Напоминание

Повышение уровня профессиональной компетенции логопеда


Автор: Парахина Жанна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д.с.№47 "Искорка"
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение уровня профессиональной компетенции логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад





Повышение

уровня

профессиональной

компетенции

учителя-логопеда

в

вопросах коррекционной работы при ринофонии.
В свете изменений в структуре образования и в связи с требованиями ФГОС учитель-логопед должен обладать определенными профессиональными качествами, повышать уровень профессиональной компетенции. Компетенция – это сочетание знаний, умений и навыков, которые позволяют справиться с поставленными профессиональными задачами. Поэтому очень значимы приемы, которые оказывают влияние на речь ребенка, и необходимость их использования при коррекционной работе. Большая часть детей имеет нарушения голоса. Причины расстройства голоса очень разные: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трахеи, сердца и сердечно-сосудистой системы, несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса, а также правил общей гигиены, перенапряжение голоса, неправильная техника голосоподачи, снижение слуха и т.д. Указанные причины приводят к органическим и функциональным нарушениям голоса, их трудно разделить, поэтому такое деление условно. Эта условная дифференциация расстройств голоса на органические и функциональные нарушения имеет значение для выбора методов фониатрического лечения и прогноза логопедических занятий. Нарушенияголоса оказывают огромное влияние на общее развитие ребенка, его нервно-психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Наблюдается снижение коммуникативной функции речи в связи с трудностями общения при отсутствии или нарушении голоса. Появляются отклонения в эмоционально-волевой сфере — своеобразные черты характера: неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, негативизм и т.д. Комплексное исследование специалистами поможет изучить расстройства голоса
.
Изучая расстройства голоса в медицинском, логопедическом и в психологическом аспектах, можно обнаружить природу дефекта и подобрать наиболее эффективные средства его преодоления. В таблице представлены данные об основных расстройствах голоса у детей и подростков. Логопедический аспект классификации называет основные нозологические единицы — афония, дисфония, ложносвязочный голос, ринолалия и ринофония. Каждая из форм нарушений голоса своеобразно проявляется в виде расстройства высоты, силы, модуляций голоса и ритмико-мелодико-интонационной стороны речи. Из таблицы видно, что ринофония относится к органическим периферическим расстройствам голоса при паталогоанатомических изменениях в надставной трубе, как и ринолалия. Однако, ринолалия — это патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи. Ринофония же — изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации без нарушений артикуляции и произношения. 1 1
Патологическое изменение тембра голоса при ринофонии обусловлено нарушением функции мягкого нёба и его взаимодействия с глоткой и гортанью. Существует тесная функциональная связь между мягким нёбом и гортанью, а также между глоткой и гортанью. Малейшее изменение положения мягкого нёба вызывает изменение положения голосовых складок. Раздражения рецепторов носовой полости и особенно слизистой оболочки мягкого нёба оказывают влияние на голосообразующий аппарат. Кроме того, существует взаимосвязь между мышцами замыкающего глоточного кольца и дыхательными мышцами (особенно диафрагмой), которые составляют во время фонации единую двигательную систему. При напряжении голосовых складок и дыхательной системы мягкое нёбо малоподвижно; при равномерных дыхательных движениях, легкости, звонкости голоса равномерны колебания голосовых складок и подвижно мягкое нёбо. Расстройства голоса при ринофонии многообразны. Ведущим является изменение тембра голоса — открытая назализация — неприятный носовой резонанс, придающий смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. В таблице представлены видыринофонии, причины возникновения. Как при открытой, так и при закрытой ринофонии наблюдается нарушение тембра голоса — он приобретает оттенок гипер- или гипоназализации. Назализованная речь снижает коммуникативные возможности ребенка, создает для него, как уже отмечалось, речевые и психологические трудности общения в детском коллективе. Поэтому ранняя коррекционная логопедическая работа необходима для полноценного речевого общения и обучения ребенка.
Особенности логопедической работы по устранению ринофонии
Логопедическая работа по устранению ринофонии представляет определенные трудности. Они обусловлены рядом психофизиологических факторов. Так, эффективность логопедических занятий зависит, во-первых, от длины, подвижности мягкого нёба, функции Uvula, т.е. от образования замыкающего глоточного кольца; во- вторых, от возраста ребенка (чем моложе ребенок, тем эффективнее занятия; однако полученный навык труднее автоматизируется и вводится в повседневную речевую практику ребенка); в-третьих, ребенок привыкает к своему назализованному голосу и не дифференцирует звучание носовое от неносового. Наиболее целесообразным и эффективным методом реабилитации голосовой функции при ринофонии является комплексный ортофонический метод, который включает как физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба и глотки (физиопроцедуры), так и психотерапевтическое (путем бесед с ребенком вселяется уверенность в успехе занятий) и фониатрическое воздействия. Цель ортофонического лечения — восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциация носового и ротового дыхания, получение громкого, звонкого, полетного звучания голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка. 2 2
Достижение поставленной цели осуществляется через основные этапы работы: 1. Активизации мышц мягкого нёба и задней стенки глотки: -Комплекс массажа твердого и мягкого неба; - Пассивная гимнастика мягкого неба; - Активная гимнастика мягкого неба; 2. Артикуляционная гимнастика; 3. Дыхательная гимнастика: -статическая -динамическая. 4. Развитие силы голоса; 5. Развитие высоты голоса; 6. Развитие тембра голоса, выработка звонкого, свободного звучания голоса; 7. Развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи. Важный раздел в работе над голосом и произношением — формирование и развитие слухового контроля. Нередко несформированный пассивный фонематический слух служит причиной неэффективности логопедического воздействия. Поэтому совершенствованию и развитию слухового восприятия следует уделять пристальное внимание, так как в дальнейшем именно слуховой и мышечный контроль позволяет проводить корректировку звучания голоса и нормализацию произносительной стороны речи. Вокальные упражнения проводятся на всех этапах обучения ребенка. При пении поднято мягкое нёбо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, звуковая волна подается в широко открытый рот, глоточный и ротовой резонаторы почти не меняют своего объема и формы, поэтому при пении создаются наилучшие условия для голосообразования, в частности для устранения носового оттенка голоса. Сознательное и активное отношение ребенка к процессу устранения назализации — основной залог эффективности логопедической работы. Использованная литература: 1.Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Под общ. ред. Г. В. Чиркиной М.: Айрис-пресс, 2005 2. Логопедия/ Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.-М.,2002 3 3


В раздел образования