Автор: Зубенко Евгения Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 253" Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк Наименование материала: конспект Тема: "Часы" Раздел: дошкольное образование
НОД в подготовительной группе «Как считают и измеряют время»
Задачи:
- вызвать интерес к понятию «время» через сведения о разных способах и
средствах измерения, фиксирования времени;
- научить детей ориентироваться в прошлом часов; развить умение устанавливать
связь между разнообразием часов и потребностью человека в них;
- активизировать словарь по теме (циферблат, солнечные, водяные, песочные,
огненные часы).
Оборудование: картинки с изображением часов; различные часы; цветные
карандаши, альбомные листы А4; коллекция собак.
Ход
Вос-ль: Дети, сегодня, проходя мимо кабинета Нины Михайловны, я увидела
интересную коллекцию. Вот она (показываю). Кто это? (собаки)
Правильно, собаки разных пород.
Дети, а какие коллекции вы собирали? (Ответы детей)
Вос-ль: Сегодня у нас очень интересное событие. Мы открываем нашу групповую
коллекцию. Отгадайте загадку: Ног нет, а хожу
Рта нет, а скажу-
Когда спать,
Когда вставать,
Когда работу начинать.
Что это?
Дети: Часы.
Вос-ль: А где эта коллекция разместилась?
Дети: В приёмной (проходим в приёмную).
Вос-ль: Ваши мамы и папы помогали нам собирать эти часы.
Дети, как вы думаете, зачем людям вообще нужны часы?
Дети: Чтобы по ним определять время.
Вос-ль: А зачем время знать?
Дети : Чтобы никогда не опаздывать и планировать свои дела.
Вос-ль: Часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. А какие же
они были, ребята? ( Ответы детей)
Вос-ль: А хотите узнать, как устроены солнечные часы?
Давным - давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы
знаете: вставало солнышко – значит, пора вставать, и так до вечера. И вдруг
человек обратил внимание на то, что тень от предметов движется за солнцем. И
тогда человек придумал солнечные часы: вместо циферблата, расчерченный круг
под открытым небом с 12 делениями, каждое деление-1 час. Вместо стерженька
для стрелок посреди площадки колышек, а вместо самих стрелок-тень от
колышка. Ходит по небу солнце - ходит по площадке тень, и так часовая стрелка
показывает время. (Показываю картинку с изображением солных часов)
Дети, а помните, какой опыт с солнечными часами мы с вами проводили?
(Показываю)
Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Как вы думаете,
почему?
Дети: Нет солнца - нет тени.
Вос-ль: Узнавали люди время и по живым часам.
Что же это за часы такие? (Показываю картинку петуха)
Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат:
«Ку-ка-ре-ку»
Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и везде есть
петух? (Нет)
Но и с петушком бывали оплошности: то во сне с жёрдочки упадёт - раньше
времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать.
Вос-ль: А вот ещё одни часы- часы-свеча, древние огненные часы. Свечка сверху
донизу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками.
Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полосочки. Сколько
полосок исчезло, столько значит прошло и часов, потому что каждую свечу
делили на 24 части.
Человек стал думать и придумал водяные часы.
В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода
вытекала из отверстия. Её становилось все меньше и меньше. Но такие часы были
не удобны. Как вы думаете, почему? (все время приходилось доливать воду)
Затем человек создал песочные часы. ( Рассказ детей)
Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе.
Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыпется в
нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 мин или 5 мин. Ими пользуются и
сейчас. Где ими удобно пользоваться?
Дети: В бассейне, в поликлинике, когда больные получают лечебные процедуры.
Вос-ль : Дети, а какие часы есть у цветов? Вспомните, какой цветок у нас в
группе утром раскрывает лепестки, а вечером закрывает.(кислица)
Какие ещё цветы открываются и закрываются в разное время суток?
Сейчас мы с вами поиграем и будем часами. Руки на поясе, наклоняемся в
стороны и произносим « тик-так».
А сейчас наши стрелки сломались. Покажем, что они нуждаются в ремонте. (Дети
делают произвольные движения руками)
Нас отремонтировали. И мы снова – часы. (Дети наклоняются и произносят «тик-
так»)
А какие часы существуют сейчас?
Дети : Механические и электронные.
Вос-ль: А какие ещё бывают часы? (настенные, напольные, наручные и т.д.)
А какие часы самые главные в нашей стране? (Куранты)
Игра на звукоподражание.
Вот какой сложный путь прошли часы. И всё это сделал человек .Посмотрите,
какие красивые часы придумали взрослые. Вот как изменил человек часы, он
проявил ум, творчество в работе и постарался, чтобы они всем нравились.
А сейчас мы с вами пройдём в группу, и каждый нарисует часы, которые он хотел
бы иметь, но только совсем другие, новые, которые ещё никто не придумал.
(Самостоятельное рисование детей с использованием спокойной музыки)
Рассматривание рисунков с комментариями детей. Оценка.