Этнокультурный компонент в воспитании детей дошкольного возраста
Автор: Нуякшева Ольга Евгеньевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок" Населённый пункт: г. Алатырь, Чувашская Республика Наименование материала: Статья Тема: Этнокультурный компонент в воспитании детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Этнокультурный компонент в воспитании детей дошкольного
возраста
О.Е.Нуякшева,
старший
воспитатель
МБДОУ
«Детский
сад
№
1
«Теремок» города Алатыря Чувашской Республики
В условиях мозаики культур, ценности должны рассматриваться с
учетом уникальности национальной культуры, а для этого их значимость
должна осознаваться людьми. Не зря говорят, что народ, не знающий
истории
и
культуры
предков,
обречен
на
духовное
вырождение.
Эта
хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно
поэтому
мы
отмечаем
острую
необходимость
осмысления
основ
традиционной
народной
культуры,
тысячелетнего
опыта
освоения
культурного
пространства,
механизмов
передачи
его
грядущим
поколениям, возрождения национального русского характера.
Необходимость организации воспитательного процесса в детских
садах
на
этнокультурной
основе
осознавалась
отечественными
педагогами
с
самого
начала
их
создания
в
России.
Культурно-
исторический
опыт
народа
должен
определять
сво еобразие
воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера,
на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса,
диктуют
свой
особый
стиль
взаимоотношений
между
взрослыми
и
воспитанниками.
Учитывая
традиции
любого
народа,
особенности
детского
восприятия,
главными предметами изучения
в
российских
детских
садах,
по
мнению
П.
Ф.
Каптерева,
должны
стать:
природа
родного
края;
родной
язык;
устное
народное
творчество;
историко-
этнографические
рассказы
о
своем
и
других
народах,
помогающие
развитию детских представлений об этническом многообразии мира [1].
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования
в
качестве
основополагающих
принципов
дошкольного образования определены принципы приобщения детей к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества
и
государства,
учета
этнокультурной
ситуации
развития
ребенка,
что
предполагает
введение этнокультурной составляющей в содержание образования уже со
ступени дошкольного возраста. И не только средствами изучения родного
языка, истории и культурных традиций своего народа, но и изучения
культурных
достижений
других
народов,
прежде
всего,
народов
ближайшего национального окружения.
Этнокультурная составляющая образовательного процесса в нашем
дошкольном
учреждении была
построена
на
трех
о сновных
направлениях деятельности:
1. – знакомство с бытом, культурой своего народа, с культурными
д о с т и ж е н и я м и
в с е г о
ч е л о в е ч е с т в а ;
2 . –
работа
в
мини-музее,
знакомство
с
народным
творчеством,
искусством;
3. - проведение народных игр, досугов, праздников.
Первое
направление
создавало
условия
для
плодотворной
образовательной
деятельности.
Оно
включало в
себя
тематические
экскурсии, целевые прогулки, исторические беседы, рассказы, просмотр
слайд-фильмов, встречи с интересными людьми, посещение музеев и др.
Второе
включало
в
с ебя
этнокультурное
с од е р ж а н и е
непосредственной образовательной деятельности в пространстве мини-
музея.
Дети
погружались
в
атмосферу
крестьянского
быта,
слушали
сказки,
рисова ли,
лепили
и
т.д., следовательно,
приобретали
эмоционально окрашенные умения и знания.
Третье
с
помощью
праздников,
закрепляло
этнокультурное
содержание и создавало положительное к нему отношение. Оно явилось
основной,
системообразующей
частью,
т.к.
объединило
предыдущие
направления педагогической деятельности и посредством эмоционально-
образного
ряда,
соединила
чувства
и
опыт
ребенка
в
проживании
традиций.
Поскольку
важен
не
только
сам
народный
материал
и
его
содержание,
но
и
народные
методы,
атмосфера
народного
праздника,
построенная на доброжелательных чувствах, любви к детям и уважении,
сопричастности к природе, в совместном со сверстниками и взрослыми
проживании события.
С
2009
года
в
нашем
дошкольном
учреждении
действует
переносной музей мини-избы «Горенка», в содержание которого входят
предметы
русского
быта:
прялки,
утюги,
ухваты,
чугунки,
кринки,
самовары, лапти, рушники, вышивки, скатерти. Все предметы являются
подлинными - собранными сотрудниками детского сада и родителями
воспитанников.
Детям
дошкольного
возраста
очень
важно,
чтобы
экспонаты были не только предметами, а демонстрировались в действии:
так
национальные
костюмы
и
предметы
быта
часто
используются
праздниках «Святая Троица», «Акатуй», «Ярмарка», «Посиделки» и т.д.
В старшей группе вот уже два года действует мини-музей
декоративно-прикладного
искусства.
Основные
задачи
работы
музея:
формирование
этнографической
культуры
дошкольников,
изучение
русских, чувашских, мордовских национальных традиций, знакомство с
устным
народным
творчеством,
предметами
материальной
культуры,
воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному
краю.
С 2015 года в подготовительной группе пользуется спросом мини-музей
матрешки
и
народной
куклы.
Здесь
можно
не
только
рассмотреть
экспонаты, но и попробовать расписать матрешку, смастерить «куклу
н а ш и х
б а б у ш е к »
с в о и м и
р у к а м и .
В течение нескольких лет ведется кружковая работа с детьми старшего
дошкольного возраста по изготовлению народных кукол.
Изготовление
кукол
развивают
мелкую
моторику
пальцев,
значительно
влияет
на
развитие памяти, внимания, воображения, а в целом прививают интерес к
народному
искусству. В настоящее время в ДОУ собрана
коллекция
народных кукол, изготовленных руками руководителя кружка «Умелые
руки» воспитателя Николаевой С.В. и её воспитанников.
На
основе
модели
по
приобщению
старших
дошкольников
к
этнокультурным традициям были разработаны проекты: «Родной дом»,
«Моя Родина», «Природа родного края», «Народные традиции». Целью
проектов
стало
формирование
определяющих
ценностных
ориентиров
посредством этнокультурной среды.
В заключение хотелось бы отметить, что данная работа не только
интересная и увлекательная, но очень полезная, так как в ходе овладения
начальными знаниями о национальных традициях в сознании ребенка
формируется
картина
культурного
многообразия,
общности
и
специфичности культуры разных народов.
Литература
1.
Каптерев, П. Ф. Обучение детей дошкольного возраста [Текст]. //
Н а р о д н а я
ш к о л а .
1 8 7 4 .
№
6 – 7 .
С .
1 9 – 4 2 .
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и
сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для
педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост. Куприна,
Л.С., Бударина, Т.А., Маркеева, О.А. и др.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
1999.-384с.
2.
Махалова
И.В.
Программа
по
приобщению
детей
6-7
лет
к
национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья»:
примерная парциальная образовательная программа / И.В. Махалова. –
Ч е б о к с а р ы :
Ч у в а ш .
к н .
и з д - в о ,
2 0 1 5 .
–
7 9
с .
3. Мини-музей в детском саду /Рыжова, Н.А., Логинова Л.В., Данюкова,
А . И .
–
М . :
Л и н к а - П р е с с ,
2 0 0 8 . - 2 5 6 с .
4.Ченкураева, Е.Н. Педагогические условия становления этнокультурного
образования в инновационном образовательном учреждении (на примере
национальной
гимназии)[Текст].
:
автореф.
дис.
…
канд.
пед.
наук.
Волгоград, 2007.- 24 с.