Напоминание

Проблемы медиации


Автор: Кулаева Кристина Алексндровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБ ПОУ Моздокский механико-технологический техникум
Населённый пункт: РСО-Алания, г.Моздок
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы медиации
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки РСО-Алания ГБ ПОУ «Моздокский механико-технологический техникум»
Публикация

На тему:

«Проблемы медиации»
Подготовила: Кулаева Кристина Александровна
2016 г.
1
Медиация – относительно новое явление в российской правовой действительности, которое в своем развитии прошло путь длиною в двадцать лет. И поскольку этот путь отличается целым рядом особенностей, он требует осмысления на теоретико-правовом уровне. Само понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» – посредничать, и сегодня оно обозначает переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор с максимальной выгодой для себя. Медиация может рассматриваться как в качестве социального, так и правового института. Как социальный институт медиация вырастает из объективной потребности во вспомогательной для правосудия системе, которая позволила бы разгрузить судебную систему и обеспечить ее эффективное функционирование. Медиация эффективна в случаях, когда стороны не могут договориться самостоятельно, находятся в тупике или не разговаривают друг с другом. Техника семейной медиации помогает сторонам конфликта устранить разногласия и добровольно сотрудничать для принятия осознанного решения проблем, связанных с расставанием, разводом, детьми, а также по финансовым или имущественным вопросам. Медиатор как нейтральный посредник не заинтересован в каком-то определенном исходе конфликта. Он заинтересован в том, чтобы учитывались интересы каждого участника процесса, и обязательно – детей. Поэтому решение, найденное в процессе семейной медиации, удовлетворяет потребности всех сторон конфликта. 7 июля 2010 года Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»(далее для краткости - Закон о 2
медиации), вступающий в силу с 1 января 2011 года. Его основные положения сводятся к следующему: Закон вводит в российскую правовую систему понятие «медиации» как способа урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Законом определена сфера применения процедуры медиации - споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споры, возникающие из трудовых и семейных правоотношений. Существенный блок норм Закона о медиации посвящен закреплению порядка и правовых последствий использования процедуры медиации участниками спора. Наконец, в законе заложены правовые основы деятельности медиаторов как особых участников нового для российского права института разрешения споров. Анализ правотворческой деятельности в направлении создания и закрепления института медиации, которая предшествовала принятию Закона о медиации, позволяет сделать вывод о том, что главной целью этой деятельности являлось создание удобного и быстрого механизма разрешения споров, возникающих между субъектами общественных отношений, который бы отличался гибкостью и гарантировал исполняемость решений, принятых в ходе применения процедуры медиации. Другой важной целью деятельности по формированию в России института медиации являлось создание альтернативы судебной процедуре разрешения споров, что способствовало бы снижению нагрузки на суды, экономии бюджетных средств и издержек, связанных с разрешением споров, совершенствованию правовой системы и повышению качества правосудия. 3
К преимуществам медиации можно отнести принципы, на которых она построена и которые помогают защитить интересы участников. 1. Добровольное участие сторон Только желание всех участников конфликта разрешить сложившуюся ситуацию приведет к выработке решения. Все участники процесса имеют право выйти из медиации на любом этапе. 2. Нейтральность медиатора Медиатор независим, поэтому он заинтересован в достижении цели, в максимальном удовлетворении интересов каждого, а не в победе одной из сторон. 3. Конфиденциальность процесса Медиация – процесс абсолютно конфиденциальный. Все, о чем идет речь во время медиации, остается между участниками. Присутствуют лишь медиаторы и стороны конфликта, без участия других посторонних людей. Медиаторы и стороны обязуются не разглашать информацию третьим лицам. 4. Самоопределение сторон Стороны самостоятельно принимают решение, взаимоприемлемое для всех участников конфликта. Механизм медиации Даже в ситуациях, когда люди не могут спокойно разговаривать друг с другом, или вообще не разговаривают, когда они находятся в тупике и не видят путей выхода из сложившейся ситуации, даже тогда, благодаря медиации, решение может быть найдено. Каким же образом достигается такой результат? Семейные медиаторы работают в паре. Конфликтующие стороны могут общаться не напрямую, а через медиаторов. Это позволяет им выразить свои чувства и потребности, выяснить истинные интересы другой стороны. В ходе такого общения они начинают понимать поступки и чувства другого, и в результате – стать готовыми для совместной работы над решением своих 4
проблем. Медиация помогает людям осознать, что на данном этапе самое важное – это найти в себе силы жить после конфликта, а для этого необходимо его разрешить. Процесс семейной медиации – это определенное количество проведенных сессий, в результате которых возможно нахождения оптимально-приемлемого решения для всех участников конфликта. В России институт медиации находится на стадии своего становления. С одной стороны, российский законодатель, внедряя в правовую систему РФ новые реалии, имеет возможность обобщить весь накопленный опыт их осуществления в странах зарубежья и не повторять чужих ошибок. С другой стороны, нельзя отрицать своеобразие исторического пути России, который оказывает значительное влияние на становление и развитие в российской среде всех без исключения социальных и правовых институтов, в том числе и института медиации. Передача (посредничество). Этот метод занимает центральное место в медиации. Его цель – донести до другой стороны суть претензии противоположной стороны. На данном этапе важно понимать самому и дать понять сторонам, что медиатор не является посредником для принятия сторон, а лишь выступает в роли посредника в объяснении позиций. Этот метод очень важен, так как если стороны понимают друг друга, то они в состоянии урегулировать конфликт без помощи 3-их лиц. Однако, как утверждают психологи, у человека, который находится в состоянии конфликта, меняется восприятие информации, и зачастую он ведет себя как маленький ребенок. Достучаться до человека – еще один аспект искусства медиатора. В процессе своего исследования я выявила несколько наиболее важных проблем, мешающих развитию и становлению медиации в России и в частности в Северной Осетии. К ним относятся: 5
1) Так как медиация новый институт права в России – она еще не получила должного распространения на всей ее территории. К этому также, можно отнести и низкую правовую культуру населения. Для решения этой задачи в России уже реализуются попытки осмысления правовой природы медиации в юридической литературе, что приведет к ее неминуемому распространению. Так же следует широко интегрировать данный институт права через средства массовой информации, а главное в доступной форме донести до обывателей его пользу и преимущества. Необходимо создавать организации медиаторов, которые будут предоставлять свои услуги гражданам на общественных началах. 2) Отсутствие профессиональных медиаторов. Более того, если дело находится на рассмотрении в суде, а стороны пожелали урегулировать свой спор с применением медиации, то она может проводиться только медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе. Для решения этой проблемы необходимо, чтобы свои первые представления о медиации юрист получал во время обучения в юридическом вузе. В программу обучения включать факультативные курсы для повышения квалификации студентов в данном направлении. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Йеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб.: Типогр. В. Безобразова. 2014 г. 2. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Проспект, 2015 г. 3. Загайнова С.К. Современные проблемы и перспективы развития практической медиации в России / Развитие медиации в России: теория, практика, образование. М.: Инфотропик Медиа; Берлин, 2016 г. 4. Власова Г.Б. Развитие институтов правосудия в условиях современных глобали-зационных процессов. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2015 г. 6
7


В раздел образования