Напоминание

Формировании УУД на уроках биологии


Автор: Курносова Валентина Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "Чажемтовская СОШ"
Населённый пункт: с. Чажемто
Наименование материала: статья
Тема: Формировании УУД на уроках биологии
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧАЖЕМТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Курносова Валентина Александровна: учитель биологии
Современное общество развивается ускоренными темпами, и школа вынуждена шагать в ногу со временем. Так сложилось, что сегодня никто не в состоянии предугадать, какие знания, умения и навыки понадобятся нашим детям в будущем. Есть два пути получения знаний: традиционный, для которого характерна активность учителя, и деятельностный, когда активен ученик. Назрела необходимость отказаться от простой схемы передачи знаний непосредственно от учителя к ученику. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности школьников самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Но это не значит
,
что надо отказаться от накопленного опыта. Просто необходимо изменить приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта. Поэтому традиционная система обучения вступает в противоречие, как с современными требованиями общества, так и с потребностью личности в саморазвитии. Назрел момент, когда учителя не могут использовать традиционные методы обучения, а дети не хотят учиться по- старому. Современный ученик должен сам стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, а педагог занять в нём позицию партнёра и консультанта. Как сказал известный американский философ Альберт Хаббарт:
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его

способным

развиваться дальше без помощи учителя».
В настоящее время стране нужны социально-адаптированные выпускники, с активной жизненной позицией, способные самостоятельно решать возникающие проблемы, отвечать за свои действия, умеющие работать в команде, обладающие чувством патриотизма. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию
системы

универсальных учебных действий (УУД) в рамках

реализации

основных

положений

Федерального

государственного

стандарта.

Универсальные

учебные

действия



это

обобщённые

действия,

обеспечивающие умения учиться.
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. В своём выступлении я постараюсь кратко рассказать, как мне удаётся формировать УУД на уроках биологии в 5 классе. Чтобы понять смысл и содержание УУД мне пришлось изучить работу Асмолова А. Г, «Формирование Универсальных учебных действий в основной школе от
действия к мысли. Система заданий» (пособие для учителя). Разобравшись в вопросе, мне стало ясно, что пришла пора, отойти от традиционных форм и методов обучения и дать больше самостоятельности ученикам в овладении знаний, умений и навыков.
Личностные УУД.
Для формирования
личностных универсальных учебных действий
необходима мотивация, которая позволяет ученику осмысленно овладевать знаниями. Достигать результатов в этом виде деятельности позволяет участие школьников в мини-проектах. Так недавно мы выполняли проектную работу «Влияние света, тепла и воды на прорастание семян». В итоге выяснили, что свет не играет существенной роли в прорастании семян. А один из моих учеников так увлёкся этой работой, что провёл дополнительные исследования по определению скорости прорастания семян, разных видов растений, при одинаковых условиях. Творческие задания тоже спо собствуют формированию универсальных учебных действий. Фа нт а з ия м пятиклассников не было предела, когда они готовили отчёт по экскурсии: «Осенние явления в жизни растений», или составляли паспорта комнатных растений. С целью формирования личностных УУД, подводя итоги урока, мы проводим рефлексию и учимся давать самооценку. Таким образом, личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с реалиями жизни. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении к миру, окружающим людям, самому себе и своему будущему.
Регулятивные УУД
Формирование регулятивных учебных действий я начала с развития у ребят умений формулировать тему урока, а затем и цель. Прежде всего, пришлось объяснить, что у каждого действия есть тема, значит тема урока – это то, о чём мы будем говорить на уроке. Поначалу я её называла сама и просила ребят подумать: о чём сегодня будет идти речь. Тем самым добивалась понимания темы учащимися. Затем я усложняла задачу и просила ребят самим сформулировать тему урока, прослушав стихотворение или отгадав загадку. Отработав это умение, стали учиться определять цель урока, отвечая на вопросы: «Зачем мы это будем изучать?» и «Где пригодятся эти знания?». После того как определили цель намечаем план действий. В течение урока периодически возвращаемся к нашему плану, отмечая выполненное, контролируя ход решения учебной задачи. Оценивание знаний происходит не
в сравнении с другими учениками, а с самим собой, т. е. сравниваем сегодняшний результат с предыдущим. Преимущество такой оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны, мотивирует на улучшение результата. Формировать регулятивные УУД позволяют такие задания, как: -найдите ошибку в тексте, схеме, или рисунке; - выделите главное; - найдите лишенее; - фронтальные и письменные опросы. Хорошо зарекомендовал себя взаимоконтроль, когда ребята, работая в парах, оценивают знания и умения друг друга. Регулятивные УУД формируют умение ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, давать оценку своим поступкам, кроме того, они обеспечивают чёткую организацию учебной деятельности.
Познавательные УУД
Благодаря
познавательным

УУД
ученик, который механически запоминал изучаемый материал и выполнял действия по образцу учителя, зачастую не понимая смысла, постепенно становится активной, саморазвивающейся личностью. На уроках биологии в 5 классе эта задача решается при выполнении лабораторных, работ, а так же в ходе экскурсий. Выполняя лабораторные работы, дети выступают в роли исследователей, сами добывают новые знания, сравнивают, анализируют, делают выводы. Не менее важным является – обучение приемам поиска информации. С этой целью использую разнообразные формы работы с текстом учебника:  найдите место в параграфе, где описывается объект, представленный на рисунке;  поставьте вопросы к данному абзацу;  выделите ключевые слова в отрывке текста:  расскажите по опорным словам (разверните информацию);  составьте таблицу (сверните информацию) Вот пример такого задания: Выясните, на какие группы можно разделить все растения, обитающие на Земле? Каковы особенности каждой группы растений? Закончите предложенную схему. Большое внимание на уроках уделяю обучению анализа учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формированию биологических понятий, установлению логических связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами. Кроме учебника используем и другие источники информации: интернет-ресурсы, справочники, словари, энциклопедии. Подбираю такие
задания, которые имеют, прежде всего, практическую направленность. Например, найдите информацию о растениях, семена которых являются лекарственными. Для лечения, каких болезней их использует человек? Или, «Узнайте где родина какого-то конкретного культурного растения, и на основе этих знаний сформулируйте правила, которые необходимо соблюдать, при его выращивании. Обоснуйте эти правила». Мы много работаем с таблицами, схемами, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности растений. Эта работа требует от учащихся повышенного внимания, воли, памяти, мышления. Эффективным средством, способствующим познавательной активности, является создание проблемных ситуаций на уроке. Учащиеся тогда хорошо усваивают материал, когда у них есть внутренняя потребность к этому процессу. Так при изучении темы «Корень» ставлю перед ребятами такую проблему: «Почему корень растения называют якорем, насосом и хранилищем?» Пятиклассники вначале выдвигают различные гипотезы, которые при изучении строения корня либо подтверждаются, либо опровергаются. Познавательные УДД обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, а так же способствуют успешному усвоению знаний, формированию умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Коммуникативные УУД
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся - это
коммуникативные УУД
. Ониобеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Формированием коммуникативных учебных действий занимаюсь на всех этапах урока. В первую очередь, уделяю больное внимание развитию монологической речи, учу детей слушать и слышать друг друга. Работа в парах и группах позволяет формировать культуру общения, толерантные отношения, ответственность за совместную деятельность. Уверена, что в формировании коммуникативных УУД огромную роль играет учитель. Считаю, что именно учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Между учителем и учеником должны складываться только позитивные отношения. Поэтому постоянно слежу за своей речью, при общении с детьми, наблюдаю за их реакцией, т.к. нельзя допустить ни слов, ни действий побуждающих ребенка к негативу. За многолетнее общение с детьми у меня
сложилось мнение, что степень мотивации к изучению учебной дисциплины во многом определяются отношениями, которые складываются между учителем и учеником. Итак, подведу итог - что же дают универсальные учебные действия? Во-первых, позволяют учащимся самостоятельно добывать знания, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Во-вторых, создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать как с взрослыми, так и со сверстниками. В-третьих, обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. А моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы научить моих учеников учиться! Список литературы: 1. III педагогический марафон “Новой школе – новое качество” часть 4 ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии. Пособие для учителя, Петропавловск-Камчатский, П-К, 2012 г 2. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М., 2010 3. ФГОС НОО / М-во образования и науки Росийской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. Интернет- ресурсы 1. Будымко Инна Евгеньевна «Развитие познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД на уроках биологии».


В раздел образования