Напоминание

Толерантность-мой выбор


Автор: Фатькина Зульфия Радифовна
Должность: старший воспитатель (начальник курса)
Учебное заведение: ФГКОУ МКК "Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: Толерантность-мой выбор
Раздел: полное образование





Назад




Методическая разработка интерактивного классного часа «Толерантность – мой выбор». Фатькина З.Р. Москва 2016

Разработка классного часа «Толерантность – мой выбор».

Пояснительная записка.
Среди основополагающих ценностей особое значение имеет принцип толерантности. Формирование философии толерантности и развитие умений толерантного поведения воспитанниц является приоритетным направлением моей деятельности как классного руководителя. Воспитательный процесс и формирование социальных компетенций строится на следующих принципах:  ценность человека не зависит от его способностей и достижений;  каждый человек способен чувствовать и думать;  каждый человек имеет право на обучение и на то, чтобы быть услышанным;  все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;  разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Цель:
формирование толерантного сознания воспитанниц.
Задачи:
 актуализировать содержание понятия «толерантность»;  развивать социальные компетенции воспитанниц;  выработать принципы толерантного поведения;  стимулировать мотивацию воспитанниц следовать принципам толерантного поведения.
Оборудование:
листок ватмана, фломастеры, цветные стикеры, раздаточный материал с правилами синквейна, смайлики.
Подготовительный

этап:
готовится помещение: стулья ставятся полукругом, чтобы все участники видели друг друга, столы соединены – для организации групповой работы. 2

План проведения классного часа.
I этап. Энергизатор. Притча «Чаша терпения». II этап. Упражнение-ассоциация «Толерантность». III этап. Мини-лекция «Толерантность: история и современность». IV этап. Групповая работа воспитанниц. V этап. Презентация работы групп. VI этап. Рефлексия деятельности.
Ход проведения классного часа.
Классный руководитель объявляет тему классного часа, цели и задачи мероприятия. Предлагает воспитанницам прослушать притчу «Чаша терпения» и объяснить ее связь с заявленной темой классного часа.
Приложение 1.
«Однажды ученик попросил своего учителя объяснить ему природу человеческого творения. Выслушав ученика, учитель взял пустую чашу и поставил ее ему на колени, дав в руки кувшин, наполненный водой. Попросив ученика закрыть глаза и постепенно наполнять чашу, учитель сказал: – Испытывая терпение другого человека, ты вслепую наполняешь чужую чашу, которая, тем не менее, стоит на твоих коленях. Поэтому ты знаешь, когда она переполнится и рискуешь облить самого себя. Продолжая медленно наполнять чашу, ученик спросил: 3
– Значит добродетельный человек не должен наполнять чужую чашу терпения? – Не только, – ответил учитель, – в том, что оберегаешь свои же колени особой добродетели и заслуги нет. – Так что же он должен делать? – спросил недоуменно ученик, не открывая глаз. – Добродетельный человек должен также следить за тем, чтобы его чаша на чужих коленях никогда не переполнялась – сказал учитель. Обобщая ответы воспитанниц, классный руководитель делает вывод, что толерантность как ценность современного общества предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств как взаимопонимание, взаимоуважение, сдержанность, терпимость. Переходя ко
второму

этапу
мероприятия, классный руководитель раздает воспитанницам по 3 разноцветных стикера и предлагает написать ассоциацию со словом «толерантность». Стикеры с ассоциациями размещаются на доске и воспитанницам предлагается выбрать одну ассоциацию, которая наиболее сильно поразила, понравилась и, сев на место, объяснить свой выбор.
На третьем этапе
классного часа классный руководитель предлагает воспитанницам послушать мини-лекцию «Толерантность: история и современность». – «Понятие толерантность имеет свою историю. На рубеже XVIII – XIX во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правителях (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать 4
решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять верность собственным принципам. Современный мир является многоликим и разнообразным. Разнообразие проявляет себя и в экономических моделях, и в различных формах государственного устройства, в различных религиях, идеологиях, различных нациях. Чтобы мир оставался целостным, необходимо строить межгосударственные и межнациональные отношения на основе признания этих религий и уважения к ним. Каждый из нас входит в разнообразные социальные общности, но, тем не менее, мы все принадлежим к единому общечеловеческому сообществу. Переходя
к

четвертому

этапу
мероприятия, классный руководитель производит деление воспитанниц на группы, имеющие названия синонимичные понятию толерантность: 1 группа имеет название «уступчивость»; 2 – я «коммуникабельность»; 3 – я «сдержанность»; 4 – я «терпимость». Группы получают инструкцию по организации работы. (Приложение 1). Через 15 минут, после окончания работы представители групп презентуют результаты своей работы. На доске вывешиваются ватманы с правилами толерантного поведения: 1.Уважай мнение других. 2.Умей владеть собой. 3.Будь терпима и снисходителена к окружающим. 4.Проявляй понимание и принятие одноклассниц. 5.Каждая имеет право на то, чтобы быть услышанной. 6.Все люди нуждаются друг в друге. 7.Проявляй чуткость к окружающим тебя людям. Затем следует представление эскизов значков «Мой выбор – толерантность». И в завершении выступления представители групп предлагают прослушать синквейны на тему «Толерантность». 5
Толерантность. Необходимая, актуальная. Развивает, очеловечивает, связывает. Толерантность – признак духовного развития. Терпимость.
На

завершающем

этапе
классного часа проводится рефлексия деятельности. Воспитанницам предложено продолжить предложения. «Я поняла …………………………. «Я узнала …………………………. «Я научилась……………………… С помощью смайликов воспитанницы обозначают свое эмоциональное состояние и отношение к мероприятию.
Приложение № 1.
1. Распределите роли в группе. 6
     2. Правила работы в группе.      3. Выработайте правила толерантного поведения в классе. 4. Составьте синквейн на тему «Толерантность». 5. Создайте эскиз значка «Мой выбор – толерантность». 7


В раздел образования