Напоминание

Краткосрочный проект по ОБЖ в старшей группе, посвященный месячнику безопасности


Автор: Познякова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Радуга"
Населённый пункт: посёлок Тазовский, Тазовский район
Наименование материала: проект
Тема: Краткосрочный проект по ОБЖ в старшей группе, посвященный месячнику безопасности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Радуга»
Краткосрочный проект по ОБЖ

в старшей группе, посвященный

месячнику безопасности

воспитатель: Познякова И.П.

п.Тазовский, 2016г


Пояснительная записка
Образовательная программа МБДОУ детского сада «Радуга» является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность.
Актуальность
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ. Усвоение социальной действительности ребёнком - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения. Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травма безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах: Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. Но возможно - всё избежать, А где надо – на помощь позвать. Т.Г. Хромцов
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома. Именно поэтому изучение ОБЖ актуально в современном дошкольном образовании. Содержание направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: -развитие игровой деятельности детей; -приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); -формирование положительного отношения к себе; -формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Участники проекта:
дети старшей группы, родители, воспитатели.
Задачи работы по ОБЖ с детьми 5-6 лет.
-Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности: - Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров. -Активизировать знания о:
- сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части. - об опасностях при контактах с животными. - об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми. - о микробах и вирусах. - о бытовых опасностях. - о взаимосвязи и взаимодействии в природе. Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях. Данная проблема позволила определить цель.
Цель:
 Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.  Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.  Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Планируемые результаты:
1. Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми. 2. Развитие основ экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе.
3. Развитие представлений о строении человеческого организма и формирование ценностей здорового образа жизни. 4. Формирование представлений о безопасном поведении во дворе, на улице, в общественном транспорте.
1 неделя –

«Пожарная безопасность»

Мероприятия

Программное содержание
Понедельник Беседа «Профессия пожарный» Расширять представления детей о профессии пожарных, воспитывать уважение к труду пожарных, развивать речь. Чтение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» (Чтение художественной литературы) Продолжать знакомить детей с художественной литературой, учить понимать сюжет произведения, давать оценку поступкам героя. Дидактическая игра «Если возник пожар» Закреплять знания детей о пожаре и правила безопасного поведения с огнем.
Вторник Рассматривание иллюстраций «Пожар и его последствия» Развивать внимание, речь; учить видеть причинно-следственные связи, слушать друг друга не перебивая; воспитывать бережное отношение к окружающему, чувство самосохранения. Рисование на тему «Лесной пожар» Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных; объяснить, как лесные пожары влияют на жизнь зверей. Заучивание стихотворения Л. Куклина «Пожарный» П р о д о л ж а т ь з н а ко м и т ь д е т е й с художественной литературой по пожарной безопасности, воспитывать уважение к труду пожарных, развивать чувство само сохранения, память, р еч е ву ю активность. Среда Дидактическая игра «Собери картинку» Развивать зрительное во с п ри я т и е , внимание, логиче ское м ы ш л ен и е; уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни.
Чтение произведения Л. Толстого «Пожарные собаки». Лепка «Собака» Познакомить с произведением Л. Толстого, развивать связную речь, воспитывать внимательность, любовь к художественной литературе; учить лепить фигуру собаки из целого куска, развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к труду пожарных собак. Экскурсия в Пожарную часть Знакомство детей с нелегким трудом пожарной бригады. Активизировать знания детей о правилах противопожарной безопасности: что делать, чтобы предотвратить пожар? Куда звонить при пожаре? Что делать в случаи пожара? Четверг Беседа «Пожар в доме» Обобщить знания детей о правилах поведения на пожаре и его последствиях. Сюжетно-ролевая игра «Мы - пожарные» Познакомить детей с правилами пожарной безопасности; способствовать развитию осмотрительности и о сторожно сти; развивать навыки общения в игре, формировать конкретные представления о строительстве; воспитывать желание оказывать помощь другим.
Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре» Научить детей находить предмет, который может пригодиться при тушении пожара пожарному. Объяснить свой выбор. Развивать логическое мышление. Пятница Инсценировка произведения С. Маршака «Кошкин дом» Развивать артистизм, активизировать речь, воспитывать любовь к художественной литературе. Беседа «Эта спичка невеличка» Довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если они попадут в неумелые руки невнимательного, безответственного человека, познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички. Итоговое мероприятие «Юный пожарный» Формировать у детей понятие «пожарная безопасность», закрепить знания о причинах возникновения п ож а р а ; формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной
профессии; активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости.
2 неделя –

«Безопасность на улице»

Мероприятия

Цели
Понедельник Беседа «Знаешь ли ты правила дорожного движения» Развивать диалогическую речь детей, закреплять и расширять знания детей о п р а в и л а х д о р о ж н о г о д в и ж е н и я , воспитывать дружелюбие. Целевая прогулка за территорию детского сада Закреплять необходимость соблюдать правила дорожного движения. П/и «Цветные автомобили» Развивать двигательную активность детей.
Вторник Сюжетно-дидактическая игра «Нам на улице не страшно» Чтение рассказа М.Ильина «Машины на нашей улице» Учить решать на модели дорожные ситуации прогнозировать свое поведение в тех или иных о б с тоя т е л ь с т ва х , в о с п и т ы в ат ь у д е т е й в н и м а н и е , сосредоточенность. Учить оценивать поступки геро ев, закреплять правила поведения на улице. Беседа «О чем говорят дорожные знаки» Познакомить детей с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными, знаками сервиса. Среда Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Закрепление правил поведения в общественном транспорте. Аппликация «Наши верные друзья» Познакомить с сигналами светофора и же ст ами регулировщика: « С т о п » , «Внимание», «Путь открыт». Закреплять умение вырезывать фигуры круглой и треугольной формы.
Вечер загадок (светофор, зебра, транспорт) «Как обеспечить безопасность дошкольника» Расширить знания детей о видах транспорта, закрепить правила дорожного движения, формировать у детей знания о безопасном поведении на улице; развивать мышление, сообразительность Четверг Беседа «Если ты потерялся в городе» Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации. Чтение книги А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили» На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасные ситуации. Подвижная игра «Красный, желтый, зелёный» Развивать двигательную активность детей, закрепить знания цветов сигналов светофора. Пятница Чтение и обсуждение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат». Учить оценивать поступки героев, закреплять правила поведения на улице.
Строительная игра «Автомобили бывают разные» Учить детей создавать мысленные конструкции специализированных машин, уточнить значение звукового сигнала (сирены), развивать умение решать проблемные задачи в совместной деятельности со взрослыми используя различные дорожные ситуации. Рисование на тему: «Машины на улицах города» Учить детей рисовать машины (легковые, грузовые), закреплять навыки закрашивания, умение делить лист на части (дорога, улица), формировать знания о безопасности движения на дорогах; воспитывать интерес к рисованию. Викторина «Знаешь ли ты Правила Дорожного Движения» Обобщение и систематизация представлений о действиях по выполнению ПДД.

3 неделя –

«Безопасность в доме»

Мероприятия

Цели
Понедельник Обсуждение ситуации «Если чужой приходит в дом». Научить детей правильно вести себя в случае, если в дом приходит незнакомец. Настольный театр «Волк и семеро козлят». Объяснить детям на примере сказки, какие последствия могут быть, если не соблюдать правила безопасности. Беседа «Внешность человека может быть обманчива» Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Вторник Моделирование ситуации «У меня зазвонил телефон» (друг, незнакомец, знакомый. взрослый) . Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми. Рисование: «Моя комната» Закреплять знания правил безопасности в быту.
Беседа «Контакты с животными» Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Среда Занятие «Служба 01, 02, 03 всегда на страже». Познакомить со службами спасения 01, 02, 03; учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Научить детей среди опасных предметов находить те, которые часто являются причиной пожара. Беседа «Кухня – не место для игр». Сказка «Пир мышей» Объяснить детям, почему не стоит затевать игры на кухне. Четверг Беседа « Игры во дворе» Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. «Ножницы, катушки – это не игрушки». Сказка «Хороший совет» Познакомить с правилами работы с самыми обычными предметами
Беседа «Катание на велосипеде» Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях. Пятница Сюжетно – ролевая игра «Семья» Приучать детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Дидактическая игра «Опасные предметы». Закреплять знания правил безопасности в быту. Творческая игра «Поликлиника». Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

4 неделя –

«Здоровый образ жизни»

Мероприятия

Цели
Понедельник Игра «Съедобные и не съедобные грибы» Закреплять знания детей о съедобных несъедобных грибах Игра - беседа «Спорт -это здоровье» Дать представления об Олимпийских играх, развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой. Совершенствовать навыки лепки из пластилина. Сказка В. Даля «Война грибов и ягод» Расширять знания детей о съедобных грибах. Вторник Беседа

«Осторожно грипп» Учить заботится о своём здоровье. Познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса. Познакомить детей с работой по профилактике заболеваний. Прививать детям привычку закаливания и личной
Игра – тренинг «Что делать, если ни кого нет дома» гигиены. Игра «Огородник» Учить детей осознанно подходить к своему питанию, отличать полезные продукты от не полезных. Познакомить детей с пользой и значением витаминов. Среда Беседа «Витамины укрепляют организм» Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах в которых содержаться витамины. Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры Игра «Повстречались» Тренировка мелкой моторики рук, закрепление особенностей голосовых реакций животных. Рассматривание с детьми картинок – ситуаций. «Куда приведет каждая ситуация?» Познакомить детей с правилами безопасного поведения при общении с животными.
Четверг Беседа на тему « Опасно ли быть неряхой» Закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы и продукты надо убирать на свои места, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома. Игра «угадай по мимике мое настроение» Дать понять детям, что наши эмоции – это часть нашего здоровья. Важно для организма быть в хорошем настроении и каким способом его поднять. Рассматривание картинок – ситуаций «Полезно – вредно» Закрепить знания детей полученные на занятиях по ЗОЖ. Пятница Беседа на тему «Здоровая еда – жизнь без болезней» Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями – «питательные вещества», «правильное питание», воспитывать желание соблюдать режим питания. Игра - Путешествие «Дорога к здоровью» Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире и дать понять, что каждый человек изначально хорош и имеет свое
предназначение. Дать детям о здоровом образе жизни. Проведение опытов: 1.Кожные ощущения теплого и холодного предметов. 2.Острый укол- острым предметом. Закрепить элементарные представления о коже, ее строении и функциях. Закрепить правила ухода за кожей.
Список используемой литературы:
1. Р.Б. Стеркина «Безопасность» - С.П. “Детство-Пресс” 2004 2. Т.А.Шорыгина «Основы безопасности» – М.2006 3. Т.А.Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей» – М.2007 4. О.А.Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» – М.2004 5. Э.Я.Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения» – М.1978 6. Т.А.Шорыгина «Безопасность для малышей» - М.2005


В раздел образования