Организация и проведение образовательного процесса
Автор: Топал Светлана Леонидовна Должность: руководитель мц точных наук, учитель математики Учебное заведение: МАОУ СОШ № 46 с УИОП Населённый пункт: Калининград Наименование материала: методическая разработка Тема: Организация и проведение образовательного процесса Раздел: полное образование
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТУРИЗМА»
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
г. Калининград
Подготовила: С.Л. Топал заведующая отделением
общеобразовательной подготовки
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями Министерства
образования России по организации, планированию и проведению образовательного процесса, с
использованием информационных материалов педагогического опыта преподавателей средних
профессиональных учебных заведений.
В настоящей работе рассмотрены структурные составляющие образовательного процесса
по учебным дисциплинам и специальностям среднего профессионального образования.
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников среднего
профессионального образования.
2
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….4
1 Образовательный процесс и его структура……………………………….……..4
2 Организация и проведение образовательного процесса………..………………5
2.1 Принципы организации и проведения образовательного процесса
в среднем профессиональном учебном заведении……………………………......6
2.2 Технология профессионального обучения…………………………………….7
2.3 Методы обучения………………………………………………………………..8
2.4 Дидактические принципы …………………………………………………….10
2.5 Изучение и отработка учебно-методической документации………………..11
2.6 Учебные занятия; требования, предъявляемые к ним……………………….13
2.7 Подготовка к проведению учебных занятий…………………………………15
2.8 Рекомендации по составлению планов занятий……………………………...17
2.9 Организация самостоятельной работы студентов……………………………28
3 Литература…………………………………………………………………………33
3
Введение
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования устанавливает новые приоритеты целей образовательного процесса.
Усиливается
его
ориентация
на
конечные
результаты,
в
частности,
на
формирование
личности
специалиста,
его
нравственного
и
творческого
потенциала. Интенсивно обновляются содержание среднего профессионального
образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса .
1 Образовательный процесс и его структура
Деятельность – совокупность действий, объединённых общей целью и
выполняющих определённую общественную функцию.
Система деятельности рассматривается в виде формулы:
(Ц – ОД – Р)R*,
/ \
С Т
где Ц - цель (назначение деятельности);
ОД – организация деятельности (совокупность действий, ведущих к
образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями
целого);
С – содержание (определяющая сторона целого);
Т – технология (способ реализации содержания)№
Р – конечный результат (результат деятельности);
R* - рефлексия (осознание человеком деятельности).
Деятельность педагога и деятельность обучаемых являются главным и
составляющими реального образовательного процесса.
Педагогическая деятельность – осознание внешних целей (подготовка
специалистов в соответствии с Гостребованиями), перевод внешних целей во
внутренние (педагогические), которые перерабатываются в задачи и содержание, а
затем
в
систему
методов
и
средств,
используемых
в
учебно-воспитательном
процессе.
Педагогическая деятельность включает в себя 3 этапа: подготовительный,
основной и заключительный
.
Подготовительный этап. На этом этапе педагог решает профессионально-
типовые
задачи:
определяет
содержание
образования
для
данного
учебного
занятия; осмысливает и конкретизирует цели обучения, воспитания и развития,
которые необходимо получить на данном занятии; структурирует содержание
образования;
выделяет
главное;
устанавливает
требования
к
результатам
обучения, которые являются критериями контроля этих результатов; составляет
план проведения учебного занятия; подготавливает необходимое материально-
техническое
оснащение
образовательного
процесса.
Для
решения
этих
задач
педагогу
необходима
нормативная
и
учебно-методическая
документация
4
(Государственные
требования
к
минимуму
содержания
и
уровню
подготовки
выпускников, учебная программа, перспективно-тематический план).
Основной этап.
Функциональное его назначение состоит в реализации
содержания
образования,
целей
обучения,
воспитания
и
развития
студентов.
Формирования у них знаний, умений, навыков. На этом этапе деятельности задачи
педагога заключаются в том, чтобы сообщить студентам учебную информацию,
организовать их учебно-познавательную деятельность и обеспечить усвоение ими
всех
основных
дидактических
единиц
учебной
информации
не
необходимых
уровнях,
установленных
при
проектировании
результатов
образовательного
процесса.
Руководствуясь
установленными
критериями
образовательного
процесса
педагог
контролирует
и
оценивает
результаты
текущего
усвоения
студентами
содержания
образования.
Для
решения
этих
задач
необходимы
средства
обучения
(«материальные
объекты,
предметы»,
«слово
педагога»),
средства контроля (технические средства, тесты и др.)
Заключительный
этап.
Функциональное
назначение этого этапа
деятельности состоит в получении педагогом совокупной итоговой информации о
результатах обучения, сравнении полученных результатов с намечавшимися и
выводов из этого сравнения на дальнейший период. Педагог оценивает качество
сформированных знаний, умений и навыков; анализирует свою деятельность и
деятельность студентов.
На основе системного анализа результатов обучения и учения, самоанализа
своей деятельности и деятельности студентов педагог получает необходимую
информацию
для
проектирования
более
совершенного
образовательного
процесса.
Учебная деятельность -
деятельность студентов, направленная на
овладение способами предметных и познавательных действий, обобщённых в
форме теоретических знаний.
Взаимодействие деятельности педагогов и обучаемых, направленная на
достижение
учебных
целей,
задач
обучения,
воспитания
и
развития,
на
формирование знаний, умений и навыков представляет образовательный процесс.
Образовательный процесс включает преподавания и учения.
Процесс преподавания – процесс планомерного осуществления на практике
основ педагогики теории передачи знаний с целью формирования педагогом у
студента необходимых профессиональных качеств.
Процесс учения – процесс приобретения и закрепления способов
деятельности человека.
2 Организация и проведение образовательного процесса
Под организацией образовательного процесса необходимо понимать систему
взаимоотношений и взаимодействия преподавателя со студентами, между собой в
этом процессе, а также способ структурирования учебного процесса, в том числе
учебного материала, обучающей деятельности преподавателя – педагогической
деятельности и учебной деятельности студента.
5
2.1 Принципы организации и проведения образовательного процесса в
среднем профессиональном учебном заведении
В соответствии с установленными целями в педагогике рассматриваются
основные принципы организации и проведения образовательного процесса:
- принцип самодеятельности (самодеятельность – это деятельность,
выполняемая человеком без какого либо принуждения, без расчёта на какую-либо
выгоду или награду, это свободная творческая деятельность);
- принцип самоорганизации означает, что преподаватель должен всемерно
помогать студентам самим учиться, организовывать и руководить их учебной
деятельностью, он должен повседневно воспитывать и обучать их рациональной
самоорганизации своей самостоятельной и учебно-тренировочной деятельности в
любой форме учебной работы: индивидуальной, коллективной;
- принцип развития (при организации и проведении учебного процесса
необходимо учитывать):
1) возрастные и индивидуальные особенности студентов;
2) потребность студентов в овладении новыми знаниями, новыми способами
действий, умениями и навыками (студенты должны испытывать необходимость в
преодолении посильных трудностей);
3) достигнутый уровень актуального развития студентов;
- принцип коллективизма предусматривает организацию деятельности
студентов так, чтобы:
1) каждый студент участвовал в постановке частных целей учебной работы или
принимал участие в их обсуждении;
2) каждый студент имел право и фактически участвовал в контроле, оценке и
учёте выполняемой совместно деятельности;
3) работа каждого студента должна быть в первую очередь адресована не к
преподавателю, а другим студентам группы;
4)
преподаватель
должен
выступать
и
как
ненавязчивый
организатор
и
руководитель,
выполняющий
особые
функции
в
коллективной
деятельности
(постановка общих целей обучения, обеспечение нужной информацией и т.д.),
имеющих при этом и особые права (в частности, право на окончательную оценку
и др.);
- принцип ролевого участия означает ответственность студентов на
длительный срок определёнными ролями в учебном заведении;
- принцип ответственности означает ответственность студентов за свою
работу; предполагает контроль и оценку этой работы;
- принцип психологического обеспечения означает, что учебный процесс
должен быть организован и так проводится, чтобы обеспечить мотивацию учения
и положительное эмоциональное отношение к нему каждого студента.
6
2.2 Технология профессионального обучения
Технология – совокупность методов изменения состояния, свойств материала
в процессе производства продукции.
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения,
предусмотренного учебными программами, представляющий собою совокупность
взаимосвязанных форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее
эффективное достижение поставленных целей.
Содержание обучения – это учебная информация (учебный материал),
предъявляемая
студентам,
и
комплекс
задач,
заданий
и
упражнений,
обеспечивающих формирование профессиональных и учебных умений и навыков,
накопление первоначального опыта профессиональной деятельности. Содержание
обучения в свёрнутом виде представлено в учебных планах (перечень учебных
дисциплин и их объём в часах), в учебных программах (состав и содержание
основных учебных элементов и перечень практических, лабораторных и курсовых
работ),
в
развёрнутом
виде
–
в
учебниках,
учебных
пособиях,
в
лекциях
и
объяснениях преподавателей.
Организационные формы обучения (виды учебных занятий) – это устойчивые
способы
организации
учебной
деятельности
студентов,
характеризующиеся
определённостью
основных
дидактических
целей,
постоянством
состава
студентов,
установленной
продолжительностью,
определённым
местом
проведения, содержанием и характером деятельности студентов и преподавателей.
Метод обучения – это теоретически обоснованная совокупность таких
правил педагогической деятельности, руководствуясь которыми, преподаватель и
студент выбирает приёмы и способы конкретных действий, применение которых
гарантирует достижение поставленной цели. Метод обучения содержит правила
как действовать и способы действия.
Приёмы – составные часть методов, конкретные действия преподавателя и
студентов,
подчинённые
общему
направлению
работы,
общим
установкам,
которые
определены
требованиями
метода
(опережающих
знаний,
мозгового
штурма, проблемного, деловых игр, семинаров, опорного конспекта, блок-схем и
др.).
Технические средства обучения – комплекс приспособлений, приборов,
предназначенных
и
используемых
в
учебном
процессе
с
целью
повышения
эффективности восприятия.
Через содержание решаются задачи обучения, реализуются поставленные
цели,
связанные
с
развитием
личности
(решение
воспитательных
задач)
и
связанные с познанием конкретной дисциплины (решение дидактических задач).
Технология профессионального обучения должна отражать современный
уровень
научно-педагогических
знаний
о
процессе
формирования
личности
молодого специалиста, основываться на принципах профессионального обучения
и воспитания.
Методологической основой профессионального обучения являются
принципы:
гуманизации,
научности,
многоуровневости,
технологичности,
компьютеризации учебного процесса.
7
Принцип гуманизации определяет следующие требования к содержанию
профессионального
образования:
унификацию
терминологии
специальных
дисциплин,
введение
в
содержание
программ
и
учебников
опыта
рационализаторов
и
изобретателей,
выявление
новых
технических
и
технологических знаний, разработку вариативных модулей для индивидуального
обучения.
Принцип научности означает опору на науку как источник систем законов,
закономерностей,
понятий
и
проявляется,
прежде
всего,
в
отборе
учебного
материала и в применяемых методах обучения. Научные методы прочно входят в
педагогический процесс, т.к. обучение на технических объектах с использованием
информационно-вычислительной
техники
предполагает
применение
методов
современной
науки,
что
усиливает
исследовательскую
деятельность
и
обеспечивает развитие творческих способностей студентов.
Принцип многоуровневости определяет создание системы непрерывного
образования
(от
начального
до
высшего
профессионального
образования).
Многоуровневость
предусматривает
интегративно
-
модульную
систему
профессионального образования.
Принцип технологичности требует от студентов систематизации знаний,
умений и навыков для творческого мышления и технической самостоятельности в
решении практических задач.
Принцип компьютеризации рассматривается как фундаментальный принцип,
реализуемый в условиях целостного процесса профессионального обучения.
2.3 Методы обучения
Исходя из того факта, что образовательный процесс представляет собой
единство двух процессов преподавания и учения и, что преподаватель и студент –
каждый руководствуется своими правилами, которые могут быть представлены в
общем виде как правила взаимодействия двух видов деятельности, в процессе
обучения различают действие бинарных методов:
Методы преподавания
Методы учения
1.
Информационно-сообщающий
2.
Объяснительный
3.
Инструктивно-практический
4.
Объяснительно-побуждающий
5.
Побуждающий
а) Исполнительский
б) Репродуктивный
в) Продуктивно-практический
г) Частично-поисковый
д) Поисковый
Рассмотрим краткое содержание каждого из выше перечисленных методов:
1. Информационно-сообщающий метод преподавания содержит сообщение
преподавателем фактов и выводов без достаточного их объяснения, обобщения и
систематизации. Это - словесная или словесно-наглядная «подача информации».
Такой метод преподавания обуславливает возникновение соответствующего вида
познавательной деятельности студента – исполнительский метод учения.
8
а) Исполнительский метод учения предполагает заучивание изложенных
преподавателем фактов и выводов без критического их анализа и осмысления,
механическое
переписывание,
чтение
и
воспроизведение
содержания
текста,
отработку навыков путём выполнения различных упражнений.
2. Объяснительный метод преподавания включает сообщение педагога
фактов данной науки, их описание и объяснение, т.е. раскрытие сущности нового
понятия с помощью слова, наглядности и практических действий. Данный метод
необходимо усовершенствовать и применять его в сочетании с другими методами
и техническими средствами обучения. Этот метод направлен на управление ходом
сознательного усвоения знаний студентами.
б) Репродуктивный метод учения означает понимание объяснений
преподавателя
студентом
и
осознанное
усвоение
им
знаний
(слушание
и
осмысливание),
наблюдение,
систематизация
фактов,
решение
типовых
задач
действуя
по
образцу
и
т.д.
Понимание
здесь
подтверждается
правильным
применением
усвоенных
правил
в
упражнениях
и
задачах
и
их
устным
и
письменным воспроизведением.
3. Инструктивно-практический метод преподавания связан с управлением
практической учебной деятельностью студента. Он характеризуется указаниями
преподавателя
студентам,
какого
вида
практическую
работу
они
должны
выполнить.
в) Продуктивно – практический метод учения – результат инструктивно –
практического
метода
преподавания.
Ценность
метода
в
отработке
навыков
практических действий, развитие рационализаторских, творческих умений. Этот
метод может быть и элементом подготовки к поисковому методу.
4. Объяснительно – побуждающий метод преподавания заключается в том,
что
учебный
материал
частично
объясняется
педагогом,
а
частично
даётся
студентам в виде проблемных познавательных задач, проблемных вопросов и
заданий для самостоятельного усвоения путём «открытия» новых знаний.
г) Частично – поисковый метод учения – это сочетание восприятия студентом
объяснений
преподавателя
с
его
поисковой
(творческой)
деятельностью
по
выполнению
работ,
требующих
самостоятельного
прохождения
всех
или
отдельных этапов познавательного процесса.
5. Побуждающий метод преподавания состоит главным образом в
постановке педагогом проблемных вопросов и задач перед студентами, т.е. в
организации их самостоятельной деятельности исследовательского характера.
д) Поисковый метод учения (его можно назвать и исследовательским)
характеризуется
тем,
что
студент
без
существенной
помощи
преподавателя
самостоятельно «открывает» для себя и усваивает новые знания путём учебных
проблем и их решения или ищет самостоятельные пути решения практической
проблемы, «изобретает», конструирует.
Наиболее распространёнными методами современного обучения в учебных
заведениях являются информационно-сообщающий и объяснительный методы.
При этих методах обучения основной функцией педагога является передача
знаний, умений по конкретной дисциплине. Решая эту функцию, преподаватель
9
заботится о том, чтобы студент понял программу, и запомнил её. Вместе с тем ему
всегда в процессе обучения остаётся неясным: а хочет ли студент познавать.
Складывается ситуация когда процесс обучения становится практически
неуправляемым: кому интересно, тот занимается, кто не хочет – не занимается или
занимается редко, при нажиме взрослого.
Указанные методы не позволяют интенсивно развивать у студента
мышление,
способности,
а,
именно,
развитие
способностей
обеспечивает
творческую деятельность и самостоятельность человека.
Инструктивно – практический, объяснительно – побуждающий и
побуждающий
методы
преподавания
и
соответственно
продуктивно
–
практический, частично – поисковый и поисковый методы учения представляют
собой активные методы преподавания и учения.
При этих методах обучения психологи и педагоги предлагают сделать
ведущей функцией преподавателя следующую: вызвать потребность познания у
обучаемого,
тем
самым
создать
условия
для
развития
его
мышления,
способностей.
Для реализации основной своей функции преподаватель должен
организовать обучение таким образом, чтобы обучаемый захотел познавать.
Эти методы обучения, включённые в активную учебную деятельность,
обеспечивают
высокий
уровень
творческого
усвоения
знаний
студентами
и
развития их познавательной самостоятельности.
Вышеуказанные методы обучения взаимосвязаны и могут быть применены в
единстве в процессе обучения.
2.4 Дидактические принципы
Дидактика -
часть педагогики, излагающая теоретические основы
образования и обучения.
Существуют следующие дидактические принципы:
- принцип научности обучения: усвоить положение курса на научных
методах;
- принцип наглядности;
- принцип развивающегося обучения: познавательная деятельность,
логическое мышление;
- принцип доступности;
- принцип связи обучения с жизнью;
- принцип сознательности и активности;
- принцип системности и последовательности;
- принцип прочности усвоения знаний.
2.5 Изучение и отработка учебно–методической документации
10
Изучив государственные требования к минимуму содержания и уровню
подготовки
выпускников
по
данной
специальности,
преподаватель
должен
тщательно рассмотреть требования учебного заведения к выпускнику и найти
положения,
относящиеся
к
преподаваемой
дисциплине.
Это
поможет
преподавателю
определить
роль
и
значимость
дисциплины
в
дальнейшем
обучении студента, а также в практической деятельности будущего выпускника.
В соответствии с рекомендациями НМЦ СПО от 08.10.1995г. для
обеспечения
качественной
подготовки
студентов
преподавателю
необходимо
подготовить
комплексное
учебно-методическое
обеспечение
образовательного
процесса по учебной дисциплине.
С целью разработки межпредметных связей, преподаватель должен изучить
рабочий учебный план данной специальности. При изучении рабочего учебного
плана необходимо обратить внимание на раздел «Пояснения к учебному плану»,
где отражены особенности организации учебного процесса и проведения контроля
за выполнением Государственных требований, а также даны уточнения отдельных
положений рабочего учебного плана.
При структурировании содержания дисциплины прежде всего необходимо
помнить, что дисциплина любой специальности – это средство для достижения
общей цели, а поэтому структурирование не должно быть целью дисциплины, а
должно быть целью выполнения Государственного образовательного стандарта.
После изучения рабочего учебного плана по данной специальности в
соответствии с рекомендациями НМЦ СПО на основе примерной программы
разрабатывается
рабочая
учебная
программа
дисциплины,
которая
является
единой
для
всех
форм
обучения:
очной,
очно-заочной
(вечерней),
заочной,
экстерната.
Структура рабочей программы учебной дисциплины:
-титульный лист;
- пояснительная записка;
-тематический план;
- содержание учебной дисциплины;
-перечень лабораторных и практических занятий;
- перечень курсовых проектов (работ) (при наличии);
- перечень литературы и средств обучения.
В пояснительной записке дается краткое описание назначения дисциплины,
отражается её роль в подготовке специалиста, связь с другими дисциплинами
рабочего
учебного
плана,
проводится
обоснование
структуры
дисциплины,
а
также краткие методические указания по изложению теоретического материала,
выполнению
лабораторных
работ
и
практических
занятий,
пояснения
обусловленные
требованиями
реализации
национально-регионального
компонента, специфики учебного заведения.
Здесь определяются основные знания, умения и навыки, которыми должен
овладеть студент после изучения дисциплины в соответствии с Государственными
требованиями.
Отражается
организация
итогового
контроля
по
данной
дисциплине в соответствии с рабочим учебным планом.
11
В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов
и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и
темам дисциплины как из расчёта максимальной учебной нагрузки - количество
часов, отведённое на изучение темы (с учётом самостоятельной нагрузки), так и
обязательной нагрузки (без учёта самостоятельной нагрузки).
Раздел «Содержание» учебной дисциплины» включает введение, где даётся
характеристика дисциплины, её место и роль в системе подготовки.
По каждой учебной теме (разделу) приводятся:
- номер и наименование темы (раздела);
- обобщённые требования к знаниям и умениям студентов;
- содержание учебного материала (дидактические единицы);
-лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и
наименование);
- виды самостоятельной работы студентов.
При разработке этого раздела необходимо руководствоваться следующим:
-номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать
тематическому плану;
- требования к знаниям и умениям по темам должны соответствовать
основным
требованиям
к
знаниям
и
умениям,
которыми
должны
овладеть
студенты
после
изучения
дисциплины,
указанных
в
пояснительной
записке
программы;
- в тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к
конкретной
области
науки.
Обозначения,
единицы
измерения
и
т.п.
должны
отвечать требованиям государственных стандартов; иностранные слова (фамилии,
названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции;
- при планировании самостоятельной работы указываются виды
внеаудиторной
работы.
В
тексте
рабочей
программы
могут
быть
отмечены
звёздочкой
дидактические
единицы
для
самостоятельного
изучения.
Студенту
могут быть рекомендованы такие виды занятий, как решение упражнений и задач,
выполнение
расчётно-графических
работ,
анализ
производственных
ситуаций,
решение ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм и
участие в них, работа на тренажёрах, подготовка рефератов, докладов, постановка
экспериментов, исследовательская учебная работа и др.
При наличии курсовых проектов (работ) указываются особенности
организации его (её) выполнения.
В разделе «Литература и средства обучения» указывается основная и
дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-
методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения.
Правильное построение системы знаний и самостоятельной внеурочной
работы обеспечивает перспективно-тематическое планирование, осуществляемое
преподавателями.
Прежде чем приступить к составлению перспективно-тематического плана
по
изучению
дисциплины,
преподаватели
должны
ясно
представлять
какие
знания, навыки, умения, в какой последовательности, и в какой период обучения
необходимо усвоить студентам, для этого необходимо хорошо изучить учебную
12
рабочую
программу
по
дисциплине.
Изучение
программ
других
дисциплин
поможет преподавателю определить, как лучше установить межпредметные связи,
на
какие
знания
из
этих
дисциплин
можно
ему
опереться
при
изучении
соответствующей темы по своей дисциплине. Готовясь к занятию преподаватель
специальных дисциплин должен хорошо изучить учебный план и программу
производственного обучения.
В перспективно-тематическом плане находят отражение такие элементы:
содержание учебного материала, средства обучения (учебно-наглядные пособия,
учебная, методическая и справочная литература), виды самостоятельной работы,
домашнее задание.
Составляя перспективно-тематический план по дисциплине в соответствии с
учебным планом и программой, преподаватель распределяет объём материала
темы для каждого занятия.
Цели занятия определяют исходя из тех знаний и умений, навыков, которые
должны усвоить в процессе изучения темы. В соответствии с целью занятия
определяется его вид.
Намечая межпредметные связи, преподаватель определяет конкретный
учебный материал из смежных дисциплин, на который следует опереться при
изучении данной темы. В плане занятия он намечает проведение упражнений,
экскурсий, лабораторных работ, изучение передового производственного опыта,
передовой технологии.
Иногда при составлении перспективно-тематического плана возникает
необходимость
в
перестановке
тем,
в
изменении
количества
часов.
Такие
изменения допускаются по решению предметно-цикловой комиссии при условии,
что программа будет выполнена полностью, студенты получат прочные знания,
навыки и умения и не нарушится связь между производственным и теоретическим
обучением.
При подготовке содержания материала темы преподаватель должен
использовать
методические
пособия,
брошюры
и
разработки,
в
которых
раскрывается передовой опыт её преподавания.
Нужно выделять узловые вопросы материала темы, которые студенты
должны глубоко и прочно усвоить, так как они будут основной при планировании
отдельных занятий. Кроме того, преподаватель обязан сам сделать выводы всех
формул,
прорешать
задачи,
разобраться
в
схемах,
выполнить
построения,
проанализировать воспитательные возможности материала, подобрать примеры,
иллюстрации.
2.6 Учебные занятия; требования, предъявляемые к ним
В практике проводимые учебные занятия классифицируются по двум видам:
традиционные и нетрадиционные.
К традиционным видам занятий относятся:
- урок (изучение нового материала; повторения и обобщения знаний;
проверки знаний, умений и навыков; комбинированный урок);
13
-лекция (вводная; установочная; текущая; заключительная; обзорная;
информационная;
лекция-беседа;
кино-лекция;
лекция-дискуссия;
проблемная
лекция);
- семинар (учебный; обмен опытом; научный);
- практическое занятие;
- лабораторная работа;
- консультация;
- самостоятельная работа (индивидуальная; групповая);
- зачётное занятие;
- экскурсия.
Для того, чтобы интенсифицировать учебный процесс, возбудить и удержать
интерес студентов к учебному труду, заставить их мыслить, искать, действовать в
последнее время применяют нетрадиционные формы обучения ( нетрадиционные
уроки).
Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее
нетрадиционную
(неустановленную)
структуру.
Нетрадиционный
урок
необычайный по замыслу, организации и методике проведения.
К нетрадиционным урокам относятся:
- уроки, изменённые традиционным в организацию (урок-лекция; урок-
парный опрос; урок-«экспресс»-опрос; урок-практикум; урок-консультация; урок-
семинар);
- уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок -
мудрости; урок - откровения; урок - «дублёр начинает действовать»; урок - эврика;
урок - творческий отчёт; урок - взаимного обучения);
- уроки, опирающиеся на фантазию (урок – сказка; урок – сюрприз; урок –
творчества; урок – изобретательства; урок – «удивительное рядом»);
- уроки, напоминающие различные общественные явления (урок – пресс-
конференция; урок – аукцион; урок – митинг; урок – дискуссия; урок – выставка);
- уроки с привлечением известных в общественной практике форм, жанров,
методов деятельности (урок - исследование; урок – интервью; урок – репортаж;
урок – отчёт; урок – мозговая атака; урок – комментарий; урок – обобщение; урок
– диалог);
- уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок – заочная
экскурсия; урок – литературная прогулка; урок – литературная гостиная; урок –
путешествие в прошлое; урок – встреча; урок – детективное расследование; урок –
встреча с писателем; урок обмена информацией);
- уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций
( урок – «суд»; урок –«следствие»; урок – театр; урок – справочное бюро);
- уроки с игровой состязательной основой (урок – конкурс; урок – эстафета;
урок – дуэль; урок – деловая игра; урок – ролевая игра; урок – викторина; урок –
соревнование; урок – лотерея; урок – конкурс вопросов);
- уроки, включающие формы внеклассной работы (урок – КВН; урок –
«следствие ведут знатоки»; урок – концерт; урок – «что? где? когда?»; урок –
спектакль; урок – час вопросов и ответов).
Нетрадиционные формы в обучении и воспитании предполагают:
14
- использование коллективных способов работ студентов;
- привитие интереса к дисциплине, избранной профессии;
- развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к
творческому поиску;
- при подготовке к уроку студенты сами ищут интересный материал, находят
удивительные факты, сочиняют стихи, песни на определённую тематику;
- активизация деятельности студентов;
- овладение способами управления коллективной деятельностью;
- становление новых отношений между преподавателями и студентами;
- оценку деятельности студентов их друзьями, товарищами по учёбе;
Независимо от формы проведения занятий, к ним предъявляют следующие
основные требования:
- содержание занятия должно удовлетворять требованиям, предусмотренным
рассматриваемой теме рабочей программы учебной дисциплины;
- образовательные и воспитательные стороны занятия должны быть
объединены одной целью;
- занятие должно быть умело организовано с применением наглядности;
- при проведении занятия необходимо учесть индивидуальные способности,
интересы, возможности студентов.
Для проведения нетрадиционных уроков педагоги могут использовать
специальные
разработки,
находящиеся
в
методическом
кабинете
учебного
заведения.
2.7 Подготовка к проведению учебных занятий
Преподаватели учебных заведений, не имеющие педагогического
образования, участвуют в учебно-воспитательном процессе лишь интуитивно, без
опоры на знания психологии и педагогики. В практической деятельности они в
основном используют опыт собственного обучения, что естественно на практике
приводит
к
ряду
типичных
ошибок,
которые
тормозят
личностное,
профессиональное развитие студентов.
Первая ошибка касается содержания обучения, и состоит в линейном
изложении учебного материала (ряд следующих друг за другом тем), при котором
зачастую
отсутствуют структурно-логические и функциональные связи между
отдельными
темами
курса.
Это
приводит
к
многократным
неоправданным
повторениям в разных темах. Студенты при таком обучении «утопают» в большом
количестве
второстепенной
информации,
в
которой
они
не
могут
выделить
главное, а поэтому затрудняются применять её на практике.
Другая ошибка связана с методами обучения и заключается в преобладании
информационного
метода
и
недооценке
активных,
развивающих
методов
обучения.
Необходимо заметить, что на характер деятельности, на их жизнь, особое
влияние оказывает организация и осуществление учебного процесса, на которые
необходимо обратить особое внимание.
15
На основе перспективно-тематического плана составляется план занятия. Оба
эти документа должны быть взаимосвязаны, и дополнять друг друга. Каждый
план занятия может иметь свои особенности в зависимости от индивидуального
стиля работы преподавателя, от уровня подготовки группы. План занятия можно
составлять в одном экземпляре для нескольких групп, но выполнение этапов
занятия для различных групп может быть разным. В отличие от перспективно-
тематического плана план занятия более конкретен.
На первый взгляд кажется, что содержание занятия определить просто, оно
заложено в учебной программе и учебных пособиях. Но это не упрощает задач
преподавателя.
Чтобы
содержание
изучаемого
материала
соответствовало
достижениям научно-технического прогресса в данной отрасли, перспективам её
развития,
преподавателю
приходится
подбирать
конкретный
материал
из
различных
источников
(учебников,
журналов,
брошюр,
справочников)
знакомиться с проблемами, стоящими перед отраслью и производством, и, не
нарушая логики учебной дисциплины, соответствующим образом организовать
его. При этом он должен соотносить, намеченный им материал, как с учебными
программами, так и с учебниками.
После второстепенного анализа содержания данного занятия, анализа
результатов предыдущих занятий, выявления, что к данному занятию студенты
узнали по смежным дисциплинам и на занятиях производственного обучения,
устанавливается их связь, определяется, что студенты должны узнать на данном
занятии; что повторить, какие навыки и умения приобрести. Выделяется самое
существенное, главное – основные понятия, знания, умения и навыки, которыми
должны прочно овладеть студенты. С учётом уровня сложности определяются
способы
раскрытия
понятий,
взаимосвязи
новых
и
уже
известных
понятий,
опираясь на которые студенты могли бы самостоятельно усвоить новые знания.
Далее
преподаватель
выделяет
понятия,
знания
и
умения
для
изучения
на
последующих занятиях, уточняет их связь с основными понятиями, знаниями и
навыками и умениями данного занятия.
При этом содержание отбирается так, чтобы знания студентам давались не в
виде
готовых
формул
и
выводов,
а
чтобы
обеспечивалась
возможность
самостоятельно находить правильные ответы на поставленные вопросы. С учётом
психологической
активности
студентов
к
усвоению
материала
занятия
устанавливаются
средства
усиления
увязки
материала,
пробуждения
к
нему
интереса, а также усиления его воспитательного воздействия.
Воспитательный аспект обучения обеспечивается факторами: органической
связью
знаний
с
жизнью,
правильной
организацией
учебного
процесса,
непо средственным
влиянием
лично сти
преподавателя,
с и с т е м о й
взаимоотношения между преподавателями
и студентом и в самом коллективе
студентов.
Воспитательное влияние занятия идёт непосредственно, когда у студента
вырабатывается умение рассматривать те или иные производственные вопросы на
основе усвоенных знаний и, на занятии формируется умение делать выводы,
вырабатываются навыки качественного выполнения операций, настойчивости и
т.д.
16
Повышение воспитывающего значения преподаваемой дисциплины связано с
глубоким
знанием
самим
преподавателем
этой
учебной
дисциплины,
понимающим значение данного занятия в системе занятий и его места в обучении
и
воспитании
студентов,
а
также
наиболее
целесообразных
форм
и
методов
обучении и воспитании студентов, а также наиболее целесообразных форм и
методов обучения (организация сообщений о новостях в науке и технике по
материалам
технической
литературы,
подготовка
и
проведение
конференций,
применение
на
занятиях
дидактических
игр-соревнований,
игры
–
экзамена,
деловой игры по разбору производственных ситуаций и т.п.).
Так как время занятия ограничено, преподаватель отбирает для сообщения
самое важное и интересное. Вся предыдущая работа помогает преподавателю
сформировать дидактическую цель и задачи занятия: образовательные – каким
способом приобретают студенты знания, навыки и умения; воспитательные –
какие качества личности у них должны сформироваться; развивающие - какие
логические операции и приёмы умственной деятельности усвоят студенты, и
какой при этом будет результат. А далее определяется последовательность и
способы решения этих целей и задач на разных этапах занятия. Материал темы
разделяется на логически взаимосвязанные части, намечается время для изучения
каждой из них и необходимая структура занятия.
2.8 Рекомендации по составлению планов занятий
Подготовка к занятию включает постановку цели и задачи, пути их
реализации, т.е. педагог при подготовке к занятию должен продумать не только
содержание, но и цель и технологию. Конспективные планы занятий помогают
привести эти требования в систему.
При составлении планов занятий следует обратить внимание на его
структурные, т.е. составные элементы, выбор которых зависит от дидактической
цели и содержания изучаемого материала на занятии.
Можно выделить следующие структурные элементы занятия:
- организационная часть, подготовка студентов к изучению материала
(сообщение темы и целевая установка на занятии, актуализация ранее усвоенных
знаний, навыков и умений);
- сообщение учебного материала преподавателем (применение наглядных
пособий, демонстрация экспериментов и т.д. );
- самостоятельное усвоение студентами новых знаний ( работа с
учебником, просмотр кинофильмов, выполнение лабораторно-практических работ
и т.д.);
- первичное закрепление и текущее повторение (опрос, работа с карточками -
заданиями, беседы и т.д.);
- упражнения по закреплению и совершенствованию знаний и умений
(решение задач, работа на тренажёрах и т.д.);
- самостоятельная работа по совершенствованию знаний, умений и навыков
(работа с технической литературой и документацией);
- обобщающее повторение (лекции, беседы);
17
- контроль и оценка знаний, умений и навыков студентов (опрос,
контрольные работы, решение задач, зачёты и т.д.);
- выдача домашних заданий.
В зависимости от вида занятия, на занятии преобладают те или иные его
структурные
элементы.
Количество,
содержание
и
последовательность
этих
структурных
элементов
преподаватель
определяет
при
подготовке
к
занятию,
руководствуясь
следующими
требованиями:
структура
должна
отражать
логическую последовательность обучения, учитывать место и роль занятия в
общей
системе
занятий;
должна
быть
тесная
связь
между
структурными
элементами занятия; длительность каждого из них определяется содержанием
материала и его ролью в решении общей дидактической цели занятия.
Рекомендации по выдаче домашний заданий и организации самостоятельной
работы студентов приведены в п.2.9.
Ниже рассматривается примерная структура уроков:
1. Урок изучения нового материала
Наименование структурного элемента урока
Время,
мин
1.Организация урока:
приветствие студентов,
проверка их явки и готовности аудитории к уроку
2
2. Сообщение темы и плана , постановка цели
4
3. Актуализация опорных знаний методом беседы
3
4. Мотивация учебной деятельности студентов
3
5. Изложение материала и закрепление (организация
самостоятельной работы студентов в процессе изложения)
70
6. Обобщение и систематизация изучаемого материала
4
7. Подведение итога урока и сообщение домашнего задания
4
Примечание:
Для
данного
типа
урока
можно
поставить
цель:
«Восприятие
первичное
осознание
нового
материала,
осмысление
связей
и
отношений
в
объектах изучения».
2. Урок повторения и обобщения
Наименование структурного элемента урока
Время,
мин
1.Организация урока:
приветствие студентов,
проверка их явки и готовности аудитории к уроку.
2
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной
деятельности, постановка цели.
3
3. Изучение дополнительного материала по теме методом
конференции.
35
18
4. Обобщение и систематизация знаний, полученных на конференции
5
5. Контроль знаний студентов и закрепление материала по теме:
- методом самооценки;
- методом безмашинного программирования;
-методом опроса по карточкам;
-методом эстафетного опроса.
37
2
10
25
6. Анализ и оценка знаний студентов по теме.
5
7. Подведение итога урока и сообщение домашнего задания
3
Примечание: Для данного типа урока можно поставить цель: «Перевод
знаний студентов от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в
целостную систему знаний».
Вариант структуры урока
1.
Мотивация, актуализация знаний - сообщить вопросы, по которым будет
производиться обобщение.
2.
Обобщающая деятельность студентов -
самое главное это включение
части в целое; обобщение преподавателя в форме беседы, монолога.
3.
Подведение итогов и оценка.
3. Урок проверки знаний, умений, навыков
Наименование структурного элемента урока
Время,
мин
1.Организация урока:
приветствие студентов,
проверка их явки и готовности аудитории к уроку.
2
2. Актуализация опорных знаний.
2
3. Ответы на неясные вопросы, возникшие у студентов при
подготовке к контрольной работе.
5
4. Мотивация учебной деятельности.
2
5. Инструктаж по выполнению контрольной работы
7
6. Организация самостоятельной работы по вариантам и
индивидуальный контроль за ходом выполнения задания.
60
7. Сбор вариантов и выполненных контрольных работ.
2
8. Ответы на вопросы, возникшие в процессе выполнения работы,
разбор типичных ошибок.
7
9. Подведение итога урока и сообщение домашнего задания
3
Примечание: Для данного типа урока можно поставить цель: «Определение
уровня овладения студентами знаний, умений и навыков».
Вариант структуры урока
1.
Организационный момент.
2.
Подготовка и мотивация деятельности.
3.
Применение знаний.
19
4.
Примерная структура комбинированного урока.
Наименование структурного элемента урока
Время,
мин
1.Организация урока:
приветствие студентов,
проверка их явки и готовности аудитории к уроку.
2
2.
Контроль
знаний
студентов
(с
использованием
прогрессивных
различных форм методом цепочки эстафетного опроса, слухового
или
логического
диктанта,
самооценки,
взаимоконтроля,
письменного опроса путём решения ситуаций программированного,
машинного опроса, решения кроссвордов и пр.)
15-20
3. Актуализация опорных знаний методом беседы.
3
4. Мотивация учебной деятельности, обеспечивающая логические
переходы к изучению нового материала.
3
5. Сообщение темы и плана, постановка цели.
2
6. Изложение материала и закрепление знаний (организация
самостоятельной работы).
51-56
7. Обобщение и систематизация изучаемого материала.
4
8. Подведение итогов урока и оценка деятельности студентов.
3
9. Сообщение домашнего задания.
2
Примерная структура плана урока
1.
Группа ________ Дата _____________
2.
Тип урока________________________________________________________
3.
Тема урока _______________________________________________________
4.
Цели урока:
- Обучающая –
- Воспитательная и развивающая –
5. Учебно-наглядные пособия и ТСО:____________________________________
6. Проверка качества знаний студентов:__________________________________
7. Актуализация опорных знаний:_______________________________________
8. Начальная мотивация учебной деятельности:___________________________
9. Содержание излагаемого материала:___________________________________
10. Самостоятельная работа:___________________________________________
11. Обобщение и систематизация излагаемого материала:___________________
12. Задание на дом:___________________________________________________
Примеры образовательных целей
20
- Обеспечить в ходе урока усвоение (на конкретном уровне) следующих
основных понятий, законов и т.п.
- Сформировать следующие (по специальной дисциплине) умения и навыки.
- Сформировать или продолжить формировать общенаучные умения и навыки
(работа с планом, книгой, умение оставлять, умение составлять план, конспект и
т.п.).
- Восполнить следующие типичные пробелы в знаниях студентов, в каких-то
их общенаучных навыках.
Примеры воспитательных целей
1. В ходе урока обеспечить направленность на формирование следующих
мировоззренческих идей:
Например:
- материальность мира;
- познавательность мира;
- идея развития в природе и обществе;
- причинно-следственные связи и т.п.;
2. Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание студентов.
3. Способствовать трудовому воспитанию и профориентации.
4. Содействовать эстетическому, физическому воспитанию.
5. Обратить внимание на устранение типичных проблем в данной группе.
Примеры развивающих целей
1. Развитие речи.
2. Развитие мышления: уметь вычленять главное, сравнивать, обобщать,
делать выводы.
3. Развивать познавательные интересы студентов.
4. Развивать познавательную деятельность студентов.
5. Способствовать развитию эмоциональной сферы, двигательной сферы.
6. Обратить внимание на устранение следующих недостатков в развитии
студентов…
7.
Обратить особое внимание на развитие интеллекта отдельных (сильных)
студентов.
Примеры политехнических целей
1. Знакомство со звеньями производства.
2. Развивать техническое мышление.
3. Развивать конструкторские способности.
Учебно - наглядные пособия и ТСО
21
В этом пункте следует конкретно назвать номера или названия плакатов и
макетов;
диафильмы,
а
ещё
лучше
номера
интересующих
кадров;
название
кинофильмов; лабораторные стенды и приборы и т.п. и, безусловно продумать,
когда и в какой последовательности всё это показывать.
Проверка качества знаний студентов
В этом пункте не следует ограничиваться расплывчатым «Опрос студентов у
доски»,
а
указывать
конкретные
вопросы,
которые
будут
заданы
студентам;
номера, варианты и темы письменных работ; другие формы контроля.
Существуют следующие формы контроля знаний:
1). Индивидуальный опрос – один отвечает – все следят.
2). Уплотнённый опрос – 2-4 отвечают – все выполняют индивидуальные
задания.
3). Взаимоопрос – один задаёт вопросы – один отвечает.
4). Фронтальный опрос – вопросы краткие – ответы с места.
5). Письменная проверка.
6). Программированный опрос (машинным и безмашинным способом).
7). С элементами деловой игры.
8). Создание производственной ситуации.
Актуализация опорных знаний
Этот термин обозначает хорошо известный многим преподавателям элемент
поведения студентов к новой теме, опираясь на их прежние знания.
Но для того, чтобы эта опора была достаточно надёжной, необходимо
актуализировать (оживить) в памяти студентов прежние прежние представления.
Следовательно, под актуализацией понимают определение уровня знаний
студентов, уточнение, углубление и расширение правильных понятий.
В плане занятия в этом пункте следует записать конкретные вопросы,
уточнение
которых
является
актуальным
на
данном
этапе,
а
также
методы
актуализации (фронтальная беседа, письменная работа, вычерчивание и на доске и
т.д. )
Начальная мотивация учебной деятельности
Под мотивацией понимают применение различных методов, приёмов для
формирования у студентов мотивов учения. В этом пункте плана следует привести
конкретную мысль (фразу), диапозитив, прибор, кадр кинофильма и т.д., которые
бы указывали на перспективность данной работы студентов, на важность данной
темы в общей теории курса, необходимость данного раздела для последующих
специальных курсов, курсового проектирования и т.д.
Начальная мотивация должна быть направлена и на пробуждение
непроизвольного интереса к предстоящей работе.
22
Содержание излагаемого материала
В этом пункте следует записать план изложения материала. Объём плана
зависит от конкретной темы.
Самостоятельная работа студентов
В этом пункте следует конкретизировать задания студентам:
- письменная работа (указать задание, темы и номера вариантов, тему и
номера билетов программированного контроля);
- практическая работа в лаборатории (указать название и страницы
методической разработки, в которой регламентирована работа студентов);
- графическая, переводческая и другие виды работ (указать конкретные
задания или их номера по методическим разработкам);
- самостоятельная работа с книгой ( указать вопросы, на которые должны
ответить студенты; задания, которые они должны выполнить).
Обобщение и систематизация знаний
Это заключительная часть урока, включающая закрепление и обобщение
нового материала, подведение итогов, выставление поурочных баллов.
В этом пункте плана следует указать, какие вопросы будут заданы студентам
для
выявления
степени
начального
усвоения,
номера
программированных
билетов, номера слайдов и кадров кинофильмов, применяемых для повторения, а
также
методы
повторения
(фронтальный
устный
опрос,
письменная
работа,
вычерчивания графиков на доске и т.д.).
Задание на дом
При разъяснении домашнего задания необходимо не ограничиваться ссылкой
на
конспект
или
указанием
страниц
учебника,
а
конкретизировать
задание,
стимулировать самостоятельную работу студентов над учебным материалом и, по
возможности, управлять их работой дома.
ПАМЯТКА ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА УРОКА
1. Каков тип урока.
2. Каково место данного урока в теме? Как он связан с предыдущим? Как
этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика
урока?
3. Какие задачи решались на уроке:
а) образовательные
б) воспитательные
в) задачи развития
23
4. Рациональна ли выбранная структура урока для этих задач?
5. На каком содержании делался главный акцент на уроке и почему?
6. Необходим ли был дифференцированный подход к студентам? Как он
осуществлялся и почему именно так?
7. Какое сочетание методов выбрано для раскрытия нового материала?
Обосновать.
8. Как организован контроль усвоения знаний, умений, навыков? В каких
формах и методах он осуществлялся? Почему?
9. Какие средства обучения использовались, и как осуществлялся контроль?
10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность студентов в
течение всего урока?
11. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая
атмосфера?
12. Достоинства и недостатки урока.
13. Планы по устранению недостатков.
Модули проведения занятий
Для более распространённых видов занятий ниже даны модули их
проведения:
Урок комбинированный
Время,
мин
Деятельность
преподавателя
Методические
приёмы
Осна-
щённость
Деятельность
студентов
5-15
Организация урока.
Тема (место темы).
Постановка цели:
-методической
-воспитательной
-дидактической
Техническая
пятиминутка,
межпредметная связь,
темы (внутри
предмета и обучения)
Дежурные
помогают
раздать
учебники, пособия.
15-20
Актуализация
знаний: проверка
прошлых знаний,
опрос по
опережающим
заданиям.
О п р о с
с
м е с т а ,
фронтальный опрос у
доски,
уплотнённый
опрос,
взаимоопрос,
технический
диктант,
рецензия
с
м е с т а ,
работа в группах.
Макеты,
плакаты,
учебники,
счётные
машины,
чертежи,
эскизы.
Спрашивают,
отвечают,
рецензируют,
выставляют оценки.
30-35
Изложение
нового
материала.
Словесное,
словесно-
графическое,
записи,
зарисовки,
словесно-
схематическая беседа,
лекция,
самостоятельная
работа студентов.
Графики,
схемы,
слайды,
таблицы,
модели,
инструмент,
методички,
ГОСТы.
Конспектируют,
отвечают на
вопросы беседы,
ставят проблему,
решают с помощью
преподавателя
-зачитывают
-поясняют
-выясняют главное,
незнакомое
24
18-20
Закрепление
пройденного и
контроль
изученного.
Словесное
письменное
решение,
формулировка
вопросов.
Решают,
отвечают,
рецензируют,
спрашивают,
формулируют
вопросы.
10
Предварительный
итог работы.
Технический диктант,
самостоятельная
работа, азбука,
проверка,
технический диктант.
Опрос – эстафета,
решают,
взаимоопрос,
составляют азбуку
темы.
7
Подведение итогов.
Оценка знаний,
умений.
Индивидуальное,
групповое.
Обсуждают оценку,
сами ставят оценку
себе (с
обоснованием),
рецензируют
оценку
преподавателя.
Домашнее задание должно быть продолжением задания данного урока и
началом последующего.
Практическое занятие
Время,
мин
Деятельность
преподавателя
Методические
приёмы
Осна-
щённость
Деятельность
студентов
10
Организация урока.
Тема.
Постановка цели
(формулировка и
запись). Задачи
урока (ход, узкое
место в работе)
Запись на доске,
плакат, формулировка
проблемы
необходимости
данной работы в
дальнейшей
деятельности
студента.
Записывают
тему,
формулируют
самостоятельно
цели:
дидактические,
воспитательные,
методические.
15-20
Актуализация
базовых заданий.
Организация
допуска на
практическую
работу.
-опрос;
-эстафета;
-тестирование;
-техн. диктант;
-взаимоопрос;
-работа в группах.
Счётные
машины,
учебники,
таблицы,
чертежные
эскизы,
плакаты,
слайды,
модели,
макеты,
методички,
графики.
Отвечают,
рецензируют ответ,
оценивают работу
друг друга.
40
Выполнение
практической
работы. Выдача
заданий.
Индивидуальное
пояснение.
-индивидуальный;
-групповой;
-бригадный;
-индивидуально-
бригадный.
Схемы,
ГОСТы.
Решают, выполняют
работу, отвечают на
вопросы, сами
формулируют
вопросы.
20
Защита
-Индивидуальный
Отвечают на
25
практической
работы с оценкой.
Подведение итогов.
опрос;
-тестирование;
-програм. опрос,
взаимоопрашивание;
-взаимопомощь;
- 3-4-человека
помощника.
вопросы друг друга,
самопроверка,
формулировка
вопросов по теме,
анализируют
привитые умения.
Контрольно-обобщающий семинар
Время,
мин
Деятельность
преподавателя
Методические
приёмы
Осна-
щённость
Деятельность
студентов
5
Организация урока.
Тема. Цель
(дидактическая,
методическая,
учебная).
Работа с помощником.
Дежурные
помогают в
оснащении.
Слушают, готовятся
к уроку.
20
Контроль знаний по
уровню «Твёрдо
знать» (помощник
ведёт учёт)
-опрос;
-эстафета;
- о п р о с
с
рецензированием;
-технический диктант;
-взаимоопрос;
-решение
кроссвордов.
-макеты;
-слепые
плакаты;
-учебники;
-таблицы;
-схемы;
-чертежные
эскизы;
-модели;
-графики.
Отвечают у доски с
листа фронтально,
рецензируют
ответы друг друга.
45
Контроль навыков и
умений «Уметь
разобраться».
- самостоятельное
решение заданий
ГОСТы.
Решают
предложенные
задачи.
10
Контроль знаний по
уровню «Иметь
представление»
Опережающее
задание
Помощник
проверяет во время
выполнения задачи.
10-20
Подведение итогов
семинара
Индивидуальное
вместе с помощником
Рецензируют,
выставляют оценки
Урок с элементами «Деловой игры»
(создание производственной ситуации)
Время,
мин
Деятельность
преподавателя
Методические
приёмы
Осна-
щённость
Деятельность
студентов
5
Организация урока.
Тема. Организация
групп. Цель.
Формулируют
проблему.
15
Актуализация
базовых знаний,
-опрос;
-проблемный опрос;
-макеты;
- плакаты;
- отвечают
-рецензируют
26
установка на игру,
объяснение
производственной
ситуации.
-обсуждение в беседе.
-схемы;
-объясняют
-обсуждают
5
Выдача заданий в
группы
Создание
производственной
ситуации
Формулируют
вопросы по теме
или проблему
30
Решение проблемы
в группах
Групповой
Самостоятельная
работа в группах.
Вырабатывают
совместный
вариант решения.
20-25
Организация
выступления групп.
Защита варианта.
-Защищают свой
вариант;
-отвечают на
вопросы от других
групп;
-оценивают ответы
других групп.
5-10
Подведение итогов
(подсчёт баллов)
Взаимное обсуждение
Подводят итоги
совместно с
другими группами
и преподавателем.
Домашнее задание на следующее занятие или игру.
Зачётное занятие
Время,
мин
Деятельность
преподавателя
Методические
приёмы
Осна-
щённость
Деятельность
студентов
5
Организация урока.
Тема. Цель
(учебная).
Макеты
Слушают,
готовятся.
20
Выдача заданий.
-методички;
-рисунки;
- плакаты;
-схемы;
-ГОСТы
Проверяют по
журналу
требования к
заданию.
Выполняют
задание.
40
Приём заданий и
выполнение
заданий.
-опрос с места
-фронтальный опрос
-взаимоопрос
-опрос в группах
- технический диктант
-модели
-графики
-слайды
-рецензируют
-оценивают ответы
друг друга
25
Оценка работы
Рецензирование
Слушают.
2.9 Организация самостоятельной работы студентов .
27
Самостоятельная работа студентов – это деятельность их в процессе
обучения и во внеурочное время, выполняемая по заданию преподавателя, под
его руководством, но без его непосредственного участиях.
Основными признаками самостоятельной работы студентов принять
считать:
- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса
или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
- проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в
процессе решения поставленных задач;
- владение навыками самостоятельной работы;
-осуществление управления и самоуправления самостоятельной
познавательной и практической деятельности студента.
Ядром
самостоятельной
работы,
исходным
моментом
её
конструирования является познавательная ли проблемная задача.
В различных формах учебного процесса самостоятельность обучаемых
проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания
по
жестокой
алгоритмической
схеме,
до
самостоятельной
творческой
деятельности.
Самостоятельность
студентов
при
изучении
специальных
дисциплин проявляется через планирование ими своей учебной работы; отбор
учебной литературы, методических пособий для самостоятельного изучения;
подготовку
наглядно-демонстрационной
аппаратуры
к
её
применению;
выполнение
отдельных
учебных
заданий
и
целостной
работы
по
специальности
на
образцах
аппаратуры
и
техники
без
непосредственной
помощи и подробного инструктажа педагога: ремонт, настройку и выполнение
проверки
работоспособности
аппаратуры;
самостоятельное
выполнение
специальных
обязанностей
в
ходе
учебных
занятий
и
производственной
практики.
В самостоятельной работе студентов по решению познавательных и
практических
задач
всегда
присутствуют
элементы
управления
и
самоуправления данной деятельностью: планирование (самостоятельно или с
помощью преподавателя) работы; текущий контроль и самоконтроль за ходом,
промежуточными
и
конечными
результатами
работы;
корректировка
хода
работы;
устранение
замеченных
ошибок,
неточностей,
установление
и
исключение их причин; совершенствование способов выполнения работы.
Функциональное предназначение самостоятельной работы студентов в
процессе
лекций,
семинаров,
практических
занятий
по
овладению
специальными
знаниями
заключается
в
самостоятельном
прочтении,
просмотре,
прослушивании,
наблюдении,
конспектировании,
осмыслении,
запоминании и воспроизведении определённой информации. Постановку цели
и планирование самостоятельной работы студенту определяет преподаватель.
Вся информация осуществляется на основе её воспроизведения.
Предпосылкой
развития
творческих
способностей
является
самостоятельная работа студентов по решению учебных проблемных задач.
28
Такой вид работы имеет место тогда, когда преподаватель ставит
проблемную
задачу,
а
студент
самостоятельно
решает
её,
проверяет
нормальность решения, оценивает конкретный результат. При этом студент
анализирует проблемную задачу; ищет способы её решения; выбирает из
известных способов наиболее рациональный; преобразует их в соответствии с
условиями
задачи.
Все
эти
действия
не
являются
очевидными,
они
сталкиваются
с
необходимостью
преобразований,
анализа,
синтеза,
установление внутрипредметных и межпредметных связей.
При самостоятельной работе по решению учебных проблемных задач
преподаватель определяет только постановку цели, а управление процессом
их решения студенты осуществляют самостоятельно.
Самостоятельная работа по решению учебных проблемных задач
подготавливает
студентов
к
частично-поисковой
самостоятельной
работе.
Самостоятельная работа считается частично-поисковой в том случае, когда
студент сам определяет объём недостающих знаний и пути их поиска, то есть
решает проблему самостоятельно. Но усвоить новые знания, недостающие
для решения проблемы, самостоятельно студент не всегда может. Тогда на
помощь ему приходит педагог, подсказывающий способ деятельности.
Определение цели и управление частично-поисковой работой студент
осуществляет самостоятельно в рамках предъявленного педагогом задания.
Функциональным предназначением данного вида работы является накопление
студентами опыта поисковой деятельности.
Итак, при выполнении любого вида самостоятельной работы студент
должен пройти следующие этапы:
- определение цели самостоятельной работы;
- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению
поставленной или выбранной задачи;
- выбор адекватного способа действия, ведущего к решению задачи
(выбор путей и средств для её решения);
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя)
самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы;
- осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы
управленческих
актов:
слежение
за
ходом
самостоятельной
работы,
самоконтроль
промежуточных
и
конечного
результатов
работы,
корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения
работы, устранение ошибок и их причины.
Самостоятельная работа студентов проявляется во внеурочное время,
когда студенты повторяют учебный материал и углубляют свои теоретические
знания с помощью специальной литературы или компьютерных обучающих
устройств, возможно, при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание
29
Домашнее задание является органической частью научной организации
труда
студентов,
которая
в
качестве
основных
звеньев
системы
учебно-
воспитательного процесса включает: режим дня, рабочее место, условия труда,
его технику и организацию.
Домашнее задание нужно почти всегда, но не следует забывать об их объёме,
индивидуализации,
равномерном
распределении
по
неделям.
Дома
студент
должен готовиться не столько к тому, чтобы отчитаться в своих
знаниях и
умениях
за
прошлое
занятие,
сколько
к
активному
творческому
поиску
по
«добыванию» новых знаний.
Рекомендации преподавателю для выдачи домашнего задания студентам:
1) назвать тему очередного задания, установив его связь с данными;
2) сформулировать цель и познавательно-воспитательные задачи
предстоящего занятия;
3) сформулировать цель и познавательно-воспитательные задачи домашнего
задания;
Задавая
задание
на
дом,
преподаватель
должен
тщательно
проинструктировать студентов, указать им на возможные трудности, сообщить
рациональные
приёмы
самостоятельной
работы;
ориентировать
студентов
на
подготовку к очередному занятии тратиться меньше.
Необходимо рекомендовать студентам выполнять домашнее задание сразу же
после изучения темы. Это приводит к тому, что знания студентов приводятся в
систему, закрепляются, а при выполнении соответствующих упражнений и задач
применяются
на
практике.
Перед
занятием
необходимо
только
повторить,
«освежить» всё в памяти. При таком выполнении домашнего задания времени
тратиться меньше. Если всё это делается в органической связи с подготовкой к
предстоящему занятию, то эффективность такой подготовки возрастает.
Работа с книгой
Одним из важнейших условий развивающего обучения – обучения,
направленного
на
привитие
студентам
навыков
самообразования,
является
правильно организованная работа с книгой.
В систему приёмов (видов) самостоятельной работы студентов с книгой
необходимо отнести:
1. Составление плана. В зависимости от дидактического задания, студент
делит весь текст статьи, раздела, темы на отдельные логически законченные части
и
даёт
им
название.
Расположенные
в
определённой
последовательности
эти
названия представляют собой вопросы плана. Составленный таким образом план
может служить ориентиром для выступления, для написания письменной работы.
2. Составление тезисов. Тезис-положение, кратко излагающее одну их
основных мыслей, позиций автора в статье, разделе, теме. В основе тезисов лежит
план, каждый вопрос которого кратко развёрнут студентом с помощью двух-трёх
фраз, отражающих главную мысль определённой, логически завершённой части
прочитанного. Задача -
научиться составлять тезисы сегодня -
практически
необходима. Студенты учатся мыслить не стандартно, не по бумажке. Помочь
30
студентам самостоятельно мыслить призваны и правильно составленный план, и
тезисы.
3. Составление конспекта. Конспектирование – это связное, сжатое и
последовательное письменное изложение содержания прочитанного. В учебном
процессе чаще используется конспектирование первоисточников. Педагог должен
научить студентов конспектировать. При этом он обращает внимание на структуру
конспекта, включающую в себя: план, тезисы основных мыслей конспектируемого
источника
и
фактический
материал.
Для
подтверждения
основной
мысли
приводятся один-два наиболее ярких факта.
Наиболее удобной и педагогически целесообразной является следующая
форма конспектирования:
Полное название источника.
Раскрытие содержания источника.
Вопрос
Его содержание
1. …………………………
2. …………………………….
При работе над конспектом желательно оставлять поля, на которые наносятся
замечания студента, его отношение к конспектируемому (согласие, несогласие,
неуважение и т.д.), свои суждения, оценки.
4. Реферат. Реферат – это учебно-исследовательская работа студентов,
включающая обоснование темы, анализ литературы, методологическую основу,
методы исследования, содержание.
Подготовка реферата способствует всестороннему знакомству с литературой
по избранной теме, создаёт возможность комплексно использовать приобретённые
навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение на
научной основе анализировать явления действительности и делать выводы для
практической работы.
Реферат является одной из форм углубленного изучения первоисточников,
применение полученных знаний к анализу процессов и явлений общественной
жизни, деятельности специалиста-производственника.
Учитывая возможность подготовки реферата предлагаются поэтапные
методические рекомендации работы над ним:
1)
Выбор темы.
Обычная тематика рефератов определяется учебной программой, но её можно
выбрать с учётом интересов студентов, по согласованию с преподавателем.
2)
Подбор литературы.
Без самостоятельного библиографического поиска работа над рефератом
невозможна. Целесообразно использовать три группы источников:
- государственные (ведомственные) документы;
- сборники, различные справочные издания, в которых раскрывается история
вопроса, анализируются различные точки зрения на данную проблему, приводится
фактический материал и т.д.;
- журнальные газетные статьи;
3) Изучение литературы.
31
Процесс работы с литературными источниками неотрывен от процесса
работы
над
рефератом.
Аналитический
обзор
литературы
–
важная
часть
реферата.
Результаты работы с литературой лучше всего фиксировать на отдельных
небольших
листах
бумаги
и
вкладывать
их
в
конверты
с
надписями,
соответствующими пунктами плана реферата.
Выписки из литературных источников могут быть различными. Чаще всего
это деловые цитаты. Не следует увлекаться большим количеством цитат. Но
необходимо
помнить:
взятую
цитату
надо
зафиксировать,
т.е.
указать
точно
источник, страницу.
В процессе чтения литературы возникают собственные мысли, соображения,
приходят
на
память
примеры
из
жизни,
прочитанных
ранее
книг,
производственной деятельности. Всё это желательно записывать, иначе можно
забыть.
4) Составление плана реферата.
Иногда план составляется до изучения литературы, что позволяет изучить
источники
под
углом
зрения
уже
намеченной
проблематики.
Важно,
чтобы
каждый
пункт
раскрывал
одну
из
сторон
избранной
темы,
а
все
пункты
в
совокупности охватывали её целиком.
Главными композиционными разделами работы являются следующие:
Введение. В введении даётся обоснование темы, раскрывается её актуальность,
даётся
анализ
литературы,
обосновывается
производственная
база
для
исследования, определяются задачи реферата.
Основная часть. В ней раскрывается как теоретическая основа проблем, так и её
практическое преломление.
Заключение. Оно содержит краткие выводы и конкретные предложения.
Библиография.
Она
составляется
стройно,
логично.
Сначала
идут
государственные
(ведомственные)
документы.
Затем
в
алфавитном
порядке
последовательно
располагается
остальная
использованная
в
ходе
написания
реферата литература. Библиография обычно располагается в конце работы. Если
же в ходе написания реферата используются цитаты, обязательно надо делать
сноску, указав, какая работа цитируется. Предъявляются требования и к чёткой
фиксации источников. Обязательно указание на место издания, издательство, год.
В реферате может быть предъявлена история вопроса, должны иметь место
рассуждения
автора.
При
доказательстве
приводятся
необходимые
аргументы:
цитаты,
статистические
данные,
доказывающие
правильность
выдвинутых
положений.
Аргументы
должны
быть
точными,
достоверными,
научно
обоснованными.
В реферате обязательно должны быть определения тех или иных понятий. Их
необходимо
раскрывать
лаконично
и
точно.
Теоретические
положения
важно
связать с жизнью, с практикой производства.
3. Литература
32
1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования. Утверждён постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 августа 1995г. № 821.
2. Государственные требования к минимуму содержания и уровню
подготовки
выпускников
со
средним
специальным
образованием
по
специальностям учебного заведения.
3. Рекомендации по разработке Государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников со средним профессиональным
образованием повышенного уровня (Письмо Управления учебных заведений СПО
Минобразования России от 3 апреля 1998г. № 12-52-41 ин/12-23.
4. Щепотин А.Ф., Чекулаев М.А. и др. Комплексное учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных
заведениях. Методическое пособие. М., НМЦ СПО, 1999г.
5. Ревин С.А. Рекомендации по организационно-педагогической деятельности
в ССУЗах. Рига, УФМ профессиональной подготовки, 1090.
6. Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития
(Доклады и материалы к научно-практической конференции.) НМЦ СПО, М.,
1997.
7. Актуальные проблемы развития СПО в РСФСР, сборник № 3, 1987.
8. Актуальные вопросы развития средней школы РСФСР, выпуск № 6,
Воронеж, издательство Воронежского университета, 1986.
9. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников.
Библиотека учителя. Воспитание и обучение. М., Педагогика, 1985.
10. Коссаковски А., Кюн Х. и др. Психологические основы формирования
личности в педагогическом процессе. М. , Педагогика, 1981.
11. Махмутов М.И. Современный урок. М., Педагогика, 1985.
12. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., Педагогика, 1985.
13.
Алтынбекова
З.Б.,
Павленко
Н.И.
Самостоятельная
работа
студентов./Специалист, № 6, 1996.
14. Бозюкова Л.А. Активизация самостоятельной деятельности учащихся.
/Специалист, № 3, 1996.
15. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов.–
М.:1978.
16.
Кузнецова
Л.В.
Управление
самостоятельной
деятельностью
студентов./Специалист, № 10, 1996.
33