Особенности преподавания фортепиано на отделении хорового дирижирования
Автор: Сидорова Наталья Федоровна Должность: преподаватель общего фортепиано Учебное заведение: ГАПОУ "Рязанский музыкальный колледж им.Г.и А. Пироговых" Населённый пункт: г. Рязань Наименование материала: методическая разработка Тема: Особенности преподавания фортепиано на отделении хорового дирижирования Раздел: среднее профессиональное
дирижирования
Курс фортепиано на отделении хорового дирижирования является многогранной
дисциплиной,
которая
включает
в
себя
развитие
и
совершенствование
навыков
фортепианной
игры,
аккомпанемента,
ансамбля,
чтения
с
листа
нотного
текста
и
элементарного транспонирования.
При этом следует отметить, что на отделение хорового дирижирования поступают
студенты с очень разным уровнем подготовки – начиная с одного года обучения (знание
нотной грамоты, первичные пианистические навыки) и заканчивая, в лучшем случае,
выпускниками 5-7 класса музыкальной школы, которые часто не знакомы с классической
полифонией, сонатной формой; не играют гаммы, не умеют читать с листа, имеют крайне
узкий музыкальный и общий кругозор.
Перед
преподавателем
фортепиано
стоит
цель
максимально
грамотно
и
рационально
спланировать работу со студентом, помочь ему сформировать
основы
профессионально необходимых навыков.
Очевидно, что наилучший результат достигается максимальной приближенностью
курса фортепиано к специальности
дирижёра – хоровика, основным
задачам его
обучения. На первом месте здесь стоит выбор репертуара.
Главным материалом в работе дирижера – хоровика является партитура хорового
произведения.
. Наиболее близко к партитуре в фортепианной музыке стоит полифония .
В связи с этим, в программу для каждого курса фортепиано включаются одно –
два полифонических произведения. Подбирая их, педагог ориентируется не только на
технические возможности студента - но и на его программу по дирижированию; задачи,
которые стоят перед ним в этот период.
Составляя
программу
по
фортепиано,
педагогу
желательно
знакомиться
с
произведениями из программы студента по специальности и знать требования к ним,
чтобы работа в классе фортепиано помогала студенту решать эти требования – задачи.
Так на первом курсе
дирижёры - хоровики
изучают по специальности малые
формы. Поэтому в классе фортепиано целесообразно работать с канонами, хоралами,
фугеттами,
инвенциями.
Конечно,
на
первом
месте
стоят
сочинения
И.С.Баха,
но
обязательно следует познакомить ученика и с произведениями композиторов добаховского
периода – Циполи Д., Пахельбеля И., Перселла Р. и др
На втором – третьих курсах работа по специальности проводится над циклической
формой в сложном и переменном
размерах, что укрепляет чувство ритма; изучаются
произведения
со
сложным
ритмическим
строением.
В
это
время
в
программу
по
фортепиано уместно включать сюиты, партиты И. С. Баха (в них, кстати, можно найти
части любой степени трудности), фуги, вариации. Необходимо особенно в этот период в
достаточном количестве включать произведения современных композиторов.
Прокофьев С., Шостакович Д., Хиндемит П., Барток Б., Онеггер А., - эти и другие
имена, их произведения, музыкальный язык должны стать знакомыми ученикам.
Важнейшей
частью
программы,
начиная
со
второго
курса,
также
являются
ансамбли, аккомпанементы к вокальным произведениям и детским, школьным песням,
которые изучаются хоровиками на методике и педагогической практике.
И все же полифония является главным рабочим материалом.
Исходя
из
требований
к
игре
партитуры,
основными
задачами
работы
над
полифонией становятся:
-знание и понимание формы произведения, терминологии;
-развитие навыков игры легато законченными, осмысленными фразами;
-качественное ведение нескольких голосов легато одной рукой;
-умение выделять любой голос;
2
-знание особенностей аппликатуры в полифонии (умение беззвучно менять палец
на одном звуке, перекладывание пальца одного через другой и пр.).
Большая
же
часть
внимания
в
работе
над
полифонией
отводится
развитию
специфических навыков игры легато.
«Основным способом звуковедения в хоре является легато. Поэтому при игре
хоровых
партитур
на
фортепиано
преимущественно
употребляется
легато,
которое
в
фортепианном исполнительстве вообще является одним из самых трудных штрихов. В
исполнении же хоровых произведений соблюдение его еще затрудняется необходимостью
связного ведения звука одновременно в нескольких голосах..[2]
Для этого надо понимать развитие мелодии, её деление на отдельные построения,
а
в
них
осознать
наиболее
значительные
звуки.
«Интонационные
точки,
-
говорил
Игумнов, - это как бы точки тяготения, влекущие к себе, центральные узлы, на которых
всё строится. Это делает музыку более слитной, связывает одно с другим». Навыки игры
легато развиваются на основе воспитания интонационно – слуховых представлений.
Одна из важных проблем легато - соединение долгих звуков с последующими
короткими. Надо учить ученика
«дослушивать»
долгие звуки и играть следующие за
ними с той силой звучности, с какой звучали долгие звуки к моменту взятия короткого.
Легато при повторяющихся звуках мелодии нередко звучит «толчками» или
вообще разрывается. Добиться кантилены в этом случае возможно через интонационно
– смысловое развитие.
Воспитывая интонационный слух учащихся, в дальнейшем необходимо учить их
слышать ладотональные тяготения, опорные звуки, вводные тоны, модуляции.
«Легато бывает разного свойства: для хорошей кантилены желательно играть более
вытянутыми пальцами, используя плоскую часть « подушечек», а также вес руки, плавно
перенося его с одного пальца на другой, прощупывая «дно» каждой клавиши. При этом
надо не делать никаких замахов пальцами» -
так пишет
А. Мндоянц - профессор
Московской консерватории.[1]
Огромное значение в достижении техничного легато имеет аппликатура. В сложных
случаях,
особенно
когда
одна
рука
ведет
два
голоса
(полифония,
мелодия
с
подголосками), нужно уметь беззвучно менять пальцы на одном звуке, перекладывать
пальцы один через другой, использовать технику скольжения одного пальца с клавиши на
клавишу.
Кроме
того
в
работе
над
полифонией
полезно
развивать
независимость,
техничность игры левой руки:
-играть все проведения Темы одной левой рукой, подобно тому, как дирижер играет
поочередное вступление разных голосов при работе с хором;
-качественно исполнять каждый голос левой рукой ;
-тщательно проучивать всю партию левой руки в 3-х-4-х голосных произведениях,
где она ведет одновременно два голоса.
О роли левой руки в дирижировании следует сказать отдельно. Именно она имеет
основополагающее значение в раскрытии художественного образа, тогда как правая рука
показывает
в
основном
метро-ритм.
Кроме
того,
на
этапе
разучивания
нового
произведения,
в
репетиционный
период,
в
работе
над
школьной
песней
дирижеру
приходится играть левой рукой в то время, как правая занята дирижированием. Это
требует навыков координации и умения уверенно играть левой рукой нужные элементы
партитуры; один, а то и несколько голосов, аккомпанемент. .
.
Особого
внимания
заслуживает
умение,
в
случае
необходимости,
упрощать
нотный текст. Это происходит, когда текст произведения сложен, либо когда исполнитель
недостаточно готов технически, либо когда при игре партитуры возникает необходимость
играть
одной
рукой.
На
занятиях
фортепиано
следует
научить
ученика
делать
это
грамотно.
3
Конечно,
при
исполнении
оригинальных
фортепианных
произведений
такое
недопустимо, но в работе с партитурой, аккомпанементом к детским школьным песням,
чтении с листа это бывает в отдельных случаях неизбежно.
Так
в
период
работы
над
чтением
с
листа,
в
начальной
стадии
работы
с
аккомпанементом, в случае необходимости и в качестве примера работы с партитурой,
возможно:
-играть с мелодией один бас;
-переносить бас в другую октаву;
-собирать разложенные гармонии в аккорд;
-менять широкое расположение на тесное и др.
-делать пропуск в аккорде удвоенных звуков
Недопустимо только изменять мелодическую линию, искажать гармонию, метро-
ритм.
В определении способов упрощения должна проявляться инициатива ученика, так
как бывают совершенно индивидуальные ситуации.
Чтение с листа позволяет
учить ученика
быстро анализировать
авторский
замысел через название
произведения, его жанр, фактуру
и, конечно,
музыкальные
термины, условные обозначения.
Важно при чтении с листа быстро схватывать главное в музыкальной ткани. Этому
способствует
быстрый
просмотр
нотного
текста,
ладотональности,
метро-ритма,
осознание мелодии, и т.д.
Иногда, например,
можно допустить некоторую неточность
в расположении
аккорда или пропуск отдельного звука, но недопустима не ритмичная игра, искажающая
идею произведения. К тому же это ведет к неряшливой, небрежной игре.
Задача
педагога
активизировать
чувство
метроритма
ученика,
научить
его
понимать в первую очередь ритмическое содержание нового произведения и, приступая к
исполнению, добиваться метроритмической равномерности.
Особое внимание следует уделить синкопе. Она активизирует внимание, слух, но не
должна нарушать метр и заменять сильную долю..
Очень важно с первых уроков
по чтению с листа приучать
ученика почти не
смотреть на клавиатуру, смотреть на один такт вперед, не исправлять ошибки,- то есть
не возвращаться назад.
Полезно прочитать
с листа
музыкальное произведение
два – три раза, но
обязательно целиком. Это помогает приобретению уверенности, большей точности
исполнения.
Выбирать произведения для чтения с листа следует нетрудные, чтобы получить
максимальный результат. Иначе всё превратится в разбор текста.
Работа над аккомпанементом важная составляющая программы обучения, так как
дирижёр-хоровик аккомпанирует хору, когда разучивает новую партитуру, занимается с
детским хором на школьной практике. Умение аккомпанировать себе с одновременным
пением вокальной партии необходимо и для сольфеджирования, и для распевания голоса
хористов, поэтому в классе фортепиано у студентов развивают навыки аккомпанемента.
-соблюдение устойчивого метроритма;
- ясное ведение нижнего, басового голоса с фразировкой, отдавая ему приоритет;
-видеть и хорошо знать хоровую или вокальную партии.
-уметь реагировать на взятие дыхания, смысловые цезуры
Ведь часто, аккомпанируя ансамблю, детскому хору, руководитель не дирижирует
и коллектив поет, слушая аккомпанемент, который должен быть предельно ясным во всем:
характер, фразировка, дыхание – цезуры и др.
Работа над любым вокальным произведением имеет свои особенности. Так его
содержание раскрывается не только через музыку, но и через поэтическое слово.
4
При
разборе,
изучении
вокального
произведения
необходимо
прежде
всего
осмысленное и эмоциональное прочтение литературного текста. Это помогает уяснить
художественную
задачу
произведения,
выявить
смысловые
кульминации,
интерпретировать фортепианную партию в сочетании с вокальной.
Учащийся должен определить общий характер мелодии, найти кульминационные
точки, цезуры, моменты смены дыхания.
Над аккомпанементом учащийся работает так же, как и при изучении сольной
пьесы, но с учетом вокальной партии. Большое значение приобретает интерпретация
фортепианного вступления и заключения, сольных фортепианных интерлюдий.
На всех этапах следует ориентировать учащихся на раскрытие образной стороны
произведения его содержания.
Особое место занимает работа над аккомпанементом к школьной песне.
Во-первых, дирижер в этом случае является и руководителем, и концертмейстером.
Во-вторых,
играя
аккомпанемент,
и
поначалу,
желательно,
вокальную
партию,
дирижер должен смотреть на учеников, подпевая им,
контролируя
их поведение,
эмоциональное состояние.
Большую
пользу
приносит
чтение
с
листа
в
четыре
руки,
особенно
сложных
произведений,
недоступных
для
сольного
исполнения;
оперных,
симфонических
переложений.
Таким
образом,
владение
фортепиано
помогает
будущему
специалисту
в
его
практической деятельности, формирует эстетический вкус культуру.
Литература1. Мндоянц А.. «О фортепианной педагогике» Журнал «Фортепиано» №
1 2004г «ЭПТА» стр.13
2. Полтавцев И., Светозарова М. « Курс чтения хоровых партитур» часть
первая.Государственное музыкальное издательство Москва 1963