Напоминание

Деятельностная методика формирования навыков работы с терминами и понятиями на уроках истории и обществознания


Автор: Хисматуллина Айгуль Талгатовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 35"
Населённый пункт: г.Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Деятельностная методика формирования навыков работы с терминами и понятиями на уроках истории и обществознания
Раздел: полное образование





Назад




Деятельностная методика формирования навыков работы с терминами и понятиями на уроке истории и обществознания Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа с понятиями, так как без их знания и осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. Особенно актуальна эта проблема усвоения учащимися специальных терминов в преподавании истории и обществознания. Эту задачу усложняют следующие обстоятельства: - большое количество понятий, предлагаемых для запоминания -многие термины используются достаточно редко, часто даже в следующем учебном году -небольшой словарный запас у большинства учащихся Само слово «термин» обозначает слова и словосочетания, обозначающие как конкретные предметы, так и абстрактные понятия. По мнению Стоунса ( «Психопедагогика») «обучение понятиям- первейшее дело, касающееся всех учителей», а «цель формирования большинства научных понятий состоит в том , чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности- распознавать явления, сопоставлять их» Плохое усвоение терминов на уроке создает ряд проблем. Очень часто ученики бывают терминологически неграмотными как то:нежелание работать с терминами, непонимание их значения, часто в учебнике термин слишком сложно формулируется. Часть учащихся плохо понимает рассказ и объяснение преподавателя так как их владение историческими и обществоведческими терминами , крайне низок. Поэтому для учителя очень важно работать в русле формирования мотивации к овладению специальной терминологией, так как не понимая термины учащиеся теряют интерес к предмету в целом , не работают активно на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа. Уже в первый год изучения истории России встречаются такие термины как община, купа, изгой, каганат. Часто из-за нехватки времени не всегда учитель поясняет их значения. Так же еще одной причиной слабого знания терминологии является то, что знания о терминах, полученных учащимися в первые годы изучения истории, довольно быстро утрачиваются , хотя их знание необходимо в более старших классах. Причиной того, что учащийся утрачивает знания терминов в том, он не имеет достаточной мотивации для глубокого усвоения исторической терминологии. Приобретенные знания не были своевременно введены на научной основе в его терминологический арсенал , что и привело к их естественному выпадению из памяти вообще.
Таким образом, знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется над предшествующем, нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знаний определяющих его терминов. Кроме тог , работа над понятиями должна быть организована так , чтобы выполнять задачи развития мышления, тем более, что мышление человека понятийно. Рассмотрим приемы формирования понятий. Основными логическими приемами , формирующими навыки мыслительной деятельности , являются , как известно, Анализ(мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства ); Синтез(мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков , полученных в процессе анализа); Сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам); Обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии). С учетом сказанного могут быть выделены некоторые приемы педагогической технологии работы с понятиями. Очевидно, что лежащие в их основе логические приемы применяются при этом с учетом целей обучения и особенностей конкретного вида деятельности. Вот как может быть организована работа над понятием «государство» Первый шаг. Предложим учащимся назвать по одному –два слова , которые бы определяли понятие «государство», и мы получим список определяющих слов и словосочетаний: народ, население, люди, флаг, герб, гимн, земля, территория, власть , закон, управление, казна, собственность , независимость , суверенитет. Второй шаг. Попросим выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки, те есть такие без которых не может существовать понятие. Это будут определяющие признаки: территория, население, управление, власть , суверенитет. Третий шаг. Существенные и необходимые признаки синтезируем в определенное понятие «государство».Государство- это общественная система , создаваемая для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью. На основе изучаемых фактов в сознании учащихся формируется конкретные представления , складывается определенная система понятий. Исторические понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий. Процесс формирования понятий протекает эффективнее, если выделенные учителем
типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятия. Подростки легче усваивают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно. Лишь в дальнейшем они передают их содержание в более обобщенной форме. Психологи доказали, что понятия могут усваиваться только в определенной последовательности: -от наглядных представлений к первоначальным понятиям; -от менее сложных к более сложным; -от понятий, допускающих широкую конкретизацию с помощью наглядного материала, -к понятиям , которые могут быть конкретизированы только через другие понятия. В начальной школе представления формируются эмпирически, на основе иллюстраций. Например, рисование плуга в тетради. Понятие орудия труда начинает формироваться в средней школе. Дается простейшее определение понятия : это знания о сущности предмета. Учитель предлагает определить признаки определяемого понятия, его составные части. Таким образом, понятия, усваиваемые в начале обучения, являются первичными и находятся в тесной связи с представлениями. В 7-8 классах начинается переход от преимущественного конкретного наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому. Для определения понятия важно отобрать существенные признаки, иначе предмет перестанет быть самим собой. Важно из множества признаков выделять наиболее существенные. Рекомендации ученикам памятки по определению понятий. 1. Найди общее понятие 2. Установи отличительный признак 3. Составь из этих элементов формулировку определения. В старших классах нужно начинать формирование наиболее сложных исторических понятий с привыканием к ним учеников. Учитель вводит понятия в объяснения , не требуя запоминания , часто употребляет их – это дает успех в освоении понятий. Если в начале ученики лишь воспроизводят образцы деятельности учителя по оперированию понятиями , то в дальнейшем на основе обобщения выделяют существенные признаки понятий , дают свои определения. Формируемые понятия находят свое выражение в словах терминах. Работа с понятиями может стать более продуктивной если педагог будет использовать алгоритм, предложенный Стоунсом. Обучение понятиям по его мнению состоит из трех фаз. А- предактивная (подготовительная)фаза, где осуществляется анализ предстоящего урока с точки зрения задач обучения, устанавливаются ключевые аспекты, соподчиненность понятий, приводятся конкретные примеры- оцениваются предшествующие знанияучащихся; В-фаза активного взаимодействия с учащимися для обучения их намеченному понятию. Она состоит из следующих действий: дается предварительное представление о характере нового научения;
объясняется термин, используемый для обозначения нового понятия, раскрываются его признаки; раннее усвоенные понятия связываются с вновь усваемыми; для облегчения идентификации приводится серия упрощенных примеров с несколькими признаками; для того чтобы ученики легко различили существенные и несущественные признаки, характерные особенности первых усиливаются , на них делается акцент; для различения существенных и несущественных признаков приводятся примеры объектов, не относящихся к усваиваемым понятиям; учащиеся поощряются к объяснению понятий своими словами. С- фаза оценки результатов обучения. Она предполагает предъявление ученикам новых примеров, с тем чтобы те указали, какие из них являются вновь усвоенными понятиями, а какие нет. Каковы же методы освоения учащимися терминологий? Традиционно учащимся, попавшим в ситуацию терминологического затруднения рекомендуют обращаться к словарям и энциклопедиям. Но здесь тоже трудности, так как многие определения терминов часто даются без выделения основополагающих признаков, грешат многословием , запутанностью. В такой ситуации у учеников происходит внутреннее психологическое отторжение. Так в учебнике обществознания Кравченко А.И. дается 4 варианта определения термина «цивилизация» 1. Историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству»; 2.Высший этап развития человечества; 3.Культурно-географическое образование, например, восточная, западная и т.д. 4.Глобальная цивилизация, охватывающая планету. Ученик не в состоянии самостоятельно понять и осознать эти термины, следовательно , необходимо подробное разъяснение учителя. Но и в этом случае осмысленное изучение термина крайне затруднено. Первый метод предполагает трехэтапный алгоритм работы: 1. Вычленение существенных признаков из определения термина: некий этап в развитии человечества 2. Подбор сходных, родственных терминов для анализа: этап, эпоха, уровень развития общества. 3. Приведение конкретных примеров, характеризующих термин: мусульманская цивилизация. В некоторых случаях можно использовать литературный прием .Например, «монархия»-«республика»-это антонимы, а «самодержавная власть» и «абсолютная»- это синонимы . Понятия можно сравнивать, то есть находить общее и различное. Реформы и революции, монархия и республика, ислам и христианство. Работа учеников с индивидуальными карточками -раскрыть значение терминов -записать определения по которым ученик должен определить термин
-выписываются несколько терминов и ученик должен распределить их по темам. -на карточке написано название темы, а ученик должен сам вспомнить и написать значение терминов по этой теме  Терминологические тесты. Все вопросы в них – это значения терминов, из предложенных вариантов ученик должен выбрать правильный ответ. Такие тесты можно использовать как для закрепления, так и для повторения материала. В младших классах для формирования навыков работы с терминами и понятиями можно использовать игровые технологии, активизирует процесс познания и прививает интерес к предмету. Использую как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Формы различны: -историческая зарядка (учитель называет термины, ученик объясняют) -историческая цепочка (один ученик называет термин, другой объясняет) -терминологический диктант -четвертый лишний. Дается ряд определений, надо найти лишний и объяснить почему. Трагедия, комедия, театр, монархия -составить кроссворд из терминов -словарное лото ( на одной стороне доски –термины, на другой –их определения и надо соединить их стрелочками) -аукцион (кто назовет больше терминов по какой либо теме, побеждает тот кто знает больше терминов и произносит термин последним) -историческая путаница (в тексте надо найти ошибочные употребления терминов). Раздаю кружочки разных цветов: «красный»-отлично, зеленый –«хорошо», голубой- «ответ не полный». Приведенные приемы не исчерпывают всех возможностей учителя в этом направлении, но их достоинство в том, что они достаточно просты в применении, и в тоже время позволяют рассчитывать на результат.


В раздел образования