Повышение уровня профессиональной компетенции логопеда
Автор: Парахина Жанна Николаевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д.с.№47 "Искорка" Населённый пункт: Ставрополь Наименование материала: Статья Тема: Повышение уровня профессиональной компетенции логопеда Раздел: дошкольное образование
вопросах коррекционной работы при ринофонии.
В свете изменений в структуре образования и в связи с требованиями ФГОС
учитель-логопед должен обладать определенными профессиональными качествами,
повышать уровень профессиональной компетенции.
Компетенция – это сочетание знаний, умений и навыков, которые позволяют
справиться с поставленными профессиональными задачами.
Поэтому очень значимы приемы, которые оказывают влияние на речь ребенка, и
необходимость их использования при коррекционной работе.
Большая часть детей имеет нарушения голоса.
Причины расстройства голоса очень разные: заболевания гортани, носоглотки,
ротоглотки, легких, бронхов и трахеи, сердца и сердечно-сосудистой системы,
несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса, а также правил общей
гигиены, перенапряжение голоса, неправильная техника голосоподачи, снижение слуха и
т.д.
Указанные причины приводят к органическим и функциональным нарушениям
голоса, их трудно разделить, поэтому такое деление условно.
Эта условная дифференциация расстройств голоса на органические и
функциональные нарушения имеет значение для выбора методов фониатрического
лечения и прогноза логопедических занятий.
Нарушенияголоса оказывают огромное влияние на общее развитие ребенка, его
нервно-психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое
значение в процессе общения.
Наблюдается снижение коммуникативной функции речи в связи с трудностями
общения при отсутствии или нарушении голоса. Появляются отклонения в
эмоционально-волевой сфере — своеобразные черты характера: неуравновешенность,
раздражительность, пессимизм, негативизм и т.д.
Комплексное исследование специалистами поможет изучить расстройства голоса .
Изучая расстройства голоса в медицинском, логопедическом и в психологическом
аспектах, можно обнаружить природу дефекта и подобрать наиболее эффективные
средства его преодоления.
В таблице представлены данные об основных расстройствах голоса у детей и
подростков.
Логопедический
аспект
классификации
называет
основные
нозологические
единицы — афония, дисфония, ложносвязочный голос, ринолалия и ринофония. Каждая
из форм нарушений голоса своеобразно проявляется в виде расстройства высоты, силы,
модуляций голоса и ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.
Из таблицы видно, что ринофония относится к органическим периферическим
расстройствам голоса при паталогоанатомических изменениях в надставной трубе, как и
ринолалия.
Однако,
ринолалия
—
это
патологическое
изменение
тембра
голоса
и
искаженное произношение звуков речи. Ринофония же — изменение оттенка, тембра
голоса,
обусловленное
нарушением
взаимосвязи
носовой
полости
с
ротоглоточным
резонатором в процессе фонации без нарушений артикуляции и произношения.
1
1
Патологическое
изменение
тембра
голоса
при
ринофонии
обусловлено
нарушением
функции
мягкого
нёба
и
его
взаимодействия
с
глоткой
и
гортанью.
Существует тесная функциональная связь между мягким нёбом и гортанью, а также
между глоткой и гортанью. Малейшее изменение положения мягкого нёба вызывает
изменение положения голосовых складок. Раздражения рецепторов носовой полости и
особенно слизистой оболочки мягкого нёба оказывают влияние на голосообразующий
аппарат. Кроме того, существует взаимосвязь между мышцами замыкающего глоточного
кольца и дыхательными мышцами (особенно диафрагмой), которые составляют во время
фонации
единую
двигательную
систему.
При
напряжении
голосовых
складок
и
дыхательной
системы
мягкое
нёбо
малоподвижно;
при
равномерных
дыхательных
движениях, легкости, звонкости голоса равномерны колебания голосовых складок и
подвижно мягкое нёбо.
Расстройства голоса при ринофонии многообразны. Ведущим является изменение
тембра голоса — открытая назализация — неприятный носовой резонанс, придающий
смазанное,
глухое
звучание
всей
речи.
Назализация
возникает
из-за
отсутствия
разграничения носовой и ротовой полостей.
В таблице представлены видыринофонии, причины возникновения.
Как
при
открытой,
так
и
при
закрытой
ринофонии
наблюдается
нарушение
тембра голоса — он приобретает оттенок гипер- или гипоназализации.
Назализованная речь снижает коммуникативные возможности ребенка, создает
для него, как уже отмечалось, речевые и психологические трудности общения в детском
коллективе.
Поэтому
ранняя
коррекционная
логопедическая
работа
необходима
для
полноценного речевого общения и обучения ребенка.
Особенности логопедической работы по устранению ринофонии
Логопедическая работа по устранению ринофонии представляет определенные
трудности.
Они
обусловлены
рядом
психофизиологических
факторов.
Так,
эффективность
логопедических
занятий
зависит,
во-первых,
от
длины,
подвижности
мягкого нёба, функции Uvula, т.е. от образования замыкающего глоточного кольца; во-
вторых, от возраста ребенка (чем моложе ребенок, тем эффективнее занятия; однако
полученный
навык
труднее
автоматизируется
и
вводится
в
повседневную
речевую
практику ребенка); в-третьих, ребенок привыкает к своему назализованному голосу и не
дифференцирует звучание носовое от неносового.
Наиболее
целесообразным
и
эффективным
методом
реабилитации
голосовой
функции
при
ринофонии
является
комплексный
ортофонический
метод,
который
включает как физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба и глотки
(физиопроцедуры),
так
и
психотерапевтическое
(путем
бесед
с
ребенком
вселяется
уверенность в успехе занятий) и фониатрическое воздействия.
Цель ортофонического лечения — восстановление функциональной взаимосвязи
между
дыханием,
артикуляцией
и
голосообразованием,
дифференциация
носового
и
ротового
дыхания,
получение
громкого,
звонкого,
полетного
звучания
голоса
и
закрепление его в самостоятельной речи ребенка.
2
2
Достижение поставленной цели осуществляется через основные этапы работы:
1. Активизации мышц мягкого нёба и задней стенки глотки:
-Комплекс массажа твердого и мягкого неба;
- Пассивная гимнастика мягкого неба;
- Активная гимнастика мягкого неба;
2. Артикуляционная гимнастика;
3. Дыхательная гимнастика:
-статическая
-динамическая.
4. Развитие силы голоса;
5. Развитие высоты голоса;
6. Развитие тембра голоса, выработка звонкого, свободного звучания голоса;
7. Развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.
Важный раздел в работе над голосом и произношением — формирование и
развитие слухового контроля. Нередко несформированный пассивный фонематический
слух
служит
причиной
неэффективности
логопедического
воздействия.
Поэтому
совершенствованию
и
развитию
слухового
восприятия
следует
уделять
пристальное
внимание, так как в дальнейшем именно слуховой и мышечный контроль позволяет
проводить корректировку звучания голоса и нормализацию произносительной стороны
речи.
Вокальные упражнения проводятся на всех этапах обучения ребенка. При пении
поднято мягкое нёбо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые
складки,
звуковая
волна
подается
в
широко
открытый
рот,
глоточный
и
ротовой
резонаторы почти не меняют своего объема и формы, поэтому при пении создаются
наилучшие условия для голосообразования, в частности для устранения носового оттенка
голоса.
Сознательное и активное отношение ребенка к процессу устранения назализации
— основной залог эффективности логопедической работы.
Использованная литература:
1.Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Под общ.
ред. Г. В. Чиркиной М.: Айрис-пресс, 2005
2. Логопедия/ Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.-М.,2002
3
3