКК "Пансион воспитанниц МО РФ" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: методическая разработка классного часа Тема: Толерантность-мой выбор Раздел: полное образование
Методическая разработка
интерактивного классного часа
«Толерантность – мой выбор».
Фатькина З.Р.
Москва
2016
Разработка классного часа «Толерантность – мой выбор».
Пояснительная записка.
Среди основополагающих ценностей особое значение имеет принцип
толерантности. Формирование философии толерантности и развитие умений
толерантного поведения воспитанниц является приоритетным направлением
моей деятельности как классного руководителя.
Воспитательный
процесс
и
формирование
социальных
компетенций
строится на следующих принципах:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на обучение и на то, чтобы быть
услышанным;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Цель: формирование толерантного сознания воспитанниц.
Задачи:
актуализировать содержание понятия «толерантность»;
развивать социальные компетенции воспитанниц;
выработать принципы толерантного поведения;
стимулировать
мотивацию
воспитанниц
следовать
принципам
толерантного поведения.
Оборудование:
листок
ватмана,
фломастеры,
цветные
стикеры,
раздаточный материал с правилами синквейна, смайлики.
Подготовительный
этап:
готовится
помещение:
стулья
ставятся
полукругом, чтобы все участники видели друг друга, столы соединены – для
организации групповой работы.
2
План проведения классного часа.
I этап. Энергизатор. Притча «Чаша терпения».
II этап. Упражнение-ассоциация «Толерантность».
III этап. Мини-лекция «Толерантность: история и современность».
IV этап. Групповая работа воспитанниц.
V этап. Презентация работы групп.
VI этап. Рефлексия деятельности.
Ход проведения классного часа.
Классный руководитель объявляет тему классного часа, цели и задачи
мероприятия.
Предлагает
воспитанницам
прослушать
притчу
«Чаша
терпения»
и
объяснить ее связь с заявленной темой классного часа.
Приложение 1.
«Однажды
ученик
попросил
своего
учителя
объяснить
ему
природу
человеческого творения.
Выслушав ученика, учитель взял пустую чашу и поставил ее ему на
колени, дав в руки кувшин, наполненный водой.
Попросив ученика закрыть глаза и постепенно наполнять чашу, учитель
сказал:
– Испытывая терпение другого человека, ты вслепую наполняешь чужую
чашу, которая, тем не менее, стоит на твоих коленях. Поэтому ты знаешь,
когда она переполнится и рискуешь облить самого себя.
Продолжая медленно наполнять чашу, ученик спросил:
3
–
Значит
добродетельный
человек
не
должен
наполнять
чужую
чашу
терпения?
– Не только, – ответил учитель, – в том, что оберегаешь свои же колени
особой добродетели и заслуги нет.
– Так что же он должен делать? – спросил недоуменно ученик, не открывая
глаз.
– Добродетельный человек должен также следить за тем, чтобы его чаша на
чужих коленях никогда не переполнялась – сказал учитель.
Обобщая ответы воспитанниц, классный руководитель делает вывод, что
толерантность как ценность современного общества предполагает наличие у
каждого таких человеческих качеств как взаимопонимание, взаимоуважение,
сдержанность, терпимость.
Переходя
ко второму
этапу
мероприятия,
классный
руководитель
раздает воспитанницам по 3 разноцветных стикера и предлагает написать
ассоциацию
со
словом
«толерантность».
Стикеры
с
ассоциациями
размещаются
на
доске
и
воспитанницам
предлагается
выбрать
одну
ассоциацию, которая наиболее сильно поразила, понравилась и, сев на место,
объяснить свой выбор.
На третьем этапе классного часа классный руководитель предлагает
воспитанницам
послушать
мини-лекцию
«Толерантность:
история
и
современность».
– «Понятие толерантность имеет свою историю. На рубеже XVIII – XIX
во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем,
что при всех правителях (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII)
оставался
неизменно
министром
иностранных
дел.
Это
был
человек
талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении
учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать
4
решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей.
И при этом сохранять верность собственным принципам. Современный мир
является многоликим и разнообразным. Разнообразие проявляет себя и в
экономических моделях, и в различных формах государственного устройства,
в различных религиях, идеологиях, различных нациях. Чтобы мир оставался
целостным, необходимо строить межгосударственные и межнациональные
отношения на основе признания этих религий и уважения к ним.
Каждый из нас входит в разнообразные социальные общности, но, тем
не менее, мы все принадлежим к единому общечеловеческому сообществу.
Переходя к
четвертому
этапу
мероприятия,
классный
руководитель
производит
деление
воспитанниц
на
группы,
имеющие
названия
синонимичные
понятию
толерантность:
1
группа
имеет
название
«уступчивость»; 2 – я «коммуникабельность»; 3 – я «сдержанность»; 4 – я
«терпимость».
Группы
получают
инструкцию
по
организации
работы.
(Приложение 1).
Через
15
минут,
после
окончания
работы
представители
групп
презентуют результаты своей работы.
На доске вывешиваются ватманы с правилами толерантного поведения:
1.Уважай мнение других.
2.Умей владеть собой.
3.Будь терпима и снисходителена к окружающим.
4.Проявляй понимание и принятие одноклассниц.
5.Каждая имеет право на то, чтобы быть услышанной.
6.Все люди нуждаются друг в друге.
7.Проявляй чуткость к окружающим тебя людям.
Затем
следует
представление
эскизов
значков
«Мой
выбор
–
толерантность».
И
в
завершении
выступления
представители
групп
предлагают
прослушать синквейны на тему «Толерантность».
5
Толерантность.
Необходимая, актуальная.
Развивает, очеловечивает, связывает.
Толерантность – признак духовного развития.
Терпимость.
На
завершающем
этапе
классного
часа
проводится
рефлексия
деятельности. Воспитанницам предложено продолжить предложения.
«Я поняла ………………………….
«Я узнала ………………………….
«Я научилась………………………
С помощью смайликов
воспитанницы обозначают свое эмоциональное состояние и отношение к
мероприятию.
Приложение № 1.
1.
Распределите роли в группе.
6
2.
Правила работы в группе.
3.
Выработайте правила толерантного поведения в классе.
4.
Составьте синквейн на тему «Толерантность».
5.
Создайте эскиз значка «Мой выбор – толерантность».
7