Напоминание

Формы работы учителя логопеда ДОУ


Автор: Мирошникова Ольга Михайловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ общеразвивающего вида с. Верх-Усугли
Населённый пункт: Забайкальский край, с. Верх-Усугли
Наименование материала: Статья
Тема: Формы работы учителя логопеда ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формы работы учителя логопеда с родителями ДОУ
Как гласит Закон «Об образовании» в наше время официально признано, что первыми педагогами для своих чад являются их родители. Но, к сожалению, все, же многие родители перекладывают свои функции воспитания на воспитателей и других работников ДОУ, в том числе и учителей логопедов. Анализируя данный факт, считая невозможным проводить работу с ребёнком посещающего логопедический пункт без участия родителей, пришли к выводу, что необходимо более тесное взаимодействие учителя логопеда и родителей (законных представителей ребёнка). Начинаем работу с родителями всегда с девиза «
МЫ

ГОТОВЫ

РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС!»
Стараемся довести до родителей значение этого девиза, найти наиболее эффективные методы взаимодействия для родителей и логопеда. В первую очередь на логопедический пункт зачисляются воспитанники детского сада подготовительной группы, затем старшей и при имеющихся свободных местах дети средней группы, имеющие нарушение в звукопроизношении. Но так как в настоящее время много детей с нарушениями в звукопроизношении, то большинство детей, посещающих логопедический пункт - это дети подготовительной группы, поэтому и взаимодействие ближе именно с родителями подготовительной группы. Прежде чем зачислить ребёнка на логопедический пункт проводиться работа с родителями. Форма работы может быть различной. Это  Родительские собрания  Информационный стенд  Тетрадь для домашних заданий  Беседа  Устная консультация
 Открытые занятия Первое знакомство с родителями происходит, конечно же, на
родительском

собрании
. Родительское собрание – это хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, которая может осуществляться разными путями. На ура проходят конкурсы, праздники вместе с детьми, собрание – презентации, тренинги, размышления, «круглый стол», педагогическая мастерская, и т.п. На родительском собрании объясняется значимость логопедического пункта при ДОУ, а так же некоторым родителям предлагается записать своего ребёнка, имеющим нарушение в звукопроизношении на логопедический пункт. В детском саду логопедом оказывается ряд дополнительных услуг по подготовке ребёнка к школе по программе «Скоро в школу», в которую входит ряд подпрограмм, необходимых для успешной подготовки ребёнка к обучению для перехода на следующую ступень. Предложенная программа решает так же и ряд логопедических задач, одна из которых – развитие фонематического слуха. На собрании родители через
презентацию
узнают об этой программе. Дальнейшая работа с родителем происходит индивидуально в виде
беседы
, где раскрываются результаты логопедического обследования. На протяжении всей работы с ребёнком беседа с родителем может пройти несколько раз, на любую тему, касающуюся постановки звука, автоматизация, дифференциация, развитие речи. На протяжении всей работы с ребёнком по согласованию логопеда и родителем ведётся для малыша
тетрадь «для логопедических домашних

заданий».
В этой тетради может осуществляться переписка родителя с логопедом. Тетрадью для домашних работ может служить обыкновенная тетрадь в клетку. В неё логопед может вклеивать различные задания, взятые
из разных источников. В своей тетради ребёнок получает задания такого рода, как обвести по точкам, раскрасить, заштриховать (для этого хорошо подходят различные трафареты), так же записываются стишки для заучивания наизусть, скороговорки, чистоговорки и т.п. При согласовании мама или папа могут посетить
индивидуальное

занятие
своего ребёнка, где они (по их же запросу) увидят выполнение артикуляционной гимнастики, пальчиковую гимнастику и другие интересующие их вопросы по работе с их ребёнком. При проведении занятий по программе «Скоро в школу» проходят
открытые занятия
для родителей, после чего проходит анализ этого занятия, т. е. идет объяснение, для чего нужно было то или иное задание для ребёнка, поведение ребёнка при выполнении определённого задания на определённом отрезке времени. При такой форме работы, родитель может увидеть своего будущего первоклассника, сравнить его со сверстниками, без какой либо характеристики логопеда, а только лишь по результату деятельности на занятии. Такая форма работы, как
информационный

стенд
используется во всех группах. Логопедом выставляются раскладушки - передвижки на различные темы, касающиеся постановки звуков, развития речи, фонематического слуха, подготовки ребёнка к школе и т.п. с учётом возрастных особенностей дошкольника. Нужны и
индивидуальные консультации
, где чаще всего интересуют вопросы, которые на практике сложны для родителей:  Звуковой анализ (определение места звука в слове; разница между гласным и согласным, твёрдым и мягким, звонким и глухим)  Правильное выполнение артикуляционной гимнастики
Но не всегда, как показывает практика, родители могут обратиться с подобными вопросами к логопеду. Для этого в детском саду создан
«Логофакс»
- это коробка с прорезью для складывания записок с вопросами. Родители задают вопросы через «Логофакс», специалисты, воспитатели дают ответы через буклеты, раскладушки – передвижки, родительских собраниях, в зависимости от ситуации и задаваемого вопроса.
Буклет
– это письменная консультация, отпечатанная на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы её можно было читать и рассматривать, не разрезая, а раскрывая ширмообразно. Информация на буклетах отличается тем, что в нём содержится информация интересующая только тех родителей, кому она необходима. Например, буклет на тему «Ваш ребёнок идёт в школу? Тогда проверьте его, имеет ли он необходимый запас знаний». Конечно, такой буклет заинтересует в первую очередь родителей, чьи детки посещают подготовительную группу и скоро переступят порог школы. Такой буклет, как «Критерии звукопроизношения» будет актуален всем родителям детей дошкольного возраста. Буклеты выпускаются по запросу родителей или же по наболевшей теме, затем вкладываются в раскладушки – передвижки, раздаются родителям на устных консультациях, родительских собраниях. В помощь родителям 1 раз в неделю работает
«Родительская

пятиминутка»,
где родителям предлагаются разнообразные дидактические игры, пальчиковые гимнастики. После накопления материала он подбирается и выставляется в файловых папках в группах с учётом возрастных особенностей ребёнка. Ещё раз вспомним девиз «
МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО

НЕ ВМЕСТО ВАС!»


«
Что значит «ВМЕСТЕ С ВАМИ» - как работать, когда ребёнок в детском саду, а я на работе?»; «Я слишком устаю на работе»; «Вы за это получаете заработную плату» и т.п. – это мы слышали не один раз от родителей. Убедив их в том, что малыш ВАШ, а далее постепенно включая их в коррекционную работу совместно, пришли к выводу, что наш девиз заработал, теперь мы работаем совместно и от этого есть результат. О. Мирошникова Учитель логопед МБДОУ детский сад общеобразовательного вида с Верх-Усугли


В раздел образования