МБДОУ «Детский сад №39»
КОНСПЕКТ
Непосредственно – образовательной деятельности
с детьми старшей группы на тему:
«Зимующие птицы»
Подготовила:
Мясникова
Оксана Дмитриевна
Программное содержание:
Программное содержание:
Закрепить
обобщающее
понятие
«зимующие
птицы»;
закреплять
представления детей о птицах, обитающих в нашем регионе, узнавать
по
внешнему
виду
и
отличительным
признакам
(красногрудый,
жёлтогрудая).
Расширять и активизировать словарь (ворона, воробей,снегирь, дятел,
кормушка, корм, помощь, голодный, замерзать, кормить).
Совершенствовать грамматический строй речи: умение согласовывать
прилагательные и числительные с существительными, образовывать
прилагательные от глаголов (зимующая, перелётная); учить составлять
предложения
с
предлогами
на,
под,
за;
различать
зимующих
и
перелётных птиц.
Развивать зрительное внимание, тактильное восприятие, зрительную и
слуховую память, мышление, тонкую моторику.
Ф о р м и р о в а т ь
в з а и м о п о н и м а н и е ,
д о б р о ж е л а т е л ь н о с т ь ,
самостоятельность, ответственность, бережное отношение к птицам,
желание помочь птицам перезимовать.
Предварительная работа:
Беседы, рассматривание иллюстраций, оформление коллажа «Пернатые
друзья», загадки из серии «Птицы», наблюдение на прогулке за птицами,
дидактическая
игра
«Птицы
нашего
края»,
ознакомление
с
художественной литературой М. Сладкова «С севера на юг», М. Горького
«Воробьишко», М. Сибиряк «Серая шейка», Н.Носов «Когда мы смеёмся».
Материал:
Макет
«Зимнее
дерево»,
«диски»,
прищепки
2-х
цветов,
перья,
плоскостное изображение птиц, бумажные комочки с силуэтами птиц,
мешочки для ощупывания с наполнителями (семена подсолнуха, сухие
хлебные
крошки,
шиповник,
шишки
сосны,
лиственницы),
кормушка,
мячик.
Ход:
Дети встают в круг, взявшись за руки, проговаривают слова:
- Мы стоим рука в руке
- Вместе мы – большая лента (расходятся на максимальную ширину, не
отпуская руки)
- Можем мы большими быть (поднимают руки вверх и встают на цыпочки)
- Можем маленькими быть (опускают руки и приседают)
- Но один никто не будет (пожимают руки стоящих рядом детей):
- И Маша здесь, и Рома здесь, Витя здесь.
- Как хорошо, что вы пришли. А кто сегодня не пришёл в детский сад?
- А как мы с вами узнали, кто пришёл, а кто не пришёл? (Ответы детей)
- При помощи какого органа мы увидели друг друга? При помощи органа
зрения – глаз.
Ребята, всегда ли с помощью глаз мы можем узнать, определить, увидеть?
Как мы ещё друг друга узнаём? (по описанию – ушами; по по увиденному –
глазами).
- Как ещё можно узнать друг друга? ( Тактильно – руками).
- Вот сейчас послушайте загадку:
Мы бываем разные –
Зелёные и касные,
Если крыльями взмахнём,
Будем в небе голубом.
Нас зимою подкормите,
Дети, кто мы, назовите! (Ответ детей)
- С помощью загадки, услышав описание, узнали, что это птицы.
Предложить детям игру « Волшебные коробочки». ( На столе у каждого
ребёнка коробочки с рукавами. При помощи рук, пальчиков, не подглядывая,
дети должны узнать, что там находится).
- Что у вас спрятано в коробочке? (Пёрышко).Что у вас всех? (перья). Чего не
стало в коробочках? (Перьев). Как можно ласково назвать?
- Чьё пёрышко? Кто носит перья?
( Обратить внимание детей на дерево, на котором сидят птицы.
- Какие птицы прилетели к нам? (Ворона, сорока, дятел, снегирь, синица,
воробей). Почему мы называем их птицами? ( Ответы: птицы умеют летать, у
них есть крылья, и тело покрыто перьями).
- Назовите части тела у птиц? (Голова, грудь,туловище,крылья, лапки, хвост).
- Какая часть тела помогает птицам летать?
- Ребята, а какие это птицы к нам прилетели? (Зимующие)
- Почему птиц называют зимующими? (Ответы детей).
- А как вы думаете, почему птицы сегодня к нам прилетели?
- Ребята, а птицы – это «Хорошо» или «Плохо»? (Ответы детей в двух случаях).
- Птицам нужно помогать пережить холодную сибирскую зиму.
Игра «Кто где?» (Называть птиц, где какая птица сидит).
Игра «Часть и целое» (На столах у детей части птиц, нужно собрать птицу.
Какая грудь у снегиря? Красная, а ласково – красненькая грудка, чёрное
крыло (чёрненькое); острый клюв (остренький клювик); жёлтая грудь
(жёлтенькая грудка); тонкие лапки (тоненькие лапки);
Физминутка:
«Красногрудый снегирёк, прилетел к нам на денёк»
А за ним синички- жёлтые сестрички.
Птичек мы пугать не будем, потому что очень любим.
Зёрнышки мы им насыплем, пусть они клюют
Никогда их не обидим, пусть они поют.
Игра «Определи птицу » (На столах лежат диски, корзинки с прищепками 2-х
цветов, по 5 жёлтых и по три зелёных на каждого ребёнка).
- Ребята, внимательно посмотрите на диски, кто изображён на дисках? Для
вас интересное задание. Вам нужно отметить зимующих птиц зелёными
прищепками, а перелётных птиц жёлтыми. Можно исправить поменяться, кто
найдёт ошибку.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвёртый лишний». Вы должны на
слух определить и назвать, какая птица лишняя, которая не зимует у нас:
ласточка, ворона, сорока, воробей; воробей, сорока, журавль, ворона).
Игра « Бумажные комочки». ( В коробочках для каждого ребёнка лежит
цветной комочек с контурным изображением зимующих птиц (ворона,
сорока, дятел, снегирь, синица)
- Чем птицы отличаются друг от друга? (Оперением)
- Нужно внимательно посмотреть и развернуть комочек. (Пока дети
разворачивают комочки. Развернуть дерево другой стороной, где размещена
кормушка.)
- Какая птица у вас спряталась в комочке? (Снегирь)
- Почему так считаешь? У снегиря красная грудка? Значит он какой?
(Красногрудый). Со всеми детьми, кто развернёт бумажный комочек. Жёлтая
грудка (желтогрудая), чёрная головка (черноголовая), длинное крыло
(длиннокрылая), белое крыло (белокрылая) и т.д.
Игра « Что в мешочке?»
Эй, зимующие птицы,
Дятлы, воробьи, синицы,
Вы не бойтесь зимовать,
Мы вам будем помогать!
- чем мы можем помочь птицам?
Игра «Найди мешочек » ( Мешочки с разными наполнителями корма для
птиц. Дети при помощи ощупывания определяют корм для птиц: шишки,
гречка, ягоды шиповника, семечки).
-Какой корм нашли? Какую птицу будете кормить?
- Какие вы, ребята, молодцы! Как вы думаете, помогать птицам «хорошо или
плохо? Ответы детей. Предложить детям собраться на прогулку и взять с
собой эти угощения.