Автор: Затомская Надежда Георгиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ ЦРР "Аленушка" Населённый пункт: Забайкальский край Агинский район ПГТ. Новоорловск Наименование материала: Статья Тема: "Работа с семьей в адаптационный период" Раздел: дошкольное образование
"Работа с семьей в адаптационный период"
Автор статьи : Затомская Н. Г.
ЦРР МДОУ «Аленушка».
Забайкальский край ПГТ. Новоорловск.
Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной
среде, чтобы адаптация прошла легко и безобидно?
Этот вопрос волнует всех. Кто работает с малышами. И ответ на него не
новой для них обстановке, чем дети. Поэтому, одна из главных задач нередко
состоит в оказании помощи именно взрослым.
Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности,
малышом,
недоверчиво
относясь
к
педагогам.
Сердобольные
бабушки
вступаются за внуков, отговаривая родителей
отдавать их в детский сад.
Этим они создают неблагоприятную атмосферу для своего любимца.
За много лет работы мы пришли к выводу, что необходимо знакомится с
родителями и воспитанниками до прихода их в детский сад. Мы решили
создать «Школу молодых родителей» где проводим соответствующие беседы,
консультации. Знакомим с условиями пребывания ребенка в детском саду,
режимом, питанием, воспитателями, специалистами.
Большую
помощь
родителя
в
период
адаптации
ребенка
оказывает
психолог, разъясняя. Как должны вести себя родные и близкие и заранее
выясняя все, что может рассказать о ребенке его мама (как ребенок спит, ест и
тд.).
Из бесед порой становиться ясно, что не только ребенок, но и родители
не готовы к тому, чтобы ребенок посещал детский сад. Им самим надо
помочь.
Очень
важно,
чтобы
первым
помощником
воспитателя
был
самый
близкий ребенку человек – мама, папа, бабушка.
На фоне общих тенденций состояния нашего общества нами было
проведено анкетирование на тему «Готовность ребенка к поступлению в
детский сад».
Я говорю о своем опыте работы по данному вопросу за прошлый
учебный год. Находясь в отпуске я нашла время пройтись по квартирам моих
будущих воспитанников, чтобы познакомиться и предложить им заполнить
анкету, которую они заполнили и принесли в августе месяце.
Анализ готовности детей к поступлению в детский сад показал, что из
количества обследованных детей 40% готовы, 30% условны готовы, 30% не
готовы к поступлению в детский сад.
Анализируя ответы родителей воспитанников, которые впервые ведут
своих
детей
в
детский
сад,
мы
определили
круг
вопросов,
которые
взволновали нас и требовали незамедлительного разрешения. И вопросы
относящиеся к организации жизнедеятельности ребенка в адаптационный
период было решено обсудить на заседании «школы молодых родителей»,
которое было проведено в середине августа. На этом заседании за чашкой
чая, родители высказывали опасения по поводу прихода в детский сад и
делились опытом.
Традиционно на заседании «Школы молодых родителей» присутствуют
сердобольную бабушку, которая, в общем-то была и не против отдать своего
внука в детский сад, так как у нее здоровье не позволяло ухаживать целый
день за внуком. Я решила провести с ней индивидуальную беседу. Она меня
заверила, что ребенок настроен и хочет в детский сад. Но меня не покидало
ощущение, что у нас все-таки будут проблемы с адаптацией этого ребенка. И
адаптационный период этого ребенка проходил дольше и сложнее чем у
других детей. Пока приводит в детский сад мама и папа – все хорошо,
ребенок играет, спит, кушает. Стоит привести ребенка бабушке, как ребенок
начинает нервничать: «Мама придет, заберет?». «Обязательно придет, не надо
плакать» - он уже сам себя успокаивает. В этом направлении определенную
работу провел психолог и сейчас уже проблем с этим ребенком нет. И вот
пример другой. Воспитывает ребенка бабушка, так как дочь учиться очном
обучении в городе. Бабушка работает и с большим трудом устроила ребенка в
д/с. Привела девочку в д/с и обратилась ко мне с такой просьбой, что дня 2
она сможет ее забирать пораньше, а потом у нее нет такой возможности
забирать пораньше ребенка, заверив меня, что ребенок настроен ходить в д/с.
Ребенок пришел 1 день в д/с и бабушка должна прийти за ней после обеда.
Дети пообедали, прошли все процедуры перед сном, улаживались спать.
Новенькая сама разделась, убежала в спальню и легла спать. Она будто бы
родилась в д/с. Бабушка пришла , девочка спит. Я сказала бабушке, чтобы она
пришла чуть позже, что так бывает, сначала ребенок ведет себя хорошо, а
потом бывает так, что у него еще дольше длиться адаптационный период.
Если честно, меня удивило, что и дальше проблем с этим ребенком не было.
Оптимально осуществлять прием новых детей в группу с интервалом не
менее 5-ти дней - советуют ученые психологи. Но так как у нас списочный
состав превышает норму, я принимала в группу с интервалом не менее 2-х
дней. Причем давала возможность одним родителям приводить ребенка в
утренние часы, другим после сна, учитывая желание родителей. Встречая
детей и родителей, всегда выхожу им на встречу, называю по имени, отчеству,
показываю
шкафчик,
куда
дети
вешают
свою
одежду,
подчеркивая,
что
одежда должна быть аккуратно сложена. Пусть мама почувствует, что в
группе порядок, что воспитатели следят за вещами детей. Затем приглашаю
маму в игровую комнату, обращаю внимание на игрушки, пособия, книги.
Обязательно довожу до сведения родителей во что мы будем сегодня играть с
детьми,
что
лепить,
рисовать,
какие
колыбельные
и
потешки
я
буду
проговаривать с детьми.
Так как я со многими детьми и родителями была знакома до их прихода
в д\с, адаптационный период у меня считаю, прошел на хорошем уровне.
Отношение с родителями сложились на доверии и взаимопонимании, они
всегда приходят мне на помощь в трудной ситуации. Принимают участие в
жизнедеятельности д/с. А также я привлекаю родителей в помощи ремонта и
оформления группы. И хочу сделать вывод, что с родителями своих будущих
воспитанников нужно вести работу начинать раньше чем они приводят своих
детей в д/с, узнавать интересы и предпочтения детей и родителей (делать
опросы и анкеты). Так адаптационный период ребенка в д/с пройдет почти
незаметным и безболезненным.