Напоминание

"Часы"


Автор: Зубенко Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 253"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: конспект
Тема: "Часы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





НОД в подготовительной группе «Как считают и измеряют время»

Задачи:

-
вызвать интерес к понятию «время» через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени; - научить детей ориентироваться в прошлом часов; развить умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них; - активизировать словарь по теме (циферблат, солнечные, водяные, песочные, огненные часы).
Оборудование:
картинки с изображением часов; различные часы; цветные карандаши, альбомные листы А4; коллекция собак.
Ход

Вос-ль:
Дети, сегодня, проходя мимо кабинета Нины Михайловны, я увидела интересную коллекцию. Вот она (показываю). Кто это? (собаки) Правильно, собаки разных пород. Дети, а какие коллекции вы собирали? (Ответы детей)
Вос-ль:
Сегодня у нас очень интересное событие. Мы открываем нашу групповую коллекцию. Отгадайте загадку: Ног нет, а хожу Рта нет, а скажу- Когда спать, Когда вставать, Когда работу начинать. Что это?
Дети:
Часы.
Вос-ль:
А где эта коллекция разместилась?
Дети:
В приёмной (проходим в приёмную).
Вос-ль:
Ваши мамы и папы помогали нам собирать эти часы. Дети, как вы думаете, зачем людям вообще нужны часы?
Дети:
Чтобы по ним определять время.
Вос-ль:
А зачем время знать?
Дети
: Чтобы никогда не опаздывать и планировать свои дела.
Вос-ль:
Часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. А какие же они были, ребята? ( Ответы детей)
Вос-ль:
А хотите узнать, как устроены солнечные часы?
Давным - давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко – значит, пора вставать, и так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на то, что тень от предметов движется за солнцем. И тогда человек придумал солнечные часы: вместо циферблата, расчерченный круг под открытым небом с 12 делениями, каждое деление-1 час. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек, а вместо самих стрелок-тень от колышка. Ходит по небу солнце - ходит по площадке тень, и так часовая стрелка показывает время. (Показываю картинку с изображением солных часов) Дети, а помните, какой опыт с солнечными часами мы с вами проводили? (Показываю) Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Как вы думаете, почему?
Дети:
Нет солнца - нет тени.
Вос-ль:
Узнавали люди время и по живым часам. Что же это за часы такие? (Показываю картинку петуха) Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и везде есть петух? (Нет) Но и с петушком бывали оплошности: то во сне с жёрдочки упадёт - раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать.
Вос-ль:
А вот ещё одни часы- часы-свеча, древние огненные часы. Свечка сверху донизу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полосочки. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов, потому что каждую свечу делили на 24 части. Человек стал думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Её становилось все меньше и меньше. Но такие часы были не удобны. Как вы думаете, почему? (все время приходилось доливать воду) Затем человек создал песочные часы. ( Рассказ детей) Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыпется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 мин или 5 мин. Ими пользуются и сейчас. Где ими удобно пользоваться?
Дети:
В бассейне, в поликлинике, когда больные получают лечебные процедуры.
Вос-ль
: Дети, а какие часы есть у цветов? Вспомните, какой цветок у нас в группе утром раскрывает лепестки, а вечером закрывает.(кислица) Какие ещё цветы открываются и закрываются в разное время суток? Сейчас мы с вами поиграем и будем часами. Руки на поясе, наклоняемся в стороны и произносим « тик-так». А сейчас наши стрелки сломались. Покажем, что они нуждаются в ремонте. (Дети делают произвольные движения руками)
Нас отремонтировали. И мы снова – часы. (Дети наклоняются и произносят «тик- так») А какие часы существуют сейчас?
Дети
: Механические и электронные.
Вос-ль:
А какие ещё бывают часы? (настенные, напольные, наручные и т.д.) А какие часы самые главные в нашей стране? (Куранты) Игра на звукоподражание. Вот какой сложный путь прошли часы. И всё это сделал человек .Посмотрите, какие красивые часы придумали взрослые. Вот как изменил человек часы, он проявил ум, творчество в работе и постарался, чтобы они всем нравились. А сейчас мы с вами пройдём в группу, и каждый нарисует часы, которые он хотел бы иметь, но только совсем другие, новые, которые ещё никто не придумал. (Самостоятельное рисование детей с использованием спокойной музыки) Рассматривание рисунков с комментариями детей. Оценка.


В раздел образования