Напоминание

"ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Даутова Аминат Даутовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(Из

опыта

работы

воспитателя

Даутовой

Аминат

Даутовны,

МБДОУ

«ДС

«Снегурочка»,

город

Новый

Уренгой)

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У.Эмерсон . В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависят от нас, педагогов, работающих дошкольниками, т. е. стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требование содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «Обеспечение самоопределения личности» создание условий для ее самореализации. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможностей приобретать знания самостоятельно. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается и крепко надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное
внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой». Детское экспериментирование – имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинства детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных странах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т. к. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка: на развитие творческих способностей, на укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомление детей с миром окружающей их живой и не живой природой. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы. Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
 повышения уровня любознательности; исследовательские умения и навыки детей ( видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);  речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепления умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);  личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовать ее с другими и т.д.);  знания детей о неживой природе В своей работе с детьми я использую следующие эксперименты: Цель Материалы и оборудование Эксперименты
1 блок: экспериментирование с

песком.
Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение Сухой чистый песок, большой плоский лоток, маленькие лотки(тарелочки), сито, вода, песочные часы, лупа, глина, дощечки, изделия Перед началом эксперимента предложить детям песок.
Эксперимент 1. «Песчаный конус»
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий высоту и занимающий все большую площадь в основании. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться ( напомнить детям о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться , быть похожими на волны моря).
подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. из керамики, мерные стаканчики, прозрачные емкости, полиэтиленовые бутылки, трубочки из бумаги, карандаш.
Эксперимент 2. «Свойства мокрого

песка»
Мокрый пе сок нельзя с ы п ат ь струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму ,пока не высохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда п е с о к намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезнет, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент , то и высохнув , песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов. Эксперимент 3. «Волшебный материал» Предложить детям слепить что- нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажности глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой пе сок форму не с ох р а н я е т. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины , вылепив из них посуду высушив ее.
Эксперимент 4. «Где вода?»
Предложим детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь(сыпучие, сухие). Д е т и наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды ( воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной ( вся вода ушла в песок , но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу , не пропускают воду); где больше луж после дождя ( на асфальте, на глинистой почве, т.к.
они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывание воды).
Эксперимент 5. «Ветер»
Предложим детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с п е с ком . Д е т и р а с с м а т р и в а ю т заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослым создают ураган- резко с силой снимают банку и выясняют, то происходит и почему (т.к. песчинки маленькие , легкие не прилипают друг к другу , они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Развивать познавательную активность детей , инициативность; развивать способность устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух- это не «невидимка», а Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, емкость с водой, салфетки, свеча, банка, почтовые открытки, сырые картофелины.
2

блок:

экспериментирование

с

воздухом.

Эксперимент 1. «Поиск воздуха»
Предложим детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые п р е д м е т ы , п о к а з ы в а ю т о п ы т с а м о с т о я т е л ь н о , о б ъ я с н я ю т происходящие процессы на основе р е з у л ь т а т а с в о и х д е й с т в и й ( например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).
Эксперимент 2. «Живая змейка»
Зажечь свечу и подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку ( круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух на свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что
реально существующий газ; расширять представление детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.
Эксперимент 3. «Реактивный

шарик»
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить в н и м а н и е н а т р а е к т о р и ю и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дальше, надо его больше надуть, т.к.воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в п р о т и в о п о л о ж н у ю с т о р о н у. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Эксперимент 4. «Подводная лотка»
Предложить детям выяснить , что произойдет со стаканом ,если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Дети выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его верх дном, подводят под него изог нутую трубочку для коктейля, вдувают под нее воздух. Делают вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него ; воздух легче воды –попадая в стакан через трубочку , он вытесняет воду из под стакана и всплывает.
Эксперимент 5. «Сухой из воды»
Предложить детям объяснить, что означает «Выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на д н е с т а к а н а с у х а я . З а т е м переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из
в о д ы , д а ю т в о д е с т е ч ь , н е переворачивая стакан взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка, и объяснить ,что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).
Эксперимент 6. «Свеча в банке»
Предложить детям выяснить , как можно погасить свечу ( пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и наблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горения нужен к и с л о р од , который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожаре.
Эксперимент 7 «Почему не

выливается»
Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него в о д ы . Д е т и в ы с к а з ы в а ю т предположение, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть ее почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами , перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку – открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т.е. причина – воздушное давление).

Литература
1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду –М.:Сфера,2004 2. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст.-М.:Пед. Общество России,2003 3. Организации экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. –М.:АРКТИ,2004 4. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в проце ссе экспериментирования со сложными объектами. //Вопросы психологии – 1996-№4 5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.:»Карапуз»,2001


В раздел образования