Напоминание

"Работа с семьей в адаптационный период"


Автор: Затомская Надежда Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР "Аленушка"
Населённый пункт: Забайкальский край Агинский район ПГТ. Новоорловск
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа с семьей в адаптационный период"
Раздел: дошкольное образование





Назад





"Работа с семьей в адаптационный период"
Автор статьи : Затомская Н. Г. ЦРР МДОУ «Аленушка». Забайкальский край ПГТ. Новоорловск. Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безобидно? Этот вопрос волнует всех. Кто работает с малышами. И ответ на него не новой для них обстановке, чем дети. Поэтому, одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Сердобольные бабушки вступаются за внуков, отговаривая родителей отдавать их в детский сад. Этим они создают неблагоприятную атмосферу для своего любимца. За много лет работы мы пришли к выводу, что необходимо знакомится с родителями и воспитанниками до прихода их в детский сад. Мы решили создать «Школу молодых родителей» где проводим соответствующие беседы, консультации. Знакомим с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием, воспитателями, специалистами. Большую помощь родителя в период адаптации ребенка оказывает психолог, разъясняя. Как должны вести себя родные и близкие и заранее выясняя все, что может рассказать о ребенке его мама (как ребенок спит, ест и тд.). Из бесед порой становиться ясно, что не только ребенок, но и родители не готовы к тому, чтобы ребенок посещал детский сад. Им самим надо помочь. Очень важно, чтобы первым помощником воспитателя был самый близкий ребенку человек – мама, папа, бабушка. На фоне общих тенденций состояния нашего общества нами было проведено анкетирование на тему «Готовность ребенка к поступлению в детский сад».
Я говорю о своем опыте работы по данному вопросу за прошлый учебный год. Находясь в отпуске я нашла время пройтись по квартирам моих будущих воспитанников, чтобы познакомиться и предложить им заполнить анкету, которую они заполнили и принесли в августе месяце. Анализ готовности детей к поступлению в детский сад показал, что из количества обследованных детей 40% готовы, 30% условны готовы, 30% не готовы к поступлению в детский сад. Анализируя ответы родителей воспитанников, которые впервые ведут своих детей в детский сад, мы определили круг вопросов, которые взволновали нас и требовали незамедлительного разрешения. И вопросы относящиеся к организации жизнедеятельности ребенка в адаптационный период было решено обсудить на заседании «школы молодых родителей», которое было проведено в середине августа. На этом заседании за чашкой чая, родители высказывали опасения по поводу прихода в детский сад и делились опытом. Традиционно на заседании «Школы молодых родителей» присутствуют сердобольную бабушку, которая, в общем-то была и не против отдать своего внука в детский сад, так как у нее здоровье не позволяло ухаживать целый день за внуком. Я решила провести с ней индивидуальную беседу. Она меня заверила, что ребенок настроен и хочет в детский сад. Но меня не покидало ощущение, что у нас все-таки будут проблемы с адаптацией этого ребенка. И адаптационный период этого ребенка проходил дольше и сложнее чем у других детей. Пока приводит в детский сад мама и папа – все хорошо, ребенок играет, спит, кушает. Стоит привести ребенка бабушке, как ребенок начинает нервничать: «Мама придет, заберет?». «Обязательно придет, не надо плакать» - он уже сам себя успокаивает. В этом направлении определенную работу провел психолог и сейчас уже проблем с этим ребенком нет. И вот пример другой. Воспитывает ребенка бабушка, так как дочь учиться очном обучении в городе. Бабушка работает и с большим трудом устроила ребенка в д/с. Привела девочку в д/с и обратилась ко мне с такой просьбой, что дня 2 она сможет ее забирать пораньше, а потом у нее нет такой возможности забирать пораньше ребенка, заверив меня, что ребенок настроен ходить в д/с. Ребенок пришел 1 день в д/с и бабушка должна прийти за ней после обеда. Дети пообедали, прошли все процедуры перед сном, улаживались спать. Новенькая сама разделась, убежала в спальню и легла спать. Она будто бы родилась в д/с. Бабушка пришла , девочка спит. Я сказала бабушке, чтобы она пришла чуть позже, что так бывает, сначала ребенок ведет себя хорошо, а
потом бывает так, что у него еще дольше длиться адаптационный период. Если честно, меня удивило, что и дальше проблем с этим ребенком не было. Оптимально осуществлять прием новых детей в группу с интервалом не менее 5-ти дней - советуют ученые психологи. Но так как у нас списочный состав превышает норму, я принимала в группу с интервалом не менее 2-х дней. Причем давала возможность одним родителям приводить ребенка в утренние часы, другим после сна, учитывая желание родителей. Встречая детей и родителей, всегда выхожу им на встречу, называю по имени, отчеству, показываю шкафчик, куда дети вешают свою одежду, подчеркивая, что одежда должна быть аккуратно сложена. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, что воспитатели следят за вещами детей. Затем приглашаю маму в игровую комнату, обращаю внимание на игрушки, пособия, книги. Обязательно довожу до сведения родителей во что мы будем сегодня играть с детьми, что лепить, рисовать, какие колыбельные и потешки я буду проговаривать с детьми. Так как я со многими детьми и родителями была знакома до их прихода в д\с, адаптационный период у меня считаю, прошел на хорошем уровне. Отношение с родителями сложились на доверии и взаимопонимании, они всегда приходят мне на помощь в трудной ситуации. Принимают участие в жизнедеятельности д/с. А также я привлекаю родителей в помощи ремонта и оформления группы. И хочу сделать вывод, что с родителями своих будущих воспитанников нужно вести работу начинать раньше чем они приводят своих детей в д/с, узнавать интересы и предпочтения детей и родителей (делать опросы и анкеты). Так адаптационный период ребенка в д/с пройдет почти незаметным и безболезненным.


В раздел образования