Преодоление нарушений графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях учереждения комбинированного вида
Автор: Костарева Екатерина Ивановна Должность: студент: 44.03.03-специальное (дефектологическое) образование; профиль: логопедия Учебное заведение: Шадринский Педагогический Университет Населённый пункт: Курганская область Наименование материала: Статья Тема: Преодоление нарушений графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях учереждения комбинированного вида Раздел: дошкольное образование
УЧЕРЕЖДЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Костарева Екатерина Ивановна
студент 4 курса
заочного отделения
Одним из важных аспектов воспитания дошкольника на этапе подготовки
к школе считается развитие мелкой моторики и двигательной координации
пальцев
рук.
Проблема
увеличения
результативности
комплексной
медико-
психолого-педагогической
работы
по
развитию
мелкой
моторики
и
координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности.
Знаменитый
педагог
В.
А.
Сухомлинский
писал,
«что
истоки
способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем
тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем
сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая
стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок
умнее»
В
настоящее
время
наблюдается
тенденция
к
росту
числа
детей
с
нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.
Цель
моего
исследования
-
изучить
особенности
нарушений
графомоторных навыков и осуществить работу по их преодолению у детей
старшего
дошкольного
возраста
с
ОНР
в
условиях
комбинированного
учреждения.
Объект исследования - формирование графомоторных навыков у детей
дошкольного возраста.
Предмет
исследования
-
процесс
преодоления
нарушений
графомоторных
навыков
у
детей
дошкольного
возраста
с
ОНР
в
условиях
учреждения комбинированного вида.
Гипотеза исследования - мы предлагаем, что графомоторные навыки у
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют нарушения,
которые требуют специально организованной работы по их преодолению, что
на
наш
взгляд,
будет
наиболее
успешным
при
учете
специфики
дефекта,
условий
воспитания,
а
также
при
организации
целенаправленной
и
систематической логопедической работы.
Методологической
основой
исследования являются
положения
философии,
педагогики,
психологии
о
видах
деятельности,
об
этапах
ее
развития (А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин и др.); о
сложности процесса психического развития ребенка, о зависимости его как от
внешних (характер обучения), так и от внутренних (внутренний мир ребенка)
факторов (Г.Н. Рахмакова, Е.И. Скиотис, Р.Д. Триггер и др.); о взаимосвязи
уровня
развития
мышления
и
графомоторных
навыков
у
ребенка
(М.М.
Безруких,
О.Б.
Иншакова
и
др.),
а
также
прикладные
исследования
особенностей
формирования
графомоторных
навыков
у
детей
дошкольного
возраста (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.Ф. Чиркина и др.).
Практическая значимость исследования - заключается в возможности
применения данного материала логопедами и родителями
в ходе развития
графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР.
Развитие
графомоторных
навыков
зависит
от
таких
компонентов,
как
хорошее
формирование
общей
и
мелкой
моторики,
серийной
организации
движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти,
поэтому
главной
психолого-педагогической
и
коррекционно-развивающей
задачей
считается
формирование
умелости
рук,
мелкой
моторики
рук,
формирования памяти и зрительных представлений.
В графомоторные навыки входят:
1. Мелкая мускулатура пальцев (проверить силу пальцев и быстроту их
движений).
2. Зрительный анализ и синтез (установить правую и левую часть тела,
ориентироваться
в
пространстве
по
отношению
к
предметам,
выполнять
задания с условиями по выбору нужных направлений).
3.
Рисование
(штриховать,
обводить
по
контуру,
срисовывать
геометрические
фигуры;
зарисовывать
детали,
предметы;
дорисовывать
незаконченные рисунки; дорисовывать рисунки с недостающими элементами).
4. Графическая символика (уметь рисовать узоры, изображать их при
помощи символов)[Иншакова].
Под
общим
недоразвитием
речи
понимают
такую
форму
речевого
нарушения
у
детей
с
хорошо
развитым
слухом
и
первично
сохранным
интеллектом, при которой нарушается развитие всех компонентов, которые
входят в речевую систему и относятся как к смысловой, так и звуковой стороне
[Поваляева].
Дети
с
ОНР
отличаются
недостаточным
развитием
графомоторных
навыков, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и
пространственно- временной ориентировки.
Графомоторные навыки детей данной категории отличаются незрелостью
сложных
произвольных
форм
зрительно-моторной
координации.
У
детей
наблюдается
нарушение
ориентировки
на
листе
бумаги,
неправильное
положение
руки
во
время
графомоторной
деятельности,
слабая
развитость
мелкой моторики.
Исследования, проведенные учеными-исследователями, показывают, что
70% детей, которые поступают в школу с 7 лет, и 87,5% детей, пришедших в
школу
с
6
лет,
с
ОНР
имеют
низкий
уровень
овладения
графомоторными
навыками [Буцикина]
.
Для выявления нарушений графомоторных навыков у детей старшего
дошкольного
возраста
с
ОНР
нами
был
организован
констатирующий
эксперимент в условиях дошкольного образовательного учреждения
Целью
экспериментальной
части
исследования
стало
выявление
нарушений графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР III уровня.
Для
исследования
выбрала
10
дошкольников
в
возрасте
6
лет.
5
дошкольников с нормальным речевым развитием и 5 дошкольников, имеющие
логопедическое заключение ОНР III уровня.
Испытуемые с ОНР были рекомендованы учителем-логопедом данного
учреждения для сравнения уровня сформированности графомоторных навыков
у детей с ОНР и с нормальным речевым развитием.
Были подобраны следующие методики:
1)
Методика «Узоры» [Гуткина].
2)
Тест на определение мелкой мускулатуры пальцев рук [Лурия].
3)
Методика зрительного анализа и синтеза [Осипова].
4)
Методика «Дорисовывания фигур» [Дъяченко].
Сводная таблица развития графомоторных навыков дошкольников по всем методикам
Уровень
графической
символики
Уровень
мелкой
мускулатуры рук
Уровень
зрительного
анализа и синтеза
Уровень
графических
навыков (рисование)
ОНР
Норм.реч.
разв.
ОНР
Норм.реч.
разв.
ОНР
Норм.реч.
разв.
ОНР
Норм.реч.
разв.
Высокий
уровень
0%
20%
0%
60%
0%
40%
0%
40%
Средний
уровень
20%
60%
40%
40%
20%
60%
40%
40%
Низкий
уровень
80%
20%
60%
0%
80%
0%
60%
20%
У детей дошкольного возраста с ОНР уровень развития графомоторных
навыков недостаточный, что связано с речевым нарушением. У данной
группы
детей
графомоторный
навык
развит
слабо,
им
требуется
более
сложная
и
масштабная
помощь
по
гармонизации
взаимодействия
обеспечивающих
развитие
недостающих
функций.
Сформировать
графомоторные
навыки
помогут
специальные
упражнения,
направленные
на
развитие
таких
компонентов: графической символики, мелкой мускулатуры рук, зрительного
анализа и синтеза, графических навыков (рисование).
Для
развития
графомоторных
навыков
должна
проводиться
целенаправленная,
систематическая
и
комплексная
работа
с
детьми
дошкольного возраста с ОНР, направленная на формирование всех компонентов
графомоторных навыков: графической символики, мелкой мускулатуры пальцев
рук, зрительного анализа и синтеза и навыков рисования.
Исходя из выше сказанного, необходимо организовать коррекционную
работу по преодолению выявленных трудностей формирования графомоторных
навыков с группой детей с ОНР.
Была
разработана коррекционно-развивающая программа, направленная
на формирование графомоторных навыков у детей
старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня.
Примерный перечень групповых занятий для работы по преодолению
трудностей графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР
№ п/п
Тема
Цель
Краткое содержание
1
«Веселый карандаш»
(конспект прилагается)
1. Развивать
графомоторные навыки,
двигательные умения и
навыки в манипуляции
различными
предметами.
2. Развивать умение
правильно держать
карандаш, владеть им.
3. Расширять словарный
запас.
4. Развивать мышление,
память, зрительное и
слуховое восприятие.
5. Воспитывать чувство
ответственности,
взаимопомощи.
приветствие.
загадки «кто придет к нам в
гости»
Пальчиковая гимнастика
Массаж пальцев рук
Самомассаж. Упражнения с
карандашом
Упражнения с мячом.
Упражнение «Пальчики»
Сказочная история
Физминутка
Упражнение с фасолью.
Физминутка
«Рисование дорожек»
( графическое задание. Дети
соединяют точки)
Зрительный диктант
«Построим домик для
друзей»
прощание
2.
«Транспорт» (конспект
прилагается)
Развивать
графомоторные навыки,
координацию движений;
Закреплять
представления о
различных видах
транспорта;
Развивать зрительное
внимание, ориентировку
в пространстве;
Обогащать словарный
запас
Организационная часть
Игра «Цепочки»
Загадки
Игра «Автомобили»
Упражнение для языка и рук
«Заведи моторчик»
Карточка «Проведи
дорожку»
Задание: сложить лодочку из
счетных палочек
Штриховка автобуса
Физкультминутка
«Паровозик»
Пальчиковая гимнастика
«Лодочка»
Заключительная часть
3
Насекомые (конспект
прилагается)
Актуализация словаря
по теме «Насекомые»;
Оргмомент.
Загадки
Закрепление
умения
правильно
согласовывать
числительное,
п р и л а г а т е л ь н о е
и
существительное;
Развитие
логического
мышления;
развитие
зрительного
внимания;
развитие
координации
о б щ и х
д в и ж е н и й
и
графомоторных
навыков;
р а з в и т и е
н а в ы к о в
сотрудничества,
доброжелательности,
самостоятельности.
Активизация и обобщение
словарного запаса
обучающихся
Развитие зрительного
внимания
Развитие связанной речи
Развитие пальчиковой
моторики
Развитие грамматического
строя речи
Развитие общей моторики,
словарного запаса
Развитие графомоторных
навыков
Итог занятия
4
«Рисование точек»
(конспект прилагается)
Познакомить детей с
тетрадью в клетку;
Научить
ориентироваться в
клетке с одновременным
рисованием точек;
Развивать зрительную
память, конструктивные
навыки, графомоторные
навыки.
Орг. момент
Пальчиковая гимнастика
«Замок»
Работа в тетради.
Упражнение «Капельки»
(«расставьте точки в
уголочки») \.
Упражнение «Найди
середину клетки»
Упражнение «Узор из точек»
Упражнение для глаз.
Зрительный диктант.
Физкультминутка «Как
живёшь? »
Упражнение «Молчаливая
страница».
Игра «Идём в гости»
Обводка и штриховка
квадратов.
штриховка домика
итог занятия
Сравнительная таблица развития графомоторных навыков дошкольников по всем методикам
Уровень
Уровень
мелкой Уровень
Уровень
графической
символики
мускулатуры рук
зрительного
анализа и синтеза
графических
навыков (рисование)
до
после
до
после
до
после
до
после
Высокий
уровень
0%
20%
0%
40%
0%
20%
0%
20%
Средний
уровень
20%
60%
40%
60%
20%
80%
40%
60%
Низкий
уровень
80%
20%
60%
0%
80%
0%
60%
20%
Таким образом, сравнив результаты констатирующего и сравнительного
экспериментов, мы выявили, что уровень сформированности графомоторных
навыков
стал
выше
по
сравнению
с
констатирующим
экспериментом,
что
говорит
о положительной
динамики
развития
графомоторных
навыков
у
дошкольников, что подтверждает эффективность проведенной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО «Об-
разование», 2006. – 143с. 6 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.
2.
Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., Мозаика-
Синтез, 2008. - 129с.
3.
Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у де-
тей 5-7 лет: Пособие для логопеда. Формирование зрительно-предметного гно-
зиса и зрительно-моторной координации [Текст] / О.Б. Иншакова. – М.: Владос,
2008. – 183 с.
4.
Лурия, А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования
[Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2012. – 304 с.
5.
Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической
группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.:
Феникс, 2011. – 352 с.