Напоминание

Сказкотерапия как один из методов развивающей работы школы.


Автор: Деликова Марина Антоновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа №572 "Возможности"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотерапия как один из методов развивающей работы школы.
Раздел: среднее образование





Назад




"Литературный опыт" каждого читателя начинается чуть ли не с момента рождения и совершенствуется на протяжении всей жизни. Социальные навыки освоения информации, правила обращения с книгой субъективно преломляются индивидом в процессе становления его как личности. На этой общественно и индивидуально детерминированной основе формируются читательские мотивации, потребности и интересы, особенности понимания литературы, которые определяют и выбор книги, и сложнейшие процессы ее осмысления и оценки. В восприятии информации активную работу выполняет воображение, которое бывает двух видов: воссоздающее и творческое (фантазия). Большую роль играют мелочи - детали произведения, благодаря которым у ребенка возникают новые чувства и социальный опыт, который читатель вносит в отношение к книге и который влияет на его социальное поведение. Эти факторы являются основными в чтении детей. Педагогически целенаправленное воздействие на читателя ребенка опирается на учет возрастных индивидуально-психологиче ских особенностей его личности. Каждому периоду детства присущи свои закономерности чтения, особые проявления читательских качеств: типичные критерии оценок; читательские запросы и их содержание; широта, устойчивость; мотивы обращения к литературе. В педагогике детского чтения выделяются следующие возрастные этапы читательского развития: детский (6-9 лет); переходный от детского к подростковому (10-11 лет); подростковый (12-13 лет); переходный от подросткового к юношескому (14 лет). Дети 6-9 лет составляют своеобразную категорию читателей. Все сложные взаимоотношения ребенка с внешней средой в этом возрасте осуществляются при посредничестве взрослого. Поэтому ребенок свободен в чтении от мотивов непосредственной пользы, этим же объясняется неутилитарный, наивно-игровой характер познания. Общий для этого возраста характер отношения к литературному произведению можно
охарактеризовать как особое, наивное, эмоционально-эстетическое отношение к книге. Начальный период школьного детства (6-7 лет) характеризуется несоответствием между относительно высокими возможностями восприятия произведения и не совершенной техникой чтения. Переход к самостоятельному чтению - трудный этап в читательском развитии детей. На первых порах самостоятельного чтения умственная деятельность ребенка направлена на преодоление трудностей, связанных с техникой чтения. Это служит препятствием к полноценному восприятию и пониманию информации. Скачок от "слушателя" к "читателю" нередко сопровождается как бы утратой непосредственности и живости эмоциональных реакций на книгу. С развитием и закреплением навыков чтения это противоречие, как правило, исчезает. В эмоциональной среде детей 8-9 лет происходят определенные изменения: чувства и переживания становятся сложнее и богаче. Маленький читатель уже может реагировать и осмыслять свои эмоции. В 8-9 лет дети способны смотреть на героев и события, изображенные в книге, не изнутри, а как бы со стороны, поэтому возникают условия для более мотивированного, а значит, и более глубокого оценочного отношения к изображаемому. Однако свое отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму переживаний они чаще выражают одним словом: "нравится"- "не нравится". Это универсальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для данного возраста. 10-11 лет- это переход от детского к подростковому периоду в цикле детского развития. Дети этого возраста уже не столь доверчиво и охотно вступают в общение со взрослыми, хотя взрослый и сохраняет для них авторитет почти во всех вопросах. Перестраиваются психические процессы, начинают активно формироваться аналитическая мыслительная деятельность, способность к определенным обобщениям. Это возраст бурно развивающейся познавательной и общественной активности. Исчезает
неопределенность, аморфность познавательных интересов. Ребят начинают волновать вопросы мироздания, проблемы жизни и смерти, явления человеческой психики. Растет доверие к собственному опыту, свойственно ощущение, что все окружающее уже знакомо, понятно, поэтому особенно сильно начинает проявляться эмоциональная заинтересованность в узнавании нового, в осмыслении фактов и явлений действительности. Это возраст возникновения интеллектуальной и эмоциональной готовности к самостоятельному чтению и восприятию научно-познавательной литературы. Для читателя характерен более высокий, чем в других периодах подросткового детства, интерес к фабуле, к тайнам, напряженным ситуациям, к неожиданностям. Читая книги, доступные его возрасту, он уже может понять и почувствовать позицию автора. В соответствии с особенностями возраста круг интересов у подростков очень широк, они \ восприимчивы почти ко всем новым явлениям. На каждой возрастной ступени развития ребенка складывается определенный психо-физиологический уровень, от которого во многом зависят структура и функциональные возможности будущей личности. Из "естественного нечитателя" ребенок может превратиться в функционально неграмотного человека, не способного критически воспринимать информацию и применять ее в практической деятельности. Исследования психологов и психиатров показывают, что взаимоотношения ребенка с окружающими людьми в первые годы жизни имеют чрезвычайно важное значение для его дальнейшего личностного развития и психического здоровья. Ведущую роль в психическом развитии и становлении детской личности играет обучение в широком смысле этого слова, которое заключается в усвоении общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.
Социальное развитие детей по-настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослыми. От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. В свою очередь это оказывает влияние на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками. Целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует понимания его индивидуальных особенностей, общего психофизического развития, условий жизни, воспитания в семье, а также знания его интересов и увлечений. Общее содержание библио-социальных методов работы сводится к оказанию поддержки с целью снижения социальной напряженности, мобилизации внутренних жизненных сил на преодоление каких-либо препятствий, исключения нерациональных форм поведения, снижения групповой и индивидуальной конфликтности. Работа с такой достаточно сложной группой читателей, как семья, потребует совокупности новых знаний, так как при общении с семьей предстоит иметь дело как с различными членами семьи, отличающимися друг от друга по возрастным, половым, индивидуально-психологическим качествам, так и с определенной общностью, которую представляет собой каждая семья, и которая, в свою очередь, не похожа на другую. Единственно возможным средством взаимодействия становится диалог, двусторонней или многосторонний, все участники которого выступают равноправными партнерами. Если взрослые и дети в семье интересны друг другу, не будет возникать проблем, до которого часа можно гулять вечером; почему взрослые могут командовать; имеют ли они право наказывать детей, читать их личные дневники.
Помочь детям и родителям лучше понять друг друга может педагог. Психологическая помощь, связанная с коррекцией детско-родительских отношений, может осуществляться в индивидуальной и групповой форме и включать следующие направления работы: 1. повышение социально-психологической компетентности родителей; 2. обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций; 3. согласование требований, предъявляемых родителями ребёнку; 4. коррекция стиля родительского воспитания. В рамках данных направлений возможно обсуждение специально подобранных книг, как правило, научно-популярного характера, посвященных проблемам семейного воспитания и детско-родительских отношений. Эта работа особенно актуальна с родителями детей, имеющих проблемы в развитии. Список литературы Акимова М.К.,. Козлова В. Т. Психологическая кoppeкция умственного развития школьников.- «Академия», М:, 2002г. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Практикум по сказкотерапии. – «Речь», Петербург:,2002г . Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами развитии. – «Академия», М:, 2002г.


В раздел образования