Автор: Баглаева Алена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКУ "РДДИ УОД" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект "Школа Мойдодыра" Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РС/Я/
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ САХА ЯКУТИЯ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ
ДЛЯ УМСТВЕННО – ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»
(ГКУ РС (Я) «РДДИ УОД»)
Проект
Школа Мойдодыра
Баглаева А.А., воспитатель
ГКУ РС (Я) «РДДИ УОД»
Поселок Серебряный Бор
2013 г
1
Проект «Школа Мойдодыра»
Выполнила: Баглаева Алена Александровна, должность: воспитатель
место работы: ГКУ «РДДИ УОД» «Респудликанский детский дом – интернат
для умственно отсталых детей» Республика Саха (Якутия), пос. Серебряный Бор.
Вид проекта: долгосрочный (1 год, далее – дублирование ,постоянная помощь
и контроль за соблюдением гигиенических и навыков самообслуживания в течение
всех лет пребывания ребенка в детском доме.)
Участники проекта: воспитанники с тяжелыми и множественными
отклонениями в развитии группы «Радуга», воспитатели.
Характеристика контингента воспитанников:
Для воспитанников ГКУ РС(Я) «Республиканский детский дом-интернат для
умственно
отсталых
детей»
характерно
интеллектуальное
и
психофизическое
недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с
локальными
или
системными
нарушениями
зрения,
слуха,
опорно-двигательного
аппарата,
расстройствами
аутистического
спектра,
эмоционально-волевой
сферы,
выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие
психические
и
соматические
заболевания,
которые
значительно
осложняют
их
индивидуальное развитие и обучение.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются
выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению
предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций,
памяти
и
мышления
отмечается
своеобразное
нарушение
всех
структурных
компонентов речи: фонетико -фонематического, лексического и грамматического. У
детей
с
тяжелой
и
глубокой
степенью
умственной
отсталости
затруднено
или
невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части
воспитанников использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а
также
логопедической
коррекции.
Внимание
у
детей
с
умеренной
и
тяжелой
умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой
истощаемости,
неустойчивости,
отвлекаемости.
Слабость
активного
внимания
препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию
устойчивых
учебных
действий,
однако,
при
продолжительном
и
направленном
использовании
методов
и
приемов
коррекционной
работы
становится
заметной
положительная
динамика
общего
психического
развития
детей,
особенно
при
умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое
недоразвитие
характеризуется
также
нарушениями
координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических
действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части
детей
с
умеренной
умственной
отсталостью
отмечается
замедленный
темп,
рассогласованность,
неловкость
движений.
У
других
–
повышенная
возбудимость
сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Наиболее типичными для
данной категории детей являются трудности в овладении навыками, требующими
тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша,
ручки,
кисти,
шнурование
ботинок,
застегивание
пуговиц,
завязывание
ленточек,
шнурков и др. Некоторые воспитанники полностью зависят от помощи окружающих
2
при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и
др.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они
постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и
глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание
говорить
о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР) , которые
представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое
явление
с
иной
структурой,
отличной
от
структуры
каждой
из
составляющих.
Различные
нарушения
влияют
на
развитие
человека
не
по
отдельности,
а
в
совокупности,
образуя
сложные
сочетания.
В
связи
с
этим
человек
требует
значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество
поддержки,
оказываемой
при
каком-то
одном
нарушении:
интеллектуальном
или
физическом.
Уровень
психофизического
развития
детей
с
тяжелыми
множественными
нарушениями
невозможно
соотнести
с
какими-либо
возрастными
параметрами .
Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной
сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных
функций,
движения,
поведения,
коммуникации.
Все
эти
проявления
совокупно
препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так
и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов:
этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления
отклонений,
характером
и
степенью
выраженности
каждого
из
первичных
расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством
оказываемой коррекционной помощи. В связи с выраженными нарушениями и (или)
искажениями
процессов
познавательной
деятельности,
прежде
всего:
восприятия,
мышления,
внимания,
памяти
и
др.
непродуктивными
оказываются
подходы,
требующие формирования абстрактно-логического мышления и речемыслительных
процессов. В этой связи возникают непреодолимые препятствия в усвоении различных
общеобразовательных программ дошкольного, а тем более школьного образования.
Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и
специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью
волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное
состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в
негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет
мотивационно-потребностных
оснований
и,
как
правило,
носит
кратковременный,
неустойчивый характер.
Актуальность.
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с
тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Проблемы потенциальных
возможностей детей с тяжелой умственной отсталостью, приспособления их в жизни
приобретают большую социальную значимость.
Простейшая
предметно-практическая
деятельность,
включающая
в
себя
элементы самообслуживания, не представляющая большой сложности для нормально
развивающихся детей, у детей с тяжелой степенью умственной отсталости вызывает
серьезные затруднения и далеко не всегда осуществляется ими должным образом. Для
того чтобы овладеть теми или иными действиями, им требуется пройти длительный
период направленного обучения.
3
Работая с категорией детей, которые имели очень низкий уровень развития
навыков самообслуживания (не могли самостоятельно умываться, одеваться и т. д.) на
протяжении нескольких лет, мы разработали проект «Школа Мойдодыра», в рамках
которого у детей в игровой форме формировались основные навыки: умывание, прием
пищи, раздевание – одевание, туалет, уход за телом во время купания, причесывание,
выполнение элементарных трудовых поручений.
ЦЕЛЬ проекта:
продолжать
формировать
с анит арно
–
гигиениче ские
н а в ы к и ,
самообслуживания и элементарный хозяйственно – бытовой труд в игровой форме.
Задачи:
образовательные:
•
формировать представления о воде как важном средстве поддержания
чистоты тела;
•
учить обращаться с предметами личной гигиены;
•
формировать элементарные математические представления в процессе
самообслуживания (например, много - мало воды, зубной пасты, большое и маленькое
полотенце, мыло, короткая и длинная мочалка и т.д. )
•
накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах
коррекционные:
•
коррекция общей и мелкой моторики,
•
коррекция координации движений обеих рук,
•
коррекция зрительно двигательной координации в процессе умывания
воспитательные:
•
воспитывать навыки опрятности
•
поддерживать и поощрять стремление ребенка к самостоятельности
•
воспитание положительных эмоций от совместной деятельности
Планируемые мероприятия по реализации проекта:
Реализация цели и задач проекта проходит в 2 этапа. На первом этапе проводится
диагностика
сформированности
навыков
(приложение
1),
с
целью
составления
дифференцированного плана работы с каждым воспитанником.
На втором этапе дети получают общие знания и умения по применению предметов
личной гигиены и формированию навыков личной гигиены, самообслуживания
и
элементарного
хозяйственно
-
бытового
труда
на
основании,
разработанного
тематического планирования (приложение 2).
Формы организации занятий: индивидуальные, подгрупповые.
В
каждом
разделе
дети
знакомятся
с
предметами
личной
гигиены,
изучают
их
свойства и приемы действий с ними, так же дети знакомятся с частями тела человека:
учатся
их
находить,
называть,
определять
их
функции
(например:
зубы
–
пережевываем пищу, руки - берем, переносим предметы и т.д.)
4
В ходе работы над проектом с детьми проводятся занятия по развитию речи, лепке,
рисованию, аппликации, по сенсорному развитию, самообслуживанию, по развитию
предметной и игровой деятельности, сенсомоторному развитию, содержание которых
направлено на решение задач проекта. Приложение 3.
Сюжетные линии проекта:
Помощники Мойдодыра. Оборудованные игры: вода, мыло, щетки, паста,
губка (мочалка), полотенце, расческа и д.р.
Игрушки
в
школе
Мойдодыра.
(отраженные
и
специальные
игровые
действия с атрибутами по закреплению гигиенических правил).
Азбука гигиены: лицо, руки, волосы, тело, ноги.
Где живет Мойдодыр: туалетная комната, умывальник, ванна, душ.
Мойдодыр дает холодную, теплую, горячую воду, следит за правилами
умывания и т.д.
Итоги: заключительная диагностика, обобщающие итоговые занятия,
выставка работ по теме проекта, Праздник «В гостях у Мойдодыра» .
Чтобы выполнить поставленные задачи и достичь более ощутимых результатов
в работе по блокам проекта мы начали создавать необходимую коррекционно -
развивающую среду, подбирать инвентарь, в который входят различные игрушки,
предметы – заменители, тренажеры, и реальные предметы личной гигиены
(приложение 4).
Цель
коррекционной
работы
с
детьми
с
нарушениями
интеллекта
—
их
социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество.
Необходимо,
используя
все
познавательные
способности
детей,
развивать
у
них
жизненно необходимые навыки, чтобы они смогли себя самостоятельно обслуживать,
выполнять в быту простую работу.
Ожидаемые результаты:
- Восприятие границ собственного тела, частей тела и их функции;
- Умение контролировать свои физиологические потребности и своевременно
удовлетворять их; умение пользоваться предметами гигиены;
-
Умение сообщать (сигнализировать) о своих потребностях и состоянии с
помощью речевых и неречевых средств;
- Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
- Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня
(чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета);
- Умение выполнять элементарные бытовые виды работ: уборка в группе, в
столовой, на участке, ручная стирка, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Приложение 1
5
Диагностика уровня сформированности навыков личной гигиены, самообслуживания и
хозяйственно – бытового труда в рамках проекта «Школа Мойдодыра».
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Уровень сформированности навыков в баллах
Дата обследования
УМЫВАНИЕ
Суммарный балл - 80
Открывает кран.
Закрывает кран.
Может сделать теплую воду
Держит руки под струей воды
Подворачивает рукава во время умывания
Трет руки друг о друга (без мыла)
Намыливает руки и смывает водой
Правильно держит зубную щетку
Открывает тюбик с зубной пастой
Закрывает тюбик с зубной пастой
Выдавливает зубную пасту на щетку
Чистит зубы
Полощет рот
Моет зубную щетку
Ставит ее на место
Умывается после прогулки
Вытирается своим полотенцем
Вытирает руки насухо
Умывает лицо
Вытирает лицо насухо
Общий балл по разделу
УХОД ЗА ТЕЛОМ ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ
Суммарный балл - 20
Намыливает и моет голову
Моет мочалкой руки
Моет мочалкой тело
Моет мочалкой ноги
Вытирается после купания полотенцем
Общий балл по разделу
ПРИЕМ ПИЩИ
Суммарный балл - 24
Умывается перед приемом пищи
Ест самостоятельно
Пользуется салфеткой
после приема пищи
Умывается после приема пищи
Общий балл по разделу
ТУАЛЕТ
Суммарный балл - 12
Своевременно пользуется туалетом
Пользуется туалетной бумагой после туалета
Моет руки после туалета
Общий балл по разделу
РАЗДЕВАНИЕ - ОДЕВАНИЕ
Суммарный балл - 80
Следит за своим внешним видом
Снимает трусы, штаны
Надевает трусы, штаны.
6
Надевает носки
Надевает джемпер или футболку
Надевает блузу, рубашку, пальто, куртку, спереди
застегивающуюся на пуговицы.
Выворачивает одежду
Может расстёгивать застежки на «липучках»
Может расстегивать застежки на пуговицах
Может расстёгивать застежки на молнии
Может застегивать
застежки на «липучках»
Может застегивать
застежки на пуговицах
Может застегивать
застежки на молнии
Складывает одежду
Убирает свою одежду на место
Вешает одежду
Правильно одевает обувь
Умеет шнуровать обувь
Застегивает ремень.
Правильно одевает головной убор
Общий балл по разделу
ТРУДОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ
Суммарный балл - 76
Может принести нужную вещь
Собирает разбросанные игрушки
Уносит за собой посуду
Мытье посуды
Сервировка стола
Вытирает стол
Собирает опавшие листья на участке
Собирает мелкий мусор на участке
Вынос мусора в отведенное место
Может пользоваться метлой
Может пользоваться граблями
Смена постельного белья
Заправляет постель
Ручная стирка
Уход за обувью
Поливает цветы из лейки
Вытирание пыли
Подметание пола
Мытье пола
Общий балл по разделу
Общий суммарный балл - 308
ОБЩИЙ БАЛЛ
Подпись педагога
УРОВНИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ В БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
0 баллов – не владеет навыками.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: 1 балл – при выполнении нуждается в постоянной помощи взрослого.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: 2 балла - навык сформирован частично, при выполнении требуется направляющая
помощь.
ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ: 3 балла – умение сформировано, требуется контроль со стороны взрослого.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ: 4 балла – владеет навыками полностью, самостоятельно.
7
Приложение 2
Перспективное планирование
В рамках проекта «Школа Мойдодыра».
Тема
Содержание работы
Сентябрь
Диагностика
Октябрь
Вода
Изучение свойств воды: прозрачная,
делает
предметы
мокрыми,
бывает
холодная, теплая, горячая.
Вода в природе: дождь, лужи, роса,
снег, лед, град.
Вода рядом снами: в кране, в чайнике
и т.д.
Для
чего
нужна
вода:
пьем
воду,
умываемся,
поливаем
цветы,
моем,
стираем и т.д.
Игры
с
водой:
налей
воду
в
таз,
в
стакан и т.д.; определи какая вода на
ощупь; перелей воду из одной емкости
в другую; разноцветная вода; мокрая и
сухая салфетка; куда делся снег, лед;
держим
руки
под
струей
воды;
поливаем
из
лейки;
брызгалки;
плавает
–
тонет;
ловись
–
ловись
рыбка; брызгалки; умоем лицо кукле;
себе и др.
Изодеятельность:
рисование:
капли;
разноцветная
вода;
вода
в
стакане;
аппликация:
бумажные
капельки;
ручеек; снег идет и др.
Физминутки:
«Водичка
-
водичка»,
8
«Зайка серый умывается»,
«Кап - кап», «Дождь»
Ноябрь
Полотенце
Туалетная
бумага
Салфетки
Изучение
свойств:
бывает
разного
цвета,
размера,
мягкое
на
ощупь,
впитывает воду.
Полотенце
Назначение: для вытирания рук, ног,
банное
используется
во
время
купания.
Правила
пользования:
вытираемся
только своим полотенцем.
Сенсорное воспитание: возьми самое
большое
полотенце,
возьми
самое
маленькое, дай мне такое же по цвету,
размеру и др.
Игры:
учимся
брать
свое
полотенце,
у ч и м с я
в ы т и р а т ь
р у к и ,
л и ц о ,
вытираемся после бани (голова, руки,
туловище, ноги), вытрем куклу после
купания.
Изодеятельность:
полотенца
разного
цвета, размера, украсим полотенце.
Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
Физминутки:
«Мы умеем», «Раз, два, три, четыре,
пять».
Туалетная бумага и салфетки:
Изучение свойств: бумажные, можно
оторвать,
смять,
намокают
в
воде,
бывают
разного
цвета.
Туалетная
бумага в рулоне, салфетки находятся в
пачке поштучно.
9
Назначение: используют салфетки во
время еды и после еды для вытирания
р у к
и
р т а ,
т у а л е т н у ю
б у м а г у
используют после туалета.
ППД:
Сделай
бумажный
ком.
Сложи
салфетку.
Рассматривание
туалетной
бумаги.
Размотай
туалетную
бумагу,
смотай
туалетную
бумагу
в
рулон.
Оторви
небольшой кусок туалетной бумаги.
Сенсорное развитие:
Дай такую же (по цвету)
Чередование салфеток разного цвета
по образцу.
Игры:
Вытри кукле рот и руки салфеткой.
Вытрем
кукле
туалетной
бумагой
после туалета и др.
Декабрь
Мыло
Мочалка
Губка
Изучение свойств мыла: твердое,
жидкое, туалетное, хозяйственное,
скользкое, при намыливании образует
пену, бывает разного цвета, формы,
имеет разный запах.
Для чего необходимо мыло: моем
руки, во время купания, для стирки
белья, для мытья игрушек и т.д.
Игры с мылом: держим в руках мыло
– игрушку, мочим под струей воды
мыло – игрушку, намыливаем руки
мылом – игрушкой без воды и с водой,
намыливаем игрушку мылом –
игрушкой, моем руки кукле мылом –
игрушкой, намыливаем платочек
мылом – игрушкой; затем все эти же
игры проводятся с натуральным
10
мылом; игры с жидким мылом:
выдави мыло из флакона с дозатором,
намыль руки и смой водой, определи
форму, цвет, запах, «Чудесный
мешочек».
Изодеятельность: мыло разной
формы, разного цвета, разного
размера, мыльница с мылом.
Мочалка, губка.
Изучение свойств:
бывают разного
цвета, размера, формы, длины, мягкая
на ощупь, бывает с ручками и без,
бывает сделана из разного материала.
Для чего необходимы:
с помощью
мочалки и губки моем тело, руки, ноги
во время купания.
ППД:
намочим и выжмем мочалку
(губку) водой, намылим мочалку
мылом – игрушкой, затем настоящим,
учимся тереться сухой мочалкой (руки,
тело, ноги), научим куклу мыться с
мочалкой.
Сенсорное развитие: дай такую же по
цвету, по размеру, по форме.
Изодеятельность: разные мочалки,
оттиск губкой.
Физминутки: «Водичка - водичка»,
«Зайка серый умывается», «Льется
чистая водица»,
«Разноцветное
мыло», «Мою руки», «Буль, буль»
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
«Девочка чумазая».
11
Январь
Шампунь
Пена
Расческа
Изучение свойств: шампунь – бывает
разного цвета, имеет разный запах,
жидкая, бывает для разных типов
волос, может быть лечебной; пена –
белого цвета, легкая, если на нее
подуешь, она разлетается, можно из
неё делать мыльные пузыри, расческа
– зубчики, бывает с ручкой и без нее.
Свойства: расческа – бывает разного
цвета, размера, формы.
Для чего необходимы: шампунем
моем голову (волосы), расческа
необходима, чтобы расчесывать
волосы.
Правила пользования данными
предметами личной гигиены:
аккуратно выливаем на руку
небольшое количество шампуня,
причесывание: правильно берем
расческу, пользуемся своей
индивидуальной расческой.
Расчесывание волос перед зеркалом.
Помощь друг другу во время
причесывания, обращение за
помощью к взрослому в случае
необходимости.
Игры, ППД : открой и закрой флакон с
шампунем, определи цвет и запах,
перелей шампунь из емкости в
емкость, налей немного шампуня в
руку, размыливаем, чтобы получилась
пена, налей шампунь в воду и сделай
пену, наложи пену в емкость, покорми
куклу кашей из пены, надувание
мыльных пузырей, поймай мыльный
пузырь, помоем кукле голову, учимся
брать только свою расческу, держать
правильно, расчешем кукле волосы,
12
расчешем волосы себе, моем
расческу, «Чудесный мешочек».
Изодеятельность:
Аппликация, рисование: флакон с
шампунем, пена в тазу, мыльные
пузыри,
дорисуй зубчики к расческе.
Лепка: расческа.
Физминутки: «Зайка серый
умывается», «Разноцветное мыло»,
«Мою руки», «Буль, буль», «В
понедельник я купался».
Просмотр мультфильма
«Мойдодыр», «Грязнуля».
Февраль
Зубная щетка
Зубная паста
Строение: зубная щетка - ручка,
шетинки (ворс); зубная паста – тюбик с
зубной пастой, крышка;
Свойства: зубная щетка – ручка и
щетинки бываю разного цвета, бывают
маленькие щетки для детей и большие
для взрослых, щетинки мягкие, когда
проводишь по коже, немного колются;
бывает щекотно;
зубная паста – бывает разного цвета,
имеет разный запах, мягкая на ощупь,
пачкает руки и другие предметы,
смывается водой.
Назначение: Для чего необходимы
данные предметы личной гигиены:
чистить зубы, чтобы они были
здоровыми, чистыми, не болели.
Правила пользования: выдавливать
пасту аккуратно, чистить зубы только
своей зубной щеткой, быть
аккуратным, чтобы не испачкать
13
одежду, после использования мыть и
ставить на место.
Игры: учимся брать только свою
зубную щетку, держим правильно
зубную щетку, чистим зубы без зубной
пасты, учимся полоскать рот, почистим
зубы кукле, учимся открывать и
закрывать тюбик с зубной пастой,
выдавливаем определенное
количество пасты на щетку, чистим
зубы перед зеркалом , «Чудесный
мешочек»
Изодеятельность:
Рисование: дорисуй ворс к зубной
щетке, рисование зубной пастой,
печатание зубной щеткой;
Аппликация: зубная щетка, тюбик
зубной пасты, зубная щетка с пастой,
баночка для полоскания рта;
Лепка: тюбик зубной пасты, зубная
щетка.
Физминутки: «Вы позавтракали
вкусно? Зубы вам почистить нужно…»,
Просмотр мультфильма:
«Мойдодыр», «Игра ГИГИЕНА»
Март
Одежда
Обувь
Назначение ткани: нужна для защиты
тела от холода, дождя, жары, вещи
сшиты из различных видов тканей.
Свойства ткани: можно смять в руке,
можно сложить, отрезать, намокает в
воде и др.
ППД: сложи кукольное покрывало,
носовой платок, намочи и выжми,
«Бабушкин клубочек» и др.
Привлечение внимания к внешнему
виду: смотреть на себя в зеркало, друг
14
на друга, на взрослого, показывать и
называть одежду
(на себе, в шкафчике, разложенную на
стуле и т.п.).
Игры на определение порядка и
непорядка в одежде, на
идентификацию одежды (трусы,
майка, футболка, штаны, носки,
колготки, платье, тапочки, сапожки,
ботинки и т.п.) «Приведи куклу в
порядок», «Оденемся на прогулку»,
«Надень шапочки» и др.
ППД: Раздевание и одевание одежды
в определенном порядке с помощью
взрослого, по просьбе взрослого.
Расстегивание застежек на «липучках»,
пуговицах, молниях, расшнуровывание
шнурков с частичной помощью
взрослого и самостоятельно.
Застегивание застежек на «липучках»,
пуговицах, молниях, зашнуровывание
и завязывание шнурков с помощью
взрослого и самостоятельно
Складывание одежды:
выворачивание одежды на лицевую
сторону;
сворачивание одежды;
вывешивание на «плечики»
сортировка по полкам в шкафу;
Чистка одежды:
знакомство с разнообразием щеток
для чистки;
движение руки с щеткой по
загрязненной одежде (чистка);
стряхивание загрязнений с одежды.
Уход за обувью:
хранение обуви в специально
15
предназначенном месте;
мытье обуви;
просушивание обуви;
чистка обуви (знакомство с
назначением щеток и средств для
чистки обуви)
Апрель
Посуда.
Постельное
белье.
Познакомить с классификацией
посуды: ложка, тарелка: глубокая,
мелкая, чашка, кастрюля, чайник,
стакан и др.
Назначение: в кастрюле варим суп,
кашу, едим ложкой из глубокой
тарелки – суп, из мелкой тарелки
второе блюдо, из чайника наливаем
кипяченую воду, чай, компот, молоко и
т.п., пьем из чашки, стакана, кружки.
Сервировка стола:
выбор посуды и приборов,
подходящих к блюду и напиткам (для
супа - глубокая тарелка ,для чая
-кружка, для салата - салатница);
расставление посуды и раскладывание
приборов на столе по определенному
количеству с опорой на сигнальные
карточки, совместно с воспитателем.
Познакомить с классификацией
смены постельного белья:
1.
Снимает грязное белье
2.
Раскладывает на кровати
простыню.
3.
Подворачивает ее под матрас со
всех четырех сторон.
4.
Вставляет одеяло в
16
пододеяльник.
5.
Складывает пододеяльник с
одеялом пополам вдоль
длинной стороны, раскладывает
на кровати, расправляя
морщинки.
6.
Раскладывает на кровати
покрывало, расправляет
морщинки, подворачиваем под
матрас с четырех сторон.
7.
Вставляет подушку в наволочку,
кладет на кровать.
Складывание белья:
сворачивание покрывала.
ППД: учимся снимать и одевать
наволочку, пододеяльник, стелить
простынь, застилать кровать
покрывалом.
Игры: «Накроем кастрюли
крышками», «Варим кашу», «Чашки и
ложки», «Наливаем чай в чашки»,
«Покормим куклу», «Уберем со стола»
«Постель куклы», «Застелем кукле
кроватку» и др.
Просмотр мультфильма:
«Федорино горе», «Мойдодыр».
Май
Хозяйственно
– бытовой
труд
Поддержание порядка в групповой
комнате: принести нужную вещь,
поднять разбросанные игрушки,
положить игрушки на место, сложить в
коробку кубики, поставить машины в
«гараж», положить книги на полку и
т.п.
Уборка постелей: заправляем –
расправляем, смена постельного
белья.
17
Мытье и протирание различных
игрушек и предметов.
Ручная стирка мелких вещей.
Уборка на участке: собирать опавшие
листья, мелкий мусор при помощи
метлы, граблей, совка, уносить их в
определённое место и т.п.
Уход за растениями в группе:
поливать из лейки, рыхлить землю
палочкой и т.п.
Убирать со стола: уносить посуду со
стола, вытирать со стола тряпочкой.
Педагогические ситуации: «Убираем
игрушки в нашей комнате», «Убираем
осенние листья», «Поливаем цветы из
лейки», «У нас порядок»,
«Уберем со
стола.
Обобщающие
занятия
Диагностика
Проведение заключительной
диагностики.
Обобщающие занятия: выбираем
предметы для умывания, купания,
«Чудесный мешочек», «Купание
куклы», «У нас порядок» и др.
Выставка работ : выполненных в
течение всего проекта.
Просмотр мультфильма:
«Смешарики. Азбука здоровья. Личная
гигиена».
Развлечение: «Ах ты, девочка
чумазая», Праздник « В гостях у
Мойдодыра».
18
Приложение 3
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТЕ ИГР .
Игра «Налей воды в тазик»
Цель: игра способствует развитию интереса к окружающему миру, формированию
представлений о свойствах воды, развитию подражательных способностей ребенка,
коррекции скоординированных действий рук.
Оборудование: Ведерко с водой, таз, кружка.
Форма организации игры: индивидуальная
Ход: Обратите внимание ребенка на воду в ведерке.
- Смотри, в ведерке водичка. Будем переливать воду в тазик. Вот тазик. Таз пустой.
Смотри, я переливаю воду в таз. Бери кружку. Делай, как я. «С- с- с- с- с» - водичка
журчит.
Педагог помогает ребенку переливать воду в таз. После каждой вылитой кружки
обращает внимание ребенка:
- Ещё кружка воды, ещё кружка воды. Надо переливать осторожно, чтобы не
разлить воду на стол. Как вода журчит? Стало много воды в тазу, а в ведерке?
Итог: Что мы сегодня делали? Тебе понравилось переливать воду? Ты молодец,
аккуратно переливал ни капли, не разлил.
Игра «Помоем руки»
Цель: в игровой форме помочь ребенку освоить навык – мытья рук.
Оборудование: 2 куклы, у которых грязные руки, кран в туалетной комнате,
мыльница с мылом, полотенце.
Форма организации игры: индивидуальная
Ход : Обратите внимание ребенка на куклу.
- Посмотрите, кто к нам гости пришел. Это кукла Маша. Давайте с ней
поздороваемся. Ой, а какие у нашей куклы руки грязные. Надо их помыть. Давайте
пройдем в туалетную комнату, где у нас есть кран. Надо Маше завернуть рукава.
«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!». Откроем кран, сделаем
теплую воду. Намочим руки, затем берем мыло. Намыливаем. Смоем мыло водой.
Закрываем кран. Вот полотенце. Вытираем руки полотенцем. Посмотри, какие
стали чистые руки у куклы Маши.
19
/Педагог проговаривает и показывает действия со своей куклой, затем предлагает
ребенку вымыть руки своей кукле, контролирует правильность выполнения
действий, оказывает помощь там, где ребенок не может справиться/.
Итог: Что мы сегодня делали? Какие у куклы были руки? Какие стали руки, когда
мы их вымыли? Ты молодец, хорошо справился с заданием.
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТЕ СТИХОВ И ФИЗМИНУТОК.
Для лучшего усвоения и восприятия информации все действия лучше сопроводить
стихами:
Утром радостно проснемся
Потянемся и улыбнемся.
Сначала сходим в туалет,
Микробам в ванной скажем нет!
Смоем их душистым мылом,
Чтоб вредным неповадно было!
Умоем теплою водичкой
Глазки, носик, щечки, личико.
В зеркало на зубки глянем,
Пасту с щеткою достанем,
За чистку примемся зубов,
Чтоб позабыть про докторов.
Вверх и вниз, влево и вправо,
Раз прошлись и все сначала.
Обязательно нужно подчеркнуть пользу и эффективность после чистки зубов:
Зубки белые теперь
И работать им не лень,
Чистые, прекрасные,
Пить, и есть согласные.
Крепкие, здоровые,
20
Десны укрепленные!
Личная гигиена для детей должна быть понятна ребенку, поэтому ее правила надо
подать в доступной и понятной ему форме.
Кран откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза.
Мойтесь уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
Можно поиграть с ребенком, и на примере кукол.
За день кукла загрязнилась,
Испачкалась и запылилась,
Мы ей ручки сполоснем,
Лицо умоем, спать пойдем!
Чистим зубы.
Вы позавтракали вкусно?
Зубы вам почисть нужно.
В руку щеточку возьмем,
Зубной пасты нанесем.
И за дело взялись смело,
Зубы чистим мы умело:
21
Сверху – вниз и справа – влево.
Снизу – вверх и снова в влево.
Их снаружи, изнутри
Ты старательно потри.
Чтоб не мучиться с зубами,
Щетку водим мы кругами.
Зубы чистим осторожно,
Ведь поранить десна можно …
А потом что? А потом
Зубы мы ополоснем.
Нам понадобиться кружка …
Улыбнитесь – ка друг дружке,
Поработаем умело!
Наши зубки стали белы.
ГРЯЗНУЛЯ.
(Считалка)
Что такое гигиена? –
Знать не знает грязный Гена.
Потому что свиньям друг –
Никогда не моет рук.
Не расчёсан, он – как ёжик!
На репейник жуть похожий.
Но не иглами он страшен –
Будто грязью весь покрашен.
Кто грязнуля, выйдет вон.
– Это, верно, будет – он!
УШКИ-ПОДРУЖКИ.
Ушки-подружки
22
Всё слышать хотят.
Ушки-подружки
Просят ребят:
– Мой нас почаще,
С водою сдружись.
Ушки-подружки
Мыть не ленись!
Физминутка: Зайка серый умывается.
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик,
Вымыл ротик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо! Ребенок проделывает движения в соответствии с текстом.
Физминутка: В понедельник я купался.
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье -
Целый день я отдыхал.
Ребенок проделывает движения в соответствии с текстом.
23
Приложение 4
Оборудование и материалы для реализации проекта «Школа Мойдодыра».
1.
Методическая литература.
2.
Стеллаж для хранения инвентаря.
3.
Зеркало.
4.
Предметы гигиены: туалетное мыло разных размеров, цвета по 3 штуки каждого,
жидкое мыло, шампунь разного цвета, соль для ванны, зубная паста, зубные щетки разного
цвета и размера по 3 штуки каждого, расчески разных видов, размеров, разного цвета по 3
штуки, полотенце для рук, ног, банное разных цветов по 3 штуки каждого, мочалки и
губки разного размера, цвета, формы по 3 штуки каждого, туалетная бумага, бумажные
салфетки разного цвета.
5.
Прищепки разных цветов.
6.
Мыльницы разного цвета и размера.
7.
Фартуки.
8.
Клеенки.
9.
Посуда кукольная и натуральная.
10.
Скатерть.
11.
Тазики разных размеров.
12.
Различные ведерки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, воронки,
венчики, сита, дуршлаги, лейки, сачки, удочки, черпачки, совки, ложечки с дырочками и
без и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду.
13.
Пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, уточки, рыбки и др.), Заводные
игрушки для игр в воде.
14.
Кукла с комплектом одежды. Кукольная ванна, горшок, пупсы.
15.
Предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы,
размера, фактуры; природный материал: камушки, ракушки, бросовый материал: пробки,
бутылочки, стаканчики из под йогуртов, полые трубочки и др.
16.
Мыльные пузыри.
17.
Щетки для ухода за обувью и одеждой, крем для обуви.
18.
Кукольная кроватка с постельными принадлежностями.
19.
Различные шнурки, игры – шнуровки, рамки Монтессори.
20.
Хозяйственное мыло, стиральный порошок для ручной стирки.
21.
Метла, грабли, совки.
22.
Тряпки для вытирания пыли, для мытья пола, обуви.
24