Сказкотерапия как один из методов развивающей работы школы.
Автор: Деликова Марина Антоновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа №572 "Возможности" Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: Сказкотерапия как один из методов развивающей работы школы. Раздел: среднее образование
"Литературный опыт" каждого читателя начинается чуть ли не с момента
рождения
и
совершенствуется
на
протяжении
всей
жизни.
Социальные
навыки освоения информации, правила обращения с книгой субъективно
преломляются индивидом в процессе становления его как личности. На этой
общественно
и
индивидуально
детерминированной
основе
формируются
читательские мотивации, потребности и интересы, особенности понимания
литературы, которые определяют и выбор книги, и сложнейшие процессы ее
осмысления
и
оценки.
В
восприятии
информации
активную
работу
выполняет
воображение,
которое
бывает
двух
видов:
воссоздающее
и
творческое (фантазия). Большую роль играют мелочи - детали произведения,
благодаря которым у ребенка возникают новые чувства и социальный опыт,
который читатель вносит в отношение к книге и который влияет на его
социальное поведение. Эти факторы являются основными в чтении детей.
Педагогически
целенаправленное
воздействие
на
читателя
ребенка
опирается
на
учет
возрастных
индивидуально-психологиче ских
особенностей
его
личности.
Каждому
периоду
детства
присущи
свои
закономерности чтения, особые проявления читательских качеств: типичные
критерии
оценок;
читательские
запросы
и
их
содержание;
широта,
устойчивость;
мотивы
обращения
к
литературе.
В
педагогике
детского
чтения выделяются следующие возрастные этапы читательского развития:
детский (6-9 лет); переходный от детского к подростковому (10-11 лет);
подростковый (12-13 лет); переходный от подросткового к юношескому (14
лет).
Дети 6-9 лет составляют своеобразную категорию читателей. Все сложные
взаимоотношения
ребенка
с
внешней
средой
в
этом
возрасте
осуществляются при посредничестве взрослого. Поэтому ребенок свободен в
чтении
от
мотивов
непосредственной
пользы,
этим
же
объясняется
неутилитарный,
наивно-игровой
характер
познания.
Общий
для
этого
возраста
характер
отношения
к
литературному
произведению
можно
охарактеризовать
как
особое,
наивное,
эмоционально-эстетическое
отношение к книге.
Начальный
период
школьного
детства
(6-7
лет)
характеризуется
несоответствием между относительно высокими возможностями восприятия
произведения
и
не совершенной
техникой
чтения.
Переход
к
самостоятельному чтению - трудный этап в читательском развитии детей. На
первых порах самостоятельного чтения умственная деятельность ребенка
направлена на преодоление трудностей, связанных с техникой чтения. Это
служит
препятствием
к
полноценному
восприятию
и
пониманию
информации. Скачок от "слушателя" к "читателю" нередко сопровождается
как бы утратой непосредственности и живости эмоциональных реакций на
книгу. С развитием и закреплением навыков чтения это противоречие, как
правило, исчезает.
В эмоциональной среде детей 8-9 лет происходят определенные изменения:
чувства и переживания становятся сложнее и богаче. Маленький читатель
уже может реагировать и осмыслять свои эмоции. В 8-9 лет дети способны
смотреть на героев и события, изображенные в книге, не изнутри, а как бы со
стороны, поэтому возникают условия для более мотивированного, а значит,
и более глубокого оценочного отношения к изображаемому. Однако свое
отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю
гамму переживаний они чаще выражают одним словом: "нравится"- "не
нравится".
Это
универсальный
критерий
отношения
к
прочитанному
характерен именно для данного возраста.
10-11 лет- это
переход от детского к подростковому периоду в цикле
детского развития. Дети этого возраста уже не столь доверчиво и охотно
вступают в общение со взрослыми, хотя взрослый и сохраняет для них
авторитет почти во всех вопросах. Перестраиваются психические процессы,
начинают
активно
формироваться
аналитическая
мыслительная
деятельность, способность к определенным обобщениям. Это возраст бурно
развивающейся
познавательной
и
общественной
активности.
Исчезает
неопределенность, аморфность познавательных интересов. Ребят начинают
волновать
вопросы
мироздания,
проблемы
жизни
и
смерти,
явления
человеческой психики. Растет доверие к собственному опыту, свойственно
ощущение, что все окружающее уже знакомо, понятно, поэтому особенно
сильно
начинает
проявляться
эмоциональная
заинтересованность
в
узнавании нового, в осмыслении фактов и явлений действительности. Это
возраст
возникновения
интеллектуальной
и
эмоциональной
готовности
к
самостоятельному чтению и восприятию научно-познавательной литературы.
Для
читателя
характерен
более
высокий,
чем
в
других
периодах
подросткового детства, интерес к фабуле, к тайнам, напряженным ситуациям,
к неожиданностям. Читая книги, доступные его возрасту, он уже может
понять и почувствовать позицию автора. В соответствии с особенностями
возраста круг интересов у подростков очень широк, они \ восприимчивы
почти ко всем новым явлениям.
На
каждой
возрастной
ступени
развития
ребенка
складывается
определенный
психо-физиологический
уровень,
от
которого
во
многом
зависят структура и функциональные возможности будущей личности. Из
"естественного нечитателя" ребенок может превратиться в функционально
неграмотного
человека,
не
способного
критически
воспринимать
информацию и применять ее в практической деятельности.
Исследования психологов и психиатров показывают, что взаимоотношения
ребенка с окружающими людьми в первые годы жизни имеют чрезвычайно
важное значение для его дальнейшего личностного развития и психического
здоровья. Ведущую роль в психическом развитии и становлении детской
личности
играет
обучение
в
широком
смысле
этого
слова,
которое
заключается
в
усвоении
общественного
опыта,
накопленного
предшествующими
поколениями,
в
овладении
материальной
и
духовной
культурой, созданной человечеством.
Социальное развитие детей по-настоящему может осуществляться лишь в
эмоциональном
контакте
со
взрослыми.
От
качества
общения
зависят
полноценное
развитие
ребенка
и
его
положительное
эмоциональное
самочувствие среди близких в семье. В свою очередь это оказывает влияние
на
развитие
положительных
взаимоотношений
со
сверстниками.
Целенаправленное
формирование
внутреннего
мира
ребенка
требует
понимания
его
индивидуальных
особенностей,
общего
психофизического
развития, условий жизни, воспитания в семье, а также знания его интересов
и увлечений.
Общее
содержание
библио-социальных
методов
работы
сводится
к
оказанию
поддержки
с
целью
снижения
социальной
напряженности,
мобилизации
внутренних
жизненных
сил
на
преодоление
каких-либо
препятствий,
исключения
нерациональных
форм
поведения,
снижения
групповой и индивидуальной конфликтности.
Работа с такой достаточно сложной группой читателей, как семья,
потребует
совокупности
новых
знаний,
так
как
при
общении
с
семьей
предстоит иметь дело как с различными членами семьи, отличающимися
друг от друга по возрастным, половым, индивидуально-психологическим
качествам, так и с определенной общностью, которую представляет собой
каждая семья, и которая, в свою очередь, не похожа на другую. Единственно
возможным средством взаимодействия становится диалог, двусторонней или
многосторонний,
все
участники
которого
выступают
равноправными
партнерами.
Если взрослые и дети в семье интересны друг другу, не будет возникать
проблем, до которого часа можно гулять вечером; почему взрослые могут
командовать;
имеют
ли
они
право
наказывать
детей,
читать
их
личные
дневники.
Помочь детям и родителям лучше понять друг друга может педагог.
Психологическая
помощь,
связанная
с
коррекцией
детско-родительских
отношений, может осуществляться в индивидуальной и групповой форме и
включать следующие направления работы:
1. повышение социально-психологической компетентности родителей;
2.
обучение
родителей
навыкам
общения,
разрешения
конфликтных
ситуаций;
3. согласование требований, предъявляемых родителями ребёнку;
4. коррекция стиля родительского воспитания.
В
рамках
данных
направлений
возможно
обсуждение
специально
подобранных
книг,
как
правило,
научно-популярного
характера,
посвященных
проблемам
семейного
воспитания
и
детско-родительских
отношений. Эта работа особенно актуальна с родителями детей, имеющих
проблемы в развитии.
Список литературы
Акимова М.К.,. Козлова В. Т. Психологическая кoppeкция умственного
развития школьников.- «Академия», М:, 2002г.
Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д.Практикум
по
сказкотерапии.
–
«Речь»,
Петербург:,2002г
.
Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной
психологической помощи детям с проблемами развитии. – «Академия», М:,
2002г.