Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Как щенок нашел друзей"
Автор: Кузнецова Лиля Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 122 "Лучистый" Населённый пункт: г.Брянск Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Как щенок нашел друзей" Раздел: дошкольное образование
картинок
«Как щенок нашел друзей»
в старшей группе компенсирующей направленности
Подготовила и провела
Воспитатель: Кузнецова Л.А.
МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»
г.Брянск
2016 г.
Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Учить связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных
картинок.
Формировать умение объединять действия на отдельных картинках в единую
сюжетную ситуацию.
Совершенствовать умение строить рассказ в соответствии с
грамматическими нормами языка.
Учить детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
Обогащение активного словаря прилагательными и глаголами.
Учить детей работать сообща, помогать друг другу;
Коррекционно-развивающие:
Развитие произвольного внимания, зрительной и словесно- логической
памяти, логического мышления; координации речи с движением,
совершенствовать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
Воспитание бережного, заботливого отношения к животным.
Предварительная работа: наблюдение за погодой, беседы о приметах
осени, чтение стихов об осени: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Е.
Трутнева «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А. Плещеев
«Осень наступила», А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад»,
рассматривание картин, просмотр презентаций «Осень в лесу», «Листопад».
Оборудование и материалы: серия сюжетных картин «Как щенок нашел
друзей» (1-4), наборное полотно, листочки с изображением точек, простой
карандаш, магнитофон, игрушка щенок, мяч.
Ход занятия
1. Оргмомент:
чтение ребенком стихотворенияИ. Михайловой «Как обидно»
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой —
Как хорош ты лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул,
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой...
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно!
Листьев нет — лишь ветки видно.
Воспитатель:
- Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (об осени, листопаде).
- Давайте поиграем в игру «Листопад»
2. Игра «Листопад»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
Воспитатель:
- Вот какой красивый букет подарила нам золотая осень!
- Ребята, а какое сейчас время года? (поздняя осень)
- Поздней осенью погода какая? (дождливая, пасмурная, хмурая, ветреная,
прохладная, сырая...)
- Ребята, кто-то спрятался от холода в кучу сухих листьев и скучит, давайте
посмотрим!
Сюрпризный момент: дети достают щенка
Воспитатель:
Дети, щенка зовут «Дружок». Он спешил к нам в детский сад и замерз.
Давайте с ним поиграем и согреем его.
3.Дидактическая игра «Придумай красивые слова»
Щенок (какой?) – пушистый, мокрый, гладкошерстный, умный, ласковый,
маленький, толстый, рыжий, серый, веселый, забавный, промокший,
замерзший, продрогший.
4. Дидактическая игра « Подбери действие».
Щенок (что делает?) – скулит, играет, спит, лает, скулит, кусается, грызет,
лакает, прыгает, бегает.
На первой картинке - мокнет, дрожит, мерзнет.
Воспитатель:
- Дети, Дружок хотел вам рассказать интересную историю, которая с ним
произошла, но все картинки перепутал. Поможем Дружку составить рассказ
по картинкам.
(Дети садятся на стулья).
5. Сообщение темы.
Воспитатель:
- Ребята, сейчас мы будем составлять интересный рассказ по картинкам
«Как щенок нашел друзей». Но для этого нужно правильно расставить
картинки, чтобы было начало рассказа, середина, конец рассказа.
(Дети расставляют картинки в логической последовательности на доске).
6. Вопросы по содержанию картинок.
Воспитатель:
А теперь посмотрите на первую картинку и ответьте вопросы.
-Картинка№1:
Какое время года изображено на этой картинке и почему вы так решили?
Какая стояла погода? (дождливая)
Кто изображен на картине? (грустный, мокрый щенок)
Что делает щенок? (сидит, скулит)
Как вы думаете, почему щенок никуда не уходит?
- Картинка №2
Кого вы видите на картине?
Как одеты девочки и что у них в руках?
Почему девочки остановились около щенка? (жалобно скулил)
Как вы думаете, что решили сделать девочки?
Почему подружки решили забрать щенка?
-Картинка №3:
Кого вы видите на этой картинке?
Где находятся девочки и щенок?
Что он делает?
Какое настроение у подружек?
Как смотрят на щенка девочки? ( с любовью..)
-Картинка №4:
Что делают девочки на этой картине?
А что делает щенок?
Почему он уснул?
Почему девочки решили забрать щенка к себе домой?
7. Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)
Это было……(поздней осенью)
С деревьев облетели….(желтые листья)
Шел сильный…(осенний дождь)
Маленький щенок…(сидит один в парке)
Он сильно…(промок и замерз)
Через парк….( шли девочки)
Подружки увидели….(мокрого грустного щенка)
Они решили…(взять мокрого щенка домой)
Дома девочки…(накормили щенка)
В комнате было…(тихо и уютно)
Довольный щенок…(уснул на коврике)
Подружки сидели на диване…(и любовались щенком)
Они решили…(оставить щенка)
Девочки назвали щенка…(Дружок)
8. Физминутка «Осенний дождь»
Воспитатель:
А сейчас мы отдохнем и поиграем с Дружком в игру «Осенний дождь»
Тучи в небе кружатся;
Плавно покачиваются с ноги на ногу
Что ни шаг, то лужица.
Ходьба на месте с высоким подниманием калений.
День осенний хмуриться,
Руки на поясе, повороты в стороны.
Листопад на улице.
Кружатся на месте.
По дороге стелется,
Желтая метелица.
Легкий бег по кругу.
Дует ветер с высоты,
гнет деревья до земли.
Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам.
(появляется Дружок)
«Гав, гав!» - разбегайтесь по домам!
(Дети убегают на стулья)
9. Составление детьми рассказов по отдельным картинкам.
1 ребенок – начало
2 ребенок – середина
3ебенок – конец
3-4 ребенка по серии картинок целый рассказ
Воспитатель:
- Ребята, а как бы вы по-другому назвали эту историю?
Дружку очень понравились ваши рассказы. Он дарит вам картинки. Когда вы
соедините все точки, то узнаете, что на них изображено. Но сначала поиграем
с пальчиками.
10. Пальчиковая гимнастика
На двери висел замок,
(сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок.
(разжать указательный палец)
Хвостиком вилял,
(двигать указательным пальцем со стороны в сторону)
Ребяток поджидал
.(покачивают мизинцем)
«Гав», «гав»- я не пугаю
Я с ребятами играю (
большой и указательный палец соединяются в кольцо)
11. Упражнение «Соединяем точки»
Воспитатель: Ребята, подойдите к столам и приступайте к выполнению
задания.
(звучит музыка)
- Кто получился у вас на картинке? (щенок)
Дружок дарит вам свой портрет, который вы раскрасите вечером.
13. Анализ детских рассказов.
14. Итог занятия.
Воспитатель:
Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова
запомнили? Как должны люди относиться к животным?
Ребята, Дружок остается жить с вами в группе.