Напоминание

Исторический экскурс в классический джаз.


Автор: Михайлова Валерия Михайловна
Должность: преподаватель музыкально-инструментального класса
Учебное заведение: ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Исторический экскурс в классический джаз.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Исторический экскурс в классический джаз. Искусство классического джаза имеет свои глубокие корни, поэтому очень важно начать его изучение с исторического экскурса. Повсеместное распространение за шестьдесят лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный факт нового времени. В период первой мировой войны, когда джаз Нового Орлеана был ещё народной музыкой, количество джазовых музыкантов не превышало несколько сотен. К 1920 году джаз стал известен всюду в Соединённых Штатах Америки. Через десять лет его стали исполнять и слушать в большинстве крупных городах Европы. К 1940 году его уже знали во всём мире, а к 1960 году джаз был повсеместно признан как самостоятельный музыкальный жанр, даже как особый вид искусства. Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную музыку. «Рок», «фанк» и «соул», эстрадная музыка кино и телевидения, значительная часть симфонической и камерной музыки заимствовали многие элементы джаза. Без преувеличения можно сказать, что именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп – музыки. Джаз является детищем американских негров. Негры, Попадая из Африки в Америку, привозили оттуда свои обычаи, традиции. Особенность коренных африканцев в том, что они постоянно ощущают свою связь с общиной. Это чувство единения они передают через музыку. Для африканца музыка полна социального смысла; с её помощью он выражает многие из своих чувств по отношению к племени, семье, окружающим его людям. Часто музыка является средством выражения эмоций, которые вызывает то или иное событие. Что же представляет собой эта музыка? Наиболее общая характеристика состоит в том, что она неотделима от движений человеческого тела. Она неразрывно связана с хлопками в ладоши, притоптыванием и, что особенно важно, с пением. Африканцы чаще всего поют в унисон, настоящее гармоническое пение у них встречается редко. Африканская музыка носит ритмический характер. Использование «перекрёстных ритмов» - основа африканской музыки. Вот что говорит А. М. Джонс, один из ведущих музыковедов – африканистов: «В создании ритмических конфликтов африканец находит наслаждение». Африканский звукоряд сильно отличается от европейского ( в большинстве случаев отсутствием полутонов), о тяготении к нечёткому, грубоватому тембру звучания; в джазе он получил
название « дерти – тон» ( от англ. dirty – грязный). Точность воспроизведения фиксированной высоты звука для африканца не имеет того значения, какое придаёт ей музыкант европейской традиции. Все эти элементы, присущие музыкальной культуре негров, нашли своё отражение в джазе: очень часто солист уходит от основной ритмической линии, которую держит ритм – группа и использует «дерти – тона» (тона с неопределённой высотой можно воспроизвести на музыкальных инструментах с нефиксированной высотой звука, например, почти на любом духовом инструменте ( саксофоне, трубе и т.д. ), чего нельзя сказать о фортепиано, где высота звука фиксированная. Но, несмотря на наличие африканских черт, джаз – это не африканская музыка. Его инструментовка, основные принципы гармонии и формы имеют скорее европейские, чем африканские корни. Характерно, что многие видные пионеры джаза были не неграми, а креолами с примесью негритянской крови и обладали скорее европейским, нежели негритянским музыкальным мышлением. Джаз – это уникальный сплав принципов и элементов европейской и африканской музыки. Какие же музыкальные течения и стили повлияли на становление джаза? Кроме африканской культовой музыки, которую негры привезли с собой на американскую землю ( спиричуэлсы, которые были неотъемлемой частью негритянских религиозных церемоний, стрит – край – песни уличных торговцев, уорг – сонг – песни, которые исполнялись неграми при совершении какой – либо монотонной работы) своё влияние оказали блюз и рэг-тайм – стили, которые появились в начале 20-х годов. Где же родился джаз? Джаз возник в Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах, и потом распространился по всей стране. Как правило, креолы не играли блюзы, предпочитая им классическую музыку, а негров, напротив, влекла музыка «грубая», насыщенная рэг-ритмами и синкопами, близкими их родному фольклору. Эти два направления постепенно сливались: марш, рэг-тайм, уорг-сонг, блюз – европеизированная африканская музыка и африканизированная европейская музыка – всё варилось в одном котле. И вот однажды из сплава двух различных музыкальных течений возникла музыка, доселе неведомая, которой за три последующих десятилетия предстояло покинуть трущобы Нового Орлеана, его увеселительные заведения и танцзалы и завоевать весь мир.
Джаз – явление многоликое. Безусловно, существует эволюция гармонической и ритмической организации джаза, движение элементарного к более сложному языку. Историческое развитие джаза тесно связано с европейской академической музыкой, ведь гармонической основой джаза являются традиции классической гармонии.


В раздел образования