Автор: Лихошва Ирина Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ КК ШИСП Населённый пункт: город Краснодар, Кранодарский край Наименование материала: Методический мателиал Тема: Воспитание в целостной структуре образования Раздел: полное образование
Сущность воспитания.
Центральной категорией в педагогике, которую определяют как науку о
воспитании, выступает понятие о воспитании.
В
буквальном
смысле
«воспитание»
–
вскармливание,
питание
ребёнка.
Считают,
что
данный
термин
был
введен
в
науку
русским
просветителем середины XVIII в. И. И. Бецким.
Воспитание
-
социокультурное
явление,
которое
является
объектом
изучения
целого
ряда
гуманитарных
наук
таких
как:
философия,
социология,
этнография,
правоведение, биология,
физиология,
генетика,
психология, общая педагогика.
Понятие «воспитание» рассматривают в двух аспектах – социальном
или педагогическом.
Воспитание
как
общественное
явление
характеризуется
рядом
основных черт, выражающих его сущность:
1 . Воспитание – это вечное, необходимое явление, которое появилось
вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество.
2. Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет
освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности.
Таким образом,
воспитание как общественное
явление – это способ
подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в
обществе.
Воспитание
как педагогическое
явление
–
это
целенаправленный,
организованный процесс, реализуемый
педагогами в различных типах
образовательных учреждений.
Воспитание
связано
с
рядом
психологических
и
педагогических
понятий, главными из которых выступают следующие:
Воспитание
как
педагогическое
явление
не
может
изменить
унаследованные физические данные, врожденный тип нервной деятельности,
состояние социальной, домашней или других сред. Но оно способно оказать
формирующее
влияние
на
развитие
человека,
внести
коррективы
в
устойчивость природных наследственных особенностей.
Воспитанию
как
педагогическому
явлению
присущи определенные признаки.
1. Воспитание
характеризуется
целенаправленностью
воздействий
на
воспитанника.
Это
означает,
что
оно
всегда
имеет
целью
достижение
определенного результата. Бесцельного воспитания не существует.
2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет
характер воздействия педагога на воспитанника. Цель этого воздействия –
стимулирование позитивных изменений в его личности.
3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и
воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе
воспитания.
4. Воспитание как педагогическое явление – это процесс, предполагающий
конкретные
качественные
и
количественные
изменения
личности
воспитанника, с которыми взаимодействует воспитатель.
В о с п и т а н и е
ка к педагогическое
явление принято
называть
воспитательным
процессом,
под
которым
понимается
спланированная,
долгосрочная,
специально
организованная
жизнедеятельность
детей
в
условиях образовательного учреждения.
Воспитательному процессу присущи следующие функции:
а) диагностика природных задатков личности воспитанника, создание
условий их проявления и развития;
б) организация учебно-воспитательной деятельности детей;
в)
использование
положительных
факторов
в
развитии
качеств
личности ребенка;
г) воздействие на социальные условия, устранение и преобразование
(по
возможности)
негативных
средовых
влияний
на
формирующуюся
личность.
Таким
образом,
воспитание
как
педагогическое
явление
(воспитательный
процесс)
выступает
составной
частью
(педагогическим
компонентом) воспитания как общественного явления (социализации).
Воспитание в целостной структуре образовательного процесса
Воспитание
как
педагогическое
явление
выступает
неотъемлемой
частью образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет
овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и
навыков,
развиваются
познавательные
силы,
творческие
способности,
формируются нравственные качества и привычки поведения.
В
целостной
структуре
образовательного
процесса
те сно
взаимодействуют
два
взаимосвязанных
и
в
то
же
время
относительно
самостоятельных процесса:
1) обучение – целенаправленная, специально организованная деятельность,
направленная на
передачу
подрастающим
поколениям
(преподавание)
и
освоение ими (учение) знаний, формирование умений и навыков, развитие
познавательных и творческих способностей;
2)
воспитание
–
целенаправленная,
специально
организованная
деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему
качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в
обществе.
Взаимосвязь процессов обучения и воспитания/
1. Оба
эти
процесса
протекают
в
рамках
одного
образовательного
учреждения (детский сад, школа, гимназия, колледж, ПТУ, вуз, учреждение
дополнительного
образования
и
др.),
осуществляются
одним
и
тем
же
человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовку
личности к активной жизнедеятельности в обществе.
2. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения.
3. В
ходе
процесса
обучения,
направленного
на
освоение
научных
знаний, всегда имеет место воспитательный аспект (недаром в рамках любой
формы обучения планируется воспитательная цель)
Обучение и воспитание – это самостоятельные процессы, каждый из которых
в целостной структуре образовательного процесса имеет свою специфику.
Целью процесса обучения является передача знаний, умений и навыков, т. е.
формирование интеллектуальной культуры личности.
Ц е л ь воспитательного
процесса
–
освоение
норм
поведения,
т. е.
формирование
поведенческой
культуры,
развитие
способностей
личности
воспитанников.
Процесс обучения строго
регламентирован,
поскольку
имеет
четкие
временные
границы
(учебный
год,
четверть,
учебный
день,
урок),
осуществляется
на
основе
обязательных
учебных
планов,
его
результаты
замеряются на основе четкой нормы оценок.
Процесс воспитания не
имеет
четкой
регламентации,
во
многом
хаотичен, не ограничен во времени, не имеет конкретных качественных и
количественных показателей.
Хотя
процессы
обучения
и
воспитания
имеют
общие
понятия
(цели,
содержание, принципы, методы, формы, средства), конкретное содержание
этих категорий в теории обучения и теории воспитания различно.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей, определяющих его
сущность, специфику и характер протекания.
1. Воспитание – целенаправленный процесс. Это проявляется в том, что
основным
ориентиром
в
работе
педагога
служит
социальный
заказ
как
совокупность нравственных норм, принятых в обществе.
2. Воспитание
– многофакторный процесс,
поскольку
при
его
осуществлении
педагог
должен
учитывать
множество объективных
и
субъективных
факторов,
осложняющих
воспитательный
процесс
или
способствующих успешности его протекания.
В числе объективных факторов, влияющих на процесс воспитания, следует
рассматривать
различные
стороны
общественной
жизни
(экономику,
политику, культуру, идеологию, мораль, право, религию и др.).
Субъективные
факторы,
влияющие
на
процесс
во спитания:
а) Социальная среда, в которой воспитывается личность (влияние семьи,
школы, друзей, значимых личностей);
б) Индивидуально-личностные особенности воспитанника.
3. В о с п и т а н и е
– субъективный
процесс,
что
выражается
в
неоднозначной оценке его результатов. Это объясняется тем, что результаты
воспитания не имеют четкого количественного выражения, поэтому нельзя
точ н о
с ка зат ь,
ка ко й
у ч е н и к
во с п и т а н
отли ч н о ,
а
ка ко й
–
неудовлетворительно. В силу этого трудно определить, какой воспитательный
процесс
можно
считать
качественным,
эффективно
воздействующим
на
личность воспитанника, а какой является «показухой», ведется «для галочки»
и не приносит желаемого результата. Субъективный характер воспитания во
многом определяется личностью педагога, его педагогическими умениями,
чертами
характера,
личностными
качествами,
ценностными
ориентирами,
наличием или отсутствием талантов, способностей, увлечений.
4. Воспитание
–
процесс,
характеризующийся отдаленностью
результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Это происходит в силу того, что воспитание призвано оказать глубинное,
комплексное
воздействие
на
личность
(сознание,
поведение,
эмоции
и
чувства).
Чтобы
воспитанник
осознал,
чего
именно
добивается
педагог,
адекватно прореагировал на воспитательное воздействие и сделал для себя
правильные выводы, необходимо время. Иногда на это уходят целые годы.
5. Воспитание
– непрерывный процесс,
поскольку
личность
нельзя
воспитывать «от случая к случаю». Отдельные воспитательные мероприятия,
какими бы яркими они ни были, не способны сильно повлиять на поведение
личности.
Для
этого
необходима
система
регулярных
педагогических
воздействий, включающих постоянный контакт педагога и воспитанников.
Если
же
процесс
воспитания
нерегулярен,
то
воспитателю
постоянно
приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем
забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние,
вырабатывать у воспитанника новые устойчивые привычки.
6. Воспитание – комплексный процесс, что выражается в единстве его целей,
задач, содержания, форм и методов, в подчинении всего воспитательного
процесса идее целостного формирования личности, в которой гармонично
представлено высокое развитие сознания, поведения и чувств. Это означает,
что личность нельзя формировать «по частям», либо уделяя внимание только
формированию
сознания,
либо
делая
упор
на
развитие
норм
и
правил
поведения, либо формируя эмоции и чувства.
7. Воспитание
– двусторонний процесс,
поскольку
он
идет
в
двух
направлениях:
от
воспитателя
к
воспитаннику
(прямая
связь)
и
от
воспитанника
к
воспитателю
(обратная
связь).
Управление
процессом
строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации,
которая поступает к педагогу от воспитанников. Чем больше информации об
особенностях,
способностях,
склонностях,
достоинствах
и
недостатках
воспитанника имеется в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее и
эффективнее он осуществляет воспитательный процесс.