Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Автор: Банникова Людмила Николаевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Дюймовочка" Населённый пункт: город Почеп, Брянская область Наименование материала: конспект Тема: Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Раздел: дошкольное образование
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Дюймовочка» г. Почеп
Конспект занятия в подготовительной группе
Похищение Азбуки
Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.
Задачи:
1.
Закрепить навык дифференцирования звуков.
2.
Закрепить понятия «буква», «слог», «слово».
3.
Закрепить знание букв, их графических образов.
4.
Закрепить навык составления слов из слогов, умение находить в слове
пропущенную и лишнюю буквы, читать полученное слово.
5.
Развивать
фонематический
слух,
тактильную
чувствительность,
внимательность,
логическое
мышление,
наблюдательно сть,
координацию движений.
6.
Воспитывать
коммуникативные
качества
личности:
взаимовыручку,
сплоченность, взаимоуважение.
Оборудование:
индивидуальные
буквы
на
нитках;
письмо
от
принцессы Азбуки; домик; Клякса; «нора» с надписью; объемные буквы;
«камни» красного, синего и зеленого цвета; игровое пособие «Замок и
ключи»;
демонстрационная
и
индивидуальные
схемы
слова
«ключ»;
карандаши, фишки, «волшебная палочка»; запись песни «АБВГДейка»,
фланелеграф.
Ход занятия
I.
Организационный момент.
Создание
проблемной
ситуации.
Почтальон
приносит
письмо,
в
котором
говорится,
что
в
царстве
Грамоты
произошла
беда.
Злая
колдунья Клякса заколдовала всех ее жителей и принцессу Азбуку, от
которой это письмо. Она просит о помощи.
Логопед: Вы готовы отправиться в трудный и нелегкий путь, чтобы
освободить принцессу Азбуку?
Дети: Да.
Логопед: Кто живет в царстве Грамоты?
Дети: Звуки, буквы, слоги, слова.
II.
Основная часть.
Дети подходят к стене, на которой расположены различные буквы.
Логопед: Для того, чтобы нам попасть в царство грамоты, превратимся
в буквы! Для этого нужно изобразить букву.
(Дети изображают буквы. На каждого ребенка надевается шапочка-
буква, которую он изобразил.)
Заклинание: «Раз, два, три – дети в буквы превратились!»
Далее логопед обращается к детям не по именам, а по названию его
буквы.
На пути им встречается домик с надписью на нем: «Дромик для сл в».
Логопед: Чтобы открыть домик нужно убрать лишнюю букву, вставить
недостающую.
1.
Игра «Составь слово».
Из домика достается конверт с заданием, где из слогов нужно составить
слово.
2.
Игра «Исчезающие буквы».
Дети
пытаются
прочитать
слово,
состоящее
из
деталей
букв.
Дописывают каждую букву, а затем читают слово «нора».
Логопед: в этой норе живут буквы, они хотят поиграть с вами в прятки.
3.
Игра «Угадай букву».
Логопед: Нужно просунуть руки в «нору» и угадать, какая буква там
спряталась.
4.
Физкультминутка.
Дети делятся на три группы и располагаются у «камня» красного,
синего или зеленого цвета. У красного «камня» дети «ловят» (приседают и
хлопают
в
ладоши)
гласные
звуки,
произносимые
логопедом,
у
синего
–
согласные твердые, у зеленого – согласные мягкие. Далее нужно определить
звук в начале слова, а затем его «поймать».
5.
Звуковой анализ слова «ключ».
Пробегает Клякса, дразня детей: «Ничего у вас не получится!!!»
Дети идут по следам Кляксы и приходят к домику, на котором висит
странный
замок.
На
замке
изображены
силуэты
различных
ключей.
На
столах
у
детей
лежат
силуэты
ключей
со
схемой
слова
«ключ».
Если
правильно
заполнить
схему
слова,
то
этими
ключами
можно
открыть
замок, приложив свой ключ к подходящему силуэту на замке.
Логопед:
- Сколько звуков в этом слове?
- Какой первый звук?
- Каким цветом его обозначим?
- Сколько гласных звуков в этом слове? Назовите их.
- Сколько в этом слове твердых согласных? Назовите их.
- Сколько в этом слове мягких согласных? Назовите их.
-
Какие
по
счету
в
этом
слове
гласные
звуки? (мягкие и твердые
согласные)
- Назовите первый гласный. (второй мягкий согласный, …)
Логопед составляет схему слова на фланелеграфе, дети – каждый на
своей схеме.
III.
Заключительная часть.
Ключики готовы. Дети прикрепляют ключи к замку. Когда все ключи
прикреплены, звучит звук открывающегося замка и двери, и из домика
появляется Азбука.
Азбука: Ах! Как долго я спала! Спасибо, буквы, что спасли меня! Как
кругом красиво! Какие вы молодцы!
Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад и снова становиться
детьми. Снимаем с себя буквы и произносим заклинание: «Раз, два, три,
четыре, пять – буквы детьми станут опять!»
Звучит музыка «АБВГДейка».
Азбука дарит детям медали и книги, уходит с детьми.