"Умственно - речевое развитие дошкольников методами ТРИЗ и РТВ"
Автор: Березовская Надежда Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №258" Населённый пункт: город Новокузнецк, кемеровская область Наименование материала: статья Тема: "Умственно - речевое развитие дошкольников методами ТРИЗ и РТВ" Раздел: дошкольное образование
Умственно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
методами
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и
РТВ (развитие творческого воображения)
Образование
как
целенаправленный
процесс
обучения
и
воспитания
предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом
требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня
ребенка-дошкольника? Для современной образовательной системы проблема
умственного
воспитания
чрезвычайно
важна.
По
прогнозам
ученых,
3-е
тысячелетие,
будет
ознаменовано
информационной
революцией,
когда
знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное
богатство.
Необходимость
компетентно
ориентироваться
в
возрастающем
объеме знаний предъявляет иные, чем были 30 — 40 лет назад, требования к
умственному
воспитанию
подрастающего
поколения.
На
первый
план
выдвигается
задача
формирования
способности
к
активной
умственной
деятельности.
Один
из
ведущих
специалистов
в
области
умственного
воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков справедливо подчеркивает, что на
современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а
не
стремиться
к
исчерпывающей
сумме
знаний,
как
это
имело
место
в
традиционной системе умственного воспитания.
Между
тем
во
многих
странах
мира
во
всех
звеньях
системы
просвещения
—
от
дошкольных
учреждений
до
университетов
—
отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны —
снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство
определяется
как
период,
оптимальный
для
умственного
развития
и
воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного
воспитания, — Ф.Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П. Усовой,
А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности
умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем
считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные
свойства
предметов
и
явлений,
как
это
предусмотрено
в
системах
Ф.
Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих
связях,
лежащих
в
основе
многих
явлений
природы,
социальной
жизни,
овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
Об
умственном
развитии
ребенка
судят
по
объему,
характеру
и
содержанию
знаний,
по
уровню
сформированности
познавательных
процессов
(ощущение,
восприятие,
память,
мышление,
воображение,
внимание),
по
способности
к
самостоятельному
творческому
познанию.
Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста –
преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления,
воображения.
Одна
из
современных
зарубежных
концепций
одаренности
детей – модель Дж. Гилфорда “Структура интеллекта”, где он тоже дает
классификацию
интеллектуальных
способностей.
В
основе
одной
из
классификации – выделение основных видов интеллектуальных процессов и
выполняемых
операций:
познание,
память,
конвергентное
мышление,
дивергентное мышление, оценка.
Без
творческого
подхода
коррекционного
воздействия
на
развитие
психических
процессов
–
внимания,
памяти,
мышления,
воображения
–
многим детям не удалось бы, самостоятельно выйти из зоны низкого уровня
интеллектуальности.
В
современном
образовании
остро
стоит
задача
воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению
нестандартных
задач
в
различных
областях
деятельности.
Дошкольный
возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь,
именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого
потенциала каждого ребенка.
Жизнь
человека
постоянно
ставит
перед
ним
задачи.
Вся
жизнедеятельность человека состоит из цепочек таких задач. От умения
решать жизненно важные задачи (противоречия) зависит жизнь человека.
Каждый решает жизненные задачи по-своему, в зависимости от характера,
потребностей, образования. Иной не решает их вообще, подчиняясь течению
жизни, жалея себя и ругая других. А другие умеют легко преодолевать
трудности-противоречия,
что
является
одной
из
черт
талантливого
мышления,
которое
отличает ся
принципиальной
новизной
и
оригинальностью подхода к ним.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать в
детстве
творческое
мышление,
способность
нестандартно
смотреть
на
окружающий мир. «Творческость» мышления связана с доминированием в
нем следующих особенностей:
1 Оригинальностью, необычностью высказываемых идей. Творческий
человек почти всегда и везде стремиться найти свое собственное, отличное от
других решение.
2 Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым
углом
зрения,
обнаружить
его
новое
использование,
расширять
функциональное применение на практике («функция» кастрюли, каски и т. д)
3
Образная
адаптивная
гибкость
–
способность
продуцировать
разнообразные идеи в неопределенной ситуации.
Что же мешает быть творческой личностью и проявлять оригинальность
мышления? Исследователи считают:
1 Стремление быть похожим на других людей, не отличаться от них в
своих суждениях и поступках.
2 Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым,
смешным в своих суждениях и поступках. (1 и 2 могут возникнуть у ребенка
в
детстве,
если
первые
попытки
самостоятельного
мышления,
первые
творческие волнения не находят должной поддержки у окружающих)
3 Завышенная оценка значимости своих собственных идей.
4 Высокоразвитая тревожность. (Повышенная неуверенность в себе)
Чтобы
ликвидировать
эти
препятствия
существуют
принципы
стимулирования творческой активности.
Принципы стимулирования творческой активности.
1.
Поддержание
способности
ребенка
к
творчеству,
проявление
сочувствия к его ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки
творческих попыток ребенка.
2. Терпение к странным идеям, уважение любопытства, ответы на все
вопросы, даже если они окажутся дикими или «за гранью».
3.
Предоставление
ребенку
периодически
по
желанию
оставаться
одному, самому заниматься своими делами.
4. Оценке ребенка, как творческой личности. Показать его самоценность,
но
не
приучать
выходить
за
рамки
приличия,
чувствовать
целостность
окружающих, уважать чужое мнение.
5. Поддержать ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную
идею. Проявление симпатии к попыткам выразить идею словами, сделать ее
понятной для окружающих.
Какими методами и приемами пользоваться при воспитании творческой
личности?
Лернер и Скаткин предложили пять методов:
1.
Информационно-рецептивный
(получение
знаний
путем
непосредственного восприятия).
2.
Репродуктивный
(передача
в
готовом
виде
знаний,
накопленных
человечеством, усвоение навыков и приемов).
3. Метод проблемного изложения – решение какой либо проблемы путем
постановки задач, их решений, выводов.
4.
Эвристический
–
овладение
отдельными
этапами
решения
проблемных задач.
5. Исследовательский – организация поисков творческой деятельности
по решению проблем.
В основном используются первый и второй методы.
При такой постановке вопроса (решение взрослого лучше, взрослый
всегда прав, я это знаю, так делали всегда, и вы так делайте….), у детей с
возрастом исчезают проблемы, дети их не видят, а увидев, перекладывают на
взрослых (не приступив к решению проблемы, отказываются от ее решения –
«я не могу», у меня не получится и т. д.), или решают с помощью метода проб
и
ошибок
(много
времени
и
не
всегда
достигается
лучший
результат).
Возникает психологическая инерция, стереотип мышления. Чтобы разрушить
их, расшатать психологическую инерцию, развить воображение, существует
курс
РТВ,
который
включает
методы
и
приемы,
набор
упражнений,
различных
заданий
на
сообразительность,
воображение,
активизацию
фантазии
и
приемы
ТРИЗ,
которые
являются
основой
развивающего
обучения.
В
результате
применения
РТВ
и
элементов
ТРИЗ
снимается
чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается
логика мышления, речевая и общая инициатива.
Существуют
три
вида
воображения:
воссоздающее,
творческое,
репродуктивное.
Первый вид
Способность
представить
предметы,
явления,
которые
раньше
встречали, видели, были свидетелями, т.е. «вспомнить» - репродуктивное.
Второй вид
Способность представить предмет, явление, которое не видел, через
описание другим человеком, т.е. «додумать» - творческое.
Третий вид
Способность
человека
представить
предметы,
явления,
объекты,
которых не существуют вообще, т.е. «придумать» - творческое.
Вспомнить
-
додумать
- придумать
-
думать.
Занятия
по
РТВ
специфичны,
это
скорее
спортивная
тренировка.
Недостаточно
овладеть
теорией,
какими-то
знаниями,
необходимо
постепенно сформировать и воспитать стиль творческого мышления. Стиль
проведения
занятий
по
РТВ
–
свободная
беседа
с
детьми,
постоянное
обращение
к
детям,
вовлечение
всех
детей,
даже
самых
пассивных,
в
рассуждения, в работу, не принужденность, шутки, смех. Главный метод –
проблемный. Ребенок не получает готовых знаний, а сам открывает для себя
новые явления. Должна быть сильная мотивация кому – то помочь, кого – то
спасти и т.д.
В технологию образования, необходимо ввести процесс производства
новых знаний, через познавательную (когда новые знания добываются) и
творческую
(когда
новые
знания
создаются)
деятельности.
Модель
перспективного образования: ЗУН+ПТ=нЗУН.
Где
ЗУН
–
известные
знания,
умения,
навыки,
П
–
познавательная
деятельность, Т – творческая деятельность, нЗУН – новые знания, умения,
навыки.
Что же такое ТРИЗ?
ТРИЗ–образование
–
является
одной
из
моделей
перспективного
образования. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), возникшая в
нашей
стране
в
конце
40-х
годов
усилиями
выдающегося
российского
ученого,
бакинского
изобретателя,
писателя-фантаста
Генриха
Сауловича
Альтшуллера (Альтов), являет собой уникальный инструмент для поиска
нетривиальных
идей,
развития
творческого
и
сильного
мышления,
формирования творческой личности и коллективов, доказательством того, что
творчеству можно и нужно обучать.
Работа над методологией изобретательства была начата в 1946 году Г.С.
Альтшуллером.
Он
перебрал
множество
патентов
на
изобретения,
проанализировав
их,
и
установил,
что
все,
без
исключения
системы
развиваются по объективным законам, путем преодоления противоречий.
Эти
законы
можно
познать
и
использовать
для
сознательного
без
множества «пустых» проб – решения изобретательских задач, т.е. он создал
метод,
позволяющий
каждому
научиться
изобретать,
решать
творческие
задачи
в
разных
областях
человеческой
деятельности.
По
мере
развития
ТРИЗ
становилось
ясно,
что
эти
закономерности
могут
применяться
не
только в технике, но и в других областях: искусстве, социологии, педагогике.
Главное – избегать механического переноса приемов из технического
ТРИЗа. ТРИЗ - одна из эффективных современных технологий творчества. В
основе
ТРИЗ
лежат
объективные
Законы
Развития
Технических
Систем
(ЗРТС).
Эти
законы
выявлены
в
результате
анализа
большого
массива
патентной информации. ТРИЗ можно считать обобщением сильных сторон
творческого опыта многих поколений изобретателей, сумевших эффективно
разрешить противоречия, возникающие в процессе решения задачи. ТРИЗ-
законы познаваемы, и применяемы для создания нового. В последние годы
было вполне закономерным движение Альтшуллера от ТРИЗ к ТРТЛ – теория
развития творческой личности.
ТРИЗ, как и другие системы, развивается. ТРИЗ сегодня - это комплекс,
состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ:
- ТРИЗ — классическая ТРИЗ - направлена на формирование умения
ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов
ТРИЗ.
- РТВ — развитие творческого воображения - направлено на управление
воображением с целью создания новых образов.
-ТРТЛ
-
теория
развития
творческой
личности
-
направлена
на
формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей
постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.
Как выяснилось на практике, наработанные годами методы и приемы
технического ТРИЗ могут с успехом использоваться в развитии у детей не
только
изобретательской
смекалки,
творческого
воображения,
но
и
в
становлении личности как таковой.
Практическая диалектика (так иногда называют ТРИЗ) призвана помочь
педагогам
и
детям
увидеть
многогранность
окружающего
мира,
его
противоречивость, закономерности развития.
Цель
педагогов
не
просто
развивать
фантазию,
а
научить
мыслить
системно с пониманием происходящих процессов. Насыщенность жизни, ее
функциональная грамотность зависит, прежде всего, от того, какие качества
личности привили ребенку в детстве.
Одно
из
главных
достоинств
ТРИЗ
в
том,
что
она
на
основе
диалектической
логики
позволяет
повысить
творческие
способности
каждого.
В детский сад ТРИЗ пришел в 1987году. Это и должно было произойти,
ведь для детей творчество – это сама жизнь.
Фантазия, воображение переполняют ребенка, в игре дети так войдут в
роль, что забывают обо всем. Главная задача педагога – не мешать ребенку в
его
творчестве,
не
растерять
эту
творческую
заряженность
ребенка,
не
расплескать,
а
поощрять
и
развивать,
как
бы,
слегка
подталкивая
его
и
направляя, быть «поводырем», «сзади», предлагая интересные задания, игры,
ситуации и т.п. в игровой занимательной форме, т.е. учить – играя, играть –
уча.
Что же происходит на самом деле. Мы пытаемся воспитать ребенка себе
подобного. Мы многое знаем и поэтому хотим, чтобы и ребенок много знал, и
впихиваем в него знания, как в копилку. Ему не надо думать, напрягаться. Он
получает все в готовом виде. Нельзя давать полных знаний надо давать
возможность додумывать и придумывать. Было установлено и подтверждено
научно, что творческое воображение начинает развиваться у человека в 3-5
лет,
достигает
наибольшей
силы
в
15
лет,
а
затем
постепенно
угасает,
известно, что пик приходится на 10-12 лет.
В 22 года, когда человек кончает ВУЗ, готов для работы, он ничего не
может придумать т.к. творческое воображение на нуле.
Можно ли творить, если он не обучен этому? «Магнитофонная» система
образования,
т.е.
когда
дается
информация
только
для
запоминания,
формирует и совершенствует работу мозга только в режиме усвоения, а не
генерации идей.
Мозг не сформировал программу в режиме генерации именно поэтому
иногда хорошисты на производстве и в жизни предстают как, посредственные
личности. Там требуется собственная генерация идей, а она как раз и не
сформирована
у
них,
(двоечник
–
в
лучшем
положении,
как
постоянно
думает, где и как списать, как выйти из ситуации).
Исправить положение можно только полностью отказаться от подобного
стиля обучения. Изучая предметы, начиная с дошкольного возраста ребенок
должен работать в режиме генерации и поиска идей ( никаких готовых
знаний) он должен сталкиваться с парадоксами, противоречиями и разрешать
их. Любая тема должна подаваться в виде интересной проблемной ситуации,
которая
предлагается
для
разрешения.
Ребенок
должен
сам
раскрывать
законы природы и общества. Ему нужно давать инструменты для добывания
знаний,
а
не
сами
знания.
Нельзя
давать
полных
знаний,
надо
давать
возможность додумывать. Еще Сократ не излагал своим ученикам готовые
знания, а приводил их к ним при помощи системы наводящих вопросов,
отвечая на которые ученики постигали новые знания. Таким образом, мы
должны помочь ребенку в развитии творческого воображения.
Воображение
–
это
способность
человека
представлять
предметы
и
явления
объективно
не
воспринимаемые
им
в
данный
момент
или
не
существующие. С чего надо начинать работать? Одно из главных условий,
чтобы
воспитать
творческую
личность
воспитатель
сам
должен
быть
творческой личностью. Личность может воспитать только личность.
Работа в данном направлении предназначена для детей от трех до семи
лет, применение элементов и методов ТРИЗ и РТВ в процессе обучения и
воспитания
Цель работы:
воспитание
творческой
личности
через
формирование
талантливого,
диалектического мышления.
Задачи работы:
-
формировать
навык
творческой,
познавательной
и
практической
деятельности;
- развивать творческие способности;
-
знакомить
с
основными
понятиями
РТВ-ТРИЗ-ТРТЛ
(Развития
творческого воображения - Теории решения изобретательских задач - Теории
развития творческой личности).
ТРИЗ
как
универсальный
инструментарий
используется
на
всех
занятиях.
Это
позволяет
формировать
единую
гармоничную,
научно
обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое
обучение.
Создается
ситуация
успеха,
идет
взаимообмен
результатами,
решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон
воображения, стимулирует его развитие.
Оптимальной
формой
овладения
детьми
методиками
творчества
является система творческих заданий, которые даются детям через игры,
алгоритмы на занятиях и в течение дня. Необходимым условием является
практическое
воплощение
творческой
мысли:
в
рисунках,
сочинениях,
сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.
Цель
игр
–
поисковая,
исследовательская,
изобретательская
деятельность,
а
их
правила
игр
дают
пути
этой
работы.
Развитое
диалектическое
мышление
предполагает
видение
противоречия,
его
формулирование
и
решения.
Творчество
—
самый
эффективный
способ
активного
развития
личности,
а
также
средство
решения
проблемы
выживания
человека
и
развития
человечества
в
современном
быстро
изменяющемся мире.