Автор: Карасова Татьяна Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "БСОШ №2" Населённый пункт: с.Березовка, Пермский край Наименование материала: Педагогический проект Тема: Зачетные уроки по математике Раздел: полное образование
МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная
школа №2»
Педагогический проект
Зачётные
уроки
по
математике
Автор: Карасова Татьяна
Николаевна
Учитель математики.
2015-2016г.
Содержание
1.Паспорт проекта
2.Актуальность темы
3.Концептуализация проекта
4.Описание проекта
5. Планирование тематических зачетов
6. Заключение
7. Список литературы
8. Приложения
П
аспорт
Ф.И.О. автора
Карасова Татьяна Николаевна
Название
Зачетные уроки по математике
Предметная область
Математика
Сроки осуществления
2015-2016 г
Название организации
МОУ «БСОШ №2»
Адрес организации
ул.Октябрьская ,33
По продолжительности
Среднесрочный
По количеству участников
Межличностный
По характеру контактов
Институциональный
По содержанию
Интегрированный
По характеру доминирующего
метода
Практико - ориентированный
Введение
Под обучением понимается процесс вооружения учащимися знаниями,
умениями и навыками. Основу его составляет активная, познавательная
деятельность обучаемых, именно в ней заключается главный и единственный
смысл организации обучения.
Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний,
умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен,
существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому в
школьной практике уделяется серьезное внимание способам организации
контроля, его содержанию. Многие учителя и методисты ведут большую
работу по совершенствованию форм и методов контроля. Эта работа всегда
связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного
математического образования, она отражает те или иные изменения, которые
происходят в системе обучения математике.
В процессе обучения контроль, как правило, присутствует на всех этапах,
начиная с самых первых моментов в овладении учащимися новым
материалом и до завершения темы. Во время обучения учитель должен четко
представлять главный смысл проверки знаний. Он заключается не в том,
чтобы ученик уверенно и безошибочно пересказал данный материал, т.к. в
этом случае проверяется только память, а в том, что главным является
развитие мышления. Надо, чтобы знания ученика были достаточно
глубокими и осмысленными, служили руководством к действию.
В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда,
для развития самостоятельности в овладении знаниями необходимо
устранить стереотипность в обучении и воспитании, совершенствовать
систему учета знаний учащихся.
Наиболее актуальными в преподавании математики, на мой взгляд,
являются следующие проблемы:
- знания обучающимися усваиваются недостаточно осознанно и прочно;
- отсутствие интереса к изучению предмета, пассивность на уроках;
- недостаточное знание обучающимися основных понятий, формул;
- не совсем совершенная система контроля и оценки знаний обучающихся
при обучении математике;
- используемые способы проверки знаний обучающихся на уроках
недостаточно приносят желаемого результата.
Для решения данных актуальных проблем для учителя встает задача
найти, и овладеть новыми технологиями, которые смогли бы эффективно
организовать деятельность обучающихся на уроках.
-Сформировать умение самостоятельно учиться (изучать, контролировать,
оценивать учебную деятельность).
-Организовать и разнообразить коллективно-групповую работу обучающихся.
-Разнообразить виды самостоятельной деятельности обучающихся.
-Организовать дифференцированный систематический контроль за
результатом учебной деятельности обучающихся.
В последние годы в теории и практике обучения математике вопрос об
использовании зачетной системы в оценке уровня усвоения знаний
становится все более актуальным. Из года в год, жизнь диктует новые
требования нашим ученикам, нашим выпускникам. Работая уже много лет в
старших классах, я стараюсь реально оценивать требования, предъявляемые
им при сдаче ЕГЭ и со стороны тех учебных заведений, в которых они будут
продолжать своё образование. Эти факторы, и те, что будут перечислены
ниже, повлияли на выбор темы, над которой я сейчас и работаю: “Зачет как
один из основных видов контроля знаний учащихся старших классов”.
Я считаю, что проведение зачетов в старших классах, это очень
перспективное направление работы, актуальное в настоящее время. Ко всем
ранее перечисленным достоинствам можно добавить ещё одно, чисто
психологическое - проходя через систему зачетов, ребёнок взрослеет. Он
стоит перед выбором сиюминутного отдыха и безделья, или перед
перспективой получения хорошей оценки, аттестата, но для этого не
откладывая надо начинать работать серьёзно уже сейчас, и работать много,
наверстывая упущенное, идя к заветной цели уже в школе.
В скором будущем учащиеся 10-11 классов, станут студентами ВУЗов и
колледжей, где система зачетов является обязательным условием периода
сессии. Поэтому одной из задач, которые я ставлю при использовании
зачетов, это психологическая подготовка учащихся.
Существующая в школе практика проведения зачетов даёт возможность
оценить конкретные знания и умения ученика по каждой теме.
Зачетные уроки – это уроки индивидуальной работы, которые служат как
для контроля и оценки знаний, так и ещё в большей степени для целей
обучения, воспитания и развития.
Цели и задачи введения зачетной системы:
- повысить ответственность школьников за результаты своего обучения;
- развить у обучающихся самостоятельность мышления и способность к
самообразованию и саморазвитию в течение всей жизни;
- уменьшить число "необучаемых" школьников;
- создать условия, учитывающие индивидуально-личностные различия
учеников.
Цель исследования : выявить зависимость качества образования от зачетной
формы контроля знаний на уроках математика в 10-11 классах.
Объект исследования : процесс обучения математике в 10-11 классах.
Предмет исследования : педагогические условия проведения зачетных
уроков с использованием различных форм проверки знаний, умений, навыков
учащихся по математике в 10-11 классах.
Контингент : учащиеся 10-11 классов.
Задачи исследования:
- Проанализировать методическую литературу по данной теме;
- Изучить разные формы проверки знаний, умений и навыков на зачетном
уроке;
- Разработать, и апробировать зачетные уроки по алгебре и геометрии в 10-11
классах.
Гипотеза : если на уроках математики в 10-11 классах систематически
использовать зачетную форму контроля учебных достижений школьников, то
это положительно скажется на качестве их знаний в данной предметной
области.
Условия реализации : материально – техническая оснащенность программы:
персональный компьютер, доступ к Интернет – ресурсам, флеш - карта, ,
черно-белый принтер.
Прогноз ожидаемых результатов:
- повышение уровня качества знаний;
- создание условий для разностороннего развития личности;
- формирование способностей детей к аналитическому и творческому
самовыражению личности;
- активизация мотивации к обучению.
Описание проекта
Зачеты составляют главное в зачетной системе, её ядро, но не
исчерпывают её. Зачетная система характеризуется следующими признаками:
а) программный материал по предмету делится на определённое число
зачетных разделов;
б) каждый зачетный раздел представляет собой этап в формировании знаний
и умений учащихся;
в) проверка знаний и умений, учащихся по зачетному разделу осуществляется
путём проведения зачетов, которые сочетаются с текущим учетом знаний на
уроке;
г) каждому зачету предшествует специальная, целенаправленная подготовка
учащихся на уроках, консультациях и в процессе самостоятельной домашней
работы;
д) зачеты проводятся в специально отведенное для этого расписанием время
или во время учебных занятий .
Главный результат введения зачетной системы - её влияние на усвоение
учащимися программного материала: более глубокое, осознанное усвоение
учебного материала; объективность проверки знаний, т. к. итоговые оценки
становятся более весомыми, точнее отражают действительный уровень
знаний учащихся.
Работа в “зачетной системе” предъявляет повышенные требования к
уровню знаний учащихся и к их самостоятельности. Учащиеся должны уметь
систематизировать довольно значительный по объёму материал зачетного
раздела, вычленять в нём главное, уметь использовать при подготовке к
зачету, помимо учебника, и другие источники знаний - всё это создаёт
необходимые условия для повышения качества знаний, изменить структуру
урока.
Известно, как велика управляющая роль контроля. В зависимости от его
содержания он может или оказывать организующее влияние на усвоение
знаний школьниками, или же, напротив, дезориентировать учебный процесс.
При обычном режиме школьного обучающего процесса одним из
существенных недостатков урока является чрезмерная затрата времени (в
среднем до 40%) на опрос и проверку домашнего заданий, ответы на
затруднения, возникшие при выполнении домашнего задания, при
незначительной затрате времени на закреплении, тренировку и инструктаж к
домашней работе. Здесь же, можно сократить время на проверку домашнего
задания и опрос, сочетая их с подготовительным повторением в начале урока,
либо с закреплением материала.
В самом деле, при опросе у доски многие учащиеся остаются не
опрошенными, по данной теме, другие, получив двойку, исправляют её
ответом совсем по другой теме – и «хвост незнания» растет. Контрольная
работа выявляет проблемы, но не позволяет оказать дифференцированную
помощь. При традиционных формах обучения обычно страдают наиболее
способные ученики, так как учитель должен тратить время на повторение и
разъяснение материала вызвавшего затруднения у слабых, а остальные
учащиеся при этом скучают и постепенно теряют интерес к предмету.
Зачетная система снимает с учителя заботу о накапливании оценок на уроках.
Зачет проводится по каждой изученной теме, и способствует достаточно
прочному усвоению темы.
В результате уроки принимают более целостный характер, все звенья
направляются на решение одних и тех же образовательных и воспитательных
задач.
От стандартных форм контроля зачетная система отличается по
характеру проведения. Зачет - это специальный этап контроля, целью
которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной
подготовки.
Данная тема заслуживает должного внимания, так как без прочного усвоения
знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний
можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний,
умений и навыков учащихся. В этом помогает проведение зачетных уроков.
Принципиальным результатом проверки достижения уровня
обязательной подготовки является вывод: отвечают ли знания ученика
предъявляемым требованиям математического образования. Поэтому
результаты такой проверки адекватно оценивать с помощью одной из
альтернативных отметок: “зачтено” и “не зачтено”. Заметим что отметка
“зачтено” не может, отождествляться ни оценкой “3”, ни с оценкой “5”.
Зачеты проводятся по каждой теме курса. Их содержание отбирается таким
образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены
максимально полно. Зачет считается сданным, если ученик выполнил верно,
все предложенные ему задачи обязательного уровня. В противном случае
(если не решена хотя бы одна задача), оценка зачтено не выставляется.
При проведении зачетов задачи обязательного уровня могут дополняться
более сложными заданиями. За их решение ученику, сдавшему зачет,
дополнительно выставляется одна из двух отметок- 4 или 5.
С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного
материала. В соответствии с этим их можно разделить на тематические и
текущие .
Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы, и направлены
на проверку усвоения ее материала в целом.
Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы по
небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.
Оба вида зачетов можно проводить в открытой или закрытой форме. В
первом случае учащиеся предварительно знакомятся со списком задач
обязательного уровня. Во втором случае этот список в явном виде учащимся
не предъявляется. В ходе изучения материала учитель акцентирует внимание
учеников на задачах обязательного уровня, подчеркивая, что подобные им
необходимо будет решать на зачете. Зная о таком порядке, стиле работы на
уроке-зачете, учащиеся в процессе повторения, подготовки к уроку заранее
внимательно просматривают материал темы в целом по учебнику, своим
записям, приводят в порядок практические работы, которые выполнялись
ими по ходу изучения темы для предъявления их учителю во время зачета.
Вопросы, задания первой части зачетной работы и задания для письменной
работы требуют от учащихся не простого воспроизведения усвоенного, а
обобщения, систематизации полученных знаний. Они используют их как
инструмент учебно-познавательной деятельности при решении нетиповых
учебных задач.
В течение изучения темы проводятся текущие зачеты. В конце темы
проводится тематический зачет, в результате которого ученик получает
итоговую отметку за тему. Если к концу изучения темы все домашние задания
и текущие зачетные работы выполнены,
и
оценены положительно, то
получение “3” за тему обеспечивается автоматически. Если нет, то он
отрабатывает обязательный уровень. Если обязательный уровень достигнут,
то ученик получает работу,
выполнение которой оценивается более высокой
оценкой.
В традиционном подходе к оцениванию знаний, на мой взгляд, есть много
недостатков. Как правило, в течение определенного времени ученик иногда
отвечает у доски, получая за это оценку, иногда выполняет письменную
работу, где уровень заданий обычно неоднороден, и наконец, в конце
четверти, полугодия, года учитель выставляет среднюю оценку, которая часто
не дает реальной картины знаний ученика. Наиболее губительна такая
система оценивания знаний для способного ученика, так как при таком
подходе получается парадокс: чем ученик способнее, тем меньше ему
приходится прикладывать усилий, тем меньше учитель занимается его
развитием, что отрицательно сказывается не только на знании предмета, но и
на нравственном воспитании личности.
Структура урока-зачета очень сложна, возникает много трудностей при
подготовке и проведению, существует мало методик и рекомендаций для
проведения данного типа проверки знаний. Для разработки зачетных уроков
мною была изучена методика проведения зачетных уроков, выделены
отрицательные и положительные стороны работы. Существуют разные виды
зачетных уроков.
Структура урока – зачета.
1)Этапы зачетного урока.
1 этап - проведение словарного диктанта, где учащимся предлагается
написать под диктовку 10-15 слов, после чего работа каждого ученика будет
оценена учителем;
2 этап - математический диктант, который может включать задания разного
характера: знание математических формул, определений, нумерации,
сравнение чисел, знание математических операции между числами и
нахождение их значения;
3 этап - мини-экзамен, где вначале дается инструктаж учителя о его
проведении, затем дети получают билеты, которые содержат один
теоретический вопрос, подготовка к которому занимает время в течение 1-7
минут, а затем отвечают на вопрос билета учителю;
4 этап - письмена работа, включающая тесты, контрольную работу, решение
задач и примеров, заданий занимательного характера в виде викторины,
решения кроссвордов.
Другой вид зачета.
1 этап - опрос по определениям 10-15 минут.
2 этап - решение контрольной работы или теста.
Структура урока-зачета, прежде всего, должна соответствовать логике
процесса обобщения и систематизации знаний, в котором предполагается
следующая последовательность действий: от восприятия, осмысления и
обобщения отдельных фактов к формированию у учащихся понятий, их
категории и систем. В дальнейшем к усвоению все более сложной системы
знаний, к овладению основными теориями и ведущими идеями той или иной
науки. Этой последовательности должны соответствовать основные звенья
урока данного типа.
Возникает очень много трудностей в подготовке и проведении зачетных
уроков:
- необходимо проверить теоретические знания: определения, формулы,
алгоритмы, теоремы и т.д. В тоже время необходимо оценить уровень
практических умений работы, следовательно, зачетный урок может занимать
1 или 2 часа;
Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего
повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В
календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы итоговых
зачетов (3-4 в год).
Определяя цели урока-зачета, составляя вопросы и задания, учитываются
три уровня усвоения:
- понимание, запоминание, воспроизведение материала;
- применение знаний и умений в знакомой ситуации;
- применение знаний и умений в новой ситуации.
Учитель сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место и
значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые будут
предъявлены на зачете, с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает
индивидуальные задания по тем вопросам, в которых некоторые ученики
ранее не разбирались.
Обычно за зачетный урок ставят две оценки: за практическую и
теоретическую, но оценка может состоять и из полученных ребятами баллов
письменной работы и устного ответа, которые в свою очередь
суммируются, и выставляется оценка.
Контроль, осуществляемый в ходе проведения урока-зачета, весьма
специфичен. Он выполняет не только и не столько функцию "накопления
оценок", а коррекцию добытых учащимися знаний, умений и навыков,
стимулирует активность и самостоятельность учащихся в обучении,
осуществляемых учителем в системе урока в целом. Контроль нужен
учителю и учащемуся не ради самого контроля, а как средство повышения
эффективности обучения, средство оказания помощи еще лучше, с большей
пользой для себя учиться. Он помогает учителю и учащимся определить,
насколько прочно усвоился изучаемый материал, и позволяет ли достигнутый
уровень теоретической и практической подготовленности учащихся
двигаться в обучении дальше, приступить к работе по новой теме или раздела
программы. Конечно, важно, чтобы соблюдалось единство текущего и
тематического контроля над успешностью обучения учащихся.
Планирование тематических зачетов.
Алгебра.
10 класс.
1.Тригонометрические функции числового аргумента.
2.Решение тригонометрических уравнений и неравенств.
3.Производная.
4. Применения производной.
11 класс.
1.Первообразная и интеграл.
2.Обобщение понятия степени.
3.Показательная функция.
4.Логарифмическая функция.
5.Производная показательной функции.
Геометрия.
10 класс.
1.Аксиомы стереометрии и их следствия.
2.Параллельность прямых и плоскостей.
3.Перпендикулярность прямых и плоскостей.
4.Векторы в пространстве.
11 класс.
1.Многогранники.
2.Тела вращения.
3.Объемы тел.
4.Площади поверхностей тел вращения.
Заключение
Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из
основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в
своей работе должен использовать не только общепринятые формы
контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и
т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.
Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и
умений способствует повышению заинтересованности учащихся в
изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную
работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и
умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается
уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять
недостатки и пробелы в знаниях учащихся. Подобная оценка знаний и
умений учащихся позволяет оперативно провести общую диагностику
усвоения темы, выявить пробелы в знаниях и умениях, составить, и провести
мероприятия по устранению допущенных недостатков.
Литература
1. Акимова, З.В. Зачет на каждом уроке / З.В.Акимова // Математика в школе.
-1994. -№ 1. -С.10.
2. Денищева Л.О. Зачеты в системе дифференцированного обучения. М.
Просвещение.1993 г.
3. Быков, А.В. О технологии проведения зачетного урока / А.В.Быков //
Математика в школе. -1998. -№ 5. -С.16.
4. Воскерчин, М.И. Об использовании метода тестов при учете успеваемости
школьников /М.И.Воскерчин. -М.: Сов.педагогика, 2000. -534с.
5. Генкин, Г.З. Тематический контроль по планиметрии: Методические
рекомендации /Г.З.Генкин.-М., 1993.-С.34.
6.Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б.Зотов. -М.:
Просвещение, 2001. -С.102.
7.Из опыта преподавания математики в средней школе: Пособие для учителей
/ сост. А.В.Соколова. В.В.Пикан, В.А.Оганесян. -М.:Просвещение, 1999.-
С.45.
8.Кабанова-Меллер, Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у
школьников /Е.Н. Кабанова-Меллер.-М.: Изд-во АПНРСФСР, 1999.-С.65.
9.Каменина, И.П., Ордынкина. И.С. Качественный анализ проверки знаний /
10.Кобзева, А. Использование зачетной системы в оценке уровня усвоения
знаний/А.Кобзева //Математика. -1999. -№ 18. -С.13-14.
11. Мордкович А.Г. Зачеты и тесты по алгебре в старших классах .М.2004г.
Приложение
Подготовка и проведение зачета по теме “Тела вращения”
В самом начале изучения темы “Тела вращения” учитель сообщает, что в
завершение будет проводиться зачет. Вопросы к зачету заранее. Всего
вопросов15, из них 5 по теме “Цилиндр”, 5 по теме “Конус” и 5 по теме
“Шар. Сфера”.
Из числа сильных учащихся выбираются трое помощников учителя, которые
будут принимать зачет у остальных учеников класса. Эти помощники
заранее сдают учителю зачет, по тем же вопросам. Они же
изготавливают карточки с вопросами по числу учащихся в классе, которые
будут сдавать зачет. Зачет может принимать и сам учитель, тогда все задания
будут письменно.
Вопросы к зачету:
. Ответить на вопросы по теме “Цилиндр”
1. Определение цилиндра. Чертеж (на карточке сделать чертеж с
буквенными изображениями).
2. По чертежу показать, и назвать основные элементы цилиндра.
3. Как получить цилиндр вращением? Сделать чертеж.
4. Сечение цилиндра плоскостями (перечислить, сделать чертеж).
5. Доказать, что осевое сечение цилиндра есть прямоугольник.
II Ответить на вопросы по теме “Конус”
1. Определение конуса. Чертеж (на карточке сделать чертеж с буквенными
изображениями).
2. По чертежу показать, и назвать основные элементы конуса.
3. Как получить конус вращением? Сделать чертеж.
4. Назвать, и показать сечение конуса разными плоскостями.
5. Доказать, что сечение усеченного конуса плоскостью, проходящей через
его образующие, представляет собой равнобедренную трапецию.
III Ответить на вопросы по теме “Шар. Сфера”
1. Определение шара, сферы. Чертеж (на карточке сделать чертеж с
буквенными изображениями).
2. По чертежу показать, и назвать основные элементы шара.
3.Как получить шар вращением? Сделать чертеж.
4. Доказать, что пересечение шара плоскостью есть круг.
5.Определение вписанного и описанного многогранника.
Контрольная работа по теме “Тела вращения ”
Контрольная работа по теме “Тела вращения” проводится после зачета, а
так же урока посвященного подготовке к контрольной работе.
Контрольная работа проводится в двух вариантах.
Ниже приведу вариант этой работы.
1 задание. Образующая конуса равна 18 см. Угол между образующей и
плоскостью основания 60
. Найти высоту и площадь основания конуса.
2 задание. В шаре радиуса 26 см на расстоянии 10 см от центра проведена
секущая плоскость .Найдите площадь сечения.
3 задание. Высота цилиндра 6 см , радиус основания 5см. Найдите площадь
сечения, проведенного параллельно оси цилиндра на расстоянии 4 см от неё.