Проектная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС.
Автор: Исмагилова Ирина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №258" Населённый пункт: город Новокузнецк, кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС. Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста
в соответствии ФГОС.
В
настоящее
время
перед
дошкольным
образованием
встает
задача
воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко
ориентирующегося
в
постоянно
меняющейся
действительности,
готового
активно осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В
связи
с
этим
особое
место
занимает
проблема
изучения,
развития
и
поддержки инициативы детей дошкольного возраста.
Развитие инициативы ребенка дошкольного возраста в последнее время
весьма актуальна, по целому ряду причин:
Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный
социальный
опыт
реализации
собственных
замыслов.
Уникальность
личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое
социальное
окружение.
Если
то,
что
кажется
ему
наиболее
значимым,
представляет
интерес
и
для
других
людей,
он
оказывается
в
ситуации
социального
принятия,
которая
стимулирует
его
личностный
рост
и
самореализацию.
Во-вторых,
все
возрастающая
динамичность
экономических
и
социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в
самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на
оригинальности мышления.
В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма
социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную
инициативу.
Осуществляя поиск оптимальных форм для развития познавательной
активности
детей,
а
это
значит,
что
необходимо
обратить
внимание
на
использование проектной деятельности. Она будет способствовать:
- активизации познавательной деятельности детей;
-
формированию
у
них
специфических
умений
и
навыков
коммуникативного характера;
-
развитию
творческой
активности
детей
в
процессе
игровой
и
познавательной деятельности.
Проектная
деятельность
активизирует
желание
и
умение
создавать
новые
образы
и
придумывать,
решать
более
сложные
задачи,
добиваясь
успеха.
А
педагогу
откроет
большие
возможности
для
активизации
мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Развитие познавательной инициативы у детей дошкольного возраста –
одна из важнейших задач современного образования.
В
настоящее
время
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральными
государственными требованиями, в которой прописаны качества, которыми
должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения, а
также
будущий
первоклассник:
любознательный,
активный,
способный
решать
интеллектуальные
и
лично стные
задачи,
о вл а д е в ш и й
универсальными предпосылками учебной деятельности.
В связи с этим и представляет особый интерес: изучение проектной
деятельности и его активное внедрение в практику педагогической работы.
Поэтому
для
достижения
планируемых
результатов
в
освоении
программы,
необходимо
создать
благоприятные
условия
для
развития
проектной деятельности в группе.
Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые
пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в проекты, в ходе
которых
они
научатся
изобретать,
понимать,
осваивать
новое,
быть
открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать
решения,
помогать
друг
другу,
формулировать
интересы
и
осознавать
возможности.
Всплеск
интереса
к
организации
проектной
деятельно сти
дошкольников как форме и способу развития познавательных способностей,
приходится на конец девяностых годов двадцатого века. Особое внимание к
данной области дошкольного образования появилось в связи с публикацией
ФГОС
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы.
Государственный
стандарт
подчёркивает,
что
процессы
обучения
и
воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они
протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной
с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает
дошкольнику
обнаруживать
всё
новые
и
новые
свойства
предметов,
их
сходство
и
различия,
дают
возможность
детям
приобретения
знаний
самостоятельно,
что
обеспечит
умственную
активность,
обогатит
интеллектуальные впечатления и интересы детей.
Китайская
пословица
гласит:
«Расскажи
–
и
я
забуду,
покажи
–
я
запомню, дай попробовать - и я пойму!» Из этого следует, что усваивается всё
крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам.
Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в
практику работы дошкольных учреждений.
Метод
проектирования
подразумевает
интеграцию
различных
видов
деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого
лежит проблема.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические
задачи
вместе
с
взрослыми
и
сверстниками,
дети
с
недоразвитием
речи
мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся
публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах),
адекватно общаться с окружающими.
Специалистам, работающим с детьми логопедической группы, известно
о
низкой
познавательной
инициативе
у
этих
дошкольников.
Повысить
желание
узнать
что-то
новое
об
окружающем,
понять
и
запомнить
полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае,
когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно
привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.
Поэтому педагогам следует:
1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности –
поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
2. Создать в группе условия для проектной деятельности детей, где
ребёнок
чувствует
себя
учёным,
исследователем,
а
взрослый
является
равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку
проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.
Проектная деятельность интересна и полезна не только детям, но и
самим педагогам, т.к. она дает возможность не только обобщить материал по
определённой теме, но и повысить уровень собственной компетентности по
проблеме, выйти на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить
себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач.
Проектная
деятельность
важна
тем,
что
отражает
интересы
ребенка,
поддерживает уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулирует
его познавательную активность, повышает креативность за счет расширения
пространства
возможностей
в
момент
обсуждения
различных
вариантов,
предлагаемых сверстниками.