Напоминание

Преодоление нарушений графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях учереждения комбинированного вида


Автор: Костарева Екатерина Ивановна
Должность: студент: 44.03.03-специальное (дефектологическое) образование; профиль: логопедия
Учебное заведение: Шадринский Педагогический Университет
Населённый пункт: Курганская область
Наименование материала: Статья
Тема: Преодоление нарушений графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях учереждения комбинированного вида
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ

УЧЕРЕЖДЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Костарева Екатерина Ивановна студент 4 курса заочного отделения Одним из важных аспектов воспитания дошкольника на этапе подготовки к школе считается развитие мелкой моторики и двигательной координации пальцев рук. Проблема увеличения результативности комплексной медико- психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» В настоящее время наблюдается тенденция к росту числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.
Цель

моего

исследования

-
изучить особенности нарушений графомоторных навыков и осуществить работу по их преодолению у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях комбинированного учреждения.
Объект исследования -
формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет

исследования

-
процесс преодоления нарушений
графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР в условиях учреждения комбинированного вида.
Гипотеза исследования -
мы предлагаем, что графомоторные навыки у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют нарушения, которые требуют специально организованной работы по их преодолению, что на наш взгляд, будет наиболее успешным при учете специфики дефекта, условий воспитания, а также при организации целенаправленной и систематической логопедической работы.
Методологической

основой

исследования
являются положения философии, педагогики, психологии о видах деятельности, об этапах ее развития (А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин и др.); о сложности процесса психического развития ребенка, о зависимости его как от внешних (характер обучения), так и от внутренних (внутренний мир ребенка) факторов (Г.Н. Рахмакова, Е.И. Скиотис, Р.Д. Триггер и др.); о взаимосвязи уровня развития мышления и графомоторных навыков у ребенка (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова и др.), а также прикладные исследования особенностей формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.Ф. Чиркина и др.).
Практическая значимость исследования -
заключается в возможности применения данного материала логопедами и родителями в ходе развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР. Развитие графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее формирование общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти, поэтому главной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей задачей считается формирование умелости рук, мелкой моторики рук, формирования памяти и зрительных представлений.
В графомоторные навыки входят: 1. Мелкая мускулатура пальцев (проверить силу пальцев и быстроту их движений). 2. Зрительный анализ и синтез (установить правую и левую часть тела, ориентироваться в пространстве по отношению к предметам, выполнять задания с условиями по выбору нужных направлений). 3. Рисование (штриховать, обводить по контуру, срисовывать геометрические фигуры; зарисовывать детали, предметы; дорисовывать незаконченные рисунки; дорисовывать рисунки с недостающими элементами). 4. Графическая символика (уметь рисовать узоры, изображать их при помощи символов)[Иншакова]. Под общим недоразвитием речи понимают такую форму речевого нарушения у детей с хорошо развитым слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается развитие всех компонентов, которые входят в речевую систему и относятся как к смысловой, так и звуковой стороне [Поваляева]. Дети с ОНР отличаются недостаточным развитием графомоторных навыков, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно- временной ориентировки. Графомоторные навыки детей данной категории отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики. Исследования, проведенные учеными-исследователями, показывают, что 70% детей, которые поступают в школу с 7 лет, и 87,5% детей, пришедших в
школу с 6 лет, с ОНР имеют низкий уровень овладения графомоторными навыками [Буцикина] . Для выявления нарушений графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР нами был организован констатирующий эксперимент в условиях дошкольного образовательного учреждения Целью экспериментальной части исследования стало выявление нарушений графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Для исследования выбрала 10 дошкольников в возрасте 6 лет. 5 дошкольников с нормальным речевым развитием и 5 дошкольников, имеющие логопедическое заключение ОНР III уровня. Испытуемые с ОНР были рекомендованы учителем-логопедом данного учреждения для сравнения уровня сформированности графомоторных навыков у детей с ОНР и с нормальным речевым развитием. Были подобраны следующие методики: 1) Методика «Узоры» [Гуткина]. 2) Тест на определение мелкой мускулатуры пальцев рук [Лурия]. 3) Методика зрительного анализа и синтеза [Осипова]. 4) Методика «Дорисовывания фигур» [Дъяченко].
Сводная таблица развития графомоторных навыков дошкольников по всем методикам Уровень графической символики Уровень мелкой мускулатуры рук Уровень зрительного анализа и синтеза Уровень графических навыков (рисование) ОНР Норм.реч. разв. ОНР Норм.реч. разв. ОНР Норм.реч. разв. ОНР Норм.реч. разв. Высокий уровень 0% 20% 0% 60% 0% 40% 0% 40% Средний уровень 20% 60% 40% 40% 20% 60% 40% 40% Низкий уровень 80% 20% 60% 0% 80% 0% 60% 20% У детей дошкольного возраста с ОНР уровень развития графомоторных навыков недостаточный, что связано с речевым нарушением. У данной группы детей графомоторный навык развит слабо, им требуется более сложная и масштабная помощь по гармонизации взаимодействия обеспечивающих развитие недостающих функций. Сформировать графомоторные навыки помогут специальные упражнения, направленные на развитие таких компонентов: графической символики, мелкой мускулатуры рук, зрительного анализа и синтеза, графических навыков (рисование). Для развития графомоторных навыков должна проводиться целенаправленная, систематическая и комплексная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР, направленная на формирование всех компонентов графомоторных навыков: графической символики, мелкой мускулатуры пальцев рук, зрительного анализа и синтеза и навыков рисования. Исходя из выше сказанного, необходимо организовать коррекционную работу по преодолению выявленных трудностей формирования графомоторных
навыков с группой детей с ОНР. Была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Примерный перечень групповых занятий для работы по преодолению трудностей графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
№ п/п

Тема

Цель

Краткое содержание
1 «Веселый карандаш» (конспект прилагается) 1. Развивать графомоторные навыки, двигательные умения и навыки в манипуляции различными предметами. 2. Развивать умение правильно держать карандаш, владеть им. 3. Расширять словарный запас. 4. Развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие. 5. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи. приветствие. загадки «кто придет к нам в гости» Пальчиковая гимнастика Массаж пальцев рук Самомассаж. Упражнения с карандашом Упражнения с мячом. Упражнение «Пальчики» Сказочная история Физминутка Упражнение с фасолью. Физминутка «Рисование дорожек» ( графическое задание. Дети соединяют точки) Зрительный диктант «Построим домик для друзей» прощание 2. «Транспорт» (конспект прилагается) Развивать графомоторные навыки, координацию движений; Закреплять представления о различных видах транспорта; Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; Обогащать словарный запас Организационная часть Игра «Цепочки» Загадки Игра «Автомобили» Упражнение для языка и рук «Заведи моторчик» Карточка «Проведи дорожку» Задание: сложить лодочку из счетных палочек Штриховка автобуса Физкультминутка «Паровозик» Пальчиковая гимнастика «Лодочка» Заключительная часть 3 Насекомые (конспект прилагается) Актуализация словаря по теме «Насекомые»; Оргмомент. Загадки
Закрепление умения правильно согласовывать числительное, п р и л а г а т е л ь н о е и существительное; Развитие логического мышления; развитие зрительного внимания; развитие координации о б щ и х д в и ж е н и й и графомоторных навыков; р а з в и т и е н а в ы к о в сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Активизация и обобщение словарного запаса обучающихся Развитие зрительного внимания Развитие связанной речи Развитие пальчиковой моторики Развитие грамматического строя речи Развитие общей моторики, словарного запаса Развитие графомоторных навыков Итог занятия 4 «Рисование точек» (конспект прилагается) Познакомить детей с тетрадью в клетку; Научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; Развивать зрительную память, конструктивные навыки, графомоторные навыки. Орг. момент Пальчиковая гимнастика «Замок» Работа в тетради. Упражнение «Капельки» («расставьте точки в уголочки») \. Упражнение «Найди середину клетки» Упражнение «Узор из точек» Упражнение для глаз. Зрительный диктант. Физкультминутка «Как живёшь? » Упражнение «Молчаливая страница». Игра «Идём в гости» Обводка и штриховка квадратов. штриховка домика итог занятия Сравнительная таблица развития графомоторных навыков дошкольников по всем методикам Уровень Уровень мелкой Уровень Уровень
графической символики мускулатуры рук зрительного анализа и синтеза графических навыков (рисование) до после до после до после до после Высокий уровень 0% 20% 0% 40% 0% 20% 0% 20% Средний уровень 20% 60% 40% 60% 20% 80% 40% 60% Низкий уровень 80% 20% 60% 0% 80% 0% 60% 20% Таким образом, сравнив результаты констатирующего и сравнительного экспериментов, мы выявили, что уровень сформированности графомоторных навыков стал выше по сравнению с констатирующим экспериментом, что говорит о положительной динамики развития графомоторных навыков у дошкольников, что подтверждает эффективность проведенной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО «Об- разование», 2006. – 143с. 6 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. 2. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., Мозаика- Синтез, 2008. - 129с. 3. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у де- тей 5-7 лет: Пособие для логопеда. Формирование зрительно-предметного гно- зиса и зрительно-моторной координации [Текст] / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2008. – 183 с. 4. Лурия, А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2012. – 304 с. 5. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: Феникс, 2011. – 352 с.


В раздел образования