Автор: Спешилова Ольга Александровна Должность: учитель биологии -географии Учебное заведение: МБОУ Открытая сменная общеобразовательная школа №2 Населённый пункт: Братск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Индикатор жизни Раздел: полное образование
Пояснительная записка
Программа спецкурса «Валеология» составлена на основе примерных программ основного
общего образования «Стандарты второго поколения», Москва, «Просвещение» 2010г.
Данный курс введен по социальному заказу самих учащихся. Курс «Валеологии» в 10-11
классах направлен на укрепление и сохранение здоровья учащихся, соблюдение личной гигиены.
Спецкурс призван дополнить знания ребят в области анатомии, физиологии и гигиены человека.
Программа курса рассчитана на 36 часов для учащихся 10-11 классов. 18 часов в 10 классе и
18 часов в 11 классе.
Основная цель курса – ориентировать детей на здоровый образ жизни.
Для решения данной цели поставлены задачи :
Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции
организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;
Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом
образе жизни;
Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости
ведения профилактической работы в современном обществе;
Воспитание
навыков
здорового
образа
жизни
и
формирование
ценностного
отношения к своему здоровью.
Оказать помощь в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких
областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, психология,
социология;
При
изучении
каждого
раздела
курса
предусмотрены
практические
работы.
Они
ориентированы
на
формирование
умений:
оценивать
прогнозировать,
объяснять,
описывать,
определять влияние
каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ
позволяет
согласовывать,
имеющиеся
у
ученика
бытовые
представления,
и
излагаемое
ему
научное содержание проблем.
Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения,
каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.
Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного
отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и
следование
социально
ценным
поведенческим
нормам,
развитие
коммуникативных
навыков,
обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое
поведение,
прогнозировать
последствия
своих
действий,
также
связана
с
формированием
представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и
психическое здоровье человека и его социальное благополучие,
1
При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала,
различные формы учебной деятельности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся .
Требования к подготовке учащихся по курсу должны быть открытыми для учащихся и их
родителей. Они будут озвучены учителем и вывешены в уголке «Основные требования к знаниям
и умениям». Учащиеся и их родители могут ориентироваться на них в процессе подготовки
домашнего задания.
Учащиеся должны знать:
-
основные приемы по определению уровня здоровья;
-
основные факторы, влияющие на состояние здоровья;
-
основные способы сохранения и укрепления здоровья;
-
методы преодоления психологического дискомфорта.
Учащиеся должны уметь:
-
применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации;
-
объяснять действия факторов среды на человека;
-
обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ;
-
уметь
анализировать
свой
собственный
валеологический
взгляд
на
окружающую среду;
-
уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций
2
Учебно-тематический план спецкурса « Индикатор Здоровья»
№
Тема занятия
Кол-
во
час.
Знания. Умения. Навыки
Практическая работа
Методы
Образовательный
продукт
10 -11класс
1.
Валеология-
как
наука.
Понятие ЗОЖ.
1
Актуальность
курса.
Сроки
проведения
курсов.
Формы
проведения.
Задачи
и
цели
курса.
Лекция
Кол и ч е с т в о
д е т е й ,
заинтересованных
данным курсом
2
Факторы
влияющие
на
з д о р о в ь е
и
к р а с о т у
человека.
1
Определение
и
характеристика
ф а к т о р о в ,
в л и я ю щ и х
н а
здоровье человека
Решение проблемных задач
Беседа,
дискуссия
Составление схемы «
Факторы Здоровья»
3.
О п р е д е л е н и е
с в о е г о
о б р а з а
ж и з н и ,
исследование
мнений
учащихся ЗОЖ
1
Понятие
ЗОЖ/
2определения
с в о е г о
о б р а з а
ж и з н и
Исследование мнений учащихся
о ЗОЖ
Определение
своего
образа
жизни,
б и ол о г и ч е с ко го
возраста.
И с с л е д о в а н и е
м н е н и й
учащихся школы о понятии
«здоровом образе жизни».
Тренинг
Составление
режима
д н я
в
б у д н и
и
выходные
4.
Пищеварительная
система. Модные диеты
1
Вегетарианство,
раздельное
питание, сыроедение.
анорексия, ожирение.
Составление
таблицы:»
строение
пищеварительной
системы
(
рот,
гл о т к а ,
п и щ е в о д .
ж е л у д о к ,
кишечник
Объяснение,
беседа,
дискуссия
Таблица « Строение и
ф у н к ц и и
о р г а н о в
пищеварения»
5.
Заболевания
о р г а н о в
пищеварения.
1
Га с т р и т
и
я з ва
ж е л уд к а ,
холецистит
печени,
холера,
дизентерия
Решение кроссворда
Объяснение,
беседа,
дискуссия
Составление
Сан-
бюллетеня
6
Составление
меню
и
подсчет калорий.
1
Т а б л и ц а
к а л о р и й н о с т и
продуктов.
Работа в парах, составление
м е н ю
д л я
ю н о ш е й
и
девушек
Практическая
работа
Составление меню
7
В ы с ш а я
н е р в н а я
деятельность
человека,
сохранение
психического
1
Ощущение, мышление.
Элементы
практической
работы
3
здоровья.
8
Речь. Память.
1
Двигательная,
з р и т е л ь н а я ,
механическая
В и д ы
р е ч и
: у с т н а я ,
диалогическая,
монологическая
Анализ схем
Мини-практикум
по
определению
зрительной и слуховой
памяти
9
Эмоции .Темперамент
1
Классификация темперамента
С а н г в и н и к ,
х о л е р и к ,
флегматик, меланхолик
О п р е д е л е н и е
т и п а
т е м п е р а м е н т а ,
в и д о м
п а м я т и ,
в н и м а н и я ,
мышления
Объяснение,
беседа,
дискуссия
Листок
психологической
самооценки
10
Сон и сновидения
1
Медленный,
быстрый.
Сон
торможение
основных
отделов
коры больших полушарий
Объяснение,
беседа,
дискуссия,
практическая
работа
Листовка Гигиена сна
11
Р о л ь
о б у ч е н и я
и
воспитания
в
развитии
человека
1
Составление режима дня.
Объяснение,
беседа,
дискуссия,
практическая
работа
Сан. бюллетень, плакат.
Режим дня на будни и
выходные
12
Строение крови.
1
Тромбоциты,
э р и т р о ц и т ы ,
лейкоциты.
Малокровие, гемофилия
Объяснение,
беседа,
дискуссия,
Составление
таблицы:
К л е т к и
к р о в и ,
и х
функции,
ст р о ение,
количество
13
Как организм защищается
о т
и н ф е к ц и й .
В И Ч ,
СПИД.
1
П у т и
п е р е д а ч и
и
м е р ы
безопасности ВИЧ инфекции
Объяснение,
беседа,
дискуссия,
Составление памятки.
14
Работа
сердца,
болезни
сердца.
1
Клапаны,
аорта,
створчатый
клапан, полулунный.
Инфаркт, инсульт.
Объяснение,
беседа
Т а б л и ц а :
« Ф а з ы
сердечного цикла»
15
Влияние
ф и з и ч е с к и х
н а г р у з о к
н а
п у л ь с
человека
1
Анализировать
факторы
риска,
влияющие
на
пульс
человека
Объяснение,
беседа,
дискуссия,
П о д с ч е т
п у л ь с а
(тренинг)
4
16
Анализаторы. Зрительный
анализатор.
1
Роговица,
хрусталик,
зрачок,
сетчатка, желтое пятно.
:
Части
глаза,
строение
,
функции.
Объяснение,
Составление таблицы :
Части глаза, строение ,
функции.
17
Заболевания
о р г а н о в
зрения.
1
Дальнозоркость,
близорукость..Адаптация,
аккомодация
В ы я с н и т ь
п р и ч и н ы
н а р у ш е н и я
з р е н и я .
Нарушение
и
ослабление
зрения может быть вызвано
:
Объяснение,
беседа,
дискуссия,
Правила гигиены
зрения
18
Слуховой
анализатор.
Органы равновесия.
1
Наружное ухо, среднее,
внутреннее, барабанная
перепонка, слуховые косточки
(молоточек, наковальня,
стремечко)
Слуховой нерв, слуховая
зона
.
Объяснение,
беседа,
дискуссия
Причины повреждения
слуха. Меры
профилактики.
19
Заболевания
о р г а н о в
слуха.
1
Отоларинголог, отит, .серные
пробки
Причины
болей
ушей
у
детей.
Лекция
20
В л и я н и е
ш у м а
н а
слуховой анализатор.
1
Пороговые уровни звука.
Порог воздействия – 85
децибел;
- порог опасности – 90
децибел.
Лекция
Мини-сочинение
«Влияние
наушников
на слух подростка»
21
Же л е з ы
в н у т р е н н е й
секреции. Гормоны.
1
Гипоталамус, поджелудочная
ж ел ез а ,
н а д п о ч е ч н и к и ,
щ и т о в и д н а я
ж е л е з а ,
гипофиз
.
Адренолин, тироксин и т.д.
Гормоны, которые обычно
снижаются с возрастом
Лекция
22
Возрастные
гормональные изменения.
1
Гормоны,
которые
обычно
увеличиваются с возрастом.
И з м е н е н и е
г о л о с а
у
мальчиков,
о в о л о с е н и е
п од м ы ш еч н ы х
в п а д и н ,
увеличение грудных желез у
девочек.
Объяснение,
беседа,
дискуссия
Составление
таблицы:
н а з ва н и е
г о р м о н а ,
влияние на организм.
23
Влияние
наркотических
средств на подростка.
1
А л к о г о л ь ,
н и к о т и н ,
наркотические вещества.
Цироз
печени,
нарушение
д е я т е л ь н о с т и
н е р в н о й
системы.
Лекция
Составление
схемы:
Болезни вызывающими
наркотическими
веществами.
5
24
Строение
дыхательной
системы.
1
Система
органов
дыхания:
носовая
полость,
го рт а н ь ,
трахея, бронхи, легкие.
Объяснение,
беседа
Таблица
«Строение
и
ф у н к ц и и
о р г а н о в
дыхания»
25
Болезни дыхательной
системы.
1
Хронический бронхит,
туберкулёз, рак легкого.
Составление схемы:
«Болезни органов дыхания»
Лекция
Гигиена дыхания сан.
бюллетень
26
Витамины.
1
Витамины, их роль в организме,
авитаминозы,
гипервитаминозы, суточная
потребность организма в
витаминах.
Витамины: А, группа В, С,
Д., заболевания, рахит,
куриная слепота, цинга.
Объяснение,
беседа
Таблица:
н а з в а н и е
витамина,
в
ка к и х
продуктах
содержатся
з н а ч е н и е
д л я
организма.,
27
Строение и функции
кожи.
1
Эпидермис, дерма, собственно
кожа, подкожная жировая
клетчатка.
Составление таблицы:
Строение и функции слоёв
кожи.
Объяснение,
беседа
28
Влияние укусов
насекомых на организм
человека .Осторожно
клещи!
1
Пчелы, осы, шершни, клещи.
Правила поведения в
природе.
Объяснение,
беседа
Основными
переносчиками вируса
клещевого энцефалита
являются таёжный и
собачий клещи.
29
Уход за кожей, волосами,
ногтями.
1
Жирные, сухие волосы,
заусеницы, маникюр.
Тренинг
Личная гигиена.
30
Пирсинг « За и Против».
1
Татуировка, пирсинг.
Пирсинг категорически
противопоказан людям с
заболеваниями крови, с
системными болезнями
внутренних органов (почек,
легких, сердца).
Лекция
Тестирование
31
Терморегуляция
организма. Закаливание.
1
« Солнце, воздух и вода наши
лучшие друзья».
Терморегуляция – это
способность организма
поддерживать постоянную
температуру тела.
Объяснение,
беседа
32
Загар – польза и вред.
1
Избыточный загар может
спровоцировать развитие
опасного заболевания рака
.
Лекция с
элементами
беседы.
Правила загара
6
33
Репродуктивное здоровье.
1
Лекция.
34
«Калейдоскоп здоровья».
1
Загадки, кроссворд.
Игра
Сан. Бюллетень.
7
Список литературы
1.
Артюхова И. С. Мое здоровье и…право выбора/Биология для школьников, 2006, №3
2.
Словарь справочник по биологии/М.: Дрофа, 2004г
3.
Биология 9 класс. Сборник рефератов. Часть 1,2 – М.: Эксмо, 2005.
4.
Веселова О. В. Жизнь или смерть?/Биология в школе, 2007
5.
Марьясис В.В. Берегите себя от болезней.- Москва, 2004
6.
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: – М.: Издательский
центр «Академия», – 2004.
7.
Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар. Асвета, 2006.
8.
Марков
В.В.
Основы
здорового
образа
жизни
и
профилактика
болезней.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 2007
9.
“Ты и Я”. Изд.: Молодая гвардия. Отв. редактор Капцова Л.В., Москва, 2008
8
Рецензия
на программу спецкурса «Валеология» для 10-11 классов, разработанную Спешиловой
О.А., учителем биологии МОУ «О(С)ОШ №2».
Данная
программа
составлена
на
основе
примерных
программ
основного
общего
образования «Стандарты второго поколения» по биологии, естествознанию.
Курс рассчитан на 36 часов: 18 часов на 10 класс, 18 часов на 11 класс.
Данный курс введен по социальному заказу самих учащихся. Курс «Валеологии» в 10-11
классах направлен на укрепление и сохранение здоровья учащихся, соблюдение личной гигиены.
Спецкурс призван дополнить знания ребят в области анатомии, физиологии и гигиены человека.
Главное
внимание
при
изучении
курса
уделяется
вопросам
здорового
образа
жизни
обучающихся, их личной гигиене, гигиене труда и отдыха. При выполнении практических работ
обучающиеся
приобретают
навыки
составления
персонального
меню,
режима
дня,
подсчет
калорий, определения своего темперамента.
Материал программы стимулирует познавательную деятельность обучающихся, развивает
стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию.
Рекомендации:
разрешить
использовать
программу
спецкурса
«Валеология»
для
преподавания в открытой (сменной) общеобразовательной школе.
Рецензент___________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________
Должность__________________________________________
Место работы _______________________________________
Подпись ____________________________________________
9