Автор: Михайлова Валерия Михайловна Должность: преподаватель музыкально-инструментального класса Учебное заведение: ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж" Населённый пункт: г. Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: Исторический экскурс в классический джаз. Раздел: среднее профессиональное
Исторический экскурс в классический джаз.
Искусство классического джаза имеет свои глубокие корни, поэтому очень
важно начать его изучение с исторического экскурса.
Повсеместное распространение за шестьдесят лет такого уникального
явления, как джаз, едва ли не самый поразительный факт нового времени. В
период первой мировой войны, когда джаз Нового Орлеана был ещё
народной музыкой, количество джазовых музыкантов не превышало
несколько сотен. К 1920 году джаз стал известен всюду в Соединённых
Штатах Америки. Через десять лет его стали исполнять и слушать в
большинстве крупных городах Европы. К 1940 году его уже знали во всём
мире, а к 1960 году джаз был повсеместно признан как самостоятельный
музыкальный жанр, даже как особый вид искусства.
Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную музыку.
«Рок», «фанк» и «соул», эстрадная музыка кино и телевидения, значительная
часть симфонической и камерной музыки заимствовали многие элементы
джаза. Без преувеличения можно сказать, что именно на фундаменте джаза
выросло здание современной поп – музыки.
Джаз является детищем американских негров. Негры, Попадая из Африки в
Америку, привозили оттуда свои обычаи, традиции. Особенность коренных
африканцев в том, что они постоянно ощущают свою связь с общиной. Это
чувство единения они передают через музыку. Для африканца музыка полна
социального смысла; с её помощью он выражает многие из своих чувств по
отношению к племени, семье, окружающим его людям. Часто музыка
является средством выражения эмоций, которые вызывает то или иное
событие.
Что же представляет собой эта музыка? Наиболее общая характеристика
состоит в том, что она неотделима от движений человеческого тела. Она
неразрывно связана с хлопками в ладоши, притоптыванием и, что особенно
важно, с пением. Африканцы чаще всего поют в унисон, настоящее
гармоническое пение у них встречается редко. Африканская музыка носит
ритмический характер. Использование «перекрёстных ритмов» - основа
африканской музыки. Вот что говорит А. М. Джонс, один из ведущих
музыковедов – африканистов: «В создании ритмических конфликтов
африканец находит наслаждение». Африканский звукоряд сильно отличается
от европейского ( в большинстве случаев отсутствием полутонов), о
тяготении к нечёткому, грубоватому тембру звучания; в джазе он получил
название « дерти – тон» ( от англ. dirty – грязный). Точность воспроизведения
фиксированной высоты звука для африканца не имеет того значения, какое
придаёт ей музыкант европейской традиции.
Все эти элементы, присущие музыкальной культуре негров, нашли своё
отражение в джазе: очень часто солист уходит от основной ритмической
линии, которую держит ритм – группа и использует «дерти – тона» (тона с
неопределённой высотой можно воспроизвести на музыкальных
инструментах с нефиксированной высотой звука, например, почти на любом
духовом инструменте ( саксофоне, трубе и т.д. ), чего нельзя сказать о
фортепиано, где высота звука фиксированная.
Но, несмотря на наличие африканских черт, джаз – это не африканская
музыка. Его инструментовка, основные принципы гармонии и формы имеют
скорее европейские, чем африканские корни. Характерно, что многие видные
пионеры джаза были не неграми, а креолами с примесью негритянской крови
и обладали скорее европейским, нежели негритянским музыкальным
мышлением. Джаз – это уникальный сплав принципов и элементов
европейской и африканской музыки.
Какие же музыкальные течения и стили повлияли на становление джаза?
Кроме африканской культовой музыки, которую негры привезли с собой на
американскую землю ( спиричуэлсы, которые были неотъемлемой частью
негритянских религиозных церемоний, стрит – край – песни уличных
торговцев, уорг – сонг – песни, которые исполнялись неграми при
совершении какой – либо монотонной работы) своё влияние оказали блюз и
рэг-тайм – стили, которые появились в начале 20-х годов.
Где же родился джаз?
Джаз возник в Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах, и потом
распространился по всей стране. Как правило, креолы не играли блюзы,
предпочитая им классическую музыку, а негров, напротив, влекла музыка
«грубая», насыщенная рэг-ритмами и синкопами, близкими их родному
фольклору. Эти два направления постепенно сливались: марш, рэг-тайм,
уорг-сонг, блюз – европеизированная африканская музыка и
африканизированная европейская музыка – всё варилось в одном котле. И вот
однажды из сплава двух различных музыкальных течений возникла музыка,
доселе неведомая, которой за три последующих десятилетия предстояло
покинуть трущобы Нового Орлеана, его увеселительные заведения и
танцзалы и завоевать весь мир.
Джаз – явление многоликое. Безусловно, существует эволюция
гармонической и ритмической организации джаза, движение элементарного
к более сложному языку. Историческое развитие джаза тесно связано с
европейской академической музыкой, ведь гармонической основой джаза
являются традиции классической гармонии.