Напоминание

Сотрудничество ученика и учителя как важная составляющая современного обучения


Автор: Федорова Светлана Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 8"
Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сотрудничество ученика и учителя как важная составляющая современного обучения
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА Публикация на тему: «Сотрудничество ученика и учителя как важная составляющая современного обучения» Автор: Федорова Светлана Сергеевна Смоленск 2016
Содержание: 1. Пояснительная записка………………………………………………………………3 2. Понятие сотрудничества ученика и учителя…………………………….…………4 3. Организаторская функция учителя………………………………………………….5 4. Заключение……………………………………………………………………………7
1. Пояснительная записка Учитель и ученик, взаимодействуя между собой в учебном пространстве, должны строить своё взаимодействие на принципе сотрудничества. Целью обучения школьников является достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Важной особенностью является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребёнка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно-ориентированным, развивающим. Не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается он в классе «сильным» или «слабым». Здесь нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый предмет вносит свою лепту в общее развитие ребёнка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь.
2. Понятие сотрудничества ученика и учителя Сотрудничество ученика и учителя можно охарактеризовать как совместную деятельность в ходе образовательного процесса, направленную на усвоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению. При этом в деятельности и общении детей и педагогов должны культивироваться самоуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. Ребенок жадно усваивает житейский опыт значимых людей, и педагога в том числе, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни. В то же время впервые подросток начинает сам искать художественные и научные знания. Учитель вместе с детьми, а не над ними. Все превосходство учителя не в возрасте, не в особых правах и власти над детьми, а в жизненном опыте, в знаниях и эрудиции, в честно заработанном нравственном авторитете. Миссия учителя - возбудить любопытство, самодеятельность и самообразование. В этих условиях формируются действенные знания и происходит личностное развитие: нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, волевое. Диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие. Таким образом, можно сказать, что сотрудничество педагога и учащегося – это одновременно и совместная деятельность и организационная система активности субъектов взаимодействия, для которой свойственны: 1) пространственное и временное соприсутствие, 2) единство целей, 3) организация и управление деятельностью, 4) разделение функций, действий, операций, 5) наличие позитивных межличностных отношений. 3. Организаторская функция учителя Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с
формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни школы и самих школьников. Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга. Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления. Нас порадовало, что у ребят правильное восприятие модели класса. Наша группа посетила занятия актива школы, побывала на Совете Президентов классов, провела диагностику уровня удовлетворенности обучающихся образовательным процессом и, пообщавшись с детьми и активами класса, мы пришли к следующему выводу. Нет в современной педагогической практике понятия более популярного и менее отрефлексированного, чем «индивидуальный подход». Более или менее ясно только самое основное и общее: индивидуальный подход в обучении — это учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Детей не только волнует воспитательный компонент, но и отношения, в которые они вступают с педагогом при организации мероприятий. Активам классов было предложено ответить на вопрос: «Чего дети хотят от школы?», им нужно было продумать и внести предложения по улучшению жизни школы, сделать школу вторым домом. Ребятами было предложено следующее: 1) создать комнату психологической разгрузки (с мягкими удобными креслами) 2) в школе нужно больше устраивать дебатов 3) больше кружков и секций 4) было бы неплохо обустроить пришкольную территорию, сделать мини-сквер, поставить скамейки, чтобы можно было весной или осенью выйти погулять, расслабиться на больших переменах, подышать воздухом. Если нужно будет ухаживать за этим мини-сквером, мы были бы на это согласны, устроили бы дежурство 5) ребята предлагают организовать работу школьного радио, чтобы на переменах звучала музыка, школьные новости, объявлялись победители различных спортивных соревнований и предметных олимпиад и конкурсов
4. Заключение Рекомендации для учителей и классных руководителей:
1. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися. 2. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики. 3. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, - одно из важнейших требований этики настоящего учителя. 4. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. 5. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование. 6. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. 7. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это противоречит нормам общечеловеческой морали.


В раздел образования