Автор: Идрисова Галима Саитгареевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОБУ СОШ №2 с. Инзер Населённый пункт: Республика Башкортостан Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок доброты Раздел: полное образование
Открытый классный час: «Урок доброты» .
Цель:
Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых
поступках и расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;
Задачи классного часа:
учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;
развивать творческие возможности детей.
Средства обучения:
Компьютер, интерактивная доска.
Ход классного часа:
Слайд 1
Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому
обращаемся добра и радости. Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди
пытаются ответить на этот вопрос, сегодня и мы с вами попробуем ответить на них.
Слайд 2
В жизни по-разному можно жить
Можно в беде, а можно в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Стихи о доброте читает Якшидавлетова Лейсян.
Слайд 3
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:
« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро
другим».
А давайте обсудим с вами человеческие качества, как вы их понимаете:
{
Добродушный – добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
{
Доброжелательный – желающий добра, готовый содействовать благополучию других,
благожелательный.
{
Добронравный – отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом.
{
Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.
{
Добросовестный – честно выполняющий свои обязательства, обязанности.
Слайд 4
Вопросы и задания для беседы:
Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Вот как будет
выглядеть это дерево через 15 лет. Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву
вырасти. (Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)
Слайд 5.
Ребята, кто нибудь сможет нам обяснить смысл пословицы «Даром ни одно доброе
дело не пропадает».
Слайд 6 – 14
А сейчас, мы с вами послушаем сказку, о том что «Даром ни одно доброе
дело не пропадает».
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера
работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у
крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком
рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, -думает
крестьянин, -пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день,
все в поле ходит, на небо посматривает -не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые
капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы
помочь ему.
- Так-то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая
ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу
беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я
теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек, и принялись толковать о том, как
обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! И я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски
богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и
семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
Слайд 15
Вопросы к сказке:
• Почему капелька пожалела крестьянина?
• Какими качествами должен обладать хороший земледелец?
• Какой была туча -мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток?
Для того что бы узнать добрые ли мы, проведем тестирование, пока вы честно
отвечаете на предложенные вам вопросы послушаем песню «Дорога добра» в
исполнении девочек.
Слайд 16
Тест: «Добрый ли я»
Вопросы теста:
1.
У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки
друзьям или родным?
2.
Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями.
Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3.
Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему
поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4.
Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5.
Часто ли ты используешь злые шутки?
6.
Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7.
Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя
совершенно не интересует?
8.
С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9.
Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого
человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои
обязанности?
12. Станешь ли ты передразнивать кого – то, чтобы развеселить своих друзей?
Ключ к тесту :
Да: №1,3,4,7,11 – 1 балл;
Нет: №2,5,6,8,9,10,12 – 1 балл.
Результаты теста:
Больше 8 очков: Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У
тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять
твоей добротой.
От 4 до 8: Твоя доброта – вопрос случая – добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на
все. Но старайся быть ровным с каждым и со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков: Тебе предстоит сложная работа над собой.
Слайд 17.
Чья доброта помогает расти вам ?
(Доброта родителей, бабушек и дедушек, учителей, друзей и подружек и т.д.)
Слайд 18.
Ребята, вы знаете пословицы и поговорки о добре. Вот например: «Доброе дело, что дождь
в засуху».
Слайд 19.
Творческое задание «Дерево Добрых дел».
Вспоминайте о добрых делах сделанных вами, а потом берите сердечки, напишите на них
те добрые дела, которые вы сделали или собираетесь сделать в ближайшее время, а затем
приклейти ваши сердечки на дерево.
В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вы сделали или
собираетесь сделать.
Таким образом, мы «посадим» свое Дерево Добрых дел и время от времени будем
добавлять к нему новые сердечки – плоды нашего дерева.
Пока , ребята работают послушаем песню «Солнышко лучистое» в исполнении наших
девочек.
Слайд 20.
Мне хотелось бы, процитировать известного педагога Шалвы Александровича
Амонашвили о доброте:
Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом- Твори
добро.
Сегодняшний классный час, завершается стихотворением «Будьте, людьми» читает
Андронова Диана.
Спасибо, всем за внимание!